Напоминание

"Имидж педагога–хореографа как становление профессионального мастерства"


Автор: Левченко Екатерина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Билибинский районный Центр дополнительного образования"
Населённый пункт: г.Билибино, Чукотский АО
Наименование материала: научное исследование
Тема: "Имидж педагога–хореографа как становление профессионального мастерства"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Имидж педагога-хореографа как становление профессионального

мастерства

Исследования,

проводимые

учеными

по

формированию

имиджа

личности

(Л.К.

Аверченко, Е.В. Егорова-Гантман, В.М. Шепель и др.), важны для целенаправленного создания

имиджа педагога-хореографа. Одни исследователи считают этот процесс стихийным, другие же,

напротив,

высказываются

за

его

конструирование.

Западная

научная

литература

само

слово

«имидж» использует в сугубо специфическом контексте, в сочетании со словом «создание»,

«строительство». С такой трактовкой соглашаются и многие российские специалисты в области

имиджелогии.

Это

результат

сознательной

работы,

так

как

имидж

является

частью

профессионального успеха.

Интересна

модель

формирования

имиджа,

предложенная

Л.К.

Аверченко

(1999):

определение

стартовых

условий:

задача,

время,

степень

подготовленности;

«строительство

внешности»; освоение коммуникативной механики (искусство публичных выступлений, ведение

переговоров и бесед, умение слушать); освоение техники поведения (принятых норм поведения,

искусство оставлять хорошее впечатление о себе, тактики действий в конфликтных ситуациях);

овладение

технологией

«личного

ортобиоза»

(практика

здорового

образа

жизни);

самосовершенствование

(самообразование,

самовоспитание)

[1].

В

основе

формирования

имиджа лежат принципы:

• повторения – учет того, что хорошо запоминается информация, которая повторяется.

Людям

требуетсявремя,

чтобы

сделать

воспринятое

сообщение

своим,

а

многократное

повторение способствует этому;

• непрерывного усиления воздействия – наращивание аргументов или эмоционального

обращения;

«двойного

вызова»

сообщение

воспринимается

не

только

разумом,

но

и

подсознанием. Чтобы побудить человека к чему-либо, надо сделать ему «двойной вызов», т.е.

обратиться к его сознанию и подсознанию.

В

практике

хореографического

искусства,

психологии

хореографического

образования,

педагогики хореографии вопрос о целесообразности формирования имиджа однозначно решен в

положительную сторону. Интересные наблюдения по построению имиджа можно встретить у

руководителей

хореографических

объединений,

руководителей

центров

танца

и

педагогов

хореографии. Они активно ведут работу по формированию своего личностного имиджа и имиджа

коллектива, которым управляют [7].

В имидже есть как положительные, так и отрицательные моменты, возникает дилемма:

быть (т.е. обладать тем, на чем строится имидж) или казаться (т.е. просто выглядеть в соответствии

с

имиджем,

не

обладая

в

действительности

необходимыми

качествами).

На

первый

взгляд

достаточно казаться, т.е. иметь определенную маску. Именно этот взгляд на имидж преобладает

сейчас.

Постепенно

приходит

понимание,

что

надо

быть,

т.е.

иметь

лицо,

а

не

маску,

надо

соответствовать своему имиджу. Быть всегда труднее, чем казаться, но быть – надежнее и вернее,

быть дает стабильность и уверенность (И.Г. Гуменная, Л.Е. Стровский, 1997) [4].

Как показывают результаты нашего исследования, сами педагоги-хореографы считают, что

руководители

хореографических

центров,

объединений,

коллективов,

да

и

сами

педагоги-

хореографы

должны

работать

над

своим

имиджем.

В

анкетировании

приняли

участие

230

педагогов-хореографов

(70%

женщин

и

30%

мужчин),

среди

которых

не

только

педагоги-

хореографы, но и руководители хореографических коллективов, артисты балета, совмещающие

сценическую и педагогическую деятельность и имеющие педагогический стаж [5].

Из 230 опрошенных 95% ответили положительно на вопрос о необходимости педагогу-

хореографу работать над своим имиджем. Интересно отметить, что 88 % ответили, что сами

осознанно строят свой имидж. Построение имиджа педагога-хореографа находится в движении и

не может быть сформировано однажды и навсегда, так как имидж, как и сама личность, не может

быть

постоянным,

он

динамичен,

его

изменения

необходимо

постоянно

отслеживать

и

анализировать. Работа по формированию имиджа трудная и кропотливая, в ней нет и не должно

быть мелочей.

В ходе эксперимента мы попытались проанализировать, каковы, по мнению педагогов-

хореографов, составляющие имиджа.

Имидж личности во многом зависит от сформированности Я-концепции, ответили 75%

опрашиваемых. Любая личность, в том числе и педагог-хореограф, ведет себя в соответствии с

собственной Я-концепцией. Его поведение зависит от того, с кем и как он себя осознает, как он

сравнивает себя с людьми, с которыми взаимодействует.

Я-концепция имеет несколько аспектов: образ «Я», самооценка и социальная ориентация.

Она определяет, во-первых, то, как будет действовать индивид в конкретной ситуации, во-вторых,

как он будет интерпретировать действия других, в-третьих, его представление о том, что должно

произойти [2].

Я-концепция состоит из нескольких различающихся образов. Это Я-образ – какими мы

видим себя: идеальное Я – какими нам хотелось бы быть; зеркальное Я – какими, по нашему

мнению,

нас

видят

другие,

и

наше

реальное

Я

каковы

мы

в

действительности.

Я-образы

различаются

по

своему

характеру

и

роли,

которую

они

играют

в

самосознании

человека

и

окружающих ее людей. Таково «фантастическое Я», «желаемое Я», «настоящее (реальное) Я»,

«представляемое Я» и многие другие.

Особо

важное

значение

при

формировании

имиджа

педагога-хореографа

имеет

Я-

идеальное

образ

того,

каким

он

должен

быть,

чтобы

соответствовать

высоким

идеалам,

принятым в обществе. Правильно сформированное Я-идеальное служит условием эффективности

его самовоспитания. Я-образы вносят свои коррективы при формировании имиджа педагога-

хореографа. То, каким он должен быть, хотел бы быть, каким он представляет себе окружающих и,

наконец, каким видит себя в данный момент – всё это может совпадать, а может и не совпадать с

тем, каков он на самом деле (он – реальный).

Проявление

интереса

к

самосовершенствованию

является

показателем

того,

что

опрашиваемые обладают определенным уровнем самооценки. Имидж педагога-хореографа - это

прежде всего результат работы над собой. Проведенное анкетирование показало, что из 230

респондентов 72% опрашиваемых возможность самосовершенствования принимают в качестве

необходимого

условия

своей

жизни,

они

не

ставят

порог

своим

возможностям,

желают

совершенствоваться,

прогнозировать

творческие

замыслы,

моделировать

собственную

деятельность, выделяя условия, важные для реализации цели [6].

Самосовершенствование

в

формировании

имиджа

предполагает

труд

умственный

и

физический,

соединяющий

творческую,

организаторскую

и

исследовательскую

деятельность.

Развитие педагога-хореографа связано с изучением приоритетных направлений в современном

преподавании

хореографии,

предполагает

освоение

необходимых

знаний

о

создании

хореографического

объединения,

организации

хореографического

коллектива,

условиях

его

функционирования, осознание собственных возможностей и возможностей обучающихся.

В

последнее

время

появилось

много

современных

направлений,

связанных

с

хореографической

деятельностью.

Изучение

техники

танца

педагогами-хореографами

приобретает важное значение для возможности преподавания и передачи опыта обучающимся.

Примерами

могут

служить

направления

по

развитию

пластичности

тела

на

основе

единства

дыхания,

движения,

воображения:

акробатический

рок-н-ролл,

джампстайл,

дэнсхолл,

зумба,

стретчинг, сальса, меренге, экспериментальный танец, хастл, contemporary dance, C-Walk, house,

High Heels и многие другие.

Имидж, который педагог-хореограф подает окружающему миру, в большинстве случаев

расценивается людьми как отражение его уровня самооценки, отметили 57% респондентов. В

формировании

имиджа

педагога-хореографа

самооценка

способствует

осознанию

сильных

и

слабых

сторон

деятельности,

выраженности

профессионально

важных

качеств,

стимулирует

творческий рост, работу над искоренением существующих недостатков.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств.

Источником оценочных знаний различных представлений педагога-хореографа о себе является

социокультурное окружение. В результате самооценки формируется то или иное отношение к

себе, позитивное или негативное.

Необходимо учитывать, что имидж воспринимается массами как позитивный лишь в том

случае, когда он соотносится со стереотипами, установками, уже зафиксированными в массовом

сознании, сложившейся системе ценностей, с интересами и ожиданиями масс и не противоречат

им.

Эффективный имидж создается с помощью таких механизмов, как убеждение, внушение,

подражание,

заражение,

с

целью

обеспечения

положительного

отношения

социального

окружения к своему образу.

Имидж

это

искусство

«управлять

впечатлением»,

поэтому

вербальное

(словесное)

впечатление играет важную роль в его формировании. Восприятие имиджа педагога-хореографа

во многом зависит от богатства его языка, характеристик речи. 53% опрашиваемых акцентируют,

что

убеждение

элемент

имиджа,

посредством

которого

взгляды

и

поведение

педагога-

хореографа подвергаются вербальному воздействию других людей. Убеждение – это и метод

воспитания,

используемый

педагогом-хореографом.

Существуют

методы

убеждения:

информационный, поисковый, дискуссия, взаимное просвещение.

При

формировании

имиджа

педагога-хореографа

большую

роль

играет

его

индивидуальность,

отметили

43%

респондентов.

Необходимо

учитывать

неповторимое

своеобразие

педагога-хореографа,

совокупность

только

ему

присущих

особенностей,

многообразие его переживаний, мыслей, чувств, склонностей, потребностей, привычек, желаний,

способностей. От того, как педагог-хореограф сможет реализовать свои качества, зависит его

будущий имидж.

Личностное качество, позволяющее осуществлять загадочное влияние, особенно в случае

непосредственного

контакта,

французский

социолог

Г.

Лебон

назвал

«обаянием»,

немецкий

ученый М. Вебер – «харизмой» [3]. Сила харизматической личности заключается в том, что она

обладает необыкновенными возможностями и привлекательна, притягательна для других, она

имеет в себе нечто, заставляющее других считаться с мнением, прислушиваться к ней [8]. Понять и

объяснить

это

явление

пытались

многие

ученые,

но,

по

утверждению

специалистов

в

этой

области, труд этот далек от завершения, тем более невозможно пока научиться конструировать это

качество по своему желанию.

Анкетирование, проведенное среди 230 респондентов с целью выявить слагаемые имиджа

педагога-хореографа как фактора успешности его профессиональной деятельности, показало, что

21,7% педагогов-хореографов считают, что это образ (то, что возникает с приходом человека и

остается, когда человек уходит), 7,8% отметили внешний аспект (манера, походка, жесты, мимика,

одежда, прическа), 5,6% акцентируют на внутреннем аспекте (эрудиция, духовность, интересы),

3,4%

уверены

в

процессуальном

аспекте

(темперамент,

темп,

пластичность,

деятельность,

эмоции), 2,6% опрошенных утверждают, главное ядро имиджа – это позиция, установка, легенда.

Хорошо когда имидж оставляет место для домысливания. Домысливая «имидж», каждый

может почувствовать себя соучастником процесса конструирования имиджа. Степень свободы

домысливания и воображения при формировании имиджа, как правило, строго регламентируется

с тем, чтобы создаваемый имидж четко соответствовал поставленным при его создании целям и

задачам.

Проблема имиджа педагога-хореографа находится в рамках проблемы педагогического

мастерства и, следовательно, целостное изучение феномена имиджа позволит дополнить уже

изученное по проблеме профессионального мастерства педагога-хореографа. Концептуальные

теоретические

положения

откроют

новые

возможности

в

дополнение

теории

становления

профессионального

мастерства,

и

определят

дальнейшие

пути

саморазвития

и

самосовершенствования.

Литература

1. Аверченко Л.К. Имидж и личностный рост: Учебное пособие. – Новосибирск, 1999 – 147 с.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. С англ. М.: Прогресс, 1986. 414 с.

3. Вебер М. Харизматическое господство. //Социологические исследования. 1988. №5. С. 139-147.

4. Гуменная И.Г. Стровский Л.Е. Имидж фирмы. Учебное пособие. Екатеринбург, 1997.

5. Мацаренко Т.Н. Социально-профессиональная адаптация артистов балета к педагогической

деятельности в системе дополнительного образования детей – Москва: Издательство «Перо»,

2015. – 132 с.

6. Мацаренко Т.Н. Трудности адаптации артиста балета к педагогической деятельности в системе

дополнительного образования детей/ Вестник славянских культур. № 4. М.: ГАСК, 2012. С. 135-139.

7. Мацаренко Т.Н. Этапы формирования педагогической установки будущего педагога-хореографа/

В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии/ Сб. ст. по

материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 2 (33). Часть II. Новосибирск: Изд. «СибАК»,

2014. 148 с. С. 80-85.

8. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М, 1997



В раздел образования