Автор: Левченко Екатерина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Билибинский районный Центр дополнительного образования"
Населённый пункт: г.Билибино, Чукотский АО
Наименование материала: научное исследование
Тема: "Имидж педагога–хореографа как становление профессионального мастерства"
Раздел: дополнительное образование
Имидж педагога-хореографа как становление профессионального
мастерства
Исследования,
проводимые
учеными
по
формированию
имиджа
личности
(Л.К.
Аверченко, Е.В. Егорова-Гантман, В.М. Шепель и др.), важны для целенаправленного создания
имиджа педагога-хореографа. Одни исследователи считают этот процесс стихийным, другие же,
напротив,
высказываются
за
его
конструирование.
Западная
научная
литература
само
слово
«имидж» использует в сугубо специфическом контексте, в сочетании со словом «создание»,
«строительство». С такой трактовкой соглашаются и многие российские специалисты в области
имиджелогии.
Это
результат
сознательной
работы,
так
как
имидж
является
частью
профессионального успеха.
Интересна
модель
формирования
имиджа,
предложенная
Л.К.
Аверченко
(1999):
определение
стартовых
условий:
задача,
время,
степень
подготовленности;
«строительство
внешности»; освоение коммуникативной механики (искусство публичных выступлений, ведение
переговоров и бесед, умение слушать); освоение техники поведения (принятых норм поведения,
искусство оставлять хорошее впечатление о себе, тактики действий в конфликтных ситуациях);
овладение
технологией
«личного
ортобиоза»
(практика
здорового
образа
жизни);
самосовершенствование
(самообразование,
самовоспитание)
[1].
В
основе
формирования
имиджа лежат принципы:
• повторения – учет того, что хорошо запоминается информация, которая повторяется.
Людям
требуетсявремя,
чтобы
сделать
воспринятое
сообщение
своим,
а
многократное
повторение способствует этому;
• непрерывного усиления воздействия – наращивание аргументов или эмоционального
обращения;
•
«двойного
вызова»
–
сообщение
воспринимается
не
только
разумом,
но
и
подсознанием. Чтобы побудить человека к чему-либо, надо сделать ему «двойной вызов», т.е.
обратиться к его сознанию и подсознанию.
В
практике
хореографического
искусства,
психологии
хореографического
образования,
педагогики хореографии вопрос о целесообразности формирования имиджа однозначно решен в
положительную сторону. Интересные наблюдения по построению имиджа можно встретить у
руководителей
хореографических
объединений,
руководителей
центров
танца
и
педагогов
хореографии. Они активно ведут работу по формированию своего личностного имиджа и имиджа
коллектива, которым управляют [7].
В имидже есть как положительные, так и отрицательные моменты, возникает дилемма:
быть (т.е. обладать тем, на чем строится имидж) или казаться (т.е. просто выглядеть в соответствии
с
имиджем,
не
обладая
в
действительности
необходимыми
качествами).
На
первый
взгляд
достаточно казаться, т.е. иметь определенную маску. Именно этот взгляд на имидж преобладает
сейчас.
Постепенно
приходит
понимание,
что
надо
быть,
т.е.
иметь
лицо,
а
не
маску,
надо
соответствовать своему имиджу. Быть всегда труднее, чем казаться, но быть – надежнее и вернее,
быть дает стабильность и уверенность (И.Г. Гуменная, Л.Е. Стровский, 1997) [4].
Как показывают результаты нашего исследования, сами педагоги-хореографы считают, что
руководители
хореографических
центров,
объединений,
коллективов,
да
и
сами
педагоги-
хореографы
должны
работать
над
своим
имиджем.
В
анкетировании
приняли
участие
230
педагогов-хореографов
(70%
женщин
и
30%
мужчин),
среди
которых
не
только
педагоги-
хореографы, но и руководители хореографических коллективов, артисты балета, совмещающие
сценическую и педагогическую деятельность и имеющие педагогический стаж [5].
Из 230 опрошенных 95% ответили положительно на вопрос о необходимости педагогу-
хореографу работать над своим имиджем. Интересно отметить, что 88 % ответили, что сами
осознанно строят свой имидж. Построение имиджа педагога-хореографа находится в движении и
не может быть сформировано однажды и навсегда, так как имидж, как и сама личность, не может
быть
постоянным,
он
динамичен,
его
изменения
необходимо
постоянно
отслеживать
и
анализировать. Работа по формированию имиджа трудная и кропотливая, в ней нет и не должно
быть мелочей.
В ходе эксперимента мы попытались проанализировать, каковы, по мнению педагогов-
хореографов, составляющие имиджа.
Имидж личности во многом зависит от сформированности Я-концепции, ответили 75%
опрашиваемых. Любая личность, в том числе и педагог-хореограф, ведет себя в соответствии с
собственной Я-концепцией. Его поведение зависит от того, с кем и как он себя осознает, как он
сравнивает себя с людьми, с которыми взаимодействует.
Я-концепция имеет несколько аспектов: образ «Я», самооценка и социальная ориентация.
Она определяет, во-первых, то, как будет действовать индивид в конкретной ситуации, во-вторых,
как он будет интерпретировать действия других, в-третьих, его представление о том, что должно
произойти [2].
Я-концепция состоит из нескольких различающихся образов. Это Я-образ – какими мы
видим себя: идеальное Я – какими нам хотелось бы быть; зеркальное Я – какими, по нашему
мнению,
нас
видят
другие,
и
наше
реальное
Я
–
каковы
мы
в
действительности.
Я-образы
различаются
по
своему
характеру
и
роли,
которую
они
играют
в
самосознании
человека
и
окружающих ее людей. Таково «фантастическое Я», «желаемое Я», «настоящее (реальное) Я»,
«представляемое Я» и многие другие.
Особо
важное
значение
при
формировании
имиджа
педагога-хореографа
имеет
Я-
идеальное
–
образ
того,
каким
он
должен
быть,
чтобы
соответствовать
высоким
идеалам,
принятым в обществе. Правильно сформированное Я-идеальное служит условием эффективности
его самовоспитания. Я-образы вносят свои коррективы при формировании имиджа педагога-
хореографа. То, каким он должен быть, хотел бы быть, каким он представляет себе окружающих и,
наконец, каким видит себя в данный момент – всё это может совпадать, а может и не совпадать с
тем, каков он на самом деле (он – реальный).
Проявление
интереса
к
самосовершенствованию
является
показателем
того,
что
опрашиваемые обладают определенным уровнем самооценки. Имидж педагога-хореографа - это
прежде всего результат работы над собой. Проведенное анкетирование показало, что из 230
респондентов 72% опрашиваемых возможность самосовершенствования принимают в качестве
необходимого
условия
своей
жизни,
они
не
ставят
порог
своим
возможностям,
желают
совершенствоваться,
прогнозировать
творческие
замыслы,
моделировать
собственную
деятельность, выделяя условия, важные для реализации цели [6].
Самосовершенствование
в
формировании
имиджа
предполагает
труд
умственный
и
физический,
соединяющий
творческую,
организаторскую
и
исследовательскую
деятельность.
Развитие педагога-хореографа связано с изучением приоритетных направлений в современном
преподавании
хореографии,
предполагает
освоение
необходимых
знаний
о
создании
хореографического
объединения,
организации
хореографического
коллектива,
условиях
его
функционирования, осознание собственных возможностей и возможностей обучающихся.
В
последнее
время
появилось
много
современных
направлений,
связанных
с
хореографической
деятельностью.
Изучение
техники
танца
педагогами-хореографами
приобретает важное значение для возможности преподавания и передачи опыта обучающимся.
Примерами
могут
служить
направления
по
развитию
пластичности
тела
на
основе
единства
дыхания,
движения,
воображения:
акробатический
рок-н-ролл,
джампстайл,
дэнсхолл,
зумба,
стретчинг, сальса, меренге, экспериментальный танец, хастл, contemporary dance, C-Walk, house,
High Heels и многие другие.
Имидж, который педагог-хореограф подает окружающему миру, в большинстве случаев
расценивается людьми как отражение его уровня самооценки, отметили 57% респондентов. В
формировании
имиджа
педагога-хореографа
самооценка
способствует
осознанию
сильных
и
слабых
сторон
деятельности,
выраженности
профессионально
важных
качеств,
стимулирует
творческий рост, работу над искоренением существующих недостатков.
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств.
Источником оценочных знаний различных представлений педагога-хореографа о себе является
социокультурное окружение. В результате самооценки формируется то или иное отношение к
себе, позитивное или негативное.
Необходимо учитывать, что имидж воспринимается массами как позитивный лишь в том
случае, когда он соотносится со стереотипами, установками, уже зафиксированными в массовом
сознании, сложившейся системе ценностей, с интересами и ожиданиями масс и не противоречат
им.
Эффективный имидж создается с помощью таких механизмов, как убеждение, внушение,
подражание,
заражение,
с
целью
обеспечения
положительного
отношения
социального
окружения к своему образу.
Имидж
–
это
искусство
«управлять
впечатлением»,
поэтому
вербальное
(словесное)
впечатление играет важную роль в его формировании. Восприятие имиджа педагога-хореографа
во многом зависит от богатства его языка, характеристик речи. 53% опрашиваемых акцентируют,
что
убеждение
–
элемент
имиджа,
посредством
которого
взгляды
и
поведение
педагога-
хореографа подвергаются вербальному воздействию других людей. Убеждение – это и метод
воспитания,
используемый
педагогом-хореографом.
Существуют
методы
убеждения:
информационный, поисковый, дискуссия, взаимное просвещение.
При
формировании
имиджа
педагога-хореографа
большую
роль
играет
его
индивидуальность,
отметили
43%
респондентов.
Необходимо
учитывать
неповторимое
своеобразие
педагога-хореографа,
совокупность
только
ему
присущих
особенностей,
многообразие его переживаний, мыслей, чувств, склонностей, потребностей, привычек, желаний,
способностей. От того, как педагог-хореограф сможет реализовать свои качества, зависит его
будущий имидж.
Личностное качество, позволяющее осуществлять загадочное влияние, особенно в случае
непосредственного
контакта,
французский
социолог
Г.
Лебон
назвал
«обаянием»,
немецкий
ученый М. Вебер – «харизмой» [3]. Сила харизматической личности заключается в том, что она
обладает необыкновенными возможностями и привлекательна, притягательна для других, она
имеет в себе нечто, заставляющее других считаться с мнением, прислушиваться к ней [8]. Понять и
объяснить
это
явление
пытались
многие
ученые,
но,
по
утверждению
специалистов
в
этой
области, труд этот далек от завершения, тем более невозможно пока научиться конструировать это
качество по своему желанию.
Анкетирование, проведенное среди 230 респондентов с целью выявить слагаемые имиджа
педагога-хореографа как фактора успешности его профессиональной деятельности, показало, что
21,7% педагогов-хореографов считают, что это образ (то, что возникает с приходом человека и
остается, когда человек уходит), 7,8% отметили внешний аспект (манера, походка, жесты, мимика,
одежда, прическа), 5,6% акцентируют на внутреннем аспекте (эрудиция, духовность, интересы),
3,4%
уверены
в
процессуальном
аспекте
(темперамент,
темп,
пластичность,
деятельность,
эмоции), 2,6% опрошенных утверждают, главное ядро имиджа – это позиция, установка, легенда.
Хорошо когда имидж оставляет место для домысливания. Домысливая «имидж», каждый
может почувствовать себя соучастником процесса конструирования имиджа. Степень свободы
домысливания и воображения при формировании имиджа, как правило, строго регламентируется
с тем, чтобы создаваемый имидж четко соответствовал поставленным при его создании целям и
задачам.
Проблема имиджа педагога-хореографа находится в рамках проблемы педагогического
мастерства и, следовательно, целостное изучение феномена имиджа позволит дополнить уже
изученное по проблеме профессионального мастерства педагога-хореографа. Концептуальные
теоретические
положения
откроют
новые
возможности
в
дополнение
теории
становления
профессионального
мастерства,
и
определят
дальнейшие
пути
саморазвития
и
самосовершенствования.
Литература
1. Аверченко Л.К. Имидж и личностный рост: Учебное пособие. – Новосибирск, 1999 – 147 с.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. С англ. М.: Прогресс, 1986. 414 с.
3. Вебер М. Харизматическое господство. //Социологические исследования. 1988. №5. С. 139-147.
4. Гуменная И.Г. Стровский Л.Е. Имидж фирмы. Учебное пособие. Екатеринбург, 1997.
5. Мацаренко Т.Н. Социально-профессиональная адаптация артистов балета к педагогической
деятельности в системе дополнительного образования детей – Москва: Издательство «Перо»,
2015. – 132 с.
6. Мацаренко Т.Н. Трудности адаптации артиста балета к педагогической деятельности в системе
дополнительного образования детей/ Вестник славянских культур. № 4. М.: ГАСК, 2012. С. 135-139.
7. Мацаренко Т.Н. Этапы формирования педагогической установки будущего педагога-хореографа/
В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии/ Сб. ст. по
материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 2 (33). Часть II. Новосибирск: Изд. «СибАК»,
2014. 148 с. С. 80-85.
8. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М, 1997