Напоминание

Путешествие в Театралию


Автор: Овчинникова Альбина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр дополнительного образования детей"
Населённый пункт: Город Череповец Вологодская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Путешествие в Театралию
Раздел: дополнительное образование





Назад





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей»



Методическая разработка

итогового контрольного интегрированного занятия



«Путешествие в Театралию»

музыкально - театрального объединения «Аленький цветочек».

I уровень – «Подготовительный курс» - I год обучения

Возраст учащихся: 7 -8 лет.


Автор: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Овчинникова А. А.


г. Череповец
Методическая разработка.

Пояснительная записка.
Известно, что все виды художественно-эстетической деятельности, которые формируются в младшем школьном возрасте, отличаются эмоциональностью, непринужденностью, обязательно осознанностью. В процессе этой деятельности у ребенка ярко проявляется творческое воображение, он сознательно передает игровой образ и вносит в него свое толкование. Музыкально-театральная деятельность оказывает большое влияние на развитие у детей: творческих способностей, образного мышления, всех видов восприятия, внимания и памяти. Подобный вид деятельности доступен детям младшего школьного возраста и оказывает благоприятное воздействие на воспитание ребенка, его эмоциональную отзывчивость, открытость, организованность, потребность в творческом самовыражении. Данное театральное занятие проводится в игровой форме, как итоговое контрольное занятие «Подготовительного курса» - I года обучения - по дополнительной общеобразовательной программе «Мир музыки и театра» (автор – Овчинникова А. А.). Занятие направлено на выявление сформированности знаний, умений и навыков в области музыкально-театральной деятельности детей младшего школьного возраста.
Цель:
контроль сформированных знаний, умений, навыков, познавательного интереса обучающихся к сценическому искусству через игровые формы музыкально-театральной деятельности.
Задачи:
 Образовательная: выявить сформированность знаний, умений, навыков обучающихся в музыкально - театральной деятельности; отследить результаты осознанного представления об устройстве и назначении театрального здания, разнообразии театральных профессий через проведение творческих тестов;  Развивающая: определить уровень развития специфических способностей в музыкально- театральной деятельности: музыкальный слух, певческий и речевой аппарат, музыкально- ритмические движения;  Воспитательная: выявить уровень воспитанности художественно-эстетического вкуса, сознательного и эмоционального восприятия произведений искусства, культуры эмоций, коммуникативных умений.
Тема занятия:
«Путешествие в Театралию».
Тип занятия:
практико-ориентированный.
Характеристика участников:
дети 7 – 8 лет в количестве от 12 до 15 человек.
Время проведения:
Продолжительность – 40-45 минут.
Оформление и оборудование:
Актовый зал, где будет проводиться игра, оформлено в соответствии с тематикой мероприятия – элементы декораций с изображением театральной атрибутики, плоскостные декорации лесных деревьев, домик, сундучки; фортепиано, музыкальный центр, элементы костюмов, тесты.
Условия и особенности реализации:
Театральное контрольное занятие проводится с детьми, освоившими «Подготовительный курс» - I года обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Мир музыки и театра» (автор Овчинникова А. А.)
Методические рекомендации:
Наиболее эффективно проведение занятия в сценическом пространстве в актовом зале, с обеспечением музыкального и художественного оформления. Учитывая возрастные особенности детей, необходимо использовать здоровьесберегающие технологии, соблюдать чередование и смену деятельности в творческих играх и заданиях. В конце занятия благоприятно провести рефлексию и релаксацию.

Методическая разработка

итогового контрольного интегрированного занятия

музыкально - театрального объединения «Аленький цветочек».



I уровень – “Подготовительный курс» - I год обучения

Возраст детей:
7-8 лет.
Педагог: Овчинникова А.А.



«Путешествие в Театралию».

Ход занятия.

1.

Организационный момент

.
Музыкальное приветствие.
Педагог:
Здравствуйте, ребята!
Дети:
Здрав-ствуй-те!
2.

Подготовительный.

Педагог:
Ребята, мы с вами в течение учебного года занимались музыкально-театральной деятельностью и развивали свои творческие способности. И сегодня мы собрались, чтобы поговорить о театре. Поэтому, можно сказать, что цель нашего занятия - …
Дети:
Рассказать все, что мы узнали о театре и показать, чему научились в музыкально- театральном объединении.
Педагог:
И я приглашаю вас в путешествие в волшебную страну Театралию, где нас ожидает много интересного и необычного. Мы сможем совершить это увлекательное путешествие, если пригласим к нам гости Фею Фантазию. А для этого надо вспомнить волшебные слова…Как звучат самые главные волшебные слова в театре?
Дети:
«Представьте себе», «Если бы…»
Педагог:
Совершенно верно. Представьте себе, если бы…мы взяли разноцветные шары и надули их…
Упражнение на глубокое длительное дыхание «Надуй шар».

Педагог:
Дети, скажите, у кого какого цвета шар? (Дети называют цвета)
Педагог:
Молодцы! Какая богатая у вас фантазия! А теперь закроем глаза…и скажем: «Представьте себе, если бы… мы сели на наши разноцветные шары…
Звучит музыкальная композиция «Музыка ветра».

Театральная игра на воображение «Воздушный шаролёт».

Педагог:
Подул лёгкий ветерок, и мы начинаем подниматься вверх…Приятного полёта!... И вот… мы отрываемся от земли, и поднимаемся всё выше и выше…Выше цветов, выше кустов, выше деревьев…и летим по небу. Давайте откроем глаза и посмотрим, как по голубому небу летят воздушные, пушистые облака…Если рассмотреть их повнимательнее, то можно увидеть, что они похожи на различные предметы, например, …на зверят. Назовите, какое животное вы увидели в облаке. (Дети: «Пушистого зайчонка, белоснежного мишку, слоника, белогривую лошадку..»)
Педагог:
Да, только очень большие. Покажите, какие? (дети показывают руками размеры шаров)
Педагог:
А иногда облака бывают похожи на воздушное фруктовое мороженое…Давайте представим себе, что мы пролетаем мимо розового клубничного мороженого. Хотите его попробовать? Тогда зачерпните его ладошкой и попробуйте. Ах, как вкусно…А какое ещё мороженое вам хотелось бы попробовать?
Дети:
Оранжевое апельсиновое, фиолетовое черничное, жёлтое банановое, кремовое, персиковое, зелёное фисташковое, коричневое шоколадное, красное арбузное, белое ванильное.

Педагог:
Ах, как приятно лететь по воздушной стране. Наши губы стали очень сладкими, давайте сделаем упражнение для разминки языка.
Упражнение для активизации языка «Сладкие губы».

Педагог:
Ну, вот мы с вами полакомились разным вкусным мороженым, и стали немножко тяжёлыми. И, поэтому шары под нашей тяжестью стали потихоньку опускаться вниз на землю. Мягкой посадки! Дети имитируют мягкую посадку – садятся на стулья.
Педагог:
Ну, вот мы и приземлились. Давайте отпустим наши шарики. Пусть они отдохнут и полетают по голубому небу. (Дети «подбрасывают» вверх «шары»)
Театральная игра «Волшебный лес».

Педагог:
Давайте посмотрим вокруг. Куда это мы попали?...Кругом деревья, кусты…Мы попали с вами в Волшебный лес. Какой в лесу чистый воздух! Давайте подышим лесным воздухом.
Упражнение на глубокое дыхание «Лесной воздух».

Педагог:
Ах, как чудесен аромат весенних лесных цветов! А какие лесные цветы вы знаете?
Дети:
Фиалки, колокольчики, незабудки, ландыши….
Педагог:
Давайте вдохнём аромат лесных цветов.
Упражнение на артикуляцию «Лесные цветы».

Педагог:
А как вы думаете, ребята, кто в лесу делает воздух таким чистым?
Дети:
Растения, деревья.
Педагог:
Умницы, правильно! Ведь, не зря растения называют зелёными лёгкими планеты. Давайте поиграем в музыкальную игру «Лесное эхо».
Музыкально-дидактическая игра на различение динамических оттенков «Лесное эхо».

Педагог:
В Волшебном лесу деревья устраивают Зелёный бал, танцуя на полянке под чудесную музыку ветра. Представьте себе, что вы – деревья: кто-то из вас – березка в белом сарафанчике, кто- то - могучий дуб в коричневом камзоле, а кто-то - вербушка с пушистыми серёжками или раскудрявый зелёный клён…
Пластическая импровизация «Танцующие деревья».

3.

Проверка знаний, умений и навыков.

Педагог:
Дети, посмотрите, на лесной полянке выросло Чудо-дерево. А на нём распустились листочки, да не простые, а сказочные. (С дерева снимаются бутафорские листочки)
Педагог:
На них что-то написано…Это Фея Фантазия посылает нам привет…(читает): «Ребята, я знаю, что недавно вы побывали на экскурсии в «Доме для волшебных представлений» – в Театре. И, попав в «Театральное Закулисье», познакомились там с волшебниками, которые вас пригласили в свой Город мастеров. Они поделились с вами своими секретами о том, как в творческих мастерских театра они все вместе дружно творят чудеса, чтобы создать яркое, волшебное театральное представление». Давайте сядем на «пенёчки» и вспомним, кто эти волшебники.
Дети выполняют творческий тест «Дом для волшебных представлений».
(В данный тест включены вопросы для детей, составленный по образовательной программе п.д.о. Овчинниковой А. А.)
Педагог:
Посмотрите, а на этом листике – театральные загадки. Попытаемся разгадать их?
Творческая игра «Театральные загадки»
(любые загадки о театре на выбор руководителя).
4.

Обобщение и систематизация знаний.

Педагог:
Вот какие молодцы! Ребята, посмотрите, а на той, дальней полянке среди зеленых деревьев стоит сказочный домик…Из чего же он сделан, посмотрите? Кажется, из пряников? Значит, это пряничный домик? Интересно, кто же в нём живёт?
Дети:
Пряничные гномы!
Педагог:
А мы с вами знаем веселую «Пряничную песенку». Давайте, споём её.
Инсценировка песни «Пряничная песенка».


Педагог:
Вот какие веселые гномики живут в этом пряничном домике. Они – добрые, жизнерадостные, трудолюбивые. А еще они любят пойти по тропинке к лесному озеру, чтобы умыться и сделать зарядку. Давайте вместе с гномами пойдем к лесному озеру.
Музыкальная сценка «Маленький гном».

Педагог:
Пряничные гномики собирают в лесу спелые лесные ягоды, чтобы потом поливать ягодным соком пряники на огороде. Уж, они-то знают, что, если поливать пряники земляничным соком, то вырастут… какие пряники?
Дети:
Земляничные.
Педагог:
А если поливать клюквенным?
Дети:
Клюквенные.
Педагог:
Верно! Однажды гномы насобирали очень много лесных ягод. Разложили они ягоды на пригорке, чтобы полюбоваться урожаем, но тут налетел лесной колдун Ветродуй, заколдовал их, и все ягоды перемешал в кучу. Пришлось гномам снова собирать ягодку к ягодке. Давайте поможем гномикам!... Кто хочет помочь гномам?
Игра на развитие памяти физических действий «Собери, как было»
.
Педагог:
Хорошо в лесу! Только вот комары звенят тут и там. Давайте поймаем комариков.
Упражнение на развитие диафрагмального дыхания «Комары».

Педагог:
Молодцы, гномы! Переловили всех комаров! Интересно, а который сейчас час? Давайте, спросим об этом лесную кукушку – хранительницу времени.
Музыкальное упражнение на расширение певческого диапазона «Кукушечка».

Педагог:
Спасибо, кукушечка!
Музыкальная игра-драматизация «В пещере Горного Короля».
Собрались было гномы уже идти домой, но вдруг налетела туча, и закапал дождик. Испугались гномы, что не успеют добежать до дома. И тут они увидели невдалеке какую-то пещеру и решили в ней спрятаться и переждать дождик. А в этой пещере жил Горный Король, который превращал всё и всех в пауков, лягушек, ящериц и змей. В его пещере - сыро, грязно, а на стенах висят плесень, паутина и мох…Но сейчас он спит…Кто хочет исполнить роль Горного Короля? (роли распределяются по желанию детей). Какая-то неведомая колдовская сила стала увлекать гномов в глубину пещеры. Вдали, в кромешной тьме мерцает огонек. Приблизились к нему гномики и увидели, что на троне заснул сам Горный Король. А вокруг него - огромные сундуки с алмазами и изумрудами. Что делать?...Нужно скорее убегать, пока Король не проснулся! (Звучит музыка Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт»)
Педагог:
Как хорошо, что гномам и нам удалось убежать из пещеры! Пойдемте дальше! Посмотрите, там вдалеке виднеется какое-то королевство. Ребята, да ведь это волшебное Королевство Сказок. Давайте заглянем в него. Посмотрите, здесь кругом живут сказки… А вот и Книга Сказок. Интересно, какие в ней сказки. (Читает:) «Снежная королева»…Ребята, а давайте сыграем в сказку!
Педагог:
Тогда, давайте вспомним, чтобы представление получилось ярким и выразительным, каких помощников актерам надо пригласить?
Дети:
Эти помощники - образная мимика лица, характерные жесты, пантомима тела и выразительная речь.
Педагог:
Ну, что ж, актеры, прошу вас на сцену!
Сценические этюды к спектаклю «Снежная королева»
(или любой на выбор).
5.

Итоговый.

Педагог:
Молодцы! Браво, артисты! Вы подарили нам радость. Я думаю, мы достигли поставленной цели – рассказали, что вы знаете о театре и показали, чему научились в течение года, занимаясь музыкально-театральной деятельностью. А теперь давайте обсудим, что на занятии вам было легко? (ответы детей)
Педагог:
А что вызвало затруднения? (ответы детей)
Педагог:
Да, вы правы, у нас есть к чему стремиться в своем развитии творческих способностей.

6.

Рефлексия

«Разноцветное настроение».
А сейчас, мне хочется узнать, какое у вас настроение в конце нашего занятия. Пусть каждый возьмет одну снежинку и положит в один из сундучков: если настроение радостное – в красный, спокойное – в зелёный, грустное – в белый.(Дети раскладывают снежинки в разные сундучки)
Педагог:
А теперь, чтобы снять творческое напряжение, давайте устроим фейерверк мыльных пузырей.
Упражнение на релаксацию «Мыльные пузыри».

7.

Заключительное слово.

Педагог:
Ну, что ж, вот и подошло к концу наше путешествие по волшебной стране Театралии. Но мы не прощаемся надолго. Мы будем очень рады новым встречам!
Приложение.

Контрольно – измерительные материалы.

I. Творческий тест «Дом для волшебных представлений».

Инструкция:
«Представьте себе, что мы совершаем экскурсию по театральному зданию, где всё называется специальными театральными словами. Вспомните их и выберите только один правильный ответ».
1
. Место в театре, где выступают артисты, называется… А) ринг; Б) стадион; В) класс; Г) сцена;
2.
Помещение в театре, где располагаются зрители, называется… А) читальный зал; Б) гардероб; В) театральный буфет; Г) зрительный зал;
3.
Граница, разделяющая сцену и зрительный зал, называется… А) линия горизонта; Б) пограничная полоса; В) рампа; Г) порог;
4.
Ткань, висящая по краям сцены, называется… А) шторы; Б) занавески; В) жалюзи; Г) кулисы;
5.
Оформление задней части сцены называется… А) задник; Б) передник; В) простыня; Г) экран;
6.
Верхняя конструкция сцены, откуда спускаются и куда поднимаются элементы оформления сцены, называется… А) палки; Б) подъёмный кран; В) лифт; Г) колосники;
7.
Передний край сцены называется… А) передовая;
Б) граница; В) берег; Г) авансцена;
8.
Оформление художником сценической обстановки спектакля называется… А) иллюстрация; Б) аппликация; В) мультипликация; Г) декорация;
9.
Помещение, где находятся костюмы, называется… А) магазин одежды; Б) ателье; В) костюмерная; Г) шкаф;
10.
Комната, где артисты создают свой сценический образ, называется…. А) парикмахерская; Б) косметический салон; В) массажный кабинет; Г) гримёрная;
11.
Помещение, где зрители ожидают начало представления, называется… А) фойе; Б) прихожая; В) сени; Г) тамбур;
12.
Места в зрительном зале, находящиеся перед сценой, на ровной поверхности – это.. А) партер; Б) подъезд; В) пляж; Г) поляна;
13.
Места для зрителей, расположенные на высоте – это… А) башня; Б) лоджия; В) балкон; Г) чердак;
Оценка результатов:
за каждый правильный ответ-1 балл.
Н
-0-6 б;
С
-7-10 б;
В
-11-13 б.


В раздел образования