Автор: Овчинникова Альбина Александровна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр дополнительного образования детей" Населённый пункт: Город Череповец Вологодская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Путешествие в Театралию Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей»
Методическая разработка
итогового контрольного интегрированного занятия
«Путешествие в Театралию»
музыкально - театрального объединения «Аленький цветочек».
I уровень – «Подготовительный курс» - I год обучения
Возраст учащихся: 7 -8 лет.
Автор:
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Овчинникова А. А.
г. Череповец
Методическая разработка.
Пояснительная записка.
Известно, что все виды художественно-эстетической деятельности, которые формируются в
младшем школьном возрасте, отличаются эмоциональностью, непринужденностью, обязательно
осознанностью. В процессе этой деятельности у ребенка ярко проявляется творческое воображение,
он сознательно передает игровой образ и вносит в него свое толкование. Музыкально-театральная
деятельность оказывает большое влияние на развитие у детей: творческих способностей, образного
мышления, всех видов восприятия, внимания и памяти. Подобный вид деятельности доступен
детям младшего школьного возраста и оказывает благоприятное воздействие на воспитание ребенка,
его эмоциональную отзывчивость, открытость, организованность, потребность в творческом
самовыражении.
Данное театральное занятие проводится в игровой форме, как итоговое контрольное занятие
«Подготовительного курса» - I года обучения - по дополнительной общеобразовательной программе
«Мир музыки и театра» (автор – Овчинникова А. А.). Занятие направлено на выявление
сформированности знаний, умений и навыков в области музыкально-театральной деятельности
детей младшего школьного возраста.
Цель: контроль сформированных знаний, умений, навыков, познавательного интереса
обучающихся к сценическому искусству через игровые формы музыкально-театральной
деятельности.
Задачи:
Образовательная: выявить сформированность знаний, умений, навыков обучающихся в
музыкально - театральной деятельности; отследить результаты осознанного представления об
устройстве и назначении театрального здания, разнообразии театральных профессий через
проведение творческих тестов;
Развивающая: определить уровень развития специфических способностей в музыкально-
театральной деятельности: музыкальный слух, певческий и речевой аппарат, музыкально-
ритмические движения;
Воспитательная: выявить уровень воспитанности художественно-эстетического вкуса,
сознательного и эмоционального восприятия произведений искусства, культуры эмоций,
коммуникативных умений.
Тема занятия: «Путешествие в Театралию».
Тип занятия: практико-ориентированный.
Характеристика участников: дети 7 – 8 лет в количестве от 12 до 15 человек.
Время проведения: Продолжительность – 40-45 минут.
Оформление и оборудование: Актовый зал, где будет проводиться игра, оформлено в соответствии
с тематикой мероприятия – элементы декораций с изображением театральной атрибутики,
плоскостные декорации лесных деревьев, домик, сундучки; фортепиано, музыкальный центр,
элементы костюмов, тесты.
Условия и особенности реализации:
Театральное контрольное занятие проводится с детьми, освоившими «Подготовительный курс» - I
года обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Мир музыки и театра» (автор
Овчинникова А. А.)
Методические рекомендации:
Наиболее эффективно проведение занятия в сценическом пространстве в актовом зале, с
обеспечением музыкального и художественного оформления. Учитывая возрастные особенности
детей, необходимо использовать здоровьесберегающие технологии, соблюдать чередование и смену
деятельности в творческих играх и заданиях. В конце занятия благоприятно провести рефлексию и
релаксацию.
Методическая разработка
итогового контрольного интегрированного занятия
музыкально - театрального объединения «Аленький цветочек».
I уровень – “Подготовительный курс» - I год обучения
Педагог: Ребята, мы с вами в течение учебного года занимались музыкально-театральной
деятельностью и развивали свои творческие способности. И сегодня мы собрались, чтобы
поговорить о театре.
Поэтому, можно сказать, что цель нашего занятия - …
Дети: Рассказать все, что мы узнали о театре и показать, чему научились в музыкально-
театральном объединении.
Педагог: И я приглашаю вас в путешествие в волшебную страну Театралию, где нас ожидает много
интересного и необычного. Мы сможем совершить это увлекательное путешествие, если пригласим
к нам гости Фею Фантазию. А для этого надо вспомнить волшебные слова…Как звучат самые
главные волшебные слова в театре?
Дети: «Представьте себе», «Если бы…»
Педагог: Совершенно верно. Представьте себе, если бы…мы взяли разноцветные шары и надули
их…
Упражнение на глубокое длительное дыхание «Надуй шар».
Педагог: Дети, скажите, у кого какого цвета шар? (Дети называют цвета)
Педагог: Молодцы! Какая богатая у вас фантазия! А теперь закроем глаза…и скажем: «Представьте
себе, если бы… мы сели на наши разноцветные шары…
Звучит музыкальная композиция «Музыка ветра».
Театральная игра на воображение «Воздушный шаролёт».
Педагог: Подул лёгкий ветерок, и мы начинаем подниматься вверх…Приятного полёта!...
И вот… мы отрываемся от земли, и поднимаемся всё выше и выше…Выше цветов, выше кустов,
выше деревьев…и летим по небу. Давайте откроем глаза и посмотрим, как по голубому небу летят
воздушные, пушистые облака…Если рассмотреть их повнимательнее, то можно увидеть, что они
похожи на различные предметы, например, …на зверят. Назовите, какое животное вы увидели в
облаке. (Дети: «Пушистого зайчонка, белоснежного мишку, слоника, белогривую лошадку..»)
Педагог: Да, только очень большие. Покажите, какие? (дети показывают руками размеры шаров)
Педагог: А иногда облака бывают похожи на воздушное фруктовое мороженое…Давайте
представим себе, что мы пролетаем мимо розового клубничного мороженого. Хотите его
попробовать? Тогда зачерпните его ладошкой и попробуйте. Ах, как вкусно…А какое ещё
мороженое вам хотелось бы попробовать?
Дети: Оранжевое апельсиновое, фиолетовое черничное, жёлтое банановое, кремовое, персиковое,
зелёное фисташковое, коричневое шоколадное, красное арбузное, белое ванильное.
Педагог: Ах, как приятно лететь по воздушной стране. Наши губы стали очень сладкими, давайте
сделаем упражнение для разминки языка.
Упражнение для активизации языка «Сладкие губы».
Педагог: Ну, вот мы с вами полакомились разным вкусным мороженым, и стали немножко
тяжёлыми. И, поэтому шары под нашей тяжестью стали потихоньку опускаться вниз на землю.
Мягкой посадки!
Дети имитируют мягкую посадку – садятся на стулья.
Педагог: Ну, вот мы и приземлились. Давайте отпустим наши шарики. Пусть они отдохнут и
полетают по голубому небу. (Дети «подбрасывают» вверх «шары»)
Театральная игра «Волшебный лес».
Педагог: Давайте посмотрим вокруг. Куда это мы попали?...Кругом деревья, кусты…Мы попали с
вами в Волшебный лес. Какой в лесу чистый воздух! Давайте подышим лесным воздухом.
Упражнение на глубокое дыхание «Лесной воздух».
Педагог: Ах, как чудесен аромат весенних лесных цветов! А какие лесные цветы вы знаете?
Дети: Фиалки, колокольчики, незабудки, ландыши….
Педагог: Давайте вдохнём аромат лесных цветов.
Упражнение на артикуляцию «Лесные цветы».
Педагог: А как вы думаете, ребята, кто в лесу делает воздух таким чистым?
Дети: Растения, деревья.
Педагог: Умницы, правильно! Ведь, не зря растения называют зелёными лёгкими планеты. Давайте
поиграем в музыкальную игру «Лесное эхо».
Музыкально-дидактическая игра на различение динамических оттенков «Лесное эхо».
Педагог: В Волшебном лесу деревья устраивают Зелёный бал, танцуя на полянке под чудесную
музыку ветра. Представьте себе, что вы – деревья: кто-то из вас – березка в белом сарафанчике, кто-
то - могучий дуб в коричневом камзоле, а кто-то - вербушка с пушистыми серёжками или
раскудрявый зелёный клён…
Пластическая импровизация «Танцующие деревья».
3.
Проверка знаний, умений и навыков.
Педагог: Дети, посмотрите, на лесной полянке выросло Чудо-дерево. А на нём распустились
листочки, да не простые, а сказочные. (С дерева снимаются бутафорские листочки)
Педагог: На них что-то написано…Это Фея Фантазия посылает нам привет…(читает): «Ребята, я
знаю, что недавно вы побывали на экскурсии в «Доме для волшебных представлений» – в Театре. И,
попав в «Театральное Закулисье», познакомились там с волшебниками, которые вас пригласили в
свой Город мастеров. Они поделились с вами своими секретами о том, как в творческих мастерских
театра они все вместе дружно творят чудеса, чтобы создать яркое, волшебное театральное
представление». Давайте сядем на «пенёчки» и вспомним, кто эти волшебники.
Дети выполняют творческий тест «Дом для волшебных представлений».
(В данный тест включены вопросы для детей, составленный по образовательной программе п.д.о.
Овчинниковой А. А.)
Педагог: Посмотрите, а на этом листике – театральные загадки. Попытаемся разгадать их?
Творческая игра «Театральные загадки» (любые загадки о театре на выбор руководителя).
4.
Обобщение и систематизация знаний.
Педагог: Вот какие молодцы! Ребята, посмотрите, а на той, дальней полянке среди зеленых
деревьев стоит сказочный домик…Из чего же он сделан, посмотрите? Кажется, из пряников? Значит,
это пряничный домик? Интересно, кто же в нём живёт?
Дети: Пряничные гномы!
Педагог: А мы с вами знаем веселую «Пряничную песенку». Давайте, споём её.
Инсценировка песни «Пряничная песенка».
Педагог: Вот какие веселые гномики живут в этом пряничном домике. Они – добрые,
жизнерадостные, трудолюбивые. А еще они любят пойти по тропинке к лесному озеру, чтобы
умыться и сделать зарядку. Давайте вместе с гномами пойдем к лесному озеру.
Музыкальная сценка «Маленький гном».
Педагог: Пряничные гномики собирают в лесу спелые лесные ягоды, чтобы потом поливать
ягодным соком пряники на огороде. Уж, они-то знают, что, если поливать пряники земляничным
соком, то вырастут… какие пряники?
Дети: Земляничные.
Педагог: А если поливать клюквенным?
Дети: Клюквенные.
Педагог: Верно! Однажды гномы насобирали очень много лесных ягод. Разложили они ягоды на
пригорке, чтобы полюбоваться урожаем, но тут налетел лесной колдун Ветродуй, заколдовал их, и
все ягоды перемешал в кучу. Пришлось гномам снова собирать ягодку к ягодке. Давайте поможем
гномикам!... Кто хочет помочь гномам?
Игра на развитие памяти физических действий «Собери, как было» .
Педагог: Хорошо в лесу! Только вот комары звенят тут и там. Давайте поймаем комариков.
Упражнение на развитие диафрагмального дыхания «Комары».
Педагог: Молодцы, гномы! Переловили всех комаров! Интересно, а который сейчас час? Давайте,
спросим об этом лесную кукушку – хранительницу времени.
Музыкальное упражнение на расширение певческого диапазона «Кукушечка».
Педагог: Спасибо, кукушечка!
Музыкальная игра-драматизация «В пещере Горного Короля».
Собрались было гномы уже идти домой, но вдруг налетела туча, и закапал дождик. Испугались
гномы, что не успеют добежать до дома. И тут они увидели невдалеке какую-то пещеру и решили в
ней спрятаться и переждать дождик. А в этой пещере жил Горный Король, который превращал всё и
всех в пауков, лягушек, ящериц и змей. В его пещере - сыро, грязно, а на стенах висят плесень,
паутина и мох…Но сейчас он спит…Кто хочет исполнить роль Горного Короля? (роли
распределяются по желанию детей). Какая-то неведомая колдовская сила стала увлекать гномов в
глубину пещеры. Вдали, в кромешной тьме мерцает огонек. Приблизились к нему гномики и
увидели, что на троне заснул сам Горный Король. А вокруг него - огромные сундуки с алмазами и
изумрудами. Что делать?...Нужно скорее убегать, пока Король не проснулся! (Звучит музыка Э.
Грига из сюиты «Пер Гюнт»)
Педагог: Как хорошо, что гномам и нам удалось убежать из пещеры! Пойдемте дальше!
Посмотрите, там вдалеке виднеется какое-то королевство.
Ребята, да ведь это волшебное Королевство Сказок. Давайте заглянем в него. Посмотрите, здесь
кругом живут сказки… А вот и Книга Сказок. Интересно, какие в ней сказки. (Читает:) «Снежная
королева»…Ребята, а давайте сыграем в сказку!
Педагог: Тогда, давайте вспомним, чтобы представление получилось ярким и выразительным,
каких помощников актерам надо пригласить?
Дети: Эти помощники - образная мимика лица, характерные жесты, пантомима тела и
выразительная речь.
Педагог: Ну, что ж, актеры, прошу вас на сцену!
Сценические этюды к спектаклю «Снежная королева» (или любой на выбор).
5.
Итоговый.
Педагог: Молодцы! Браво, артисты! Вы подарили нам радость. Я думаю, мы достигли
поставленной цели – рассказали, что вы знаете о театре и показали, чему научились в течение года,
занимаясь музыкально-театральной деятельностью. А теперь давайте обсудим, что на занятии вам
было легко? (ответы детей)
Педагог: А что вызвало затруднения? (ответы детей)
Педагог: Да, вы правы, у нас есть к чему стремиться в своем развитии творческих способностей.
6.
Рефлексия
«Разноцветное настроение».
А сейчас, мне хочется узнать, какое у вас настроение в конце нашего занятия. Пусть каждый возьмет
одну снежинку и положит в один из сундучков:
если настроение радостное – в красный, спокойное – в зелёный, грустное – в белый.(Дети
раскладывают снежинки в разные сундучки)
Педагог: А теперь, чтобы снять творческое напряжение, давайте устроим фейерверк мыльных
пузырей.
Упражнение на релаксацию «Мыльные пузыри».
7.
Заключительное слово.
Педагог: Ну, что ж, вот и подошло к концу наше путешествие по волшебной стране Театралии. Но
мы не прощаемся надолго. Мы будем очень рады новым встречам!
Приложение.
Контрольно – измерительные материалы.
I. Творческий тест «Дом для волшебных представлений».
Инструкция: «Представьте себе, что мы совершаем экскурсию по театральному зданию, где всё
называется специальными театральными словами. Вспомните их и выберите только один
правильный ответ».
1 .
Место в театре, где выступают артисты, называется…
А)
ринг;
Б)
стадион;
В)
класс;
Г)
сцена;
2.
Помещение в театре, где располагаются зрители, называется…
А)
читальный зал;
Б)
гардероб;
В)
театральный буфет;
Г)
зрительный зал;
3.
Граница, разделяющая сцену и зрительный зал, называется…
А)
линия горизонта;
Б)
пограничная полоса;
В)
рампа;
Г)
порог;
4.
Ткань, висящая по краям сцены, называется…
А)
шторы;
Б)
занавески;
В)
жалюзи;
Г)
кулисы;
5.
Оформление задней части сцены называется…
А)
задник;
Б)
передник;
В)
простыня;
Г)
экран;
6.
Верхняя конструкция сцены, откуда спускаются и куда поднимаются элементы
оформления сцены, называется…
А)
палки;
Б)
подъёмный кран;
В)
лифт;
Г)
колосники;
7.
Передний край сцены называется…
А)
передовая;
Б)
граница;
В)
берег;
Г)
авансцена;
8.
Оформление художником сценической обстановки спектакля называется…
А)
иллюстрация;
Б)
аппликация;
В)
мультипликация;
Г)
декорация;
9.
Помещение, где находятся костюмы, называется…
А)
магазин одежды;
Б)
ателье;
В)
костюмерная;
Г)
шкаф;
10.
Комната, где артисты создают свой сценический образ, называется….
А)
парикмахерская;
Б)
косметический салон;
В)
массажный кабинет;
Г)
гримёрная;
11.
Помещение, где зрители ожидают начало представления, называется…
А)
фойе;
Б)
прихожая;
В)
сени;
Г)
тамбур;
12.
Места в зрительном зале, находящиеся перед сценой, на ровной поверхности – это..
А)
партер;
Б)
подъезд;
В)
пляж;
Г)
поляна;
13.
Места для зрителей, расположенные на высоте – это…
А)
башня;
Б)
лоджия;
В)
балкон;
Г)
чердак;
Оценка результатов: за каждый правильный ответ-1 балл. Н -0-6 б; С -7-10 б; В -11-13 б.