Автор: Глушкова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СШ № 81
Населённый пункт: город Красноярск, Красноярского края
Наименование материала: конспект
Тема: "Проказы матушки – зимы"
Раздел: дошкольное образование
«Проказы матушки – зимы»
(конспект занятия в старшей группе)
Автор: Глушкова Ольга Владимировна
Организация: МБОУ СШ № 81
Населенный пункт: г.Красноярск
Цель: создание условий для обогащения и закрепления представлений детей о зиме как о
времени года.
Задачи:
Образовательные:
Обогащать и закреплять представления детей о времени года зима: состояние погоды,
явления природы, состояние растений, особенности образ жизни диких животных и
птиц; зимние развлечения;
Развивающие:
развивать логическое мышление и сообразительность во время отгадывания загадок,
нахождения несоответствий на картине; совершенствовать артистические навыки детей:
мимику, выразительность движений; упражнять в подборе определений и глаголов к
существительному; обогащать словарь;
побуждать детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и
давать необходимые пояснения;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в подгруппах,
договариваться, принимать общее решение.
Оборудование и материалы: снежинки с условными обозначения признаков зимы,
набор карточек зимующих и перелетных птиц, корм для птиц (семена, крошки, семечки,
крупа… и т.п.), кормушка; картины для игры «Что не так»;
Предшествующая работа воспитателя:
написание плана конспекта; изготовление снежинок с условными обозначениями
признаков зимы; подбор карточек «птицы» (зимующие и перелетные), подбор картин
для игры «Что не так»
Предварительная работа с детьми:
экскурсия в парк «Молодежный», целевая прогулка по территории доу, рассматривание
иллюстраций, наблюдение во время прогулки, чтение: «Белая береза» С.Есенин,
И.Демьянов «Снежная баба», С.Михалков «Снег! Снег! Снег!», И.Суриков «Вот моя
деревня», Н.Носов «На горке», Г.Скребицкий «Кто как зимует», «Как заяц зимой
живет», «Как белочка зимует».
Планируемые результаты: умеет поддержать беседу о времени года - зима,
высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения,
использовать выразительные средства: мимику, движения.
Словарная работа:
обогащение словаря: клест.
активизация словаря: зимующие, перелетные, зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
Содержание деятельности:
Мотивационный этап:
Воспитатель (собирает вокруг себя детей):
– Отгадайте загадку:
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? ...
(Зима)
- Какие зимние месяцы вы знаете?
У каждого времени года есть свой цвет, какого цвета зима? Почему?
Основной этап.
Куда мы с вами не посмотрим, всюду лежит снег. А снег какой?
Игровое упражнение «Подбери слово»
(Дети стоят в кругу, по цепочке передают снежок и выполняют задание.)
Подберите к слову снег определения (белый, хрустящий, грязный, блестящий..).
К слову снег подобрать слова действия (летит, хрустит, блестит…)
-
Из чего состоит снег? (ответы детей)
На деревья и кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые
Только не душистые (снежинка)
(подбрасываю снежинки из картона)
Посмотрите сколько у нас снежинок.
Игра « Оживи снежинку». (На ковре лежат снежинки с условными обозначениями
признаков зимы. Предлагаю детям взять снежинки и «оживить» их – рассказать о
признаках зимы).
- А что можно сделать из снега?
Минутка здоровья.
Снежок
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, гладят ладони друг о друга)
И совсем, совсем не сладкий (грозят пальцем)
Раз –подбросим, («подбросить», посмотреть вверх)
Два –поймаем.
(«ловят», приседают)
Три –уроним
(встают, «роняют»)
И… сломаем!
(топают)
- Пока лепили снежок, руки замерзли. Согрейте руки, подуйте на них, потрите каждый
пальчик (дети садятся на стульчики).
Мы мороза не боимся
И не прячемся в дома,
Мы на санках с горки мчимся
И на лыжах мы с утра.
-
А почему мы не боимся мороза? (высказывания детей)
- Как деревья готовились к зиме (ответы детей)
-
О ком загадка:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
-
Кто еще спит зимой?
-
Почему они спят? (нечем питаться зимой)
-
А как зимует лиса?
-
Что едят зайцы зимой?
Холодно и голодно зимой в лесу. Трудно приходится лесным жителям.
Жалуются они. «Жалуемся на голод. Все веточки покрылись ледяной корочкой. Лапки
скользят, до насекомых не добраться. Помогите нам. В холод да гололед нам особенно
дорого ваше угощение». Кто мог это сказать? (птицы). Почему так думаете?
-
Ребята, а вы верите, что в лесу зимой можно найти гнездо с яйцами?). Есть в
природе чудеса. Живет в Сибири маленькая птица, с красивым оперением и
мощным клювом. А имя у этой птицы – клест (показываю картинку клеста). У
клестов появляются птенцы в январе, в самые трескучие морозы.
-
А чем мы можем помочь птицам?
Игра «Накорми птиц».
- Какой корм мы можем положить в кормушку? (предлагаю детям выбирать корм для
птиц и положить его в кормушку: крошки хлеба, семечки, крупу…)
- Какие птицы могут прилететь к нашей кормушке? (дети выбирают из всех птиц
только зимующих).
-Почему выбрали именно этих птиц?
Зима – это веселое время года. Нам очень нравятся зимние праздники и развлечения. И я
предлагаю вам показать, чем вы зимой любите заниматься
(предлагаю детям разбиться на 2 команды - по желанию).
Игра «Где были – не скажем, а что делали зимой – покажем»
(после игры дети садятся на стульчики)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (мороз)
Игра «Что не так?»
Мороз рисует очень красиво. Я хочу показать вам картины художника, он старался,
рисовал, но что-то перепутал. Подскажите, какие ошибки он допустил? (показываю
картины, а дети отыскивают ошибки, допущенные художником).
Рефлексия.
- О каком времени года мы сегодня с вами говорили?
- Одним - зима очень нравится, другие больше любят лето. А
как вы считаете, зима – это
хорошо или плохо?
Игра «Зима – хорошо, зима - плохо» (дети в кругу, передавая по кругу снежинку,
говорят:
«
Хорошо, потому что:», «Плохо, потому что:»)