Автор: Иванова Марина Александровна
Должность: Преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУДО "Гатчинская детская музыкальная школа им. М.М. Ипполитова–Иванова" Гатчинского муниципального района
Населённый пункт: г. Гатчина
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей детей при обучении игре на скрипке"
Раздел: дополнительное образование
«Развитие творческих способностей детей при обучении
игре на скрипке»
В концепции художественного образования Российской Федерации на
период
до
2015
года
подчёркивается
необходимость
выявления
художественно одарённых детей, обеспечения соответствующих условий для
их
преобразования
и
творческого
развития.
На
систему
художественного
образования
возлагается
задача
формирования
национальной
творческой
элиты,
предполагающая
полноценное
использование
лично стно-
ориентированных подходов к художественно-образовательной деятельности и
к особо одарённым учащимся.
Развитие способностей является крайне важным для формирования
особого типа творческого мышления, от которого в XXI веке во многом будет
зависеть возрождение духовных ценностей в нашем государстве.
Музыке учили всех аристократов, и русских, и европейских. Музыка-
наилучший путь к жизненному успеху. Музыкальным прошлым отмечены
многие знаменитости. Не случайно Альберт Энштейн играл на скрипке, а
профессора
физики
и
математики
Оксфорда
составляют
70%
членов
музыкального клуба. Агата Кристи свой первый рассказ написала о том,
почему ей так трудно играть на рояле на сцене, а Билл Клинтон уверен, что
без
саксофона
никогда
не
стал
бы
президентом.
Если
посмотреть
на
успешных людей в любой области и поинтересоваться, не занимались ли они
в детстве музыкой, хотя бы ненадолго и без особого рвения? Ответ очевиден -
конечно, занимались.
В
России
в
XIX
веке
любительское
музицирование
было
очень
популярно
и
широко
распространено.
Оркестровое
и
ансамблевое
исполнительство
повсеместно
было
излюбленным
занятием,
и,
таким
образом, создавалась благоприятная почва для расцвета и становления целого
созвездия талантливых и гениальных композиторов - музыкантов, певцов,
исполнителей, зачастую «выходцев из народа». Быть может, в создании этой
благоприятной среды и кроется залог успеха?
В толковом словаре русского языка Ушакова талант определён как
«дарование, одарённость, выдающаяся природная способность». В толковом
словаре русского языка (1996 г.) определение сформулировано несколько
иначе:
«Выдающиеся
врождённые
качества,
особые
природные
способности».
По
определению
Брокгауза
и
Эфрона
«талант-
высокое
природное дарование, выдающаяся способность к деятельности в какой- либо
области:
научной,
практической,
художественной».
Молодые
учёные
из
группы,
руководимой
профессором
Ф.С.
Веселковым,
проделав
исследовательскую
работу
и
не
удовлетворившись
приведёнными
выше
определениями, решили дать своё, по их мнению, более полное и точное:
«Талант – это выдающиеся качества творчески мыслящей личности в какой-
либо
области
деятельности,
которые
частично
могут
быть
заложены
в
человеке от рождения, а в основном, формируются развитием его творческих
способностей
в
процессе
воспитания,
образования,
накопления
практического опыта».
Существует
ещё
один
очень
важный
критерий
таланта
или
одарённости. Это – интерес. Он как лакмусовая бумажка, показывает наличие
определённой
способности,
тягу
к
конкретной
деятельности,
в
которой
человек чувствует себя наиболее адекватным и внутренне свободным. Яркий
интерес может привести к удивительным явлениям. Тому много примеров в
истории. Например, в 60-х годах XIX в. В Европе концертировал безрукий
музыкант Генрих Уптан, игравший на скрипке ногами довольно сложные
произведения.
Музыкальная
одарённость
–
сложный
комплекс
объективных
и
субъективных факторов. К объективной стороне этого комплекса относятся
такие, как музыкальный слух, ритм, память, моторика, координация. Все эти
качества могут быть развиты при правильном педагогическом воздействии.
Безусловно, в процессе занятий поддаются воспитанию и такие качества, как
работоспособность,
внимание,
воля.
Субъективная
сторона
одарённости-
способность
активного
переживания
музыки.
Это
-
суть
музыкальной
одарённости,
то,
что
определяет
в
конечном
счёте
творческую
индивидуальность музыканта-исполнителя.
При поступлении в музыкальную школу, дети, конечно, проходят ряд
испытательных тестов на способность обучаться музыке. Но не стоит судить
о всех музыкальных способностях по первому впечатлению. Ребёнок может
сразу и не показать весь свой потенциал возможностей. Все те вступительные
испытания, которые проводятся при наборе учеников в музыкальные школы,
отражает лишь приблизительную картину способностей детей. Здесь играет
роль и недостаточная подготовленность, и волнение. Поэтому необходимо
каждому ребёнку дать возможность обучения, в процессе которого и будет
ясна картина. И здесь могу с уверенностью подчеркнуть, что для меня, как
преподавателя по классу скрипки с более чем 35 летним стажем работы,
решающим фактором отбора учащихся в свой класс является прежде всего
заинтересованность в обучении на скрипке родителей будущих учеников.
Конечно
в
моей
практике
были
несколько
случаев,
когда
родители
непременно
хотели
из
своих
детей
сделать
выдающихся
музыкантов,
непременно подготовить их к обучению в специальных музыкальных лицеях
для
одарённых
детей,
не
имея
ни
малейшего
представления
о
предмете
собственных вожделений. Но, в основном, родительский интерес к обучению
возрастал
по
мере
накопления
ребёнком
даже
самых
минимальным
количеством исполнительских навыков игры на скрипке.
Классический афоризм П.С.Столяровского, основателя первой школы-
десятилетки
для
одарённых
детей
(1933г.)
при
Одесской
консерватории:
«Мне не нужны талантливые дети – мне нужны талантливые родители».
Ярлык «фабрика талантов» прочно закрепился за школой им. Профессора
Столяровского
–
первой
в
Союзе
музыкальной
десятилетки.
Среди
выпускников
этого
талантливого
педагога
Д.Ф
Ойстрах,
Е.Г.
Гилельс,
М.И.Фихтенгольц, Н.М.Мильштейн С.И.Фурер. Советский пианист и педагог
Г.Г.Нейгауз говорил о том, насколько для начинающего музыканта важнее
иметь хороших родителей, чем хороших учителей. Без помощи родителей
процесс обучения ребёнка музыке становится очень сложным.
Для ребёнка, наделённого музыкальным талантом с того самого дня,
когда его родители или педагоги осознали это, начинается очень трудное
время. Присутствуя на уроках, родители погружаются в тот особый мир
взаимоотношений малыша с музыкой, который только и позволяет обучить
ребёнка музыке.
Вовлечение родителей в процесс обучения, особенно на его начальном
этапе, по мнению знаменитого Шиницы Сузуки, играет критическую роль.
Только в гармоничном взаимодействии учителя, родителя и ребёнка может
выйти что-то стоящее. Роль родителя, то есть пап и мам, бабушек и дедушек,
людей, которые больше всех знают и понимают своего ребёнка, заключается
прежде всего в том, чтобы регулярно посещать с малышом все уроки музыки,
делать заметки, заниматься с ребёнком дома, а лучше всего самим учиться
играть на скрипке, чтобы понять тонкости методики. Далеко не все родители
психологически и материально могут поставить в центр обучения развитие
музыкальности своего ребёнка или овладение им каким-либо инструментом.
Но если есть такое желание, нужно гармонизовать жизнь малыша, придать ей
духовный смысл. По сути, мама и папа становятся домашними учителями
своего юного скрипача.
Главное в занятиях – образно-эмоциональный настрой. Ребёнок не
сможет воспроизвести атмосферу, возникшую во время занятий с педагогом,
если дома оставлен один на один с инструментом. В данном случае родитель
заменяет педагога в домашних занятиях, отрабатывает полученные на уроке
навыки,
оставаясь
в
творческой
атмосфере.
Впоследствии,
когда
дети
подрастают, они уже настолько погружены в музыку, что продолжают учёбу
самостоятельно и с большим желанием. В процессе воспитания учеников
немалое значение имеет отношение педагога к труду. Необходимо педагогу и
самому
любить
работать
много
и
внушать
постоянно
ученикам:
чем
талантливее музыкант, тем больше он должен трудиться. При этом глубокая
заинтересованность
во
всестороннем
и
скорейшем
развитии
ученика
приводят
к
желанию
приумножить
талант
и
трудолюбие
их
обладателя,
оставляя за ним при этом право выбора.
Наделённому например, талантом к рисованию человеку предстоит
очень много потрудиться, чтобы стать художником. Любой талант, заведомо
предполагая
огромные
вложения
труда,
и
радость
приносит
огромную,
потому
что,
умножая
его,
человек
познаёт
красоту,
ему
открывается
гармония.
Способности
развиваются
в
процессе
практики.
Повторение-мать
учения. И поэтому заниматься каждый день необходимо. Чтобы малыш не
забросил скрипку, его нужно вдохновлять. Тут действует «гомеопатический
принцип», потихонечку- полегонечку, но каждый день. Сначала усваиваются
простые вещи, навык закрепляется. Главное, чтобы оставалось ощущение,
что он учится легко.
Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для
развития
музыкальной
одарённости,
т.к.
в
этом
возрасте
формируется
комплекс ценностей, качеств, потребностей личности, лежащих в основе её
творческого
отношения
к
действительности.
Помимо
музыкальных
способностей
(музыкальный
слух,
ритм,
память)
развивается
интерес
к
учебной
деятельности,
усидчивость,
трудолюбие,
творческое
выполнение
заданий. Высокая самооценка и результативность обучения тесно связаны с
позитивным вовлечением родителей в школу. Когда родители вовлекаются в
процесс обучения, это может быть мотивирующим фактором для ребёнка. На
искренний интерес способны только родители. Кроме того, для малышей они
самые
лучшие
педагоги.
Дети,
уверенные
в
любви
родителей,
быстрее
развиваются,
с
удовольствием
стремятся
узнать
больше,
с
интересом
воспринимают окружающий мир.
Главная задача родителей, если они хотят чему-то ребёнка, - пробудить
интерес, тем самым подготовить его к обучению. Родителям необходимо
включать записи классической музыки, чтобы вдохновлять ребёнка, учить его
пониманию и восприятию музыки, создавать тот самый благоприятный фон.
В
обязанности
родителей
входит
посещение
концертов,
музыкальных
спектаклей
и
прочих
мероприятий
с
ребёнком.
Важно,
в
какой
среде
воспитывается
и
развивается
ребёнок.
Позитивный
настрой
создаётся
во
время занятий музыкой и в домашних занятиях. Родители должны сделать всё
возможное, чтобы вся семья радовалась успехам малыша. Дети учатся на
энтузиазме. Их успехи нуждаются в поддержке, а выступления в поощрении.
Большое
воспитательное
значение
в
особенности
для
развития
заинтересованности и творческого отношения к занятиям, имеют различные
внеклассные мероприятия: классные концерты, шефские концерты в детских
садах и общеобразовательных школах, коллективные посещения концертов,
выступления на исполнительских музыкальных конкурсах. Дети, активно
участвующие в этих мероприятиях, как показывает мой опыт, совершенно по-
другому смотрят на свои повседневные учебные обязанности. И совершенно
очевидно - успехи в одном деле дают уверенность в других делах.