Напоминание

"Развитие творческих способностей детей при обучении игре на скрипке"


Автор: Иванова Марина Александровна
Должность: Преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУДО "Гатчинская детская музыкальная школа им. М.М. Ипполитова–Иванова" Гатчинского муниципального района
Населённый пункт: г. Гатчина
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей детей при обучении игре на скрипке"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Развитие творческих способностей детей при обучении

игре на скрипке»

В концепции художественного образования Российской Федерации на

период

до

2015

года

подчёркивается

необходимость

выявления

художественно одарённых детей, обеспечения соответствующих условий для

их

преобразования

и

творческого

развития.

На

систему

художественного

образования

возлагается

задача

формирования

национальной

творческой

элиты,

предполагающая

полноценное

использование

лично стно-

ориентированных подходов к художественно-образовательной деятельности и

к особо одарённым учащимся.

Развитие способностей является крайне важным для формирования

особого типа творческого мышления, от которого в XXI веке во многом будет

зависеть возрождение духовных ценностей в нашем государстве.

Музыке учили всех аристократов, и русских, и европейских. Музыка-

наилучший путь к жизненному успеху. Музыкальным прошлым отмечены

многие знаменитости. Не случайно Альберт Энштейн играл на скрипке, а

профессора

физики

и

математики

Оксфорда

составляют

70%

членов

музыкального клуба. Агата Кристи свой первый рассказ написала о том,

почему ей так трудно играть на рояле на сцене, а Билл Клинтон уверен, что

без

саксофона

никогда

не

стал

бы

президентом.

Если

посмотреть

на

успешных людей в любой области и поинтересоваться, не занимались ли они

в детстве музыкой, хотя бы ненадолго и без особого рвения? Ответ очевиден -

конечно, занимались.

В

России

в

XIX

веке

любительское

музицирование

было

очень

популярно

и

широко

распространено.

Оркестровое

и

ансамблевое

исполнительство

повсеместно

было

излюбленным

занятием,

и,

таким

образом, создавалась благоприятная почва для расцвета и становления целого

созвездия талантливых и гениальных композиторов - музыкантов, певцов,

исполнителей, зачастую «выходцев из народа». Быть может, в создании этой

благоприятной среды и кроется залог успеха?

В толковом словаре русского языка Ушакова талант определён как

«дарование, одарённость, выдающаяся природная способность». В толковом

словаре русского языка (1996 г.) определение сформулировано несколько

иначе:

«Выдающиеся

врождённые

качества,

особые

природные

способности».

По

определению

Брокгауза

и

Эфрона

«талант-

высокое

природное дарование, выдающаяся способность к деятельности в какой- либо

области:

научной,

практической,

художественной».

Молодые

учёные

из

группы,

руководимой

профессором

Ф.С.

Веселковым,

проделав

исследовательскую

работу

и

не

удовлетворившись

приведёнными

выше

определениями, решили дать своё, по их мнению, более полное и точное:

«Талант – это выдающиеся качества творчески мыслящей личности в какой-

либо

области

деятельности,

которые

частично

могут

быть

заложены

в

человеке от рождения, а в основном, формируются развитием его творческих

способностей

в

процессе

воспитания,

образования,

накопления

практического опыта».

Существует

ещё

один

очень

важный

критерий

таланта

или

одарённости. Это – интерес. Он как лакмусовая бумажка, показывает наличие

определённой

способности,

тягу

к

конкретной

деятельности,

в

которой

человек чувствует себя наиболее адекватным и внутренне свободным. Яркий

интерес может привести к удивительным явлениям. Тому много примеров в

истории. Например, в 60-х годах XIX в. В Европе концертировал безрукий

музыкант Генрих Уптан, игравший на скрипке ногами довольно сложные

произведения.

Музыкальная

одарённость

сложный

комплекс

объективных

и

субъективных факторов. К объективной стороне этого комплекса относятся

такие, как музыкальный слух, ритм, память, моторика, координация. Все эти

качества могут быть развиты при правильном педагогическом воздействии.

Безусловно, в процессе занятий поддаются воспитанию и такие качества, как

работоспособность,

внимание,

воля.

Субъективная

сторона

одарённости-

способность

активного

переживания

музыки.

Это

-

суть

музыкальной

одарённости,

то,

что

определяет

в

конечном

счёте

творческую

индивидуальность музыканта-исполнителя.

При поступлении в музыкальную школу, дети, конечно, проходят ряд

испытательных тестов на способность обучаться музыке. Но не стоит судить

о всех музыкальных способностях по первому впечатлению. Ребёнок может

сразу и не показать весь свой потенциал возможностей. Все те вступительные

испытания, которые проводятся при наборе учеников в музыкальные школы,

отражает лишь приблизительную картину способностей детей. Здесь играет

роль и недостаточная подготовленность, и волнение. Поэтому необходимо

каждому ребёнку дать возможность обучения, в процессе которого и будет

ясна картина. И здесь могу с уверенностью подчеркнуть, что для меня, как

преподавателя по классу скрипки с более чем 35 летним стажем работы,

решающим фактором отбора учащихся в свой класс является прежде всего

заинтересованность в обучении на скрипке родителей будущих учеников.

Конечно

в

моей

практике

были

несколько

случаев,

когда

родители

непременно

хотели

из

своих

детей

сделать

выдающихся

музыкантов,

непременно подготовить их к обучению в специальных музыкальных лицеях

для

одарённых

детей,

не

имея

ни

малейшего

представления

о

предмете

собственных вожделений. Но, в основном, родительский интерес к обучению

возрастал

по

мере

накопления

ребёнком

даже

самых

минимальным

количеством исполнительских навыков игры на скрипке.

Классический афоризм П.С.Столяровского, основателя первой школы-

десятилетки

для

одарённых

детей

(1933г.)

при

Одесской

консерватории:

«Мне не нужны талантливые дети – мне нужны талантливые родители».

Ярлык «фабрика талантов» прочно закрепился за школой им. Профессора

Столяровского

первой

в

Союзе

музыкальной

десятилетки.

Среди

выпускников

этого

талантливого

педагога

Д.Ф

Ойстрах,

Е.Г.

Гилельс,

М.И.Фихтенгольц, Н.М.Мильштейн С.И.Фурер. Советский пианист и педагог

Г.Г.Нейгауз говорил о том, насколько для начинающего музыканта важнее

иметь хороших родителей, чем хороших учителей. Без помощи родителей

процесс обучения ребёнка музыке становится очень сложным.

Для ребёнка, наделённого музыкальным талантом с того самого дня,

когда его родители или педагоги осознали это, начинается очень трудное

время. Присутствуя на уроках, родители погружаются в тот особый мир

взаимоотношений малыша с музыкой, который только и позволяет обучить

ребёнка музыке.

Вовлечение родителей в процесс обучения, особенно на его начальном

этапе, по мнению знаменитого Шиницы Сузуки, играет критическую роль.

Только в гармоничном взаимодействии учителя, родителя и ребёнка может

выйти что-то стоящее. Роль родителя, то есть пап и мам, бабушек и дедушек,

людей, которые больше всех знают и понимают своего ребёнка, заключается

прежде всего в том, чтобы регулярно посещать с малышом все уроки музыки,

делать заметки, заниматься с ребёнком дома, а лучше всего самим учиться

играть на скрипке, чтобы понять тонкости методики. Далеко не все родители

психологически и материально могут поставить в центр обучения развитие

музыкальности своего ребёнка или овладение им каким-либо инструментом.

Но если есть такое желание, нужно гармонизовать жизнь малыша, придать ей

духовный смысл. По сути, мама и папа становятся домашними учителями

своего юного скрипача.

Главное в занятиях – образно-эмоциональный настрой. Ребёнок не

сможет воспроизвести атмосферу, возникшую во время занятий с педагогом,

если дома оставлен один на один с инструментом. В данном случае родитель

заменяет педагога в домашних занятиях, отрабатывает полученные на уроке

навыки,

оставаясь

в

творческой

атмосфере.

Впоследствии,

когда

дети

подрастают, они уже настолько погружены в музыку, что продолжают учёбу

самостоятельно и с большим желанием. В процессе воспитания учеников

немалое значение имеет отношение педагога к труду. Необходимо педагогу и

самому

любить

работать

много

и

внушать

постоянно

ученикам:

чем

талантливее музыкант, тем больше он должен трудиться. При этом глубокая

заинтересованность

во

всестороннем

и

скорейшем

развитии

ученика

приводят

к

желанию

приумножить

талант

и

трудолюбие

их

обладателя,

оставляя за ним при этом право выбора.

Наделённому например, талантом к рисованию человеку предстоит

очень много потрудиться, чтобы стать художником. Любой талант, заведомо

предполагая

огромные

вложения

труда,

и

радость

приносит

огромную,

потому

что,

умножая

его,

человек

познаёт

красоту,

ему

открывается

гармония.

Способности

развиваются

в

процессе

практики.

Повторение-мать

учения. И поэтому заниматься каждый день необходимо. Чтобы малыш не

забросил скрипку, его нужно вдохновлять. Тут действует «гомеопатический

принцип», потихонечку- полегонечку, но каждый день. Сначала усваиваются

простые вещи, навык закрепляется. Главное, чтобы оставалось ощущение,

что он учится легко.

Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для

развития

музыкальной

одарённости,

т.к.

в

этом

возрасте

формируется

комплекс ценностей, качеств, потребностей личности, лежащих в основе её

творческого

отношения

к

действительности.

Помимо

музыкальных

способностей

(музыкальный

слух,

ритм,

память)

развивается

интерес

к

учебной

деятельности,

усидчивость,

трудолюбие,

творческое

выполнение

заданий. Высокая самооценка и результативность обучения тесно связаны с

позитивным вовлечением родителей в школу. Когда родители вовлекаются в

процесс обучения, это может быть мотивирующим фактором для ребёнка. На

искренний интерес способны только родители. Кроме того, для малышей они

самые

лучшие

педагоги.

Дети,

уверенные

в

любви

родителей,

быстрее

развиваются,

с

удовольствием

стремятся

узнать

больше,

с

интересом

воспринимают окружающий мир.

Главная задача родителей, если они хотят чему-то ребёнка, - пробудить

интерес, тем самым подготовить его к обучению. Родителям необходимо

включать записи классической музыки, чтобы вдохновлять ребёнка, учить его

пониманию и восприятию музыки, создавать тот самый благоприятный фон.

В

обязанности

родителей

входит

посещение

концертов,

музыкальных

спектаклей

и

прочих

мероприятий

с

ребёнком.

Важно,

в

какой

среде

воспитывается

и

развивается

ребёнок.

Позитивный

настрой

создаётся

во

время занятий музыкой и в домашних занятиях. Родители должны сделать всё

возможное, чтобы вся семья радовалась успехам малыша. Дети учатся на

энтузиазме. Их успехи нуждаются в поддержке, а выступления в поощрении.

Большое

воспитательное

значение

в

особенности

для

развития

заинтересованности и творческого отношения к занятиям, имеют различные

внеклассные мероприятия: классные концерты, шефские концерты в детских

садах и общеобразовательных школах, коллективные посещения концертов,

выступления на исполнительских музыкальных конкурсах. Дети, активно

участвующие в этих мероприятиях, как показывает мой опыт, совершенно по-

другому смотрят на свои повседневные учебные обязанности. И совершенно

очевидно - успехи в одном деле дают уверенность в других делах.



В раздел образования