Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в режиме учебной и внеклассной деятельности"


Автор: Иванов Андрей Викторович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 90"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в режиме учебной и внеклассной деятельности"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №90»

Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие

технологии в режиме учебной и внеклассной деятельности»

Выполнил:

Учитель физической культуры

Иванов Андрей Викторович

Кемерово 2018г

Содержание

1.

Введение……………………………………………………………………3

2.

Применение здоровьесберегающих технологий в учебной

деятельности………………………………………………………………6

3.

Здоровьесберегающие технологии в режиме внеклассной

деятельности……………………………………………………………..12

4.

Вывод……………………………………………………………………...15

5.

Библиографический список…………………………………………....16

6.

Приложения……………………………………………………………....17

2

Введение.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых

большинству

педагогов

психолого-педагогические

приемы,

методы,

технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью

(Смирнов Н.К.).

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в

иерархии

потребностей

человека

нашего

общества.

Но

в

соответствии

с

Законом

“Об

образовании”

именно

здоровье

школьников

относится

к

приоритетным

направлениям

государственной

политики

в

сфере

образования.

Вопрос

о

сохранении

здоровья

обучающихся

на

сегодняшний

день

стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа детей,

имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в

определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации

учебного

процесса:

возрастание

гиподинамии,

снижение

двигательной

активности обучающихся, – это предмет “Физическая культура”.

Здоровьесберегающая образовательная технология представляет собой

функциональную систему организационных способов управления учебно-

познавательной

и

практической

деятельностью

обучающихся,

научно

и

инструментально обеспечивающую сохранение и укрепление их здоровья.

Известно, что система подразумевает наличие структуры, элементов, ее

составляющих, их взаимосвязь и подчиненность единой цели.

В совокупность основных элементов здоровьесберегающей технологии

включены следующие составляющие:

3

1.

Информационная

-

отвечает

на

вопрос

«что?»

Это

концепция,

ее

содержание и принципы, обеспечивающие реализацию цели и задач.

2.

Инструментальная

-

отвечает

на

вопрос

«чем?»

К

ней

относится

материальная база (помещения, классы, лаборатории, кабинеты, спортивные

залы, площадки и т. д.) и ее гигиеническое состояние (освещение, вентиляция

и

пр.).

Инструментальная

составляющая

технологии

включает

также

оборудование,

инвентарь,

технические

средства,

а

также

учебно-

методическое обеспечение.

3.

Социальная

(кадры)

«кто?»

Это

преподавательский

и

учебно-

вспомогательный состав. Его компетентность, готовность и устремленность к

реализации здоровьесберегающей технологии в образовании.

4. Финансовая - отвечает на вопросы «сколько?» «За счет каких средств?»

Бюджетные и внебюджетные поступления, их соотношение.

5.

Нормативно-правовое

обеспечение

-

использование

государственных

нормативных

актов

(федерального,

регионального

и

муниципального

уровней,

собственных

средств).

Ведение

делопроизводства

по

данному

направлению.

Концепция

здоровьесберегающей

образовательной

технологии

представляет

собой

систему

взглядов,

объединенных

фундаментальным

замыслом,

ведущей

идеей

и

целью.

Она

указывает

способ

построения

системы здоровьесохраняющих условий и средств обучения и воспитания на

основе

целостного

понимания

их

сущности,

психолого-физиологических

процессов, сопряженных с обучением и воспитанием детей и учащихся.

Логически

грамотно

выстроенная

концепция

здоровьесохраняющей

образовательной технологии необходима для того, чтобы ознакомление с ней

способствовало пробуждению концептуального педагогического мышления,

которое

отличается

от

рационально-прагматического

(ремесленнического,

исполнительского)

тем,

что

основано

на

глубинном

понимании

смысла

заложенных идей; проникновением в существо принципов реализации цели.

4

Здоровьесберегающая концепция призвана перевести деятельность в системе

образования в режим творческого производства собственных замыслов и

опыта отдельного педагога и коллектива учебного заведения в целом. Она

обеспечит

понимание

необходимости

технологического

подхода

к

образованию как реально гуманно-нравственной деятельности.

5

Применение здоровьесберегающих технологий в учебной

деятельности.

Группы

здоровьесберегающих

технологий,

применяемых

в

системе

образования, в которых используется разный подход к охране здоровья, а

соответственно, и разные методы и формы работы:

1.

Медико-гигиенические

технологии,

которые

включают

комплекс

мер,

направленных

на

соблюдение

надлежащих

гигиенических

условий

в

соответствии

с

регламентациями

СанПинНов,

и

функционирование

м е д и ц и н с к о г о

к а б и н е т а .

С о з д а н и е

с т о м а т о л о г и ч е с к о г о ,

физиотерапевтического

и

других

медицинских

кабинетов

для

оказания

каждодневной помощи учащимся, и педагогам, проведение занятий лечебной

физкультурой, организация фитобаров, кабинетов “горного воздуха” и т.п. –

также элементы этой технологии.

2.

Физкультурно-оздоровительные

технологии

направлены

на

физическое

развитие

занимающихся:

закаливание,

тренировку

силы,

выносливости,

быстроты,

гибкости

и

других

качеств.

В

основном

данные

технологии

реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у

учащихся

любовь

к

природе,

стремление

заботиться

о

ней,

приобщение

обучающихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.п., все

это

обладает

мощным

педагогическим

воздействием,

формирующим

личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье обучающихся.

4.

Технологии

обеспечения

безопасности

жизнедеятельности

реализуют

специалисты

по

охране

труда,

защите

в

чрезвычайных

ситуациях,

архитекторы,

строители,

представители

коммунальной

службы

и

т.д.

Поскольку

сохранение

здоровья

рассматривается

при

этом

как

частный

случай

главной

задачи

сохранения,

требования

и

рекомендации

этих

специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему

здоровьесберегающих

технологий.

Грамотность

обучающихся

по

этим

6

вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курсов БЖД, а

за

обеспечение

безопасных

условий

пребывания

в

образовательном

учреждении отвечает директор.

5.

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии

следует

признать

наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье

обучающихся.

Главный

их

отличительный

признак

не

место,

где

они

реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов,

технологий, подходов к решению возникающих проблем. В настоящее время

к

здоровьесберегающим

образовательным

технологиям

относятся

технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной

деятельности

детей,

обучении

на

оптимальном

уровне

трудности,

вариативности

методов

и

форм

обучения,

оптимальном

сочетании

двигательных

и

статических

нагрузок,

обучении

в

малых

группах,

использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении

информации,

создании

эмоционально

благоприятной

атмосферы,

формировании положительной мотивации к учебе, на культивировании у

обучающихся знаний по вопросам здоровья.

На уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание

организации

здоровьесберегающих

факторов.

Контрольные

испытания,

задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую)

информацию

для

разработки

индивидуальных

заданий,

суть

которых

-

учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше,

что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то

учитель

должен

внести

в

индивидуальные

задания

соответствующие

коррективы.

Принципиально

важно,

чтобы

при

этом

учащийся

не

сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался

с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать

лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и

стимулировать обучающихся к активной работе. Пока же критерии оценок

7

основаны на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми

надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный ученик не

чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя

себя обреченным, не испытывает стремления к нему. А если учащийся не

понимает значимости учебного материала, то и избирательно работающее

подсознание сразу после получения оценки помогает ему довольно быстро

забывать ненужный материал. В таком случае нарушается системность в

освоении

основ

знаний

и

каждый

новый

материал

оказывается

как

бы

оторванным

от

предыдущего,

самостоятельным

и

даже

надуманным.

Включение в процесс занятий элементов активного отдыха.

В

своей

работе

я

придерживаюсь

девиза:

«Освобожденных

от

физкультуры быть не должно, каждый ребенок должен заниматься, исходя из

своих возможностей и состояния здоровья».

Первое

условие

оздоровления

это

создание

на

уроках

физической

культуры

гигиенического

режима.

В

мои

обязанности

входит

умение

и

готовность

видеть

и

определить

явные

нарушения

требований,

предъявляемых

к

гигиеническим

условиям

проведения

урока

и,

по

возможности

изменить

их

в

лучшую

сторону

самому,

с

помощью

администрации, медиков.

Второе

использование

оздоровительных

сил

природы,

которое

оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих

технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует

а к т и в и з а ц и и

б и о л о г и ч е с к и х

п р о ц е с с о в ,

п о в ы ш а ю т

о б щ у ю

работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

Самым

важным

условием

является

обеспечение

оптимального

двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет

удовлетворить

физиологическую

потребность

в

движении,

способствует

р а з в и т и ю

о с н о в н ы х

д в и г ат е л ь н ы х

кач е с т в

и

п од д е р ж а н и ю

8

работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели

и года.

Только

комплексное

использование

этих

средств

поможет

решить

задачу оздоровления.

Прекрасно понимаю, что нельзя насильно заставить всех учащихся

заниматься

физической

культурой

и

своим

здоровьем,

для

этого

нужны

определенные стимулы, мотивы.

Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой

использую:

валеологическое просвещение обучающихся и их родителей;

нетрадиционные уроки;

современные средства физической культуры;

комбинирование методов, приемов физического воспитания.

внеклассные формы физического воспитания

1. Валеологическое просвещение обучающихся и их родителей.

На родительских собраниях необходимо широко освещать вопросы,

связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления.

Включать

родителей

в

процесс

обсуждение

проблем,

приводить

статистические данные.

На

уроках

практиковать

беседы

о

здоровом

образе

жизни.

При

выполнении различных упражнений объяснять детям значение каждого из

них.

С

целью

более

наглядного

представления

о

здоровом

образе

жизни

использовать

компьютерные

презентации.

Это

особенным

образом

стимулирует познавательную активность обучающихся, повышает интерес к

9

теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа

жизни.

В

процессе

всех

уроков

прививать

гигиенические

навыки

ребенка,

предусматривать

участие

его

в

регулировании

общего

режима

дня,

в

частности,

режима

движений

в

течение

дня.

Воспитывать

правильное

отношение

детей

к

закаливанию

организма.

С

этой

целью

практиковать

занятия в шортах и майках, ходьбу на лыжах, игры на свежем воздухе, ходьбу

босиком, обтирание после уроков и. др. Учить детей правильному дыханию.

2. Основными видами нетрадиционных уроков является сюжетно-ролевые

уроки, уроки здоровья (см. Приложение 1). На уроках здоровья детей делим

на

группы,

в

группах

ослабленных

детей

следуем

принципам

и

нормам

предоставления

детям

таких

упражнений,

которые

способствуют

снятию

умственного

напряжения,

исключаем

длительные

статические

нагрузки.

Используем

физические

упражнения,

которые

направлены

не

только

на

физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект,

корригирующие, коррекционные упражнения. Упражнения со скакалкой и

обручем

содействуют

формированию

правильной

осанки,

благотворно

действуют

на

сердечно-сосудистую

и

дыхательную

системы.

Комплексы

упражнений (см. Приложении 2).

Регулярно

применяем

специальные

комплексы

формирующие

изящность,

грациозность,

пластичность.

Обязательно

включаю

в

каждый

урок упражнения на психорегуляцию и релаксацию (см. Приложения 3).

Включаю в уроки сюжетные игры и игровые задания.

3 . Удачно

комбинирую

игровой,

соревновательный

и

круговой

метод.

Применяя

тот

или

иной

метод,

учитываю

возрастные

особенности

обучающихся,

не

допускаю

переутомления,

направляю

их

действия

и

контролирую нагрузку.

С

целью

полного

и

точного

описания

техники

упражнений

показываю

последовательность действий наглядно. В своей практике применяю методы

10

разбора

упражнений,

подсказываю,

помогаю

выполнять,

но

при

этом

учитываю

физическое

развитие

и

уровень

физической

подготовленности

ребёнка. Убежден, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей

особое воздействие.

Учу сознательно оценивать физическое развитие собственного тела и

составлять комплексы упражнений. Учашиеся сами следят за собственным

состоянием самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы

упражнений.

Объясняю

обучающимся,

что

систематичность

специальных

упражнений и последовательность их выполнения закрепляют результаты

достигнутые

в

процессе

занятий.

Это

вызывает

интерес

к

занятиям,

к

активности и желание работать над собой самостоятельно.

При

выборе

методов

и

приемов

учитываю

общепедагогические

и

методические требования. Объясняя новый материал, разучивая и закрепляя

его, я обращаю внимание детей на основные ошибки в технике выполнения

упражнений, учу анализировать и оценивать их.

Именно на интересе детей к занятиям необходимо строить уроки, тем

самым,

формируя

навыки

и

умения,

обеспечивающие

мотивацию

на

здоровье. На своих уроках стараюсь создать такие условия, чтобы у ребенка

«появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он

понял полезность движений для своего здоровья.

11

Здоровьесберегающие технологии в режиме внеклассной

деятельности.

Учащимися

необходимо

овладеть

основами

личной

физической

культуры, под которой понимаются единство знаний, потребностей, мотивов

достичь

оптимального

уровня

здоровья,

физического

развития,

разностороннего развития двигательных способностей, умения осуществлять

собственную двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную

деятельность.

И

здесь

большую

роль

играют

внеклассные

формы

физкультурно-оздоровительной

и

спортивно-массовой

работы.

Они

позволяют

увеличивать

объем

двигательной

активности

и

способствуют

более полной реализации их индивидуальных способностей и двигательного

потенциала.

С целью повышения двигательной активности учащихся внеклассную

работу

строю

в

определенной

последовательности.

Направлена

она

на

закрепление умений и навыков, полученных на уроках. Все мероприятия, как

правило, проводятся по разделам учебной программы. Основными формами

физического воспитания являются (см. Схему 1).

12

Схема 1. Формы физического воспитания

В образовательном учреждении организуются и проводятся спортивные

праздники, Дни здоровья, товарищеские встречи, организуется подготовка

команд к городской спартакиаде, районным соревнованиям. В спортивно-

массовых мероприятиях и соревнованиях стараемся задействовать как можно

больше детей. Принятие участие в соревнованиях городского и районного

уровня

во

многом

способствует

привлечению

учащихся

к

секционным

занятиям.

Год веду секцию по спортивным и подвижным играм. Работа в этом

направлении

оказывает

действенное

влияние

на

физическое

развитие,

сохранение

и

укрепление

здоровья

школьников.

Мои

воспитанники,

как

13

Внеклассные

формы

работы

Внеклассна

я

работа

Физкультурно

массовые и

спортивные

мероприятия

Обще - физическая

подготовка.

Спортивные секции.

Дни здоровья и спорта

Туристические слеты и

походы

Физкультурные

праздники

Внутришкольные

соревнования

Гимнастика до занятий.

Подвижные игры на

переменах.

Физкультминутки.

Спорт час в группах

продленного дня

Физкультурно

оздоровительные

мероприятия

правило,

не

болеют

и

показывают

высокий

уровень

физической

подготовленности, выполняют все нормы сдачи тестирования и зачетов.

Вместе

с

обучающимися

ведем

активную

агитационную

работу

по

пропаганде занятий физической культурой и спортом.

14

Вывод.

Внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным

технологиям в образовательный процесс позволило:

1. Повысить успеваемость по предмету.

2.

Повысить

динамику

роста

физической

подготовленности

обучающихся.

3.

Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и

мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.

4.

Повысить динамику состояния здоровья обучающихся.

Здоровье сберегающие

технологии,

должны,

н е с ом н е н н о ,

использоваться в процессе оздоровления учащихся, в частности, на уроках

физической культуры.

Использование

здоровьесберегающих

технологий

на

уроках

физической культуры,

совершенствование физического состояния обучающихся через двигательную

активность, полноценное питание и отдых помогают стать добрее, сильнее

духом,

поднимает

их

над

своими

слабостями,

формирует

гармонично

развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога.

Главная задача учителя физической культуры – сохранение и укрепление

здоровья подрастающего поколения. Своими действиями учитель физической

культуры

может

разрушить

молодой,

растущий

организм,

а

может

и

превратить из слабого, болезненного человечка в полноценного, здорового

гражданина своей страны.

Библиографический список:

15

1.

Ю.В.

Науменко

«Здоровьесберегающая

деятельность

школы:

мониторинг

эффективности».

Методические

рекомендации

для

педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. - М.:

Издательство «Глобус», 2013. (Управление школой).

2.

Л.Б. Дыхан «Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в

школе». - Ростов н/Д: Феникс, 2012. – (Библиотека учителя).

3.

М . А .

П а в л о в а

« Ф о р м и р о в а н и е

э ф ф е к т и в н о й

м о д е л и

здоровьесберегающего

учреждения»

(Материалы

к

педагогическим

советам по данным института возрастной физиологии РАО). – Саратов,

2014.

4.

Т. И .

А г и ш е в а

« З д о р о в ь е

с о в р е м е н н ы х

п о д р о с т ко в

и

здоровьесберегающие технологии в школе».

5.

М.

Южаков,

«Здоровьесберегающие

технологии

в

условиях

предпрофессионального образования»// Знание – власть, 2012, №30.

6.

Дереклеева

Н.И.

Двигательные

игры,

тренинги

и

уроки

здоровья.

Москва «ВАКО», 2014.

7.

Ковалько

В.И.

Здоровьесберегающие

технологии.

Издательство

«ВАКО», 2012.

8.

3.

Коджаспиров

Ю.Г.

Развивающие

игры

на

уроках

физической

культуры. ООО «Дрофа», 2013.

9.

Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. АСТ

Арстель Москва 2014.

10.

Лях

В.И.,

Зданевич

А.А.

Комплексная

программа

физического

воспитания учащихся 1-11 классов Москва «Просвещение» 2013.

11. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в

современной школе», Москва, 2013 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

16

Сюжетно-ролевой урок на тему:

Волшебный мир

Задачи урока:

1.

Образовательная: развивать фантазию и чувство любви к литературе и

кинематографу.

2.

Воспитательная: воспитывать чувство товарищества, коллективизма и

целеустремлённости к победе.

3.

Оздоровительная: укреплять сосуды, развивать все системы организма.

Схема урока

Основная часть

Подготовительная часть

Заключительная часть

Подготовительная часть (10-12')

Учитель:

сегодня мы с вами погрузимся в волшебный мир Гарри

Поттера.

Как

вы

помните

по-настоящему

волшебный

мир

начинается

в

Хогвартсе, а туда попасть можно только на поезде. Кто мне скажет, как мы

можем попасть на волшебный поезд?

Учащиеся: (отвечают)

Учитель: так как поезд у нас не обычный, то и платформа тоже, и чтобы

на неё попасть, нам надо пройти испытания.

Учащиеся бегут по залу и пролезают в обручи, затем перепрыгивают

через

набивные

мячи,

переходят

на

ходьбу,

совершают

три

кувырка

и

выпрыгивание вверх к баскетбольному кольцу.

Учитель: теперь когда мы попали на платформу 9 и сели на поезд, мы

едем в школу волшебства и знакомимся с другими ребятами - волшебниками.

Они все разные: низкие и высокие, рыжие и тёмные, некоторые уже могут

показывать некоторые фокусы, давайте с ними поближе познакомимся.

Учащиеся в сцепленном строю (лицом к спине впереди стоящего, руки

на

пояс

впереди

стоящего)

совершают

движение

по

залу

с

изменением

17

направления («змейкой»), в полуприседе, с выпрыгиваем, издавая звуки «чух-

чух, чух-чух».

Основная часть (28'-30')

Учитель:

что

бы

начать

обучение

в

школе

волшебства

нам

нужно

распределиться по факультетам.

Учащиеся перестраиваются в круг в центре спортивного зала спиной к

центру. По залу расположены разные предметы (обручи, баскетбольные мячи,

волейбольные мяча и скакалки) в количестве равном количеству детей и

каждых

предметов

одинаковое

число.

По

сигналу

преподавателя

дети

разбегаются и берут предмет, либо который больше понравится, либо до

которого успели добежать. Таким образом, дети разделились на 4 факультета.

В зависимости от того какой предмет подобрал ученик он выполняет либо

вращение обруча на талии, либо обводят вокруг себя мячи, катая их по полу,

либо прыжки через скакалку. Начало и конец упражнения происходит по

сигналу преподавателя.

Учитель: теперь мы попали на первый урок в волшебной школе, и

преподаватель магии сразу начинает мучить нас вопросами:

1. Как называются 4 факультета в школе Хогвартс?

2. Как зовут лучших друзей Гарри Поттера?

3. Какой формы очки у Гарри?

4. Кем работает в школе друг Гарии Хагред?

5. Какие уроки преподают в волшебной школе?

6. Кто главный враг Гарри?

7. Какого цвета волосы у лучшего друга Гарри Поттера и у всей его семьи?

8. Как зовут недруга Гарри, который учится на факультете Слизерин?

9. За что Малфой не любит Гермиону?

10. В какую игру играют в волшебной школе?

11. Каким игроком в команде является Гарри?

12. На каком «виде транспорта» играют в квидич?

18

Учитель: после уроков мы отправимся на тренировку по квидичу

Подвижная игра «Квидич»

Подготовка к игре: над лицевыми линиями подвешены по два обруча на

разной высоте, дети делятся на две команды, по боковым линиям площадки

располагаются по 2 - 3 игрока с волейбольными мячами.

Описание игры: в середине площадки разыгрывается волейбольный

мяч, команда должна завладеть мячом, и, держа его в руках и/или выполняя

передачи, должна забросить в обруч команды соперников. При попадании в

обруч

игра

не

останавливается.

Другая

команда

должна

забрать

мяч

у

конкурентов, вырывая его из рук или подбором во время передачи. Если мяч

попадает в обруч находящийся выше, то команда получает 2 очка, если в

висящий ниже, то одно очко. Игроки, располагающиеся по боковым линиям,

передают мяч напротив стоящим ученикам, мешая командам перемещаться

по

площадке,

при

попадании

мяча

в

участника

команды

игра

не

останавливается, игрок боковой линии подбирает мяч в момент, когда в том

месте, где лежит игра не происходит игровых действий.

Правила игры:

1. При попытке отобрать мяч нельзя бить по рукам или другим частям теля

соперника, тянуть за руки и совершать какой либо физический контакт с

противником.

2. Игра продолжается до 30 очков.

3. Попадания в обруч с другой стороны от игровой площадки не считается.

Учитель:

тренировка

удалась,

но

среди

завораживающих

новшеств

волшебного мира не стоит забывать о самом опасным колдуне всех времён,

который жаждет расправиться с Гарри Поттером.

Появляется

помощник

преподавателя.

Задача

учащихся

закидать

злого

волшебника волейбольными мячами, загнать в центральный круг и сомкнуть

строй вокруг него.

сюжетный ролевой урок физкультура

19

Заключительная часть (3'-5')

Учитель: сегодня мы с вами посетили волшебный мир, побывали на уроке

магии, сыграли в игру колдунов. Давайте посмотрим чему мы научились.

Подвижная игра

Описание

игры:

Учащиеся

построены

в

шеренгу,

каждый

по

очереди

называет

любой

фантастическое

животное.

После

5ти

животных,

один

ученик

выходит

из

шеренги

и

показывает

одного

из

ранее

названных

животных. Выигрывает тот, кто лучше покажет животных.

Учитель:

вы

многое

узнали

из

волшебного

мира,

и

пришло

время

отправляться обратно, в мир реальный.

Учащиеся в сцепленном строю (лицом к спине впереди стоящего, руки на

пояс

впереди

стоящего)

совершают

движение

по

залу

с

изменением

направления («змейкой»), в полуприседе, с выпрыгиваем, издавая звуки «чух-

чух, чух-чух».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Упражнения на осанку

Упражнения при плоской спине

1.Наклоны назад, прогнувшись из положения стоя на коленях.

20

2.Лежа на животе, захватив руками ступни, пытаться подтянуть их к

голове

(«корзиночка»); то же поочередно правой, левой ногой.

3.Стоя на правой, левую захватить за ступню и, сгибая ее в колене,

пытаться

оттянуть назад-вверх; то же другой ногой.

4.Мост из положения лежа.

5.Висы прогнувшись на гимнастической стенке.

6.Смешанные висы прогнувшись.

Упразднения при увеличенном поясничном изгибе

1.Наклоны назад, стоя на коленях. Сохранять прямую линию от колен

до головы; то же, последовательно касаясь руками пяток, затем пола.

2.Сед на пятки, руки вперед, плечами коснуться колен.

3.В положении сидя и стоя, захватив ступню ноги, притянуть колено к

плечу; то же другой ногой.

4.Сесть

ноги

скрестно,

наклониться

вперед,

поочередно

касаясь

головой колен.

5.Из упора присев разгибание ног в коленях, руки у носков.

6.Висы согнув ноги с поворотами их вправо, влево, с разгибанием ног в угол.

7.Лежа на полу касаться пола как можно большей площадью тела.

8.Поднимание ног в упоре сидя.

9.Выравнивание туловища у стены (подтянуть живот).

21

Упражнения при увеличенном грудном изгибе

1.Стоя

на

коленях,

руки

вдоль

туловища,

наклониться назад, прогибаясь,

достать

руками пятки.

2.Стоя на коленях наклонить туловище вправо, доставая правой рукой пятку

левой ноги;

то же в левую сторону.

3.Лежа на животе прогнувшись кружение вытянутыми в стороны руками.

Комплекс

общеразвивающих

упражнений с

короткими

скакалками

«Солнышко»

I. И.п. — основная стойка, сложенная вчетверо скакалка в опушенных

руках.

Натягивая скакалку, подняли руки вверх

и

опустили.

2.И.п.

-

стоя

ноги

врозь,

сложенная

вдвое

скакалка

в согнутых

руках

за

головой.

Натягивая

скакалку,

повороты

туловища

влево

и

вправо.

3.И.п.

-

стоя

на

скакалке

ноги

врозь,

держим

скакалку за

концы.

Наклон

туловища

влево,

натягивая

скакалку правой

рукой.

То

же

в

другую

сторону.

4.

И.п.

стоя,

сложенная

вчетверо

скакалка

перед

собой. Не

опираясь

руками о пол и не опуская их, сели на пол,

выпрямили ноги. Встали без

помощи рук.

5. И.п. — стоя, сложенная вчетверо скакалка за спиной в опущенных руках.

Наклон туловища вперед, руки назад до предела. Вернулись в и.п.

22

6.Прыжки через вращающуюся скакалку с ноги на ногу.

Комплекс специальных упражнений «Ровная спина».

1 .Разошлись по залу.

И.п. — стать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и

локтями.

Сохраняя

принятое

положение,

сделать

шаг

вперед,

затем

шаг назад;

повторить несколько

раз.

2. И.п. –то же.

Ходьба по залу в различных направлениях; возвращение в и.п.

Стать на свои места в две шеренги.

3.И.п.

-

основная

стойка.

Согнуть

правую

ногу

вперед,

руки

в стороны,

хлопок в ладоши

за спиной, хлопок под ногой; вернуться в и.п.; то же, сгибая левую вперед.

4.И.п. — основная стойка.

Присесть на носках, колени развести, спина прямая, руки вперед - в стороны

- положение

приземления при прыжках; вернуться в и.п.

5. И.п. - основная стойка.

Полуприсед, руки назад, махом рук вперед небольшой прыжок вверх, мягкий

присед с сохранением равновесия; вернуться в и.п.

6.То

же

упражнение,

но

прыжок

вверх

и

на

полшага

вперед.

Перестроение в одну шеренгу - вторая шеренга делает два шага вперед.

23

7.Бег в чередовании с ходьбой.

Комплекс специальных упражнений «Красивая осанка».

1 .Разойтись по залу.

И.п. - стать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и

локтями. Скользя

руками

по

стене,

руки

через

стороны вверх, затем через стороны вниз.

Сохраняя правильную

осанку, стать на свои места.

2.И.п. — тоже. Касаясь стены затылком и спиной, поднять руки перед и полу-

присесть;

вернуться в и.п.

3.И.п.- стоя руки на пояс. Стоя на левой ноге, поднять правую вперед, в

сторону, назад и

вернуться в и.п.; то же, стоя на правой ноге.

4.Прыжки вверх.

5.Прыжки вперед.

6.Прыжки с поворотами налево и направо.

Все прыжки заканчиваются мягким приземлением с сохранением равновесия.

Комплекс специальных упражнений на осанку «Мы лучше всех!»

1 .Размещение по залу врассыпную.

И.п. - стать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и

локтями.

24

Сохраняя

принятое

положение,

сделать

шаг вперед,

затем

шаг

назад;

повторить несколько

раз.

2.И.п. - упор стоя на коленях, спина слегка прогнута. Наклоняя голову вперед,

согнуть спину, вернуться в и.п.

3.И.п.

-

стоя,

ноги

врозь.

Наклон

туловища

влево,

левая

рука скользит

вниз, правая

вверх, вернуться в и.п.; то же вправо.

4

. И . п .

-

с т о я ,

н о г и

в р о з ь ,

р у к и

в

с т о р о н ы .

Повороты туловища влево и вправо.

5. И.п. - сидя, ноги прямые, руки вверх. Наклоняясь и опуская руки вперед,

поднять

правую ногу и коснуться пальцев рук носком; вернуться в и.п.; то же левой

ногой.

6.И.п.

-

стоя

на

носках,

левая

нога

перед

правой,

руки

на

пояс.

Прыжки, меняя положения ног,

Ходьба на месте.

Упражнения

для

профилактики

плоскостопия (выполняются

без

обуви)

И.п.: сидя на гимнастической скамейке, пятка правой ноги на носке левой

стопы. Пяткой

оказывать сопротивление подъему стопы. То же - левой ногой. Выполнять 2

раза по 20-30

сек.

25

И.п.: сидя на гимнастической скамейке. Сгибание и разгибание пальцев ног с

продвижением стоп вперед. Выполнять 6-8 раз каждой ногой.

И.п.: сидя на гимнастической скамейке. Скользящим движением переместить

правую стопу

к себе, вернуться в и.п. То же - левой ногой. Выполнять 2-4 раза каждой

ногой.

И.п.: стоя, руки на поясе, левая нога на носке, правая - на пятке. Смена

положения

ног.

Выполнять 6-8 раз каждой ногой.

Ходьба «по одной линейке» с приставлением пятки к носку (1 мин.).

Ходьба на наружном своде стопы (до 1-1,5 мин.).

Ходьба на пятках, переступая через кубики на полу (30 сек.).

Игра «Исправить осанку»

Цель: формирование правильной осанки.

Играющие становятся в две колонны по одному на расстоянии вытянутых

рук.

Головные

игроки

получают

по

волейбольному

мячу и

по

сигналу

начинают передавать мячи над головой игрокам, стоящим сзади. Когда мяч

доходит

до

последнего

по

команде,

все

поворачиваются

кругом

и

мяч

передается

тем

же

способом

в

обратном направлении.

Головной

игрок,

получив

мяч,

подает

команду

«Кругом,

исправить

осанку!».

Команда,

быстрее

других

закончившая передачу мяча и имеющая лучшую осанку,

побеждает.

26

При

передаче

мяча

учащиеся

вынуждены

прогибаться

назад.

Это

укрепляет мышцы спины, способствуя улучшению осанки. При седлообразной

спине и увеличении поясничного лордоза мяч передается не над головой, а

между ног с наклоном туловища вперед.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Психорегуляция и релаксация

Упражнения на релаксацию (мышечное расслабление)

Расслабление мышц плечевого пояса:

роняем руки,

трясем кистями,

стряхиваем воду с пальцев,

поднимаем и опускаем плечи,

твердые и мягкие руки, мельница

27

«Восковая

скульптура». Дети свободно бегают по площадке, выполняют

разные

движения

головой,

туловищем,

ногами.

По команде

водящего

-

«скульптора»

каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его

оставил

«скульптор». Тот,

кто

пошевелился,

-

выбывает

из игры.

«Снежинки кружатся». Плавно кружатся «снежинки», им весело, они ра-

дуются всему миру, своим товарищам. Движения плавные, замедленные.

Дети подражают

движениям

снежинок,

создается

радостное

настроение,

формируется

положительное

восприятие

окружающего

мира.

Время

выполнения -2-3 минут

«Факиры». Дети сидят на коврике, скрестив ноги по-турецки, руки на ко-

ленях, спина и шея расслаблены, глаза закрыты. Звучит спокойная музыка,

факиры отдыхают. Время выполнения -3-4 мин.

«Танец

зверюшек».

Каждый

ученик выбирает

себе

образ

маленького

зверька, который ему больше всего приходится по душе.

Каждый

зверек

выбирает свой танец, он радуется хорошему настроению, ощущению силы и

легкости в своем теле. Время выполнения - 3-5 мин. Эффект

упражнения: обретение чувства спокойствия, умения видеть мир глазами

другого.

«Сова и звери».

Выбирается водящий, он будет совой. Все остальные изображают разных

зверюшек: мышей, птичек, лягушат, бабочек, зайчиков и т.д. Ведущий дает

команду: «День!» Все звери бегают и прыгают. По второй команде: «Ночь!»

в с е должны

замереть

и

не

шевелиться.

Сова

вылетает

на

охоту.

Любой

шелохнувшийся,

засмеявшийся

или

сменивший

позу

игрок, замеченный

совой, становится ее добычей.

28

Растирание рук.

Встать в основную стойку, руки перед грудью. Сильно потереть ладони одна

о

другую

10-12

сек. После

этого

теплой

ладонью

одной

руки активно

растереть

предплечье

другой руки,

от

пальцев

к

запястью

(10-15

сек.).

Поменять руки и выполнить растирание другой руки (10-15 сек.).

Игра «Прогулка на луг».

Учащиеся

выстраиваются

парами.

Педагог

говорит:

«Дети,

сегодня

мы

будем

отдыхать - мы пойдем гулять на луг». Звучит спокойная музыка,

слышен

шелест листьев, пение птиц. Учащиеся хором декламируют: «Мы

шагаем друг за другом лесом и зеленым лугом. Мы походим на носках,

Мы идем на пятках. Вот проверили осанку и свели лопатки». Одновременно

с речитативом выполняется ходьба на носках, на пятках, сведение лопаток.

Время выполнения упражнения - 3-5 мин.

Резкие, наклоны вперед.

Из основной стойки: одновременно с плавным вдохом поднять руки вверх,

задержать

позу

и

резко наклониться

вперед,

руки

«бросить»

вниз

одновременно с выдохом - «Ха». Выпрямиться, повторить упражнение 2-3

раза. Танец. Под музыку энергично выполняются танцевальные движения -

ритмичные

движения

руками,

ногами,

туловищем,

головой.

Движения

вначале

выполняются

медленно,

а

затем

темп увеличивается.

Время

выполнения - 3-5 мин. Заканчивается упражнение медленной ходьбой 1-2

мин.

Отдых в положении лежа.

Лечь

на

спину.

Руки

положить

вдоль туловища.

Закрыть

глаза

и

расслабиться. Оставаться в этом положении 3-5 мин. Эффект упражнения:

мышцы всего тела получают прекрасный отдых, улучшается самочувствие,

29

формируется уверенность в своих силах. Этим упражнением рекомендуется

заканчивать третий оздоровительный урок физической культуры.

«Белое облако».

Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный

теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно

такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным

видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на

горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой

красоты. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы

совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно

подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба

и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью

расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим

собой.

Представьте

себе,

что

вы

медленно

встаете.

Вы

поднимаетесь

к

маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы

достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него

и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы - маленькое

белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы

парите высоко-высоко в небе.

«Улыбка».

Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми

глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно

должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу

почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время

улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную

30

систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее

все равно

31



В раздел образования