Напоминание

"Экологическое равновесие"


Автор: Щербанева Елена Геннадиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ р.п. Соколовый
Населённый пункт: Саратовского района Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экологическое равновесие"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема учебного занятия: «Экологическое равновесие»

Дидактическая цель: Сформировать у учащихся представление об

экологическом равновесии.

Тип занятия: урок усвоения новых знаний.

Вид занятия: традиционный комбинированный.

Задачи :

Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные

знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

Развивать познавательную активность и речь учащихся.

Воспитывать бережное отношение к природе

Методы: репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная,

индивидуальная, парная.

Средства обучения: учебники, таблицы, тесты, карточки с заданиями.

Ход занятия:

I Организация начала занятия

Серьезные проблемы сегодня будем мы решать-

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

«Экологическое равновесие-это важно или нет?» (слайд 1)

II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Но сначала отправимся туда,

Где солнце, воздух, теплая вода.(слайд 2)

- О какой природной зоне говорится в этих строчках?

(В этих строчках говорится о Черноморском побережье Кавказа.)

- Так видят эту удивительную зону наши товарищи.

- Мы знаем, что основная часть субтропической зоны находится южнее

нашей страны. Как же субтропики оказались в России?

(Благодаря географическому положению зоны, благодаря морю и горам

сложились такие природные условия)

- Богат и разнообразен мир растений и животных субтропиков. Так ли это

на самом деле? Докажите на примерах. (слайд 3,4)

Тест «Черноморское побережье Кавказа»

(Учащиеся выполняют тест в парах на компьютерах)

Индивидуальная работа по карточкам

1.

В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:

ива белая куропатка кречет (тундра)

дуб сойка сова (лесная зона)

растения тушканчик змея (пустыни)

сайка тюлень белый медведь (арктическая зона)

растения косуля барс (субтропики)

растения суслик орел-беркут (степи)

2.

Найди лишний объект:

а) краб, морской конек, дельфин, богомол;

б) кипарис, пальма, роза, магнолия;

в) абрикос, бук, персик, слива;

г) иглица, каштан, самшит, тис

III Постановка учебной задачи (постановка проблемы)

- Сегодня нам предстоит найти ответ на вопрос: «Экологическое

равновесие - это важно или нет?

- Давайте сначала выясним, что обозначают слова «экологическое» и

«равновесие». От какого слова образовано прилагательное

«экологическое»? (От слова экология)

- А что такое экология?

- Что изучает экология? (слайд 5)

- Что же такое равновесие?

(учебник с. 141 №1)

- Рассмотрим это на примерах. По берегам одной реки рос лес. Река

была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Почему это было

так?

-Как деревья давали реке воду?

- То есть происходил обмен: река питала растения, а растения – реку. И

вот пришли люди и вырубили деревья. Что произойдет с рекой? (слайд 6)

- Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими

словами, нарушится экологическое равновесие. Посмотрите как все

просто и как все сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими

действиями, и сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки.

- Тоже самое происходит и в пищевых связях между растениями и

животными, между животными и животными.

Натуралист Чарлз Дарвин (слайд 7) обнаружил , что цветки клевера

может опылять только шмель.

клевер шмель мышь-полевка кошка

- Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения

экологического равновесия.

- Прочитайте об этом на стр. 142 в вашем учебнике под цифрой 4

- Что произошло в Австралии?

- Что сказали бы о произошедшем ученые-экологи? (В Австралии было

нарушено экологическое равновесие.)

- Так какой ответ вы дадите на наш вопрос об экологическом

равновесии?

(Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно,

потому, что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни

растения, ни животные, ни человек.)

- Вспомните, какие действия человека нарушили экологическое

равновесие в Арктике? (слайд 8)

( Не были ограничены рыболовство и охота. Многие виды рыб и животных

уничтожены Воды морей загрязняются вредными веществами и мусором.

Животные заболевают и умирают.)

- Что нарушает человек в тундре? (слайд 9)

(Нарушает поверхностный слой почвы, загрязняет окружающую местность

продуктами нефтедобычи, охотится без разрешения.

IV Физкультминутка.

-Послушайте стихотворение и расскажите о связях описанных в нем.

Вот на зеленый стебелек

Садится пестрый мотылек,

Попил нектар со всех цветков,

Их опылил – и в путь готов.

Но тут попался – Боже мой!-

На завтрак птице луговой.

А у нее гнездо в траве.

И куча птенчиков в гнезде.

И уж конечно, их помет

Питанье травушке дает.

- О каких связях в природе рассказал автор?

- Мы с вами изучили все природные зоны России. Опираясь на свои

знания и наблюдения приведите примеры нарушения человеком

экологического равновесия.

- Какой вы сделаете вывод из всего сказанного? (Нельзя нарушать

экологическое равновесие. Это ведет к экологическим проблемам.)

V. Кроссворд «Экологическое равновесие»

-Что должен делать человек, если он заметил, что экологическое

равновесие нарушено? Прочитайте текст под номером 5.

- Как человек может исправить свои ошибки? Всегда ли можно

восстановить нарушенные связи?

-Что человек делает для охраны животных и растений? Какие вы знаете

заповедники России?

(Остров Врангеля, Таймырский, Приокско-Террасный, Черные Земли,

Сочинский национальный парк )

- Было бы очень хорошо, чтобы не появлялось новых заповедников. Не

потому, что человек перестал заботится о природе, а потому, что человек

больше не нанес природе вреда и не исправлял свои ошибки.

V Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Стр. 141-142, провести «экологическую разведку» поселка.

Составить фразу из слогов.

VI Рефлексия

- О чем мы говорили на уроке?

-

Почему мы об этом говорили?

Сегодня на уроке мне:

1. Было интересно....

2. Было трудно...

- В руках человека, а значит и в ваших руках красота и богатство родной

земли. (слайд 18)

Самоанализ урока

Урок проводился в четвертом классе по окружающему миру.

Тема урока: «Экологическое равновесие». Это урок усвоения новых знаний

в разделе: «Природа России»

Задания, данные на этом уроке, опираются на знания, умения, навыки

детей, полученные на предыдущих уроках. Знания полученные на этом уроке

будут использоваться при прохождении следующего раздела «Родной край –

часть большой страны»

При подготовке к урокам я придерживаюсь программных требований и

образовательного стандарта.

Урок традиционный, комбинированный. Дети на этом уроке познакомились

новым понятием «экологическое равновесие».

В классе 21 ученик. В основном дети среднего уровня развития. Есть дети,

требующие особого подхода в обучении. При подготовке к уроку я учитываю

эти особенности.

На уроке применялись репродуктивный, продуктивный, частично –

поисковый методы. Работа велась коллективная, индивидуальная, парная.

Использовались средства обучения: Учебник, ТСО, тесты, Карточки с

заданиями.

Поставленные на уроке задачи решены. Дети работали активно, получили

удовлетворение от своей работы.



В раздел образования