Автор: Щербанева Елена Геннадиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ р.п. Соколовый
Населённый пункт: Саратовского района Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экологическое равновесие"
Раздел: начальное образование
Тема учебного занятия: «Экологическое равновесие»
Дидактическая цель: Сформировать у учащихся представление об
экологическом равновесии.
Тип занятия: урок усвоения новых знаний.
Вид занятия: традиционный комбинированный.
Задачи :
Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные
знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.
Развивать познавательную активность и речь учащихся.
Воспитывать бережное отношение к природе
Методы: репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная,
индивидуальная, парная.
Средства обучения: учебники, таблицы, тесты, карточки с заданиями.
Ход занятия:
I Организация начала занятия
Серьезные проблемы сегодня будем мы решать-
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
«Экологическое равновесие-это важно или нет?» (слайд 1)
II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
- Но сначала отправимся туда,
Где солнце, воздух, теплая вода.(слайд 2)
- О какой природной зоне говорится в этих строчках?
(В этих строчках говорится о Черноморском побережье Кавказа.)
- Так видят эту удивительную зону наши товарищи.
- Мы знаем, что основная часть субтропической зоны находится южнее
нашей страны. Как же субтропики оказались в России?
(Благодаря географическому положению зоны, благодаря морю и горам
сложились такие природные условия)
- Богат и разнообразен мир растений и животных субтропиков. Так ли это
на самом деле? Докажите на примерах. (слайд 3,4)
Тест «Черноморское побережье Кавказа»
(Учащиеся выполняют тест в парах на компьютерах)
Индивидуальная работа по карточкам
1.
В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:
ива белая куропатка кречет (тундра)
дуб сойка сова (лесная зона)
растения тушканчик змея (пустыни)
сайка тюлень белый медведь (арктическая зона)
растения косуля барс (субтропики)
растения суслик орел-беркут (степи)
2.
Найди лишний объект:
а) краб, морской конек, дельфин, богомол;
б) кипарис, пальма, роза, магнолия;
в) абрикос, бук, персик, слива;
г) иглица, каштан, самшит, тис
III Постановка учебной задачи (постановка проблемы)
- Сегодня нам предстоит найти ответ на вопрос: «Экологическое
равновесие - это важно или нет?
- Давайте сначала выясним, что обозначают слова «экологическое» и
«равновесие». От какого слова образовано прилагательное
«экологическое»? (От слова экология)
- А что такое экология?
- Что изучает экология? (слайд 5)
- Что же такое равновесие?
(учебник с. 141 №1)
- Рассмотрим это на примерах. По берегам одной реки рос лес. Река
была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Почему это было
так?
-Как деревья давали реке воду?
- То есть происходил обмен: река питала растения, а растения – реку. И
вот пришли люди и вырубили деревья. Что произойдет с рекой? (слайд 6)
- Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими
словами, нарушится экологическое равновесие. Посмотрите как все
просто и как все сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими
действиями, и сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки.
- Тоже самое происходит и в пищевых связях между растениями и
животными, между животными и животными.
Натуралист Чарлз Дарвин (слайд 7) обнаружил , что цветки клевера
может опылять только шмель.
клевер шмель мышь-полевка кошка
- Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения
экологического равновесия.
- Прочитайте об этом на стр. 142 в вашем учебнике под цифрой 4
- Что произошло в Австралии?
- Что сказали бы о произошедшем ученые-экологи? (В Австралии было
нарушено экологическое равновесие.)
- Так какой ответ вы дадите на наш вопрос об экологическом
равновесии?
(Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно,
потому, что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни
растения, ни животные, ни человек.)
- Вспомните, какие действия человека нарушили экологическое
равновесие в Арктике? (слайд 8)
( Не были ограничены рыболовство и охота. Многие виды рыб и животных
уничтожены Воды морей загрязняются вредными веществами и мусором.
Животные заболевают и умирают.)
- Что нарушает человек в тундре? (слайд 9)
(Нарушает поверхностный слой почвы, загрязняет окружающую местность
продуктами нефтедобычи, охотится без разрешения.
IV Физкультминутка.
-Послушайте стихотворение и расскажите о связях описанных в нем.
Вот на зеленый стебелек
Садится пестрый мотылек,
Попил нектар со всех цветков,
Их опылил – и в путь готов.
Но тут попался – Боже мой!-
На завтрак птице луговой.
А у нее гнездо в траве.
И куча птенчиков в гнезде.
И уж конечно, их помет
Питанье травушке дает.
- О каких связях в природе рассказал автор?
- Мы с вами изучили все природные зоны России. Опираясь на свои
знания и наблюдения приведите примеры нарушения человеком
экологического равновесия.
- Какой вы сделаете вывод из всего сказанного? (Нельзя нарушать
экологическое равновесие. Это ведет к экологическим проблемам.)
V. Кроссворд «Экологическое равновесие»
-Что должен делать человек, если он заметил, что экологическое
равновесие нарушено? Прочитайте текст под номером 5.
- Как человек может исправить свои ошибки? Всегда ли можно
восстановить нарушенные связи?
-Что человек делает для охраны животных и растений? Какие вы знаете
заповедники России?
(Остров Врангеля, Таймырский, Приокско-Террасный, Черные Земли,
Сочинский национальный парк )
- Было бы очень хорошо, чтобы не появлялось новых заповедников. Не
потому, что человек перестал заботится о природе, а потому, что человек
больше не нанес природе вреда и не исправлял свои ошибки.
V Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Стр. 141-142, провести «экологическую разведку» поселка.
Составить фразу из слогов.
VI Рефлексия
- О чем мы говорили на уроке?
-
Почему мы об этом говорили?
Сегодня на уроке мне:
1. Было интересно....
2. Было трудно...
- В руках человека, а значит и в ваших руках красота и богатство родной
земли. (слайд 18)
Самоанализ урока
Урок проводился в четвертом классе по окружающему миру.
Тема урока: «Экологическое равновесие». Это урок усвоения новых знаний
в разделе: «Природа России»
Задания, данные на этом уроке, опираются на знания, умения, навыки
детей, полученные на предыдущих уроках. Знания полученные на этом уроке
будут использоваться при прохождении следующего раздела «Родной край –
часть большой страны»
При подготовке к урокам я придерживаюсь программных требований и
образовательного стандарта.
Урок традиционный, комбинированный. Дети на этом уроке познакомились
новым понятием «экологическое равновесие».
В классе 21 ученик. В основном дети среднего уровня развития. Есть дети,
требующие особого подхода в обучении. При подготовке к уроку я учитываю
эти особенности.
На уроке применялись репродуктивный, продуктивный, частично –
поисковый методы. Работа велась коллективная, индивидуальная, парная.
Использовались средства обучения: Учебник, ТСО, тесты, Карточки с
заданиями.
Поставленные на уроке задачи решены. Дети работали активно, получили
удовлетворение от своей работы.