Напоминание

"Играем с пальчиками – развиваем речь"


Автор: Мамонова Ольга Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребёнка – детский сад "Капелька"
Населённый пункт: с.Красное, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Играем с пальчиками – развиваем речь"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Играем с пальчиками - развиваем речь

Мамонова О.Г.

Родителей

и

педагогов

всегда

волновал

вопрос:

«Как

обеспечить

полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к

школе?». Остановимся на одном из аспектов этой проблемы- развитие мелкой

м о т о р и к и

и

к о о р д и н а ц и и

д в и ж е н и я

п а л ь ц е в

и

р у к .

Мелкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют

мелкие

мышцы.

Эти

движения

не

является

безусловным

рефлексам,

как

ходьба, бег, прыжки и требует специального развития. Известно: уровень

развития

речи

находится

в

прямой

зависимо сти

от

с т е п е н и

сформированности тонких движений пальцев рук.

Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук- один

из

основных

показателей

интеллектуального

развития

и,

следовательно,

готовности к школьному обучению.

К сожалению, в последнее время у большинства детей пальцы мало

подвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.

Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание

на

то,

что

около

трети

всей

площади

двигательный

проекции

занимает

проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторный

зоны. Это навело на мысль, что тренировка движения пальцев рук оказывает

большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Работая в логопедической группе, мы сталкиваемся с тем, что у детей с

речевым

недоразвитием

недостаточно

развита

мелкая

моторика.

Для успешной организации работы по развитию мелкой моторики и

формированию

полноценной

речи

были

поставлены

следующие

цели

и

задачи:

1.Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к

овладению письмом:

-развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

-развивать точность и координацию движений рук и глаза, гибкость рук,

ритмичность.

2. Совершенствовать движение рук, развивая психические процессы:

-произвольное внимание;

-логическое мышление;

-зрительное и слуховое восприятие;

-память, речь детей;

-умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя

индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно

продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными

действиями.

Для реализации намеченных целей были созданы необходимые условия:

- оборудован логопедический уголок, где дети закрепляют правильную

артикуляцию

и

произношение

звуков,

также

развивают

моторику

рук;

-в уголке изобразительной деятельности имеется пластилин, раскраски,

карандаши

,трафареты,

фигурные

линейки

,различные

виды

бумаги;

-в учебном уголке помещены тетради, ручки, карандаши, счетные палочки,

образцы узоров по клеточкам;

театральной

зоне

находится

разные

виды

театров,

в

том

числе

п

а

л

ь

ч

и

к

о

в

ы

й

.

Для

развития

и

коррекции

зрительно-

пространственной ориентации

имеются

мелкие

игрушки,

пуговицы,

камешки,

ракушки,

геометрические

фигуры.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются

"пальчиковые игры". Пальчиковые игры - это инсценировка, каких- либо

рифмованных

истории

при

помощи

пальцев.

Проговаривание

фраз

одновременно с движениями пальцев рук дает ряд преимуществ для детей с

дефектами речи. Их речь как бы ритмизируется движениями, делается более

громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на

слуховое восприятие

детей."Пальчиковые

игры"

отображают

реальность

окружающего мира- предметы ,животных, людей, их деятельность, явления

природы.

В

ходе

"пальчиковых

игр"

дети,

повторяя

движения

взрослых,

активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение

управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде

деятельности.

"Пальчиковые

игры"

отображают

реальность

окружающего

мира- предметы ,животных, людей, их деятельность, явления природы. В

ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют

моторику

рук.

Тем

самым

вырабатываются

ловкость,

умение

управлять

своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок

усвоит

какую-нибудь

одну

"пальчиковую

игру"

,он

обязательно

будет

стараться придумывать новую инсценировку для других стихов и песенок.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего

развития мелкой моторики рук, которые не только оказывает благоприятное

влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к письму.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики и воздействия её на

формирование речи- использование физкультминутки. Физкультминутка, как

элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на

другой

вид

деятельности,

повышения

работоспособности.

Традиционно

физкультминутки проводится в сочетании движений с речью детей. Игры и

действия с игрушками и предметами имеют большое значение в развитии

мелкой моторики и формирование речи. Особое внимание уделяем занятия

лепкой,

рисованием,

аппликацией.

Это

кропотливый

и интересный труд,

который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику, координацию

движений, их точность.

Во время прогулки с детьми на участке организовывали игры с песком.

Кроме данного материала, способствующего развитию тонкой моторики рук,

использовали в своей работе и другие виды деятельности:

-использование элементов ТРИЗ;

-работа в тетрадях, выполнение графических упражнений;

-рисование по трафаретам, по фигурным линейкам;

-штриховка;

-конструирование из бумаги-оригами;

-лепка с использование природного материала: семян яблок, кабачков,

ракушек и так далее;

-плетение;

-нанизывание бус из бумаги, бисера.

Систематическая работа с детьми логопедической группы в данном направлении

способствует развитию у них мелкой моторики рук и координации движений пальцев, что

ускоряет процесс овладения правильным звукопроизношением, развитием связной речи.

Также

параллельно

у

детей

совершенствуется

зрительное

и

слуховое

восприятие,

развивается логическое мышление, произвольное внимание.



В раздел образования