Автор: Лопатина Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №47 "Веселинка"
Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Речевое развитие дошкольников посредством дидактических игр
Раздел: дошкольное образование
Речевое развитие дошкольников
Использовать
художественную
литературу
о
природе
можно
в
разных
режимных моментах. например, на прогулках обратить внимание детей на
красоту деревьев, растущих на участке.
А. Прокофьева «Люблю березку русскую»
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится!
Дети
полюбуются
зеленой
листвой,
послушают,
как
шелестят
листочки,
погладят руками ствол и порадуются, что такое прекрасное дерево растет
рядом с ними. На следующей прогулке, подойдя к березе, ребята могут найти
на ветке письмо. В письме березка могла бы попросить почитать о ней стихи,
спеть песни. Дети с огромным удовольствием будут водить хоровод вокруг
березки, читать ей небольшие стихи. Но в то же время играя в тени березки,
любуясь ею, дети могут сорвать листок, сломать ветку, не задумываясь о том,
что это вредит дереву. И поэтому в данной ситуации можно предложить
детям прочитать интересный рассказ С. Воронина «Моя березка». После
чтения побеседовать с ними: «Как вы думаете, деревья живые? Почему вы
так считаете? У каждого дерева есть ствол, веточки и листья, а в земле
находятся корни. Ими деревья пьют воду, с их помощью питаются. Значит —
они живые. Деревья, как и люди, любят свет и тепло. Без них они не смогут
жить. Значит — деревья живые и к ним нужно относиться бережно». Беседа
«Деревья
нашего
участка»
позволит
расширить
представления
детей
о
разновидностях
деревьев,
научит
узнавать
деревья
по
внешнему
виду,
находить сходства и различия.
Это
вызывает
у
воспитанников
радость,
поддерживает
положительное
эмоциональное
состояние,
способствует
дальнейшему
развитию
чувств
сострадания
и
сопереживания.
Умение
сопереживать
и
сочувствовать
попеременно вырабатывает эмоциональное табу на действие, причиняющее
страдание и боль всему живому.
Художественная литература о природе служит могучим средством в духовно-
нравственном
и
экологическом
воспитании
детей
и
способствует
формированию
первых
понятий
о
единстве
человека
и
природы,
дает
возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке,
воспитывает экологическую культуру человека.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании детей играют народные
поговорки,
пословицы,
в
которых
заложена
образная
информация
о
предостережении человека от недобрых поступков: «нельзя убивать ящерицу,
лягушку, зверя…», а то «пойдет дождь» и природа заплачет. Нельзя засорять
водные источники (родники, колодцы, пруды и т.д.) – придут несчастья.
Образы природы символично представлены в народном творчестве: сказках и
легендах
Использование
в
творческом
рассказе
или
беседе
с
детьми
преданий, легенд помогает разбудить детское воображение, дает возможность
почувствовать
необходимость
охраны
природы,
закладывает
в
ребенке
основы экологических знаний, заключенных в древнейшей заповеди – «не
навреди!»
С 2014-2015 учебного года наш детский сад является пилотной площадкой по
реализации программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко.
Результатом
освоения
данной
программы
является,
в
том
числе,
и
следующее:
o раскрытие
культурного
потенциала
личности
(нравственного,
творческого, духовного) ребенка-дошкольника;
o развитие
тонких
душевных
чувств
(доброты,
сострадания,
сочувствия,
совестливости)
и
высоких
нравственных
качеств
(честности, достоинства, верности, толерантности, любви к Родине и
др.);
o развитие экологического сознания, интереса к освоению и желания
сохранять национально-культурное наследие России, приумножать ее
национальные и природные богатства;
o развитие чувства любви к родной природе, Родине, народу и культуре.
развитие способности воспринимать литературные произведения и ана
лизировать прочитанное,учить формировать свои мысли, выражать чув
ства, обогащать словарный запас.
Учебный курс включает в себя занятия, например, таких циклов, как:
1. «Наш
красивый
добрый
мир»: Через знакомство с окружающим миром
данного блока открываем дошкольникам п у т ь
к нравственной стороне
познания окружающего мира.
Обращаем внимание детей на его богатство, красоту
и разнообразие, учим видеть отличие мира созданного руками человека от
мира природы
(нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко
всему ж и в о м у ,
к природным богатствам
как единственную возможность их сохранения, способствуем
развитию творческой личности ребенка.
2. «Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо?»:
Занятия данного цикла на примере литературных произведений
( с к а з о к ,
рассказов, стихотворений) учим детей
различать
понятия
добра и
з л а ,
даем представление о нравственной свободе человека, помогаем увидеть крас
оту нравственных поступков. Основными задачами таких занятий являются
- научить р е б е н к а
в
с е б е видеть эти движения к добру и
з л у
и различать их, воспитывать у детей желание делать выбор в пользу добра, сл
едовать з а
д о б р ы м и влечениями сердца и совести,
формировать христианское отношение к ближним.
3. «Как устроены отношения в нашей жизни?»:
Смысл данного раздела в
том, чтобы детям в отношении к творениям как к братьям меньшим был
показан пример отношения святых к животным. В их действиях выделяются
нравственные качества, соответствующие мировосприятию ребёнка 5 – 6 лет
– доброта, любовь, забота, мирность души.
Практически в каждом разделе, в каждом занятии используется литературный
материал
природоведческого
содержания,
который
спо собствует
формированию духовно здоровой личности ребёнка – дошкольника.
Например, в книге Л.Л. Шевченко по Доброму миру (прогулки по дням
творения) есть такое стихотворение:
Вадим Семернин
Ветер чуть слышно поёт,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живёт –
В шелесте трав,
В шуме дубрав –
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!
Тихие слёзы свои
Ива роняет у брода…
Трелью приветствуют ночь соловьи.
Звоном ветвей, песней дождей
Мир наполняет природа.
Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живёт, -
Только прислушаться надо.
Какими музыкальными голосами разговаривает природа? Для чего Бог дал
такие красивые голоса растениям, птицам, ручейкам, ветру, дождику, грому и
всем-всем
своим
творениям?
(Для
того
чтобы
наш
мир
был
добрым
и
красивым). Похожи ли они на слова речи человека? Человек иногда говорит,
иногда молчит. Прекращает ли природа когда-нибудь свои песенки? (нет, «…
мелодией вечной своей мир наполняет природа!») Для чего мир устроен так,
что все творения говорят своим голосом – поют свои песни? (Мир украшен
не только красивыми красками, но и красивыми звуками.) Для кого был
создан красивый мир? (Для человека).
Давайте изобразим звуки природы: травы – ш-ш-ш-шелестят, дубравы – шу-
шу-шумят, ручей – з-з-звенит, жур-жур-журчит, гром- гр-гр-гремит, птицы-
чир-чир-чирикают, сви-сви-свистят, тр-тр-трещат, ветер- ш-ш-шумит.
Попробуйте пропеть, изобразить или нарисовать песенки:
ПТИЦ – «Ласточка, которая встречает восход солнышка»;
ДЕРЕВЬЕВ- «Песню печальной липы» (почему она вздыхает?); «Шелест
дуба», «слезы ивы» (о чем он шелестит, ива-плачет?);
ПРИРОДЫ-«Теплый вечер»;
ВОДЫ- «Поющий ручей» (каким голосом поет ручей, о чем?);
НЕБА- изобрази «Гром сердитый», «Гром веселый» (какой голос грома; он
сердится или радуется? Почему?; изобрази «Песенку дождика».)
Я первый год работаю со своими дошколятами по программе «Добрый мир»
в области духовно-нравственного образования. Как и дети, радуюсь каждому
занятию-общению:
это
очищает
и
обогащает
наши
души
любовью
к
окружающему нас миру. Из всех известных мне методик по нравственному
воспитанию
дошкольников
программа
«Добрый
мир»
самая
глубокая
и
богатая по подбору материала.
Положительные стороны программы: детям нравятся прогулки и занятия, на
которых
они
получают
новые
знания
о
днях
сотворения
мира
Богом;
интересный
и
разнообразный
материал:
поэзия
и
проза
духовно-
нравственного,
православного
и
эстетического
направления;
подробная
информация об окружающем мире с любовью к нему; много игр, музыки и
рисования. И всё это создаёт светлое и доброе настроение! Хочется ещё раз
отметить
сильную
базу
художественной
литературы
природоведческого
содержания.
Воспитатель показывает детям коробочку с «подарками» (фигурка птицы из
бумаги, фигурка бабочки из бумаги, бумажная капелька воды, бумажное
солнце, мешочек с землей, мешочек с семенами, кормушка) .
-Возьмите по одному предмету, подарите березе и объясните, для чего вы это
ей дарите. Послушайте, как это сделаю я.
- Я дарю тебе землю (почву, чтобы ты лучше росло.
Варианты ответов.
-Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом.
-Я дарю тебе солнце. Оно будет согревать тебя.
-Я дарю тебе капельку воды, чтобы напоить тебя.
-Я дарю тебе семена, чтобы из них выросло много твоих деток.
-Я дарю тебе кормушку, чтобы к тебе прилетало много твоих друзей-птиц.
- Желаем вам успехов в воспитании бережного и ответственного отношения
ко всему живому у ваших воспитанников!