Напоминание

Речевое развитие дошкольников посредством дидактических игр


Автор: Лопатина Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №47 "Веселинка"
Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Речевое развитие дошкольников посредством дидактических игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речевое развитие дошкольников

Использовать

художественную

литературу

о

природе

можно

в

разных

режимных моментах. например, на прогулках обратить внимание детей на

красоту деревьев, растущих на участке.

А. Прокофьева «Люблю березку русскую»

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березу русскую.

Под ветром низко клонится

И гнется, но не ломится!

Дети

полюбуются

зеленой

листвой,

послушают,

как

шелестят

листочки,

погладят руками ствол и порадуются, что такое прекрасное дерево растет

рядом с ними. На следующей прогулке, подойдя к березе, ребята могут найти

на ветке письмо. В письме березка могла бы попросить почитать о ней стихи,

спеть песни. Дети с огромным удовольствием будут водить хоровод вокруг

березки, читать ей небольшие стихи. Но в то же время играя в тени березки,

любуясь ею, дети могут сорвать листок, сломать ветку, не задумываясь о том,

что это вредит дереву. И поэтому в данной ситуации можно предложить

детям прочитать интересный рассказ С. Воронина «Моя березка». После

чтения побеседовать с ними: «Как вы думаете, деревья живые? Почему вы

так считаете? У каждого дерева есть ствол, веточки и листья, а в земле

находятся корни. Ими деревья пьют воду, с их помощью питаются. Значит —

они живые. Деревья, как и люди, любят свет и тепло. Без них они не смогут

жить. Значит — деревья живые и к ним нужно относиться бережно». Беседа

«Деревья

нашего

участка»

позволит

расширить

представления

детей

о

разновидностях

деревьев,

научит

узнавать

деревья

по

внешнему

виду,

находить сходства и различия.

Это

вызывает

у

воспитанников

радость,

поддерживает

положительное

эмоциональное

состояние,

способствует

дальнейшему

развитию

чувств

сострадания

и

сопереживания.

Умение

сопереживать

и

сочувствовать

попеременно вырабатывает эмоциональное табу на действие, причиняющее

страдание и боль всему живому.

Художественная литература о природе служит могучим средством в духовно-

нравственном

и

экологическом

воспитании

детей

и

способствует

формированию

первых

понятий

о

единстве

человека

и

природы,

дает

возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке,

воспитывает экологическую культуру человека.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании детей играют народные

поговорки,

пословицы,

в

которых

заложена

образная

информация

о

предостережении человека от недобрых поступков: «нельзя убивать ящерицу,

лягушку, зверя…», а то «пойдет дождь» и природа заплачет. Нельзя засорять

водные источники (родники, колодцы, пруды и т.д.) – придут несчастья.

Образы природы символично представлены в народном творчестве: сказках и

легендах

Использование

в

творческом

рассказе

или

беседе

с

детьми

преданий, легенд помогает разбудить детское воображение, дает возможность

почувствовать

необходимость

охраны

природы,

закладывает

в

ребенке

основы экологических знаний, заключенных в древнейшей заповеди – «не

навреди!»

С 2014-2015 учебного года наш детский сад является пилотной площадкой по

реализации программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко.

Результатом

освоения

данной

программы

является,

в

том

числе,

и

следующее:

o раскрытие

культурного

потенциала

личности

(нравственного,

творческого, духовного) ребенка-дошкольника;

o развитие

тонких

душевных

чувств

(доброты,

сострадания,

сочувствия,

совестливости)

и

высоких

нравственных

качеств

(честности, достоинства, верности, толерантности, любви к Родине и

др.);

o развитие экологического сознания, интереса к освоению и желания

сохранять национально-культурное наследие России, приумножать ее

национальные и природные богатства;

o развитие чувства любви к родной природе, Родине, народу и культуре.

развитие способности воспринимать литературные произведения и ана

лизировать прочитанное,учить формировать свои мысли, выражать чув

ства, обогащать словарный запас.

Учебный курс включает в себя занятия, например, таких циклов, как:

1. «Наш

красивый

добрый

мир»: Через знакомство с окружающим миром

данного блока открываем дошкольникам п у т ь

к нравственной стороне

познания окружающего мира.

Обращаем внимание детей на его богатство, красоту

и разнообразие, учим видеть отличие мира созданного руками человека от

мира природы

(нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко

всему ж и в о м у ,

к природным богатствам

как единственную возможность их сохранения, способствуем

развитию творческой личности ребенка.

2. «Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо?»:

Занятия данного цикла на примере литературных произведений

( с к а з о к ,

рассказов, стихотворений) учим детей

различать

понятия

добра и

з л а ,

даем представление о нравственной свободе человека, помогаем увидеть крас

оту нравственных поступков. Основными задачами таких занятий являются

- научить р е б е н к а

в

с е б е видеть эти движения к добру и

з л у

и различать их, воспитывать у детей желание делать выбор в пользу добра, сл

едовать з а

д о б р ы м и влечениями сердца и совести,

формировать христианское отношение к ближним.

3. «Как устроены отношения в нашей жизни?»:

Смысл данного раздела в

том, чтобы детям в отношении к творениям как к братьям меньшим был

показан пример отношения святых к животным. В их действиях выделяются

нравственные качества, соответствующие мировосприятию ребёнка 5 – 6 лет

– доброта, любовь, забота, мирность души.

Практически в каждом разделе, в каждом занятии используется литературный

материал

природоведческого

содержания,

который

спо собствует

формированию духовно здоровой личности ребёнка – дошкольника.

Например, в книге Л.Л. Шевченко по Доброму миру (прогулки по дням

творения) есть такое стихотворение:

Вадим Семернин

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт –

В шелесте трав,

В шуме дубрав –

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода –

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа!

Тихие слёзы свои

Ива роняет у брода…

Трелью приветствуют ночь соловьи.

Звоном ветвей, песней дождей

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живёт, -

Только прислушаться надо.

Какими музыкальными голосами разговаривает природа? Для чего Бог дал

такие красивые голоса растениям, птицам, ручейкам, ветру, дождику, грому и

всем-всем

своим

творениям?

(Для

того

чтобы

наш

мир

был

добрым

и

красивым). Похожи ли они на слова речи человека? Человек иногда говорит,

иногда молчит. Прекращает ли природа когда-нибудь свои песенки? (нет, «…

мелодией вечной своей мир наполняет природа!») Для чего мир устроен так,

что все творения говорят своим голосом – поют свои песни? (Мир украшен

не только красивыми красками, но и красивыми звуками.) Для кого был

создан красивый мир? (Для человека).

Давайте изобразим звуки природы: травы – ш-ш-ш-шелестят, дубравы – шу-

шу-шумят, ручей – з-з-звенит, жур-жур-журчит, гром- гр-гр-гремит, птицы-

чир-чир-чирикают, сви-сви-свистят, тр-тр-трещат, ветер- ш-ш-шумит.

Попробуйте пропеть, изобразить или нарисовать песенки:

ПТИЦ – «Ласточка, которая встречает восход солнышка»;

ДЕРЕВЬЕВ- «Песню печальной липы» (почему она вздыхает?); «Шелест

дуба», «слезы ивы» (о чем он шелестит, ива-плачет?);

ПРИРОДЫ-«Теплый вечер»;

ВОДЫ- «Поющий ручей» (каким голосом поет ручей, о чем?);

НЕБА- изобрази «Гром сердитый», «Гром веселый» (какой голос грома; он

сердится или радуется? Почему?; изобрази «Песенку дождика».)

Я первый год работаю со своими дошколятами по программе «Добрый мир»

в области духовно-нравственного образования. Как и дети, радуюсь каждому

занятию-общению:

это

очищает

и

обогащает

наши

души

любовью

к

окружающему нас миру. Из всех известных мне методик по нравственному

воспитанию

дошкольников

программа

«Добрый

мир»

самая

глубокая

и

богатая по подбору материала.

Положительные стороны программы: детям нравятся прогулки и занятия, на

которых

они

получают

новые

знания

о

днях

сотворения

мира

Богом;

интересный

и

разнообразный

материал:

поэзия

и

проза

духовно-

нравственного,

православного

и

эстетического

направления;

подробная

информация об окружающем мире с любовью к нему; много игр, музыки и

рисования. И всё это создаёт светлое и доброе настроение! Хочется ещё раз

отметить

сильную

базу

художественной

литературы

природоведческого

содержания.

Воспитатель показывает детям коробочку с «подарками» (фигурка птицы из

бумаги, фигурка бабочки из бумаги, бумажная капелька воды, бумажное

солнце, мешочек с землей, мешочек с семенами, кормушка) .

-Возьмите по одному предмету, подарите березе и объясните, для чего вы это

ей дарите. Послушайте, как это сделаю я.

- Я дарю тебе землю (почву, чтобы ты лучше росло.

Варианты ответов.

-Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом.

-Я дарю тебе солнце. Оно будет согревать тебя.

-Я дарю тебе капельку воды, чтобы напоить тебя.

-Я дарю тебе семена, чтобы из них выросло много твоих деток.

-Я дарю тебе кормушку, чтобы к тебе прилетало много твоих друзей-птиц.

- Желаем вам успехов в воспитании бережного и ответственного отношения

ко всему живому у ваших воспитанников!



В раздел образования