Напоминание

"Развитие познавательных способностей детей"


Автор: Аристова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад 75 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Развитие познавательных способностей детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Научная статья «Развитие познавательных способностей детей» Аристова Ольга Владимировна Научная статья «Развитие познавательных способностей детей»
Научная статья
«
Развитие познавательных способностей детей
, младшего дошкольного возраста, посредством экспериментальной деятельности» Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Коротко о себе. У настоящего учителя есть волшебные ключики к каждому сердцу ребенка!» Воспитатель – это универсальный человек, он знаток, артист и просто – друг
детей
. Мне нравится помогать детям
развиваться
и видеть результат своей работы. Придумывать для них что то новое и интересное, рассказывать о неизвестном, отвечать на вопросы и показывать «чудеса». Я считаю своим призванием найти и
развить в каждом ребенке способности
, которые обязательно есть в каждом маленьком человечке, ввести его в окружающий мир, дав знания о мире, о его природе, о человеке как главной составляющей этого мира. Пояснительная записка. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Явления и объекты природы привлекают
детей красотой
, яркостью красок, разнообразием. Мы с вами знаем, что маленькие дети очень любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идет дождь, а зимой снег?», «Почему опадают листья с деревьев?» Чем глубже ребенок
познает
таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов
Методы, которые я использую в работе, помогают ребёнку самостоятельно найти ответы на все интересующие вопросы. Одним из этих методов является экспериментирование. Актуальность. Несмотря на глобальные перемены в системе российского образования (в частности, в системе дошкольного образования)
педагогические
коллективы выполняют лишь социализирующую функцию: приоритетными задачами выступают: подготовка ребенка к школьному обучению;
приспособление
его к существующим социально-политическим; экономическим и другим условиям жизни. «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Во многом
развитие личности и познавательных

способностей у детей
осуществляется через опыты и экспериментирование, дети
познают
мир через собственные ощущения. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания,
развивает
наблюдательность и пытливость ума, стремление к
познанию мира
, умение изобретать, использовать нестандартные ситуации для решения трудных задач, создавать творческую личность. Новые образовательные стандарты (ФГОС) определяют приоритетность воспитывать через игру, в игре ребенок
познает мир
, исследует его, отсюда в нем
развивается личность
, которая будет востребована в обществе. Играя -
познавать
, что может быть лучше для ребенка? Если посмотреть вокруг, то можно заметить ребенка, который стоит в луже, полон эмоций и воды в ботинках, но этот ребенок
познает мир
! Если он сам не исследует лужу, он не узнает что вода в ней холодная, мокрая, жидкая, грязная. Я в своей работе поддерживаю желание
детей попробовать
, исследовать, почувствовать. Создаю для них безопасные и интересные условия для экспериментов. Обновленный образовательный процесс, направленный на
развитие личности творческой
, целеустремленной, успешной, дает свои результаты уже через несколько месяцев. Дети очень любят эксперементировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому
эксперементально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В работах многих отечественных
педагогов Н
. Н. Поддьякова А. П. Усовой, Е. Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного
развития
» Проблемы группы. Работая с младшими дошкольниками, я часто задаю им вопросы сама: «А куда исчезает водичка из цветов?», «Почему снег тает в группе?» «Почему шарик надувается?». Я обратила внимание на то, что у
детей низкий

уровень познавательной
активности – они сами мало задают вопросов и мало проявляют интерес к явлениям и предметам вокруг, воспринимают окружающий мир как должное. Меня, как
педагога
, это волновало, и я решила помочь детям
развить познавательные способности
, научится задавать вопросы быть более активными в выборе деятельности. Я принялась изучать литературу и составлять план работы по
развитию

познавательных способностей детей
, таким образом, я выбрала направление эксперементально-исследовательской деятельности, так как этот вид деятельности более всего подходит к младшим дошкольникам. По результатам обследования мною был разработан проект «Тайна маленьких чудес», он рассчитан на один год обучения, для младшей возрастной группы.
Педагогические цели и задачи
. Цель:
Развитие познавательных интересов
, потребности и
способности
, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта Задачи: - вызвать интерес к поисковой деятельности; - учить
детей
видеть и выделять проблему эксперимента; - принимать и ставить перед собой цель эксперимента; - отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; -
развивать личностные свойства
: целеустремлённость, настойчивость, решительность;
- обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире. Пути решения. 1. Теоретическая база Для изучения уровня
развития познавательных способностей детей
я использовала методику Л. Н. Прохорова. «Выбор деятельности». Данная методика помогла мне увидеть предпочтения
детей
в исследовательской деятельности. В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного
развития и

воспитания
. А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисин, Е. Е. Кравцова в своих работах отмечали важность собственной активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий цели, ищущий пути и
способы их достижения
. Иначе говоря, когда ребенок выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности. Я. А. Коменский видел в окружающей природе источник знаний, средство для
развития ума
, чувств и воли. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Мной были определены показатели и подобраны диагностические методики. В. С. Юркевича«Изучение
познавательных интересов
»; Л. Н. Прохоровой «Отношение
детей
к экспериментальной деятельности» В процессе детского экспериментирования дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение
детей
к деятельности экспериментирования. На данном этапе я наблюдала за тем, чему отдаёт предпочтение ребёнок в самостоятельной деятельности. (Экспериментирование, ИЗО деятельность, игровой уголок) Данные наблюдений занесла в таблицу (Приложение 1)
Результаты наблюдений за детьми показали, что предпочтения
детей
группе распределились следующим образом: 1 место – игровой уголок (44%) 2 место – ИЗО деятельность (40%) 3 место - экспериментирование (16%) Т. е. экспериментирование заняло последнее место, Изучили
познавательные интересы
. Для оценки изучения уровня
развития

любознательности
,
познавательной
активности я провела наблюдение. На основе наблюдений за поведением
детей
в естественной обстановке и бесед с родителями
детей
выбрала ответы на вопросы анкеты (Приложение 2). Основой послужила анкета "Изучение
познавательных интересов
" (В. С. Юркевича) Из приведенных в таблице результатов видно, что: 11%
детей – познавательная
потребность выражена сильно. 73%
детей – познавательная
потребность выражена умеренно. 16%
детей – познавательная
потребность выражена слабо. Таким образом, мы видим, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат);
познавательный
интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы. Данные диагностики
свидетельствуют
о необходимости целенаправленной систематической работы по
развитию познавательного

интереса у детей
дошкольного возраста, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования. В группе для
детей
были созданы уголки для совместной и самостоятельной экспериментально-исследовательской деятельности. Уголок экспериментирования был оснащен всеми необходимыми материалами, в том числе мнемотаблицами для самостоятельной работы и кенетическим песком.
В экологический и ИЗО уголок тоже были добавлены материалы для экспериментов, разнообразный природный материал и всё для опытов с красками и бумагой. Новизна заключается: - формирование новой позиции равенства игры и экспериментирования, их ведущем характере и не заменимой роли в личности
развития

дошкольника
; - возможность эффективной интеграции воспитательно-образовательных задач в различных видах детской деятельности. - использование в игре новых современных материалов, таких как кинетический песок, цветной песок, полимерная глина и компьютерные технологии. Этапы реализации проекта: 1 этап (подготовительный) - изучение научно-методической литературы. - диагностика уровня
развития познавательных способностей детей
с учетом их возрастных особенностей. - создание условий для
развития познавательных способностей
, для самостоятельного детского экспериментирования. - разработка проекта и конспектов занятий, консультаций для родителей по
развитию познавательных способностей детей
. - организация и проведение совместных опытов и экспериментов. - проведение ежедневных бесед с детьми, сбор информации об исследуемом объекте. 2 этап (основной) Реализация проекта. В основном этапе я внимательно наблюдаю за каждым ребенком, стараюсь вовлечь в исследовательскую игру. Перед началом игры мы с детками повторяем правила безопасности в той или иной деятельности. Я стараюсь хвалить каждого ребенка, даже за самый скромный результат. Динамичность в игре – залог успешного результата, у
детей 3-4 лет плохо развита


усидчивость
, и частая смена деятельности поддерживает внимание на протяжении всего эксперимента. При проведении игры я сама много задаю вопросов детям, что помогает им делать логические умозаключения,
развивать речь и внимание
. В процессе работы я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать своё мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание
детей на мнения других
, учу слушать друг друга, предлагаю более активным помочь застенчивым. Ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях и в нашей группе ВКонтакте, через различные методы наглядной агитации, я убеждаю родителей в необходимости поддержания
познавательного интереса детей
, их стремления узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное. Привлекаю родителей к оснащению уголков экспериментирования и экологического в группе.
Познакомила
родителей с несколькими несложными опытами, которые можно провести дома с детьми. 3 этап (заключительный) В целях мониторинга эффективности разработанной программы, провела промежуточную диагностику (по итогам 4 месяцев) с детьми и опрос среди родителей по
развитию познавательной
активности в процессе экспериментальной деятельности. За короткий срок у
детей
создались предпосылки формирования у
детей
практических и умственных действий. В группе дети стали более дружными, научились правильно формулировать вопрос и давать более полные ответы. С каждым днем их интерес к исследованиям только увеличивается, что толкает меня на создание новых проектов, интересных опытов и наблюдений. В процессе работы я поняла, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у
детей
. Предметно-
развивающая среда
, созданная в группе выступает мощным стимулятором личностного
развития ребенка и способна
провоцировать его к
познавательно
-исследовательской деятельности. Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на: - повышение уровня
развития любознательности
; исследовательские умения и навыки
детей
(видеть и определять проблему, принимать и ставить
цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы); - речевое
развитие
(обогащение словарного запаса
детей
различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь); - личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.). Перспективы на будущее: В перспективе планирую продолжить работу по
развитию у детей

познавательных способностей
посредством экспериментирования. Так же планирую продолжить работу над проектной деятельностью, больше приобщив родителей и сотрудников нашего сада. У нас работают замечательные
педагоги и специалисты
, думаю, совместная работа с ними даст еще более высокий результат.


В раздел образования