Автор: Аристова Ольга Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ детский сад 75 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Научная статья Тема: "Развитие познавательных способностей детей" Раздел: дошкольное образование
Научная статья «Развитие познавательных способностей детей»
Аристова Ольга Владимировна
Научная статья «Развитие познавательных способностей детей»
Научная статья « Развитие познавательных способностей детей ,
младшего дошкольного возраста, посредством экспериментальной
деятельности»
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму»
Коротко о себе.
У настоящего учителя есть волшебные ключики к каждому сердцу ребенка!»
Воспитатель – это универсальный человек, он знаток, артист и просто –
друг детей .
Мне нравится помогать детям развиваться и видеть результат своей работы.
Придумывать для них что то новое и интересное, рассказывать о
неизвестном, отвечать на вопросы и показывать «чудеса». Я считаю своим
призванием найти и развить в каждом ребенке способности , которые
обязательно есть в каждом маленьком человечке, ввести его в окружающий
мир, дав знания о мире, о его природе, о человеке как главной составляющей
этого мира.
Пояснительная записка.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем
того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь,
страх и радость. Явления и объекты природы привлекают детей красотой ,
яркостью красок, разнообразием.
Мы с вами знаем, что маленькие дети очень любознательны. Среди вопросов,
которыми они одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идет
дождь, а зимой снег?», «Почему опадают листья с деревьев?» Чем глубже
ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает
вопросов
Методы, которые я использую в работе, помогают ребёнку самостоятельно
найти ответы на все интересующие вопросы.
Одним из этих методов является экспериментирование.
Актуальность.
Несмотря на глобальные перемены в системе российского образования (в
частности, в системе дошкольного
образования) педагогические коллективы выполняют лишь
социализирующую функцию: приоритетными задачами выступают:
подготовка ребенка к школьному обучению; приспособление его к
существующим социально-политическим; экономическим и другим условиям
жизни.
«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает
сам» (Р. Эмерсон). Во многом развитие личности и познавательных
способностей у детей осуществляется через опыты и экспериментирование,
дети познают мир через собственные ощущения.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды
деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и
пытливость ума, стремление к познанию мира , умение изобретать,
использовать нестандартные ситуации для решения трудных задач, создавать
творческую личность.
Новые образовательные стандарты (ФГОС) определяют приоритетность
воспитывать через игру, в игре ребенок познает мир , исследует его, отсюда в
нем развивается личность , которая будет востребована в обществе.
Играя - познавать , что может быть лучше для ребенка?
Если посмотреть вокруг, то можно заметить ребенка, который стоит в луже,
полон эмоций и воды в ботинках, но этот ребенок познает мир ! Если он сам
не исследует лужу, он не узнает что вода в ней холодная, мокрая, жидкая,
грязная. Я в своей работе поддерживаю желание детей попробовать ,
исследовать, почувствовать. Создаю для них безопасные и интересные
условия для экспериментов. Обновленный образовательный процесс,
направленный на развитие личности творческой , целеустремленной,
успешной, дает свои результаты уже через несколько месяцев.
Дети очень любят эксперементировать. Это объясняется тем, что им присуще
наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому
эксперементально-исследовательская деятельность, как никакой другой
метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В работах многих
отечественных педагогов Н . Н. Поддьякова А. П. Усовой, Е. Л. Панько
говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей
деятельности в период дошкольного развития »
Проблемы группы.
Работая с младшими дошкольниками, я часто задаю им вопросы сама: «А
куда исчезает водичка из цветов?», «Почему снег тает в группе?» «Почему
шарик надувается?». Я обратила внимание на то, что у детей низкий
уровень познавательной активности – они сами мало задают вопросов и
мало проявляют интерес к явлениям и предметам вокруг, воспринимают
окружающий мир как должное. Меня, как педагога , это волновало, и я
решила помочь детям развить познавательные способности , научится
задавать вопросы быть более активными в выборе деятельности.
Я принялась изучать литературу и составлять план работы по развитию
познавательных способностей детей , таким образом, я выбрала
направление эксперементально-исследовательской деятельности, так как этот
вид деятельности более всего подходит к младшим дошкольникам.
По результатам обследования мною был разработан проект «Тайна маленьких
чудес», он рассчитан на один год обучения, для младшей возрастной группы.
Педагогические цели и задачи .
Цель:
Развитие познавательных интересов , потребности и способности ,
самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и
сформированного эмоционально-чувственного опыта
Задачи:
- вызвать интерес к поисковой деятельности;
- учить детей видеть и выделять проблему эксперимента;
- принимать и ставить перед собой цель эксперимента;
- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
- развивать личностные свойства : целеустремлённость, настойчивость,
решительность;
- обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.
Пути решения.
1. Теоретическая база
Для изучения уровня развития познавательных способностей детей я
использовала методику Л. Н. Прохорова. «Выбор деятельности». Данная
методика помогла мне увидеть предпочтения детей в исследовательской
деятельности.
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство
определяется как период, оптимальный для умственного развития и
воспитания . А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисин, Е. Е. Кравцова в
своих работах отмечали важность собственной активности ребенка, когда он
выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности,
ставящий цели, ищущий пути и способы их достижения . Иначе говоря, когда
ребенок выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои
интересы, свои потребности.
Я. А. Коменский видел в окружающей природе источник знаний, средство
для развития ума , чувств и воли. Очень важно вызвать у ребенка
положительное отношение к предметам и явлениям природы.
Мной были определены показатели и подобраны диагностические методики.
В. С. Юркевича«Изучение познавательных интересов »; Л. Н.
Прохоровой «Отношение детей к экспериментальной деятельности»
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы:
анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи,
сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения,
отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,
осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и
результаты графически. Любая деятельность зависит от отношения к ней
субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к
деятельности экспериментирования.
На данном этапе я наблюдала за тем, чему отдаёт предпочтение ребёнок в
самостоятельной деятельности. (Экспериментирование, ИЗО деятельность,
игровой уголок)
Данные наблюдений занесла в таблицу (Приложение 1)
Результаты наблюдений за детьми показали, что предпочтения детей группе
распределились следующим образом:
1 место – игровой уголок (44%)
2 место – ИЗО деятельность (40%)
3 место - экспериментирование (16%)
Т. е. экспериментирование заняло последнее место,
Изучили познавательные интересы .
Для оценки изучения уровня развития
любознательности , познавательной активности я провела наблюдение. На
основе наблюдений за поведением детей в естественной обстановке и бесед с
родителями детей выбрала ответы на вопросы анкеты (Приложение 2).
Основой послужила анкета "Изучение познавательных интересов " (В. С.
Юркевича)
Из приведенных в таблице результатов видно, что:
11% детей – познавательная потребность выражена сильно.
73% детей – познавательная потребность выражена умеренно.
16% детей – познавательная потребность выражена слабо.
Таким образом, мы видим, что дети не проявляют интерес к
экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; дети мало
проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и
необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель,
выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с
направленностью на результат); познавательный интерес выражен
недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой
природы. Данные диагностики свидетельствуют о необходимости
целенаправленной систематической работы по развитию познавательного
интереса у детей дошкольного возраста, возникла необходимость в
проведении целенаправленной систематической работы с использованием
экспериментирования.
В группе для детей были созданы уголки для совместной и самостоятельной
экспериментально-исследовательской деятельности. Уголок
экспериментирования был оснащен всеми необходимыми материалами, в том
числе мнемотаблицами для самостоятельной работы и кенетическим песком.
В экологический и ИЗО уголок тоже были добавлены материалы для
экспериментов, разнообразный природный материал и всё для опытов с
красками и бумагой.
Новизна заключается:
- формирование новой позиции равенства игры и экспериментирования, их
ведущем характере и не заменимой роли в личности развития
дошкольника ;
- возможность эффективной интеграции воспитательно-образовательных
задач в различных видах детской деятельности.
- использование в игре новых современных материалов, таких как
кинетический песок, цветной песок, полимерная глина и компьютерные
технологии.
Этапы реализации проекта:
1 этап (подготовительный)
- изучение научно-методической литературы.
- диагностика уровня развития познавательных способностей детей с
учетом их возрастных особенностей.
- создание условий для развития познавательных способностей , для
самостоятельного детского экспериментирования.
- разработка проекта и конспектов занятий, консультаций для родителей
по развитию познавательных способностей детей .
- организация и проведение совместных опытов и экспериментов.
- проведение ежедневных бесед с детьми, сбор информации об исследуемом
объекте.
2 этап (основной)
Реализация проекта.
В основном этапе я внимательно наблюдаю за каждым ребенком, стараюсь
вовлечь в исследовательскую игру. Перед началом игры мы с детками
повторяем правила безопасности в той или иной деятельности. Я стараюсь
хвалить каждого ребенка, даже за самый скромный результат. Динамичность
в игре – залог успешного результата, у детей 3-4 лет плохо развита
усидчивость , и частая смена деятельности поддерживает внимание на
протяжении всего эксперимента. При проведении игры я сама много задаю
вопросов детям, что помогает им делать логические
умозаключения, развивать речь и внимание . В процессе работы я прививаю
детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь
договариваться, отстаивать своё мнение, рассуждать в диалоге с другими
детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю
внимание детей на мнения других , учу слушать друг друга, предлагаю более
активным помочь застенчивым.
Ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя решить без
плодотворного контакта с семьёй. В индивидуальных беседах, консультациях,
на родительских собраниях и в нашей группе ВКонтакте, через различные
методы наглядной агитации, я убеждаю родителей в необходимости
поддержания познавательного интереса детей , их стремления узнать новое,
самостоятельно выяснить непонятное.
Привлекаю родителей к оснащению уголков экспериментирования и
экологического в группе. Познакомила родителей с несколькими
несложными опытами, которые можно провести дома с детьми.
3 этап (заключительный)
В целях мониторинга эффективности разработанной программы, провела
промежуточную диагностику (по итогам 4 месяцев) с детьми и опрос среди
родителей по развитию познавательной активности в процессе
экспериментальной деятельности. За короткий срок у детей создались
предпосылки формирования у детей практических и умственных действий. В
группе дети стали более дружными, научились правильно формулировать
вопрос и давать более полные ответы. С каждым днем их интерес к
исследованиям только увеличивается, что толкает меня на создание новых
проектов, интересных опытов и наблюдений. В процессе работы я поняла,
что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей .
Предметно- развивающая среда , созданная в группе выступает мощным
стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его
к познавательно -исследовательской деятельности.
Результаты проведенной работы показали, что применение
экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности ; исследовательские
умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить
цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять
существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать
различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной
деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные
умозаключения и выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными
терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои
ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего
высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности,
умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения,
согласовывать ее с другими и т. д.).
Перспективы на будущее:
В перспективе планирую продолжить работу по развитию у детей
познавательных способностей посредством экспериментирования. Так же
планирую продолжить работу над проектной деятельностью, больше
приобщив родителей и сотрудников нашего сада. У нас работают
замечательные педагоги и специалисты , думаю, совместная работа с ними
даст еще более высокий результат.