Напоминание

"Родной свой край люби и знай!"


Автор: Кононова Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ Дубровская СОШ
Населённый пункт: с. Дубровка Маслянининский район Новосибирская область
Наименование материала: Программа по патриотическому воспитанию
Тема: "Родной свой край люби и знай!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Дубровская средняя обшеобразовательная школа

Маслянинского района Новосибирской области

Программа

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

«Родной свой край люби и знай!»

Автор-составитель: воспитатель первой категории

Кононова Галина Викторовна

2017г.

«Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого- с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит

в любовь к родной стране, к её истории,

прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Л.С.Лихачев.

Аннотация

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из

наиболее актуальных. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего

поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству и т.д.

По признанию педагогов и психологов (А. Г. Асмолов, Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец,

Т. С. Комарова, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и д.р.) период от рождения до

поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка. В

этом

возрасте

интенсивно

происходит

его

психическое

развитие,

формируется

эмоционально-чувственное

восприятие

действительности,

закладываются

основы

личности.

Поэтому

дошкольников

нужно

воспитывать

полноправными

гражданами,

участниками культурно-исторической жизни страны.

Патриотическое

воспитание

дошкольников

процесс

формирования

сознания

человека, любящего свою Родину, дом, семью, родной город, родную природу, культуру у

своего

народа,

своей

нации.

Это

толерантное

отношение

к

представителям

других

национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его

труда,

родной

земле,

защитникам

Отечества,

государственной

символике,

традициям

государства

и

общенародным

праздникам.

Важность

патриотического

воспитания

подчеркивается

в

государственных

документах

в

области

образования:

Федеральном

законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине образования

в РФ», указе Президента «О совершенствовании государственной политики в области

патриотического воспитания» и др., в которых говориться о необходимости включения

регионального компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения

формировались

социально

значимые

ценности,

целевые

ориентиры

и

личностные

качества.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской

Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня

общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный

образовательный стандарт (ФГОС).

В данном стандарте ставятся следующие цели по

патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического

сознания

детей,

возможности

позитивной

социализации

ребенка,

его

всестороннего

личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы

и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов

деятельности.

В

«Концепции

патриотического

воспитания

граждан

Российской

Федерации»

констатируется,

что

воспитательный

потенциал

российской

культуры,

искусства

и

образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому

«патриотизм

призван

дать

новый

импульс

духовному

оздоровлению

народа,

формированию

в

России

единого

гражданского

общества».

Следовательно,

духовное

оздоровление

всего

народа

связано,

прежде

всего,

с

патриотическим

воспитанием

подрастающих поколений.

Дошкольный возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные

возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство

патриотизма.

Очень

важно

именно

в

этом

возрасте

привить

детям

чувство

любви

и

привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на

этой основе воспитывается патриотизм.

Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.

Семья - Детский сад - Родной поселок – Родная земля Новосибирская - Россия.

Пояснительная записка.

Настоящая программа по нравственно-патриотическому воспитанию предназначена

для детей дошкольного возраста (5-7 лет). Программа рассматривает задачи основной

общеобразовательной

программы

группы

дошкольного

образования

МКОУ

Дубровская

СОШ, и направлена на воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

улице, селу, Родине, на развитие интереса к русским традициям.

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда

старые идеалы утрачены, а новые пока не имеют четких очертаний. В настоящее время

усиленно

внимание

к

решению

задач

патриотического

воспитания

со

стороны

Правительства Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации.

Решение

проблемы

формирования

патриотизма

у

детей

дошкольного

возраста

на

сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями

возраста.

Но

хочется

отметить,

что

детское

восприятие

самое

точное,

а

детские

впечатления – самые яркие. Сегодня растет новое удивительное поколение, которое, в

отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей

заинтересованностью. Поэтому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что

каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои

права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс.

В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым

близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед

собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через

детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.

Интерес

и

любовь

к

родному

краю

начинается

с

ближайшего

окружения-

со

знакомства с детским садом, своей улицей, селом, со страной, ее столицей и символами.

Процесс обучения основан на использовании принципа интеграции и позволяет в

полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в

разнообразных видах детской деятельности. А также работа построена с учетом принципов:

-

системно

организованного

подхода,

который

предполагает

скоординированную,

целенаправленную работу для ребенка данного возраста;

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

-

дифференцированный

подход

к

каждому

ребенку,

максимальный

учет

его

психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности; адекватный возрасту баланс

интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; развивающий характер

обучения, основанный на детской активности.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

При разработке программы были изучены следующие материалы по данной проблеме:

«Знакомство

дошкольников

с

родным

городом

и

страной

(патриотическое

воспитание)» Н. В. Алешина. – М., 2011.,

«Организация

педагогической

работы

по

воспитанию

любви

к

родному

краю

у

старших дошкольников» Современное дошкольное образование. 2010. №1., методические

рекомендации «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. и др. – ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 191

с. и др.

Цель программы:

формирование нравственно-патриотического отношения и чувства

сопричастности

к

семье,

к

родному

поселку,

к

Новосибирской

области,

к

природе,

культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края.

Воспитание

чувства

собственного

достоинства

как

представителя

своего

поселка,

уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к

представителям других национальностей.

Задачи программы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного

возраста(5-7 лет):

- формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском

саду, своим близким ;

- формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе

приобщения к родной природе, культуре и традициям ;

- формирование представлений о России как о родной стране, о селе Дубровка, о Москве

как о столице России ;

- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами

эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово ;

- воспитание нравственно- патриотических чувств посредством изучения государственной

символики России.

Решая задачи по патриотическому воспитанию, педагог должен строить свою работу

учитывая

следующие

принципы:

непрерывность

и

преемственность

педагогического

процесса;

дифференцированный

подход

к

каждому

ребенку,

максимальный

учет

его

психологических

особенностей,

возможностей

и

интересов;

"позитивный

центризм"

(отбор

знаний,

наиболее

актуальных

для

ребенка

данного

возраста);

рациональное

сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных,

эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельностный подход; развивающий характер

обучения, основанный на детской активности.

Реализация программы по нравственно-патриотическому воспитанию предполагает

интегративный

подход

включение

содержания

программы

во

все

виды

детской

деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Срок реализации программы рассчитан на два года обучения.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной

логической

последовательности и представлен в следующих блоках:

-«Я и моя семья»

- «Мой любимый детский сад»;

- «Мой родной поселок»;

- «Родная природа»;

- «Родная земля Новосибирская»;

- «Страна, её столица, символика»;

- «Культура и традиции»;

- «Защитники отечества».

Важным

условием

реализации

программы

является

психолого-педагогическая

поддержка

обучающихся,

создание

на

занятиях

комфортной

атмосферы

для

развития

индивидуальных способностей детей.

Реализация

материалов

данной

программы

возможна

при

условии

активного

взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путём, то есть

через

игру,

предметную

деятельность,

общение,

труд,

обучение,

разные

виды

деятельности.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности

детей, их потенциальные возможности и способности.

Структурная организация игровых занятий.

На

протяжении

всех

занятий

педагог

знакомит

дошкольников

со

сказочными

историями,

проводятся

игры

-

драматизации, беседы,

экскурсии,

тематические

развлечения. Длительность занятия варьируется в зависимости от возраста детей: 20 - 25

минут для детей 5 - 6 лет, 25-30 минут для детей 6-7 лет.

Каждое занятие начинается с игровой ситуации. Рассматривая ее, дети учатся делать

выводы о культуре поведения и личностных взаимоотношениях. Заканчивается каждое

занятие повторением: что нового и интересного узнали, чему научились, что вызвало

трудности.

Тематический вид планирования способствует эффективному и системному усвоению

детьми знаний о городе, культурных традициях. Тематика занятий сохраняется, но при этом

объем, и содержание познавательного материала усложняется в соответствии с возрастом

детей.

Содержание образовательных ситуаций по нравственно-патриотическому воспитанию

предусматривает их интегрирование в систему воспитательно-образовательной работы с

другими разделами образовательных областей. Так, например, с областью «Художественно-

эстетическое развитие» - детям часто даются задания на рассматривание картин; с областью

«Речевое развитие» - дети составляют короткие рассказы и т.д.

Взаимодействие с родителями

Осуществление

полноценного

образовательного

процесса

по

нравственно-

патриотическому воспитанию невозможно без включения и активного участия родителей

дошкольников.

Формирование духовности, развития интереса к традициям, формирование бережного

отношения к природе, привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улицы, городу,

Родине особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной беседы родителей с детьми.

Без поддержки и систематических бесед в домашних условиях, без заинтересованности

родителей

дошкольников

в

успехе

процесса

обучения

невозможно

полноценное

формирование нравственно-патриотического воспитания.

Основные понятия, термины в программе

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. С.И.Ожегов.

Толковый словарь русского языка.

Традиция - (от лат. traditio - передача), элементы социального и культурного наследия,

передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и

социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают

определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи,

обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях

общественной жизни;

Традиция

разновидность

обычая,

отличающаяся

особой

устойчивостью

и

направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих

поколений формы поведения.

Для традиций характерны: бережное отношение к сложившемуся раннее укладу жизни

как к культурному наследству прошлого. Традиции бывают: национальные, культурные,

бытовые.

Известно,

что

традиция

включает

в

себя

не

только

передачу

в

течение

длительного времени в определенных социальных группах от поколения к поколению

отобранных

духовных

ценностей:

идей,

обычаев,

норм

поведения,

обрядов,

но

и

приспособление

их

к

новым

условиям

жизни,

их

видоизменение

и

трансформацию.

Благодаря традициям всякая система жизнедеятельна. Ценность традиции – умение новых

поколений увидеть, узнать и понять эти вечные истины в старых традиционных формах.

Обычаи – это общепринятый, установившийся, традиционный порядок, издавна

укоренившийся в быту какого-либо народа.

Фольклор - это устное поэтическое творчество широких народных масс.

Основные

направления

воспитательно-образовательной

деятельности

по

нравственно-патриотическому воспитанию детей:

Физическое развитие

- формирование представлений о здоровом образе жизни;

- воспитание потребностей в физическом самосовершенствовании.

Социально-коммуникативное развитие

- ознакомление с культурными ценностями своего народа;

- формирование интереса к ознакомлению с родным городом, краем, их географией,

историей и культурой;

-

формирование

качеств

социальной

зрелости

личности

ребенка,

т.е.

усвоение

им

нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности.

Познавательное развитие

- способствование овладению детьми элементарными сведениями истории, географии и

культуры своей Родины;

- формирование культуры быта;

- воспитание потребностей в труде как способе обеспечения потребностей человека;

- формирование навыков культуры общения и разрешения проблемных ситуаций;

-

формирование

начал

экологической

культуры,

осознанно

правильного

отношения

к

явлениям, объектам живой и неживой природы.

Художественно-эстетическое развитие

- формирование эстетического отношения к миру и способствование художественному

развитию ребенка средствами искусства;

Материал подобран с учётом возрастных особенностей дошкольников. Одна из таких

особенностей - поэтапное формирование умственных действий. Исходя из этого, подача

материала осуществляется поэтапно, ступенчато.

Совместная деятельность с детьми:

- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, игры-драматизации,

подвижные);

- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

-

чтение

и

обсуждение программных

произведений

разных

жанров,

чтение,

рассматривание

и

обсуждение

познавательных

произведений

разных

жанров,

чтение,

рассматривание

и

обсуждение

познавательных

и

художественных

книг;

детских

иллюстрированных энциклопедий;

- создание ситуаций морального выбора, специальные рассказы детям об интересных

фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с

детьми;

- сезонные наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке;

-

изготовление атрибутов

для

игр,

познавательно-исследовательской

деятельности;

создание макетов, коллекций, изготовление сувениров;

- оформление выставок работ народных мастеров, произведений народно-прикладного

искусства,

книг

с

иллюстрациями,

репродукций

произведений

живописи

и

пр.;

тематических выставок (по временам года и др.), выставок детского творчества;

- викторины;

- инсценирование и драматизация;

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к

знакомым сказкам, потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (быта и

др.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного и пр.);

- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) на

темы народных произведений;

- слушание и обсуждение народной, классической музыки;

Мероприятия:

тематические

досуги,

праздники,

театрализованные

представления,

конкурсы, экскурсии.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:

социально – личностное развитие: ситуативные беседы, помощь взрослым;

познавательно-речевое развитие: свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях,

при восприятии картин, иллюстраций; ситуативные разговоры с детьми;

художественно-эстетическое развитие.

Самостоятельная деятельность детей:

Индивидуальные и совместные игры, работа в уголках книги, театра, рассматривание книг,

иллюстраций, репродукций и др.

Формы работы с родителями:

- индивидуальные консультации, беседы ;

-

фотовыставки

«Мой

любимый

домашний

питомец», «Мой

папа

служил

в

Армии»,

«Праздники и развлечения в детском саду», «Мой любимый город»;

- консультация для родителей «Как правильно беседовать с ребёнком», «О знакомстве

детей с родным селом», «Как пробудить у ребёнка интерес к истории нашего села» и др.

-

анкетирование

родителей

«Ваше

отношение

к

нравственно

-

патриотическому

воспитанию».

Учебный план непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы

(1 НОД в неделю, 36 в год)

Название блока

Количество занятий

Часы

«

Я и моя семья»

4

1ч.40м.

«Мой любимый детский сад»

2

50м.

«Мой родной поселок»

3

1ч.15м.

«Родная земля Самарская»

1

25м.

«Родная природа»

6

2ч.30м.

«Страна, её столица, символика»

5

2ч.05.

«Культура и традиции»

6

2ч.30м.

«Знаменательные даты»

8

3ч.20м.

Итоговое занятие

1

25 м.

Итого:

36

Учебно-тематический план (старшая группа)

Месяц

Темы

НОД

Задачи

Формы

деятельности

Используемая

литература

Сентябрь

«Семья и

родной

дом»

Формировать

представления о мире

семьи Обобщить

эмоциональный опыт

детей о семейных

«Ознакомление с

художественной

литературой»,

«Развитие речи»

Чтение сказки «Гуси-

Зеленова Н.Г.

Осипова Л.Е.

«Мы живём в

России»

«Я и моё

имя»

Закреплять знания детей

об имени, отечестве,

фамилии родственников.

Дать представление о

родословной

Составление

генеалогического древа

семьи (2-3поколения)

совместно с

родителями. Чтение

Кондрыкинская

Л.А. «С чего

начинается

Родина?»

Короткова Л.Д.

«Мои

друзья»

Воспитывать

доброжелательное

отношение к

сверстникам и взрослым.

Расширять

Просмотр фрагментов

мультфильма

«Крокодил Гена»

Беседа «Что такое

дружба»

Масалова Л.Л.

«Я и мир»

«Праздни

к

детского

сада –

Формирование любви к

детскому саду,

сверстникам и педагогам

Развитие положительных

эмоций и впечатлений

Экскурсия по детскому

саду

Сюжетно - ролевые

игры

Арапова-Пискарепа

Н.А. «Мой родной

дом»

Октябрь

Беседа

«Мой

край

Подвести детей к

пониманию того, что мы

живём в селе Дубровка

Обогащать речь детей

новыми словами: газон

Экскурсия по поселку

(совместно с

родителями)

Рассматривание

фотоматериала

Ветохина А.Я.

Дмитренко З.С. и

др. «Нравственно-

патриотическое

воспитание детей

«История

возникновения

родного поселка»

Познакомить с историей

возникновения села

Дубровка.

Воспитывать интерес к

истории родного края

Экскурсия в

краеведческий музей в

школе

Материалы из

библиотеки

«Достопр

имечател

ьности

История и настоящее

села Дубровка

Познакомить с

основными

достопримечательностям

Беседа.

Рассматривание

открыток

Материалы из

бибдиотеки

Осенняя

ярмарка

«Что нам

осень

Закрепление знаний

детей о характерных для

октября явлениях

природы. Воспитывать

бережное отношение к

Использование

пословиц и поговорок

об октябре

Исполнение детьми

попевки «Восенушка-

Князева О.Л.,

Маханева М.Д.

Приобщение детей

к истокам русской

народной культуры

Игра-

развлечен

ие

Знакомить детей с

русскими народными

праздниками, c

традицией празднования

«Осенин». Побуждать

Разучивание стихов

и песен об осени,

Русская народная игра:

«Вышел Ваня

погулять..»

Гаврилова И.Г.

«Истоки русской

народной культуры

в детском саду»

Ноябрь

«Золотая

осень»

Развивать у детей

интерес и любовь к

родной природе, её

красоте

Пробуждать

Беседа об осенних

примета

Рассматривание

осенних пейзажей

Народные приметы об

Хабарова Т.В.

«Планирование

занятий по

экологии»

Чтение

Экскурсия по

экологической тропе (на

территории детского сада)

Расширять

представления детей об

осенних изменениях в

природе

Воспитывать интерес и

желание бережно

относиться к объектам

экологической тропы

Коллективные

наблюдения за

признаками осени

Сбор природного

материала

Выставка «Дары земли

русской»

Хабарова Т.В.

«Планирование

занятий по

экологии»;

Т.И.Осокина «Игры

и развлечения

детей на воздухе»

Л.Пантелеева

«Играем в

камешки»

«Лес в

жизни

человека»

Дать представления о

значении леса для

человека:

оздоровительном,

эстетическом,

Экскурсия на выставку

«Лес в жизни человека»

Пословицы о лесе

Обсуждение правил

поведения в лесу

Хабарова Т.В.

«Планирование

занятий по

экологии»

Декабрь

«Предань

я

старины

глубокой»

Познакомить детей с

историей нашего

государства

Вызвать эмоциональный

отклик на выраженные в

Рассказ воспитателя об

истории государства

Прослушивание

отрывка из оперы

Н.А.Римского-

Смирнова Т.В.

Филиппова Т.Ю.

«Дошкольникам о

Москве и родной

стране»

«Как

велика

моя

земля,

Закрепить знания детей о

названии страны, о

разнообразии природы

Дать детям знания о

богатствах России

Использование

иллюстраций с

изображением лесов,

рек, морей, гор

Чтение стихотворения

Смирнова Т.В.

Филиппова Т.Ю.

«Дошкольникам о

Москве и родной

стране»

«По

Новогодн

ей карте»

Беседа о праздниках

- рассказ воспитателя о

времени встречи Нового

года и воображаемое

путешествие по карте

Загадки о зиме.

Рисование на тему:

«Новогодний праздник

в детском саду»

Проведение конкурса

Кондрыкинская

Л.А. «С чего

начинается

Родина?»

Развлечен

ие

«Праздни

к

Побуждать детей

радоваться новогодним

праздникам,

восхищаться нарядной

ёлкой

Разучивание стихов,

песен, танцев

Изготовление

атрибутов для

украшения группы,

Кондрыкинская

Л.А. «С чего

начинается

Родина?»

Январь

«Наша

Родина-

Россия!»

Расширять знания детей

о Родине

Вызвать интерес к

прошлому, настоящему и

будущему России

Рассматривание

иллюстраций с

изображением природы

различных уголков

нашей Родины

Смирнова Т.В.

Филиппова Т.Ю.

«Дошкольникам о

Москве и родной

стране»

Государст

венные

символы

России:

Закрепить и обобщить

знания детей о

государственных

символах России гербе,

флаге

Использование макетов

герба и флага России

Прослушивание

фонограммы гимна

России

Зеленова Н.Г.,

Осипова Л.Е. «Мы

живём в России»

«Новосиб

ирк-

столица

сибири»

Продолжить знакомить

детей с историей родного

края. Познакомить с

символикой города

Новосибирска

Использование

фотографий города.

Рассматривание герба

г.Новосибирска.

Рисование герба на

Развлечен

ие

«Рождест

венские

Знакомить детей с

историей возникновения

и традициями

празднования

христианского

Пение русских

народных песен,

частушек, колядок

Народные игры

Гаврилова И.Г.

«Истоки русской

народной культуры

в детском саду»

Февраль

«Дорогая

моя

столица!

Золотая

Закрепить знание детей о

Москве (символика,

расположение на карте

страны)

Дать представление о

Просмотр видеофильма

«Москва-столица

России»

Чтение стихов о

Москве.Рассказы детей

Смирнова Т.В.

Филиппова Т.Ю.

«Дошкольникам о

Москве и родной

стране»

«Наша

армия

сильна!»

Формировать чувство

уважения к защитникам

Родины

Развивать

патриотические чувства

Беседа «Что такое

героизм?» Чтение:

С.Маршака «Наша

армия», Я.Акима

«Земля»

Зеленова Н.Г.,

Осипова Л.Е. «Мы

живём в России»

«

Знакоми

мся с

образами

Познакомить детей с

выдающимися людьми,

прославившими Россию

Развивать интерес к

прошлому своей страны

Рассказ воспитателя

Использование

репродукций портретов

А.В.Суворова

Антонов Ю.Е.

«Наследники

Великой Победы:

Сборник

материалов по

Спортивн

ый

праздник

«Русские

Воспитывать чувство

гордости за наших

славных воинов

Развивать физические

качества: силу, ловкость

Разучивание стихов,

песен о защитниках

Отечества

Инсценировка песни

«Бескозырка белая» и

Антонов Ю.Е.

«Наследники

Великой Победы:

Сборник

материалов по

Март

«Мама-

главное

слово»

Формировать в сознании

детей образ мамы, как

самого дорогого

человека

Побуждать детей

Разучивание стихов,

песен о маме

Изготовление подарков

для мам и бабушек,

праздничных атрибутов

Зеленова Н.Г.,

Осипова Л.Е.«Мы

живём в России»

«Наша

дружная

семья»

Продолжить

формирование

представлений детей о

семье, о

доброжелательных

Рассматривание

фотографий семьи

одного из детей

Беседы, рассказы детей

о родителях: что

Ветохина А.Я.

«Нравственно-

патриотическое

воспитание детей

дошкольного

«Пожилы

е люди»

Показать важность

присутствия бабушки и

дедушки в семье, их

значимость в воспитании

внуков

Рассматривание

фотографий бабушек и

дедушек

Разучивание

стихотворений

Ветохина А.Я.

«Нравственно-

патриотическое

воспитание детей

дошкольного

«Широка

я

Маслени-

ца»

Продолжать знакомить

детей с русским

народным фольклором:

песнями и хороводами,

с обрядовыми

Беседа о значении

Солнца в жизни

славянских народов

Разучивание малых

фольклорных форм:

Гаврилова И.Г.

«Истоки русской

народной культуры

в детском саду»

Апрель

«Хозяйки

ны

помощни

ки»

Познакомить детей с

предметами обихода –

коромыслом, ведрами,

корытом, стиральной

доской и пр.

Посещение детьми

мини-музея «Русская

изба»

Имитация детьми

стирки белья.

Князева О.Л.,

Маханева М.Д.

«Приобщение

детей к истокам

русской народной

«Шутку

шутить –

людей

Познакомить детей с

потешным фольклором

Воспитывать интерес к

истории свой страны

Составление детьми

потешного рассказа

Использование

скороговорок, небылиц,

потешек

Князева О.Л.,

Маханева М.Д.

«Приобщение

детей к истокам

русской народной

«Красная

горка»

Познакомить с

традициями народных

гуляний на Пасхальной

неделе

Воспитывать интерес к

Рассказ воспитателя о

народном празднике

Использование

словесных игр. Пение

частушек

Князева О.Л.,

Маханева М.Д.

«Приобщение

детей к истокам

русской народной

Праздник

«Весна

красна

цветами»,

Повторение песен,

закличек, пословиц о

весне

Знакомство со сказкой

Н.Павловой «Под

Использование

пословиц и поговорок,

загадок

Чтение сказки

Князева О.Л.,

Маханева М.Д.

«Приобщение

детей к истокам

русской народной

Май

«Этот

День

Победы»

Формирование чувства

уважения к защитникам

Родины

Воспитание уважение к

пожилым людям,

Беседа о ВОВ с

просмотром

фрагментов фильмов

Встреча с фронтовиком

(прадедушкой одного

Антонов Ю.Е.

«Наследники

Великой Победы» -

сборник

материалов по

«Ордена и

медали»

Познакомить детей с

боевыми наградами,

которыми награждали

воинов во время Великой

Отечественной войны

Использование

фотографий орденов и

медалей

Чтение рассказа «Зина

Портнова» из сборника

Шаламова Е.И.

«Методическая

работа с кадрами

по

патриотическому

«Если

скажут

слово

Познакомить детей с

основными

неофициальными

символами РФ

Развивать творческие

Использование

картинок с

изображением солнца,

березы, ромашки,

колокольчика, игрушки

Смирнова Т.В.

Филиппова Т.Ю.

«Дошкольникам о

Москве и родной

стране»

Итоговое

занятие-

викторин

а «Что мы

Обобщить и

систематизировать

знания детей о России.

Формировать

уважительное

Литературно-

музыкальная викторина

«Что мы Родиной

зовём»

Чтение С.Бороздин

Кондрыкинская

Л.А. «С чего

начинается Родина»

Планируемые результаты реализации программы:

У воспитанников будут сформированы по среднему и высокому уровню такие знания,

способности и умения, как:

- знать свой домашний адрес, название города, страны;

- иметь представление о символике города, страны;

- Знать название близлежащих улиц;

-.Иметь представления о жизни и быте русского народа;

- Узнавать на фотографии достопримечательности города;

-

Знать профессии своих родителей;

- Имеет углубленные представления о семье, родственных отношениях;

- Знать правила поведения в природе.

Учебный план непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной

группы

(1 НОД в неделю, 36 в год)

Название блока

Количество занятий

Часы

«

Я и моя семья»

4

«Мой любимый детский сад»

1

«Мой родной поселок»

2

«Родная земля Новосибирская»

1

«Родная природа»

2

«Страна, её столица, символика»

4

«Культура и традиции»

15

«Знаменательные даты»

4

Итоговое занятие

3

Итого:

36

Перспективно-тематический план (подготовительная к школе группа)

Месяц

Название

занятия

Задачи

Связь с другими

видами деятельности

Используемая

литература

Сентябрь

«Моё

любимое

село»

Продолжать

знакомить детей со

своей малой

родиной, улицами,

жилыми домами и

Игра-путешествие

«Дубровка» (по карте

поселка)

Д/игра «Кто больше

улиц назовёт», «Мой

Кривобоков В. И.,

Кудряшова О. Н.

«История

Междуречья»

«России

малый

уголок»

Формировать у

детей умение

ориентироваться по

плану на

территории

Рассматривание

репродукции картин

русских художников-

пейзажистов

Беседа «Природа

Кондракинская Л.А.

«С чего начинается

Родина»

Зеленова Н.Г.,

Осипова Л.Е. «Мы

«Законы,

по

которым

мы

живем»

Работа над

различным

смыслом слова

«закон»

Беседа о правилах

Беседа о правилах

поведения в группе

Обсуждение и

принятие новых правил

Показ детьми

Кондракинская Л.А.

«С чего начинается

Родина»

Итоговое

занятие

«Родной

свой край

люби и

знай»

Поддерживать

познавательный

интерес к истории

родного города,

села, своей малой

Рассматривание

иллюстраций с видами

родного села

Изображение гербов

России, Москвы,

Смирнова Т.В.,

Филиппова Т.Ю.

«Дошкольникам о

Москве и родной

стране»

Октябрь

«Наша

дружная

семья»

Продолжать

формировать у

детей

представление о

мире семьи

Рассматривания картин

из серии «Моя семья»,

семейные фотографии

Беседа с детьми об их

домашних

Зеленова Н.Г.

Осипова Л.Е.

«Мы живём в

России»

«Мужчин

ы и

женщины

в семье»

Дать детям

представление о

содержании

социальных ролей

мужчины и

Беседа с мальчиками о

том, где и когда они

могут поступать как

настоящие мужчины

Беседа с девочками о

Шелухина И.П.

«Мальчики и

девочки»

«Я

самый-

самый»

Подчеркнуть

особенность,

неповторимость

каждого ребенка

Научить оценивать

Чтение А.Линдгрен

«Три повести о

Малыше и Карлосоне»

(глава «Красивый,

умный и в меру

Мячина Л.К.

«Маленьким детям –

большие права»

Итоговое

занятие

«Мой

родной

дом»

Формирование

духовно-

нравственных

ценностей

Воспитывать в

Выставка семейных

фотографий

Рисование на тему

«Самая дружная семья -

моя»

Н.А.Арапова-

Пискарева

«Мой родной дом»

Ноябрь

Игра-

путешест

вие

«Берёза-

Продолжать

знакомить детей с

понятиями Родина,

Отечество

Формировать у

Беседа о берёзке -

«Свято дерево,

помоги»

(о народных приметах).

Чтение стихов о

Пугачёва Н.В,

Есаулова Н.А.

«Конспекты занятий

по этнографии и

народоведению в

«Хлеб -

всему

голова»

Закреплять знания

о выращивании

зерна и

производстве хлеба

Дать детям знания

Использование

пословиц о хлебе,

загадок

Пугачева Н.В.,

Есаулова Н.А.

«Конспекты занятий

по этнографии и

народоведению в

«Как в

старину к

зиме

готовилис

ь»

Познакомить детей

со способом

заготовки овощей и

фруктов, грибов:

можно сушить,

Загадывание загадок об

овощах

Показ педагогом

способов заготовки

капусты

Пугачева Н.В.,

Есаулова Н.А.

«Конспекты занятий

по этнографии и

народоведению в

Фольклор

ный

праздник

«Осенняя

ярмарка»

Воспитывать

интерес к обычаям

и традициям

русского народа

Раскрыть значение

Беседа « Делу время,

потехе - час»

Разучивание русских

народных песен,

танцев, частушек

Кондрыкинская Л.А.

«С чего начинается

Родина?»

Декабрь

«Зима –

не лето, -

в шубу

одета»

Продолжать

знакомить с

характерными

особенностями

зимы

Беседа о характерных

особенностях зимы

Драматизация русской

народной песенки «Как

на тоненький ледок»

Князева О.Л.,

Маханева М.Д.

«Приобщение детей

к истокам русской

народной культуры»

«Новогод

ние

традиции

»

Познакомить с

новогодними

традициями России

Формировать

гражданско-

Рисование на тему

«Подарки на Новый

год»

Рассказ воспитателя о

новогодних традициях

Зеленова Н.Г.

Осипова Л.Е. «Мы

живём в России»

«Из

истории

кукол»

Развивать у детей

устойчивый

интерес к

произведениям

искусства

Рассказ воспитателя

Изготовление кукол

детьми на новогоднюю

елку

Гаврилова И.Г.

Истоки русской

народной культуры

Утренник

«Новогод

ние

Продолжать

знакомить детей с

новогодними

традициями России

средствами

Беседа «Как мы

встречаем Новый год».

Рассказы детей (из

личного опыта)

Разучивание стихов,

Кондрыкинская Л.А.

«С чего начинается

Родина?»

Январь

«Пришла

коляда

накануне

Рождеств

а»

Воспитывать

интерес к

традициям и

обычаям русского

народа

Беседа о

рождественских

праздниках, святочных

гаданиях. Пение

рождественских песен

Князева О.Л.,

Маханева М.Д.

«Приобщение детей

к истокам русской

народной культуры»

Литерату

рная

викторин

а по

русским

Закрепить знания

детей о русских

народных сказках

Воспитывать

любовь к русскому

Использование

открыток с

изображениями

различных эпизодов из

русских народных

Алешина Н.В.

«Ознакомление

дошкольников с

окружающим и

социальной

«Мы

-россияне

»

Продолжать

знакомить детей с

понятиями Родина,

Отечество

Формировать у

Чтение стихотворения о

Родине Т. Коти «Моя

первая книга о России»

Использование

пословиц и поговорок о

Зеленова Н.Г.

Осипова Л.Е. «Мы

живём в России»

«Города

старинны

е,

Продолжать

знакомить детей с

народными

промыслами

разных городов

Рассказ воспитателя о

народных промыслах.

Чтение рассказа

А.Митяева

«Свистулька».Прослуш

Смирнова Т.В.,

Филиппова Т.Ю.

«Дошкольникам о

Москве и родной

стране»

Февраль

«Памятни

ки

Москвы»

Познакомить детей

с выдающимися

людьми Отечества.

Воспитывать

чувство уважения к

Использование

иллюстраций с

изображением

памятников известным

людям

Смирнова Т.В.,

Филиппова Т.Ю.

«Дошкольникам о

Москве и родной

стране»

«На героя

и слава

бежит»

Познакомить детей

с понятием

«былина», с

героями былин –

Ильёй Муромцем,

Рассказ о русских

богатырях

Использование

различных сюжетов

былин о подвигах

Антонов Ю.Е.

«Наследники

Великой Победы:

сборник материалов

по нравственно-

«История

возникно

вения

знамен»

Расширить у детей

элементарные

представления о

происхождении

знамен и их

Использование

иллюстраций с

изображением

старинных и

современных знамен.

Зацепина М.В. «Дни

воинской славы.

Патриотическое

воспитание

дошкольников»

Спортивн

ый

праздник

«Будущие

Формирование

патриотических

чувств, воспитание

любови и уважения

к защитникам

Рассматривание

иллюстраций о родах

войск

Чтение: Л.Кассиль

«Твои защитники», В.

Зацепина М.В. «Дни

воинской славы.

Патриотическое

воспитание

дошкольников»

Март

«Капель»

Познакомить детей

с такими

явлениями

природы, как

капель и

Рассказ воспитателя о

возникновении капели

и сосулек

Отгадывание загадок

Знакомство с

Николаева С.Р.,

Катышева И.Б.

«Народный

календарь – основа

планирования

«Моя

мама

лучше

всех»

Воспитывать

доброе,

внимательное,

уважительное

отношение к маме,

Рассматривание

репродукции « Мать и

дитя»

Рассказы детей о своих

мамах

Кондрыкинская Л.А.

«С чего начинается

Родина?»

«Коса –

девичья

краса»

Расширять знания

детей о народных

традициях и

обычаях,

связанных с

Оформление картинной

галереи с

репродукциями с

картин русских

художников

Пугачева Н.В.,

Есаулова Н.А.

«Конспекты занятий

по этнографии и

народоведению в

«История

русского

костюма»

Познакомить детей

с историей

русского

национального

костюма

Беседа «Праздничная

русская народная

одежда»

Рассматривание

репродукции

Князева О.Л.,

Маханева М.Д.

«Приобщение детей

к истокам русской

народной культуры»

Апрель

«Что нам

стоит

теремок

построить

»

Познакомить детей

с видом русской

деревни,

устройством

крестьянского дома

Рассказы детей об

отдыхе в деревне

Коллективная работа по

конструированию

«Терем»

Князева О.Л.,

Маханева М.Д.

«Приобщение детей

к истокам русской

народной культуры»

«Наши

космонав

ты»

Беседа о

космонавтах

(рассматривание

иллюстраций); -

пословицы и

Спортивное

развлечение «Мы –

космонавты»

Конструирование

космического корабля

Видео презентация

«Космос»

«

Наше

государств

о –

Беседа о

государстве –

«Российская

Федерация»

Знакомство с

Разукрашивание в

альбомах Российского

флага

Оформление на карте

Российской Федерации

Шаламова Е.И.

«Методическая

работа с кадрами по

патриотическому

воспитанию в ДОУ»

«Труд

взрослых

в родном

городе»

Закреплять

название родного

города, поселка,

достопримечательн

остей, название

Использование

пословиц

Рассказ детей о

профессиях родителей

Чтение стихотворения

Зеленова Н.Г.

Осипова Л.Е. «Мы

живём в России»

Май

«Как

наши

предки-

славяне

Дать представление

об укладе жизни

славян

Уточнить и

расширить знания

Конструирование

макета древнего

поселения

Показ иллюстраций

оружия: щит, меч,

Шаламова Е.И.

«Методическая

работа с кадрами по

патриотическому

воспитанию в ДОУ.»

«Мы этой

памяти

верны»

Способствовать

формированию у

детей чувства

гордости за свой

народ, его боевые

Исполнение детьми

тенцев, песен. Чтение

стихотворений о войне

Антонов Ю.Е.

«Наследники

Великой Победы:

сборник материалов

по нравственно-

«О

возникно

вении

грамоты»

Познакомить детей

с тем, как в

стародавние

времена начинали

учить грамоте

Рассказ воспитателя.

Использование

вопросов-загадок

Князева О.Л.,

Маханева М.Д.

«Приобщение детей

к истокам русской

народной культуры»

Празднич

ное

занятие

«Грамоте

учиться –

всегда

Закреплять знания

детей об истории и

культуре России

Познакомить детей

с историей

Закреплять знания

детей об истории и

культуре России

Познакомить детей с

историей рождения

Смирнова Т.В.

Филиппова ТЮ

«Дошкольникам о

Москве и родной

стране»

Планируемые результаты освоения программы:

- Краткие сведения об истории родного села, города, страны;

- Различать символику Маслянинского района, гНовосибирска, Москвы, России;

-

Названия

близлежащих

улиц,

социальные

объекты,

достопримечательности

села

Дубровка, Маслянинского района.

- Уметь находить на карте г.Москва;

- Иметь элементарные представления о жизни, быте русского народа;

- Иметь представления о безопасном поведении в природе;

- Знать историю русского костюма;

- Знать былинных и сказочных героев, узнавать их в произведениях изобразительного

искусства;

- Иметь представления о правах ребенка;

- Знать и использовать в речи русский фольклор, уметь играть в народные игры;

- Различать изделия народных промыслов.

Будут уметь:

- выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее,

оказывать посильную помощь;

- применять полученне знания о родном крае, об Отечестве в добрых делах и поступках.

Воспитают в себе:

- навыковы социального общения со взрослыми;

- внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

(Марцинковская Т.Д.)

Ф.И .ребенка

1.Родная страна:

Название страны

Название города

Название поселка

Домашний адрес

Название

достопримечательностей

города, родного поселка

Название

зеленых

з о н

Название улиц, площадей

2.Символика

Флаг России

Герб России

Гимн России

3. И с т о р и я

н а р о д н о й

культуры и традиций

Народная игрушка

Народные праздники

Ж и л и щ е

ч е л о в е к а

и

предметы быта

4.Историко-

г е о г р а ф и ч е с к и й

и

природный компоненты

Природные

б о г а т с т в а

нашей страны

Различные

п р и р од н о -

к л и м а т и ч е с к и е

з о н ы

(тундра, лес)

Виды

ландшафта

(горы,

равнина)

5.Личностный компонент

Отношение к окружающей

среде

Забота о близких

Проявление дружелюбия

Умение управлять своими

чувствами, договориться

Умение

ана лизировать

свои поступки и поступки

других

Высокий уровень-3б.

Знает свое имя, фамилию, название села, района,страны, свой адрес; называет и

узнает

(по

иллюстрации)

достопримечательности,

зеленые

зоны

города,

4-

5

улиц,

площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные

праздники, игрушки, предметы

быта;

называет

природные

богатства

России, знает

природно-климатические

зоны, ландшафты;

заботится

об

окружающей

природе

,

близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей,

умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о

членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень-2б.

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн

России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы,

площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные

праздники,

игрушки;

с

помощью

взрослого

называет

природные

богатства

России,

природно-климатические

зоны;

заботится

о

близких,

проявляет

дружелюбие,

но

не

считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь;

анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень-1б.

Не знает названия страны, города, поселка. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн;

отсутствуют знания о достопримечательностях родного поселка, города; плохо знает

названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства

России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет

дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не

оказывает помощи, не может анализировать поступки.

План работы с родителями:

п/п

Месяц

Содержание работы

1.

Сентябрь

Родительское собрание по теме «Патриотическое

воспитание детей в современных условиях»

Изготовление русской тряпичной куклы

2.

Октябрь

Оформление папки- передвижки о названиях улиц села

Дубровка «Улицы родного поселка»

Фотовыстака

3.

Ноябрь

Консультация для родителей по теме «Роль семейных

традиций в воспитании будущего гражданина России»

4.

Декабрь

Выставка творческих работ детей и родителей по теме

«Новогодние чудеса»

5.

Январь

Организация и помощь родителей в проведении экскурсии

«Путешествие по родному поселку»

6.

Февраль

Организация библиотеки для родителей с художественной

литературой для детей «Защитники Отечества»

7.

Март

Консультация для родителей «Как знакомить детей с

историческим прошлым России»

8.

Апрель

Привлечение родителей к благоустройству территории

детского сада

9.

Май

Оформление информационного стенда «Этих дней не

смолкнет слава!», посвященного Дню Победы

Участие родителей в подготовке и проведении праздника

«День Победы»

Родительское собрание «Наши дети - будущее России»

Работа с воспитателями

Консультации:

- «Воспитание маленького гражданина»;

- «Игра – школа нравственного поведения»;

- «Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания»;

- «Формирование духовных потребностей, любознательности, гуманных качеств личности

ребенка в игре»;

- «С чего начинается патриотизм?».

Семинар – практикум:

«Основные принципы, методы и содержание патриотического воспитания в детском саду»;

Подборка литературы, пословиц, стихов по данной теме;

Смотр-конкурс уголков по патриотическому воспитанию.

Ресурсное обеспечение

1.Географическая карта России;

2.Географическая карта Маслянинского района, Новосибирской области;

3.Государственные символы России: герб, флаг, гимн; герб с.Дубровка,герб,флаг

Маслянинского района,герб,флаг Новосибирской области;

4.Методическая литература, репродукции;

5.Альбомы: «Москва – столица нашей Родины», «Улицы старого города», «Юные герои

войны», «Природа родного края», «Животные России»;

6.Папка «Все профессии важны»;

7.Дидактические игры: «Русские узоры», «С какого дерева лист», «Угадай сказку» и др.

8.Мини-макет «Оборона Москвы»;

9.Папка «Русские народные костюмы»;

10.Русские народные детские музыкальные инструменты;

11.Театры – кукольный, настольный, пальчиковый;

12.Музыкальный центр, видеопроектор, телевизор, DVD;

13.Аудиокассеты: «Песни о Родине», «Русские народные песни»;

14.Видео кассеты: «Жили – были москвичи», «Как устроен город», «Русский народный

костюм».

Оформление развивающей среды в группе:

-

Семейные фотоальбомы;

- «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо»;

-

Тематические

папки

и

альбомы

с

иллюстрациями

и

фотографиями:

«Мой

город»,

«Предприятия и учреждения города», «Знаменитые земляки»;

- Картотеки стихов, песен о родном городе, о семье, детском саде, о стране и т.д.

- Тематическая папка «Мой край», материал, знакомящий детей со славным прошлым

родного края;

- макеты: Кремль, детский сад, микрорайон;

- карта Российской Федерации; флаг, герб, гимн (в записи), портрет президента;

-

тематические

папки

с

иллюстрациями

«Наши

предки

-

славяне»,

«Богатыри

земли

Русской»,

«Великая

Отечественная

война»,

«Российская

армия»,

художественная

литература о войне;

-

альбомы:

«старинные

храмы

России»,

«Предметы

старины»,

«Русские

народные

костюмы», матрешка, куклы в русских костюмах, вышивка, дидактические игры;

- сказки (русские народные и других народностей), былины, предания;

- глобус, карта мира, иллюстрации о жизни людей в других странах.

Литература

1.

Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие –

М: 2005

2.

Алешина

Н.В.

Знакомство

дошкольников

с

родным

городом

и

страной

(Патриотическое воспитание.) УЦ Перспектива М. 2011.

3.

Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ

4.

Антонов Ю.Е. Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-

патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников;

Патриотическое пособие; АРКТИ,2010

5.

Бударина Т.А, Корепанова О. Н, Куприна Л.С, Маркеева О.А Знакомство детей с

устным народным творчеством – СПб, Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003

6.

Гаврилова И. Г Истоки русской народной культуры в детском саду-СПб,

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2008

7.

Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России.- М; АРКТИ,2003

8.

Дмитриенко З.С, Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста. Методическое пособие-СПб; «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО»

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009

9.

Зеленая Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. М., « Скрипторий»,2008

10.Козлова С.А. Мой мир-М; - Сфера,2000

11.Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М, Сфера, 2004

12.Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего

дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004

13.Миловский А.С. Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках- М, 1987

14.Николаева С.Р, Катышева И.Б, Хомченко В. А, Комбарова Г.Н. и др. Народный

календарь-основа планирования работы с дошкольниками - СПб, «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2009

15.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского

сада – М, Мозаика-Синтез.2010

16.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду-М, Линка-

Пресс,2003

17.Пателеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. _ М.: ТЦ

Сфера, 2016

18.Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской

деятельности / ав.-сос. Н. М. Сертакова, Н. В. Кулашова. – Волгоград: Учитель, 2016

19.Пугачёва Н.В., Есаулова Н.А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в

ДОУ, М., « Центр педагогического образования», 2007

20.Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране, М., «

Скрипторий», 2010

21.Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края.

Управление ДОУ-2005,№1

22.Шорыгина Т. А. Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание-М,

Прометей; Книголюб,2003

23.Программа воспитания и обучения в детском саду (под редакцией Васильевой М.А,

Гербовой В.В, Комаровой Т.С) – М, Мозаика-Синтез,2005

24.Я познаю мир. Игрушки: энциклопедия-М, АСТ,1999.

25.

Федеральный государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования.

26.

СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

27.

Основная

общеобразовательная

программа

дошкольного

образования

«От

рождения

до

школы»

(под

редакцией

Н.Е.

Вераксы,

Т.С.

Комаровой,

М.А.

Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2013г.

28.

Коцепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

29.

Ривина Е.К. Герб и флаг России. М., 2002.

30.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,

1999.

31.

Смирнова

Е.О.,

Богуславская

З.М.

Развивающие

игры

для

детей.

М.:

Просвещение, 1991.

32.

Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. –

М.: Сфера, 2008.

33.

Шустерман М. Коллективная игра и занятия.

34.

Монтессори М. Теория и практика.

35.

Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир

человека. – М.: Школьная Пресса, 2010.

36.

Зеленова Н.Г. , Осипова Л.Е. Мы живем в России М. 2011.



В раздел образования