Напоминание

Использование ИКТ–технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста


Автор: Кощеева Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1» городского округа Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ–технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности с детьми

дошкольного возраста

Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь

детей во всем мире. Исследования, проведенные в США и Европе, показали, что их

использование занимает до 80% в структуре и содержании основной общеобразовательной

программы

дошкольного

класса.

Отсюда

следует,

что

система

образования

должна

учитывать факт сложившейся взаимозависимости медиа и образования, что необходимо

изучать воздействие медиа на раскрытие человеческого потенциала и пытаться управлять

этим воздействием.

Сегодня

актуальность

внедрения

ИКТ

определяется

изменениями

системы

дошкольного

образования,

ориентированного

на

реализацию

Федерального

государственного стандарта, структурой и содержанием основной общеобразовательной

программы

дошкольного

образования

и

внедрением

инноваций

в

образовательный

процесс. В связи с введением в действие ФГС потребовалась существенная доработка

содержания основных общеобразовательных программ, по которым работают дошкольные

образовательные учреждения. Изменились и требования к реализации воспитательно-

образовательного процесса, в котором педагогам необходимо использовать новые модели

форм обучающего и игрового процесса с использованием ИКТ, где прежде всего акцент

делается

на

становление

личности

и

индивидуальные

особенности

ребенка.

Информатизация общества ставит перед педагогами задачу идти в ногу со временем и

стать для ребенка проводником в мир новых технологий, быть наставником в выборе

компьютерных игр для детей и их родителей, сформировать основы информационной

культуры личности ребенка. Для этого необходимо:

• создать развивающую среду;

• внедрять ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДО;

• создавать программы, отвечающие современным потребностям обучения детей

дошкольного возраста.

Используя

при

взаимодействии

с

ребенком

компьютерные

программы,

интерактивное

оборудование,

мультимедийные

технологии,

педагог

активизирует

у

ребенка

познавательную

деятельность,

повышает

работоспособность

и

сохраняет

продуктивную деятельность на протяжении всего занятия.

При

включении

информационно-коммуникационных

технологий

(ИКТ)

в

образовательный процесс повышается роль и ответственность педагога. Ему необходимо

владеть технологиями и информацией, новым стилем мышления, принципиально иначе

подходить к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности. Педагог,

который ведет занятия с использованием мультимедиа – проектора, компьютера, имеет

выход в интернет, проводит занятия на основе компьютерных обучающих программ,

интегрирует

аудиовизуальную

информацию,

представленную

в

различной

форме

(видеофильмы, анимация, слайды, музыка) стимулирует непроизвольное внимание детей

благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Взаимодействие

участников образовательного процесса в созданном едином информационно-развивающем

пространстве должно строиться по модели: «взрослый (педагог или родитель) – ребенок –

дошкольник – ИКТ». Исключение взрослого из этой цепочки недопустимо.

П ри

исполь зовании

компь ютера

долж ны

соблюдать ся

с а н и т а р н о -

эпидемиологические

требования.

Но

ИКТ

не

следует

рассматривать

как

способ

или

средство подавления или вытеснения других видов деятельности, не применять его в

ущерб

занятиям

на

свежем

воздухе

или

в

помещении,

способствующим

развитию

основных моторных навыков (бегу, лазанию, прыжкам, плаванию, качанию на качелях и

игре с движущимися игрушками).

Внедрение информационных технологий имеет преимущества перед традиционными

средствами обучения.

1. ИКТ дает возможность расширения использования электронных средств обучения,

так как они передают информацию быстрее.

2.

Движения,

звук,

мультипликация

надолго

привлекают

внимание

детей

и

способствуют повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика

занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения,

творчества детей.

3. Наглядность способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что

очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При

этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего

мира, наблюдение за которыми вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение

планет вокруг Солнца, движение волн и т.п.

5. Можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно

показать и увидеть в повседневной жизни (например, звуки природы; работу транспорта и

т.д.).

6.

Использование

информационных

технологий

побуждает

детей

к

поисковой

исследовательской деятельности, включая самостоятельный поиск в сети Интернет или

осуществление его вместе с родителями.

7.

ИКТ

это

дополнительные

возможности

работы

с

детьми,

имеющими

ограниченные возможности.

При

всех

неизменных

плюсах

использования

ИКТ

в

дошкольном

образовании

возникают и проблемы:

1) материальная база ДОУ. Как уже отмечалось выше, для организации занятий

необходимо иметь минимальный комплект оборудования;

2) защита здоровья ребенка. Признавая, что компьютер – новое мощное средство для

развития детей, необходимо помнить заповедь: «Не навреди!»;

3) недостаточная ИКТ-компетентность педагога.

Решение упомянутых выше проблем может помочь педагогу при использовании

информационных технологий повысить мотивацию обучения детей, привести к целому

ряду положительных следствий:

обогащению

детей

знаниями

в

их

образно-понятийной

целостности

и

эмоциональной окрашенности;

облегчению процесса усвоения материала дошкольниками;

пробуждению живого интереса к предмету познания;

расширению общего кругозора детей;

повышению уровня использования наглядности на занятии;

повышению производительности труда педагога.



В раздел образования