Автор: Старенькая Любовь Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР "Детский сад "Голубок"
Населённый пункт: г. Сорск, Республики Хакасия
Наименование материала: Стаья
Тема: Влияние музыки на эмоциональное состояние дошкольника.
Раздел: дошкольное образование
Старенькая Любовь Анатольевна,
музыкальный руководитель
МБДОУ ЦРР «Детский сад «Голубок»
Влияние музыки на эмоциональное состояние дошкольника.
Музыка - модель человеческих эмоций
В.В.Медушевский
Уникальные
особенности
музыки
формируют
творческую
личность
ребенка. Именно в детском саду закладываются основы музыкальной и общей
культуры
ребенка.
При
гармоничном
развитии
основных
сфер
психико
-
интелектуальной и эмоциональной, происходит становление личности.
В развитии личности главенствующее место занимают периоды детства -
время активного обогащения эмоций, развития памяти, внимания. Появляется
интерес к разным сторонам жизни.
Способность воспринимать собственные чувства происходит в младшем
возрасте, когда у ребенка формируется первичная рефлексия, расширяется его
сфера общения, развивается самооценка собственного "Я"
Рефлексия своих поступков через реакцию другого, а так же интерес к
другому
ребенку,
как
к
своему
отражению
и
активная
познавательность
происходит в среднем дошкольном возрасте (возраст "Почемучек")
К старшему дошкольному возрасту формируется эмоциональная система
поведения ребенка, творческая активность и воображение становится ведущей
функцией.
Общение
происходит
от
ситуативно
–
деловой
формы
к
внеситуативно – деловой и личностной форме.
Эмоциональное развитие гармоничной личности – процесс, требующий
осторожности и деликатности. Планомерная работа в музыкально – творческой
деятельности помогает ребенку научиться владеть языком искусства, является
сильным средством снятия напряжения. Создание комфортных условий для
творчества и занятия в игровой форме способствуют раскрытию способностей
детей.
Опыт
работы
с
дошкольниками
показывает,
что
знакомить
детей
с
эмоциями надо с младшей группы, словарный
запас пополняется, но слово
«эмоция» заменяется понятным «настроение». Занятия проводятся в групповой
и
индивидуальной
форме.
Индивидуальные
занятия
являются
основой
самооценки каждого ребенка, преодолением коммуникативных расстройств.
Активная музыкотерапия,
строится на общении друг с другом, для
возникновения коммуникативных эмоциональных отношении. Музыка является
самым тонким и чудодействующим средством привлечения к добру, красоте,
человечности. "Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу
человека" - писал Сухомлинский. Она оказывает положительное воздействие
даже в тех случаях, когда другие средства не эффективны. Прослушивание
музыкальных
произведений
способствует
формированию
положительных
эмоций
- от угнетения и меланхолии можно освободиться при прослушивании
произведений Бетховена ("К радости")
-
раздражение
и
гнев
можно
снять
музыкой
Баха,
Вагнера
("Хор
пилигримов)
-Улучшить внимание и настроение, слушая Чайковского "Времена года",
Шумана - "Грезы"
Слушая музыку, дети начинают понимать ее, узнавать
эмоциональную
окраску: радость, грусть.., усваивают специфику разных произведений (2-3-
частная форма, колыбельная, полька, вальс, марш)
Вокалотерапия показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным
детям.
Пение
должно
быть
ориентировано
на
народные
п е сн и
оптимистического характера, а также песни, побуждающие к размышлению и
глубоким
переживаниям.
Дыхательные
упражнения,
попевки
и
распевки
улучшают
ритмирование
организма,
развивают
самоконтроль
и
произвольность.
Особую ценность имеет сочетание пение с танцевальными движениями, а
также импровизация свободного танца под звуки классической музыки или
народной.
Танец
является
формой
социального
контакта,
он
улучшает
способность
взаимопонимания.
Ребенок
может
использовать
движения
для
более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности. Это
единственный
вид
танцетерапии,
где
используется
много
пространства
и
возможность
тела
для
получения
опыта
чувства,
телесной
свободы
и
координации.
Чрезвычайно
важно,
чтобы
воздействие
искусства
на
эмоциональное
состояние ребенка начиналось как можно раньше в детстве. Поэтому занятия
проводятся по двум направлениям:
-воспринимающая деятельность (малышу поют, играют на инструменте, а
он слушает)
- "Освобождение творческих сил" (ребенок творит в музыке, танцует,
импровизирует мелодии голосом, рисует)
Воздействие музыки, импровизация, ассоциативное рисование и другие
используемые методы на занятиях способствуют снятию психоэмоционального
напряжения,
поднимают
жизненный
тонус,
улучшая
и
сохраняя
психологическое
и
физическое
здоровье
ребенка,
учит
разбираться
в
окружающем мире. Она заставляет радоваться и мечтать, грустить и думать.