Автор: Глебова Наталья Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№19"Шустрик"
Населённый пункт: город Бердск, Новосибирская область
Наименование материала: доклад из опыта работы
Тема: "Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Использование дидактических игр с целью формирования
навыков безопасного поведения дошкольников
Не проходит и дня, чтобы гaзеты, радио или телевидение не принесли
сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, преступ-
лении в том или ином городе, стране. Каждый из нас может оказаться в такой
непредвиденной ситуации.
Кто же может помочь человеку, оказавшемуся в опасности?
Прежде всего, он сам!
Понять это – значит сделать первый, самым важный шаг в изучении
основ безопасности жизнедеятельности.
Задача взрослых научить предвидеть опасные ситуации, чтобы избе-
жать их, а в крайних случаях – быть к ним максимально готовым.
Во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых
человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно дей-
ствовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными
навыками поведения дома, на улице, в транспорте; и главное развивать у до-
школьников самостоятельность и ответственность.
При этом важно научить ребёнка объяснять собственное поведение.
Если он сможет объяснить, как он вёл себя, почему это случилось и что при
этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Реше -
ние задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь
при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: вместе ищем вы-
ход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вме-
сте познаём, делаем открытия.
И совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как
должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем мень-
ше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций.
В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения
социальной безопасности ребёнка.
Для решения этих задач необходимо:
• Выстраивать воспитывающее и обучающее взаимодействие с детьми
во время образовательной и свободной деятельности;
• Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие
развивающее взаимодействие детей между собой;
• Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую ис-
пользовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности
взрослых с детьми.
Работа нaд формированием основ безопасности жизнедеятельности до-
школьников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы,
которые носят разъяснительный, познавательный и определяющий характер,
темы могут быть разнообразные: «Почему детям нельзя выходить на улицу
без взрослых» или «Когда огонь друг, а когда - враг» и т.д.; ОД с использова-
нием различного игрового и наглядного материала; экскурсии, целью которых
может быть как ознакомление детей с улицей, перекрёстком и т.д., так и на-
блюдение
за
пешеходами,
различным
транспортом; рассматривание иллю-
страций, плакатов, дидактических карточек знакомящих дошкольников с
правильным и неправильным поведением; чтение и драматизация детской
художественной литературы (стихи, народные сказки, рассказы и т.д.); про-
слушивание аудиокассет и дисков со стихами, рассказами, сказками и песня-
ми и т.д.; сюжетно-ролевые игры, которые на практике помогают детям за-
крепить пройденный материал, игры подбираются с учётом возраста и пола
детей; используется конструктивная деятельность, которая позволяет созда-
вать разные постройки и обыгрывать различные ситуации с ними.
Вся работа
по формированию у дошкольников навыков безопасного
поведения в моей группе базируется (строится) на 5 разделах:
I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.
II раздел. Ребёнок и природа.
III раздел. Ребёнок дома.
IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.
V раздел. Ребёнок на улицах города.
1. «Ребенок и другие люди». Детям дается объяснение, что именно
может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная
внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует вы-
брать в сложной ситуации.
2. «Ребенок и природа». Мы говорим о загрязнении окружающей сре-
ды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о кон-
тактах с животными.
3. «Ребенок дома» – беседуем на темы: пожароопасные предметы,
острые и режущие предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опас-
ности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях.
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной
опасности для детей, делятся на три группы:
• предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спич-
ки, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
•
предметы,
с
которыми,
в
зависимости
от
возраста
детей
нужно
научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож);
• предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для де-
тей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-
колющие инструменты).
4. «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» – Изучаем
строение организма, закрепляем навыки личной гигиены, беседуем о роли
лекарств и витаминов в жизни человека, отношении к больному человеку, а
также разбираем детские страхи, конфликты между детьми и т.д.
Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста
мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и
укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
5. «Ребенок на улице» – Знакомим детей с правилами дорожного дви-
жения, поведения в общественном транспорте, закрепляем алгоритм дей-
ствий в ситуации - если ребенок потерялся, учим ориентированию на местно-
сти.
Так как игра – основной и ведущий вид деятельности детей дошколь-
ного возраста, работу по формированию навыков безопасного поведения, по
данным разделам, я провожу в игровой форме.
Именно
через
игру
дети
познают
мир,
и
осваиваются
в
нем.
Так как игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается харак-
тер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершен-
ствуются двигательные навыки, внимательность, сосредоточенность, т.е. все
те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей.
Особое место в своей работе я уделяю дидактическим играм.
Главная особенность, которых, состоит в том, что задание предлагается
детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то
знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся
культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно дет-
ским возможностям, т.е. такие, чтобы дети действительно увлеклись. Чтобы
во
время
занятий
выявилась
их
творческая
смекалка,
сообразительность,
самостоятельность в преодолении трудностей.
Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитатель-
ного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организа-
ционных отношений.
Например: при изучении темы «Друзья дорожные – знаки всевозмож-
ные» я использую дидактическую игру «Дорожные знаки», познавательное и
воспитательное содержание игры – это познакомить детей с дорожными зна-
ками, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными
знаками транспортных средств; закрепить знания по правилам дорожного
движения. Игровое задание – найти и соединить подходящие половинки эле-
ментов игры; выигрывает тот, кто первым найдёт и составит подходящие по-
ловинки для всех своих карточек.
В правилах игры заложен более глубокий смысл – познание мира и
воспитание определённых нравственных качеств: ответственность, уважение,
порядочность и т.д. Результат игры для воспитателя является показателем
уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в
установлении взаимоотношений детей в игре. Детям же правила важны как
способ решения игровой задачи.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить
на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словес-
ные.
В играх с предметами используются игрушки, реальные предметы.
К примеру: «Скорая помощь».
Цель этой игры: учить детей безопасному поведению для предотвраще-
ния несчастных случаев, в случае необходимости звонить в экстренную меди-
цинскую службу, уметь оказать экстренную медицинскую службу, уметь ока-
зать первую помощь пострадавшему. Оборудование: аптечка, телефон.
«Безопасная прогулка».
Цель игры: закрепить у детей правила дорожного движения; довести до
сознания детей, к чему может привести их нарушение; воспитывать внима-
ние,
чуткость,
умение
оказать
помощь
друг
другу.
Оборудование:
макет
проезжей части, игрушки – машины, знаки, светофоры, фигурки пешеходов и
регулировщика, кубик с цифрами.
Настольно-печатные игры – они разнообразны по своим видам: пар-
ные картинки, лото, домино и т.д.
Например: игра «Валеология или здоровый малыш. Зубы, зрение,
слух». Цель: прививать детям культурно-гигиенические навыки. Объяснить,
что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровые зубы, не испортить
зрение и слух. Формировать осознанное отношение к необходимости охра-
нять и укреплять своё здоровье и здоровье окружающих.
Оборудование: игровые поля с позитивными и негативными картинка-
ми, разрезанные картинки с изображением вредных и хороших привычек.
Ход игры: детям раздаются поля, разделённые на квадраты, в центре
поля изображена картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и
сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое
плохо». Выигрывает тот, кто первым закроет своё поле картинками.
Игра «Как избежать неприятностей дома»,
цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоро-
вья предметах, с которыми они встречаются в быту; предостеречь от несчаст-
ных случаев.
Оборудование: набор сюжетных картинок с изображением различных
опасных ситуаций дома, карточки со стихами к данным картинкам.
Ход игры: играть могут двоё и более детей. Ведущий раздаёт карточки с
ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по
содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опас-
ной ситуации и не попасть в неё. За правильный ответ игрок получает карточ-
ку со стихотворением. Выигрывает тот, у кого больше карточек.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Содер-
жание игры заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создаётся
ситуация, требующая осмысления последующего действия.
Например: «Загадай, мы отгадаем», цель этой игры: учить описывать
орган человека, его функцию, значение и находить по описанию. Научить
ребёнка заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.
Игра «Что делать?», цель: научить детей быстро и правильно прини-
мать решения в различных ситуациях, связанных с насильственными дей-
ствиями незнакомого человека.
Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной
и самостоятельной игровой деятельностью. Так как, возникая на основе орга-
низованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически про-
должают его в игровой форме. Но самостоятельная игровая деятельность осу-
ществляется лишь в том случае, когда дети проявляют интерес к игре, её пра-
вилам и действиям.
При знакомстве детей с правилами безопасного поведения я делала акцент на
формировании у них определённой модели поведения, а именно:
Предвидеть опасность;
Уметь принять меры во избежание опасности;
Уметь обращаться за помощью к другим;
Уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить
себя в опасных ситуациях.
Принимая во внимание возрастные особенности детей, я старалась раз-
вивать в них самостоятельность, ответственность и понимание значения пра-
в и л ь н о го
п о в ед е н и я
д л я
ох р а н ы
с в о е й
ж и з н и
и
з д о р о в ь я .
Очень сложно объяснить ребёнку, что каждый человек в экстремальной об-
становке испытывает страх. Ещё труднее научить контролировать это чув-
ство.
Поэтому формируя у детей навыки безопасного поведения я старалась
им дать чёткое представление о том, как вести себя при случайных встречах
и возможном общении с незнакомыми людьми (драматизация сказки «Ко-
лобок», физ. досуг «Приключения Буратино»). В беседах мы рассматриваем и
обсуждаем наиболее типичные ситуации, обращая внимание детей на то, что
может быть опасно оставаться наедине с незнакомым человеком. Стараюсь
убедить их в том, что не всегда приятная внешность человека совпадает с до-
брыми намерениями (плакат «Правила безопасности для дошкольников»).
А после таких занятий как «Когда ты дома один», «Малыш и Карлесон
одни дома» они должны знать, какие опасности могут подстерегать их при
неправильном поведении в доме и неправильном обращении с электроприбо-
рами.
Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности
мы рассматриваю плакаты («Причины пожара», «Правила поведения при по-
жаре») проводим занятия («Опасные предметы. Спички.», «Хрюша попал в
беду»). Очень понравилась детям игра «Чего нельзя делать?». В эту игру вхо-
дят картинки-фото, на которых дети находили опасные ситуации.
Большую заинтересованность у детей вызвали иллюстрации с изобра-
жением последствий неправильного поведения или неправильного обраще-
ния с каким-либо предметом. Хотя эти картинки не очень приятны на вид,
зато хорошо откладываются в детской памяти и возможно когда-нибудь спа-
сут ребёнку жизнь.
В настоящее время остаётся актуальной тема: «Безопасность детей на
дороге». Дети моей группы различают предупреждающие и запрещающие
знаки, знают как правильно переходить дорогу и правила поведения в транс-
порте. В этой работе нам помогают плакаты «Информационные знаки», «Пра-
вила поведения на дороге», дидактические игры «О чём рассказывают зна-
ки», «Как проехать, как пройти?», «Дорожные знаки», «Законы улиц и до-
рог», а также DVD «Уроки тётушки Совы. Правила дорожного движения».
Следует также сказать о ежедневных «минутках безопасности», включаемых
в различные режимные процессы. И, конечно, присутствует пример личного
опыта, пример правильного безопасного поведения окружающих взрослых.
Проблемы, связанные с безопасностью ребёнка, невозможно решить
только в рамках детского сада.
Сознавая это, я старалась обеспечить преемственность в вопросах
воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй.
Для формирования заинтересованности родителей по проблеме Основ
Безопасности Жизнедеятельности дошкольников я провела следующие ме-
роприятия:
- анкетирование «Азбука безопасности», «Важны ли правила дорожно-
го движения?» и др.;
- родительские собрания (диспуты) с целью информации о совместной
работе и стимулирования активного участия в ней родителей;
- создание мини-библиотеки по проблеме формирования основ здорово-
го образа жизни и ОБЖ у дошкольников;
- подборка тематических консультаций в папке для родителей, индиви-
дуальные и групповые консультации;
- оформление буклета по безопасности «Правила жизни».
Думаю, что перечисленные мероприятия помогают наладить более
тесное и эффективное взаимодействие сотрудников ДОУ с родителями и со-
здают атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
Необходимыми
условиями
для формирования навыков безопасного
поведения у дошкольников является:
Отбор доступного для детей материала;
Систематичность предусмотренных мероприятий;
Наглядно - дидактическая оснащенность;
Применение игровых форм работы с детьми;
Сотрудничество с родителями.
Работа по ОБЖ и привитию детям ценностей здорового образа жизни в
ДОУ направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольни-
ков, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обу-
чение способам самосохранения.
И в таком необходимом и непростом деле наиболее эффективным яв-
ляется игровая, которая помогает повысить эмоциональный тонус, активизи-
ровать внимание и развивать творческие способности детей.