Напоминание

"Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников"


Автор: Глебова Наталья Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№19"Шустрик"
Населённый пункт: город Бердск, Новосибирская область
Наименование материала: доклад из опыта работы
Тема: "Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование дидактических игр с целью формирования

навыков безопасного поведения дошкольников

Не проходит и дня, чтобы гaзеты, радио или телевидение не принесли

сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, преступ-

лении в том или ином городе, стране. Каждый из нас может оказаться в такой

непредвиденной ситуации.

Кто же может помочь человеку, оказавшемуся в опасности?

Прежде всего, он сам!

Понять это – значит сделать первый, самым важный шаг в изучении

основ безопасности жизнедеятельности.

Задача взрослых научить предвидеть опасные ситуации, чтобы избе-

жать их, а в крайних случаях – быть к ним максимально готовым.

Во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых

человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно дей-

ствовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными

навыками поведения дома, на улице, в транспорте; и главное развивать у до-

школьников самостоятельность и ответственность.

При этом важно научить ребёнка объяснять собственное поведение.

Если он сможет объяснить, как он вёл себя, почему это случилось и что при

этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Реше -

ние задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь

при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: вместе ищем вы-

ход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вме-

сте познаём, делаем открытия.

И совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как

должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем мень-

ше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций.

В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения

социальной безопасности ребёнка.

Для решения этих задач необходимо:

• Выстраивать воспитывающее и обучающее взаимодействие с детьми

во время образовательной и свободной деятельности;

• Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие

развивающее взаимодействие детей между собой;

• Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую ис-

пользовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности

взрослых с детьми.

Работа нaд формированием основ безопасности жизнедеятельности до-

школьников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы,

которые носят разъяснительный, познавательный и определяющий характер,

темы могут быть разнообразные: «Почему детям нельзя выходить на улицу

без взрослых» или «Когда огонь друг, а когда - враг» и т.д.; ОД с использова-

нием различного игрового и наглядного материала; экскурсии, целью которых

может быть как ознакомление детей с улицей, перекрёстком и т.д., так и на-

блюдение

за

пешеходами,

различным

транспортом; рассматривание иллю-

страций, плакатов, дидактических карточек знакомящих дошкольников с

правильным и неправильным поведением; чтение и драматизация детской

художественной литературы (стихи, народные сказки, рассказы и т.д.); про-

слушивание аудиокассет и дисков со стихами, рассказами, сказками и песня-

ми и т.д.; сюжетно-ролевые игры, которые на практике помогают детям за-

крепить пройденный материал, игры подбираются с учётом возраста и пола

детей; используется конструктивная деятельность, которая позволяет созда-

вать разные постройки и обыгрывать различные ситуации с ними.

Вся работа

по формированию у дошкольников навыков безопасного

поведения в моей группе базируется (строится) на 5 разделах:

I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.

II раздел. Ребёнок и природа.

III раздел. Ребёнок дома.

IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.

V раздел. Ребёнок на улицах города.

1. «Ребенок и другие люди». Детям дается объяснение, что именно

может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная

внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует вы-

брать в сложной ситуации.

2. «Ребенок и природа». Мы говорим о загрязнении окружающей сре-

ды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о кон-

тактах с животными.

3. «Ребенок дома» – беседуем на темы: пожароопасные предметы,

острые и режущие предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опас-

ности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной

опасности для детей, делятся на три группы:

• предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спич-

ки, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);

предметы,

с

которыми,

в

зависимости

от

возраста

детей

нужно

научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож);

• предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для де-

тей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-

колющие инструменты).

4. «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» – Изучаем

строение организма, закрепляем навыки личной гигиены, беседуем о роли

лекарств и витаминов в жизни человека, отношении к больному человеку, а

также разбираем детские страхи, конфликты между детьми и т.д.

Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста

мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и

укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

5. «Ребенок на улице» – Знакомим детей с правилами дорожного дви-

жения, поведения в общественном транспорте, закрепляем алгоритм дей-

ствий в ситуации - если ребенок потерялся, учим ориентированию на местно-

сти.

Так как игра – основной и ведущий вид деятельности детей дошколь-

ного возраста, работу по формированию навыков безопасного поведения, по

данным разделам, я провожу в игровой форме.

Именно

через

игру

дети

познают

мир,

и

осваиваются

в

нем.

Так как игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается харак-

тер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершен-

ствуются двигательные навыки, внимательность, сосредоточенность, т.е. все

те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей.

Особое место в своей работе я уделяю дидактическим играм.

Главная особенность, которых, состоит в том, что задание предлагается

детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то

знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся

культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно дет-

ским возможностям, т.е. такие, чтобы дети действительно увлеклись. Чтобы

во

время

занятий

выявилась

их

творческая

смекалка,

сообразительность,

самостоятельность в преодолении трудностей.

Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитатель-

ного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организа-

ционных отношений.

Например: при изучении темы «Друзья дорожные – знаки всевозмож-

ные» я использую дидактическую игру «Дорожные знаки», познавательное и

воспитательное содержание игры – это познакомить детей с дорожными зна-

ками, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными

знаками транспортных средств; закрепить знания по правилам дорожного

движения. Игровое задание – найти и соединить подходящие половинки эле-

ментов игры; выигрывает тот, кто первым найдёт и составит подходящие по-

ловинки для всех своих карточек.

В правилах игры заложен более глубокий смысл – познание мира и

воспитание определённых нравственных качеств: ответственность, уважение,

порядочность и т.д. Результат игры для воспитателя является показателем

уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в

установлении взаимоотношений детей в игре. Детям же правила важны как

способ решения игровой задачи.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить

на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словес-

ные.

В играх с предметами используются игрушки, реальные предметы.

К примеру: «Скорая помощь».

Цель этой игры: учить детей безопасному поведению для предотвраще-

ния несчастных случаев, в случае необходимости звонить в экстренную меди-

цинскую службу, уметь оказать экстренную медицинскую службу, уметь ока-

зать первую помощь пострадавшему. Оборудование: аптечка, телефон.

«Безопасная прогулка».

Цель игры: закрепить у детей правила дорожного движения; довести до

сознания детей, к чему может привести их нарушение; воспитывать внима-

ние,

чуткость,

умение

оказать

помощь

друг

другу.

Оборудование:

макет

проезжей части, игрушки – машины, знаки, светофоры, фигурки пешеходов и

регулировщика, кубик с цифрами.

Настольно-печатные игры – они разнообразны по своим видам: пар-

ные картинки, лото, домино и т.д.

Например: игра «Валеология или здоровый малыш. Зубы, зрение,

слух». Цель: прививать детям культурно-гигиенические навыки. Объяснить,

что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровые зубы, не испортить

зрение и слух. Формировать осознанное отношение к необходимости охра-

нять и укреплять своё здоровье и здоровье окружающих.

Оборудование: игровые поля с позитивными и негативными картинка-

ми, разрезанные картинки с изображением вредных и хороших привычек.

Ход игры: детям раздаются поля, разделённые на квадраты, в центре

поля изображена картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и

сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое

плохо». Выигрывает тот, кто первым закроет своё поле картинками.

Игра «Как избежать неприятностей дома»,

цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоро-

вья предметах, с которыми они встречаются в быту; предостеречь от несчаст-

ных случаев.

Оборудование: набор сюжетных картинок с изображением различных

опасных ситуаций дома, карточки со стихами к данным картинкам.

Ход игры: играть могут двоё и более детей. Ведущий раздаёт карточки с

ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по

содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опас-

ной ситуации и не попасть в неё. За правильный ответ игрок получает карточ-

ку со стихотворением. Выигрывает тот, у кого больше карточек.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Содер-

жание игры заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создаётся

ситуация, требующая осмысления последующего действия.

Например: «Загадай, мы отгадаем», цель этой игры: учить описывать

орган человека, его функцию, значение и находить по описанию. Научить

ребёнка заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.

Игра «Что делать?», цель: научить детей быстро и правильно прини-

мать решения в различных ситуациях, связанных с насильственными дей-

ствиями незнакомого человека.

Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной

и самостоятельной игровой деятельностью. Так как, возникая на основе орга-

низованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически про-

должают его в игровой форме. Но самостоятельная игровая деятельность осу-

ществляется лишь в том случае, когда дети проявляют интерес к игре, её пра-

вилам и действиям.

При знакомстве детей с правилами безопасного поведения я делала акцент на

формировании у них определённой модели поведения, а именно:

Предвидеть опасность;

Уметь принять меры во избежание опасности;

Уметь обращаться за помощью к другим;

Уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить

себя в опасных ситуациях.

Принимая во внимание возрастные особенности детей, я старалась раз-

вивать в них самостоятельность, ответственность и понимание значения пра-

в и л ь н о го

п о в ед е н и я

д л я

ох р а н ы

с в о е й

ж и з н и

и

з д о р о в ь я .

Очень сложно объяснить ребёнку, что каждый человек в экстремальной об-

становке испытывает страх. Ещё труднее научить контролировать это чув-

ство.

Поэтому формируя у детей навыки безопасного поведения я старалась

им дать чёткое представление о том, как вести себя при случайных встречах

и возможном общении с незнакомыми людьми (драматизация сказки «Ко-

лобок», физ. досуг «Приключения Буратино»). В беседах мы рассматриваем и

обсуждаем наиболее типичные ситуации, обращая внимание детей на то, что

может быть опасно оставаться наедине с незнакомым человеком. Стараюсь

убедить их в том, что не всегда приятная внешность человека совпадает с до-

брыми намерениями (плакат «Правила безопасности для дошкольников»).

А после таких занятий как «Когда ты дома один», «Малыш и Карлесон

одни дома» они должны знать, какие опасности могут подстерегать их при

неправильном поведении в доме и неправильном обращении с электроприбо-

рами.

Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности

мы рассматриваю плакаты («Причины пожара», «Правила поведения при по-

жаре») проводим занятия («Опасные предметы. Спички.», «Хрюша попал в

беду»). Очень понравилась детям игра «Чего нельзя делать?». В эту игру вхо-

дят картинки-фото, на которых дети находили опасные ситуации.

Большую заинтересованность у детей вызвали иллюстрации с изобра-

жением последствий неправильного поведения или неправильного обраще-

ния с каким-либо предметом. Хотя эти картинки не очень приятны на вид,

зато хорошо откладываются в детской памяти и возможно когда-нибудь спа-

сут ребёнку жизнь.

В настоящее время остаётся актуальной тема: «Безопасность детей на

дороге». Дети моей группы различают предупреждающие и запрещающие

знаки, знают как правильно переходить дорогу и правила поведения в транс-

порте. В этой работе нам помогают плакаты «Информационные знаки», «Пра-

вила поведения на дороге», дидактические игры «О чём рассказывают зна-

ки», «Как проехать, как пройти?», «Дорожные знаки», «Законы улиц и до-

рог», а также DVD «Уроки тётушки Совы. Правила дорожного движения».

Следует также сказать о ежедневных «минутках безопасности», включаемых

в различные режимные процессы. И, конечно, присутствует пример личного

опыта, пример правильного безопасного поведения окружающих взрослых.

Проблемы, связанные с безопасностью ребёнка, невозможно решить

только в рамках детского сада.

Сознавая это, я старалась обеспечить преемственность в вопросах

воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй.

Для формирования заинтересованности родителей по проблеме Основ

Безопасности Жизнедеятельности дошкольников я провела следующие ме-

роприятия:

- анкетирование «Азбука безопасности», «Важны ли правила дорожно-

го движения?» и др.;

- родительские собрания (диспуты) с целью информации о совместной

работе и стимулирования активного участия в ней родителей;

- создание мини-библиотеки по проблеме формирования основ здорово-

го образа жизни и ОБЖ у дошкольников;

- подборка тематических консультаций в папке для родителей, индиви-

дуальные и групповые консультации;

- оформление буклета по безопасности «Правила жизни».

Думаю, что перечисленные мероприятия помогают наладить более

тесное и эффективное взаимодействие сотрудников ДОУ с родителями и со-

здают атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

Необходимыми

условиями

для формирования навыков безопасного

поведения у дошкольников является:

Отбор доступного для детей материала;

Систематичность предусмотренных мероприятий;

Наглядно - дидактическая оснащенность;

Применение игровых форм работы с детьми;

Сотрудничество с родителями.

Работа по ОБЖ и привитию детям ценностей здорового образа жизни в

ДОУ направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольни-

ков, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обу-

чение способам самосохранения.

И в таком необходимом и непростом деле наиболее эффективным яв-

ляется игровая, которая помогает повысить эмоциональный тонус, активизи-

ровать внимание и развивать творческие способности детей.



В раздел образования