Напоминание

"Ученическое самоуправление в начальных классах"


Автор: Бережная Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ№11"
Населённый пункт: город Нальчик КБР
Наименование материала: Статья
Тема: "Ученическое самоуправление в начальных классах"
Раздел: начальное образование





Назад




Ученическое самоуправление в начальных классов.

Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив.

Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять

систематически и всегда помнить, что коллектив детей – это мощное орудие и ученика

воспитывает дух коллектива.

Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом,

позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать

навыками делового общения, строить страну своей мечты.

Все

знают,

что

ученическое

самоуправление

необходимо.

Знаний

море,

а

как

их

применить – непонятно. Так что же такое самоуправление?

Самоуправление – управление делами своими собственными силами в какой-нибудь

организации, коллективе.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива

учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации

решения для достижения общественно значимых целей.

Правовые

основы

ученического

самоуправления

в

России

отражены

в

Федеральном законе “Об образовании” за 1996 год. Статья 50: “Права и социальная

за щ и т а

о бу ч а ю щ и хс я

во с п и т а н н и ко в ”

гл а с и т :

“ О бу ч а ю щ и е с я

в с е х

общеобразовательных

учреждений

имеют

право…

на

участие

в

управлении

образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на

свободу

совести,

информации,

на

свободное

выражение

собственных

мнений

и

убеждений”.

Развитие классного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение

долгого времени; но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно.

Каковы же цели ученического самоуправления в младших классах? Это:

1.

Содействие развитию ребенка.

2.

Формирование детского коллектива как команды.

3.

Формирование у учащихся готовности к выполнению различных поручений, т.е.

выполнять систему социальных ролей.

4.

Содействовать развитию ребёнка.

Развитие творческого потенциала детей.

Стимулирование саморазвития.

Планомерное развитие склонностей, способностей и талантов детей.

Развитие инициативы и активности.

Развитие самостоятельности.

Формирование детского коллектива как команды:

Воспитание уважения к мнению других.

Формирование основ взаимодействия.

Обучение навыкам общения и слушания.

Воспитание

чувства

ответственности

за

свои

поступки

и

поступки

своих

товарищей.

Приобщение к коллективной творческой деятельности.

Побуждение

к

осознанному

применению

навыков

культуры

поведения

при

взаимодействии.

Формирование умений побеждать и проигрывать.

Формирование у учащихся готовности к выполнению различных поручений:

Развитие социальной направленности в деятельности.

Побуждение к самостоятельному выбору видов и способов деятельности.

Побуждение к участию в подготовке дел.

Привлечение к анализу дел.

Развитие стремления к достижению ступеней роста.

Побуждение к выполнению поручений.

Развитие адекватной самооценки и приобщение к анализу деятельности.

ЦЕЛЬ включения младших школьников к ученическому самоуправлению – это значит

помочь самореализоваться личности в процессе совместной деятельности детей и

взрослых.

См. «Лестница развития ученического самоуправления в младших классах:

Этап подражания (1-2 класс)-

дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия

Этап частичной самостоятельности (2-3 класс)-

дети в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, могут сами находить

некоторые способы их осуществления.

Этап более полной самостоятельности (3-4 класс)-

дети

выполняют

определенную

работу

самостоятельно

в

повторяющихся

ситуациях

Поэтому подходят следующие девизы:

1 этап – Делай, как я!

2 этап – Делай, как большинство из нас!

3 этап – Делай лучше нас!

Ученическое самоуправление в младших классах

– это когда у каждого ученика есть поручение, он умеет самостоятельно определить

свои

возможности,

он

знает

к

кому

можно

обратиться

за

помощью,

он

может

определить свой личный вклад в общее дело и адекватно оценить свои ошибки

Ученическое

самоуправление

в

младших

классах

это фундамент,

от

качества

которого зависит

не только социальная инициатива учеников в дальнейшем, но и

состояние государственно-общественного управление образовательным учреждении

в целом.

Вашему вниманию представляю структуру органов самоуправления в 3 классе.

Для себя, как для классного руководителя, я определила следующие основные

принципы самоуправления

*Педагог должен уметь поставить ребенка в ситуацию, из которой ребенок должен

искать выход сам.

* Нужно уметь улавливать характер связей, отношений, взглядов, желаний разных

детей, уметь уловить их групповые интересы.

* Нужно уметь создавать созидательно – творческую обстановку, уметь организовать

игровую

мыследеятельность

учащихся,

в

ходе

которой

детское

фантазирование

и

собственные мысли могли бы пересечься.

В

своей

работе

стремлюсь

к

определенному

стилю

отношений

с

детьми

и

родителями:

Не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не

командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Самоуправление

развивается

только

тогда,

когда

учащиеся

оказываются

в

ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно

развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Великий

русский педагог В.А.Сухомлинский писал: « Нельзя сводить духовный мир маленького

человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души

ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не

только

школьником,

но,

прежде

всего

человеком

с

многогранными

интересами,

запросами, стремлениями».



В раздел образования