Автор: Бережная Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ№11"
Населённый пункт: город Нальчик КБР
Наименование материала: Статья
Тема: "Ученическое самоуправление в начальных классах"
Раздел: начальное образование
Ученическое самоуправление в начальных классов.
Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив.
Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять
систематически и всегда помнить, что коллектив детей – это мощное орудие и ученика
воспитывает дух коллектива.
Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом,
позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать
навыками делового общения, строить страну своей мечты.
Все
знают,
что
ученическое
самоуправление
необходимо.
Знаний
море,
а
как
их
применить – непонятно. Так что же такое самоуправление?
Самоуправление – управление делами своими собственными силами в какой-нибудь
организации, коллективе.
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива
учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации
решения для достижения общественно значимых целей.
Правовые
основы
ученического
самоуправления
в
России
отражены
в
Федеральном законе “Об образовании” за 1996 год. Статья 50: “Права и социальная
за щ и т а
о бу ч а ю щ и хс я
во с п и т а н н и ко в ”
гл а с и т :
“ О бу ч а ю щ и е с я
в с е х
общеобразовательных
учреждений
имеют
право…
на
участие
в
управлении
образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на
свободу
совести,
информации,
на
свободное
выражение
собственных
мнений
и
убеждений”.
Развитие классного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение
долгого времени; но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно.
Каковы же цели ученического самоуправления в младших классах? Это:
1.
Содействие развитию ребенка.
2.
Формирование детского коллектива как команды.
3.
Формирование у учащихся готовности к выполнению различных поручений, т.е.
выполнять систему социальных ролей.
4.
Содействовать развитию ребёнка.
•
Развитие творческого потенциала детей.
•
Стимулирование саморазвития.
•
Планомерное развитие склонностей, способностей и талантов детей.
•
Развитие инициативы и активности.
•
Развитие самостоятельности.
Формирование детского коллектива как команды:
•
Воспитание уважения к мнению других.
•
Формирование основ взаимодействия.
•
Обучение навыкам общения и слушания.
•
Воспитание
чувства
ответственности
за
свои
поступки
и
поступки
своих
товарищей.
•
Приобщение к коллективной творческой деятельности.
•
Побуждение
к
осознанному
применению
навыков
культуры
поведения
при
взаимодействии.
•
Формирование умений побеждать и проигрывать.
Формирование у учащихся готовности к выполнению различных поручений:
•
Развитие социальной направленности в деятельности.
•
Побуждение к самостоятельному выбору видов и способов деятельности.
•
Побуждение к участию в подготовке дел.
•
Привлечение к анализу дел.
•
Развитие стремления к достижению ступеней роста.
•
Побуждение к выполнению поручений.
•
Развитие адекватной самооценки и приобщение к анализу деятельности.
ЦЕЛЬ включения младших школьников к ученическому самоуправлению – это значит
помочь самореализоваться личности в процессе совместной деятельности детей и
взрослых.
См. «Лестница развития ученического самоуправления в младших классах:
Этап подражания (1-2 класс)-
дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия
Этап частичной самостоятельности (2-3 класс)-
дети в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, могут сами находить
некоторые способы их осуществления.
Этап более полной самостоятельности (3-4 класс)-
дети
выполняют
определенную
работу
самостоятельно
в
повторяющихся
ситуациях
Поэтому подходят следующие девизы:
1 этап – Делай, как я!
2 этап – Делай, как большинство из нас!
3 этап – Делай лучше нас!
Ученическое самоуправление в младших классах
– это когда у каждого ученика есть поручение, он умеет самостоятельно определить
свои
возможности,
он
знает
к
кому
можно
обратиться
за
помощью,
он
может
определить свой личный вклад в общее дело и адекватно оценить свои ошибки
Ученическое
самоуправление
в
младших
классах
–
это фундамент,
от
качества
которого зависит
не только социальная инициатива учеников в дальнейшем, но и
состояние государственно-общественного управление образовательным учреждении
в целом.
Вашему вниманию представляю структуру органов самоуправления в 3 классе.
Для себя, как для классного руководителя, я определила следующие основные
принципы самоуправления
*Педагог должен уметь поставить ребенка в ситуацию, из которой ребенок должен
искать выход сам.
* Нужно уметь улавливать характер связей, отношений, взглядов, желаний разных
детей, уметь уловить их групповые интересы.
* Нужно уметь создавать созидательно – творческую обстановку, уметь организовать
игровую
мыследеятельность
учащихся,
в
ходе
которой
детское
фантазирование
и
собственные мысли могли бы пересечься.
В
своей
работе
стремлюсь
к
определенному
стилю
отношений
с
детьми
и
родителями:
Не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не
командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Самоуправление
развивается
только
тогда,
когда
учащиеся
оказываются
в
ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно
развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Великий
русский педагог В.А.Сухомлинский писал: « Нельзя сводить духовный мир маленького
человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души
ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не
только
школьником,
но,
прежде
всего
человеком
с
многогранными
интересами,
запросами, стремлениями».