Напоминание

Гуманистические идеи в системе патриотического воспитания по В. А. Сухомлинскому.


Автор: Малыхина Надежда Владимировна
Должность: преподаватель спец. дисциплин
Учебное заведение: Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства (филиал) ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И.Вернадского" в п.г.т. Советский
Населённый пункт: Республика Крым пгт. Советский
Наименование материала: Статья
Тема: Гуманистические идеи в системе патриотического воспитания по В. А. Сухомлинскому.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Гуманистические идеи в системе патриотического воспитания по В. А. Сухомлинскому. Малыхина Надежда Владимировна Преподаватель спец. дисциплин первой категории, Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства (филиал) ФГАОУВ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского» в пгт Советский Аннотация В предлагаемом докладе обобщены основные педагогические разработки В.А.Сухомлинского: - приоритет воспитания перед обучением; - непрерывность воспитания от дошкольного возраста до выпуска из школы; - воспитание без наказания; -труд как могучая воспитательная сила; -воспитание гражданина через познание единства с судьбой Отечества, ответственности и долга перед ним. Ключевые слова: патриотизм, воспитание, духовно- нравственное, В.А.Сухомлинский, гражданственность, принципы, семья, школа, труд. Humanistic ideas in the system of Patriotic education at the V.A. Sukhomlinsky. Malykhina Nadezhda Vladimirovna Teacher of special disciplines of the first category, Technical school of hydro melioration and mechanization of agriculture (branch) FGAOU IN "Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky" in the village Soviet Abstract In the proposed report summarizes the main pedagogical development of V.A. Sukhomlinsky: the priority of education before training; - continuity of education from preschool to graduation; - parenting without punishment; - work as a mighty educational power; - citizen education through the knowledge of unity with the country's fate, responsibility, and obligation. Keywords: patriotism, education, spiritually - moral, V. A. Sukhomlinsky, citizenship, principles, family, school, work. Вопросы воспитания из подрастающего поколения достойных граждан государства в духе любви к Родине были одними из основных у философов, ученых на протяжении всей истории человечества. В России сVIII века данная тема поднималась в работах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского и других выдающихся отечественных педагогов и философов. Приоритетами в воспитании было служение государству, воспитание высокой культуры личности, национально-
патриотическое воспитание. Под патриотическим воспитанием понимали воспитание полезных для государства граждан. Во времена Советского государства патриотизм был тесно связан с политической идеологией, т.к. его основу составляет отношение к государству, к нации, к другим странам. В педагогике советского периода вопросам воспитания патриотизма были посвящены работы Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Педагогами советского периода были заложены основы теории и практики патриотического воспитания, раскрыта сущность понятия «социалистический патриотизм», место патриотизма в сознании человека, особенности его формирования. Педагог-практик, учёный В.А.Сухомлинский в своих работах по решению проблем воспитания гражданственности, патриотизма опирается на педагогические принципы: семья и школа-участники единого педагогического процесса; развитие нравственности и духовности в подрастающем ребёнке; труд как основа всестороннего и гармоничного развития; приобщение к истории Отечества. Эти идеи являются актуальными и для современного общества.
В послеперестроечный период после распада Советского государства произошёл резкий спад культуры, отчуждение молодежи от отечественной культуры, духовная опустошенность, утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Рассмотрим некоторые причины проблем духовно – нравственного воспитания. -отсутствие чётких положительных ориентиров для молодого поколения. Объектом для подражания, успешным считается человек, достигший материального благополучия вне зависимости от его культурного и духовно- нравственного развития. -отсутствие культурно-досуговой работой с детьми и молодёжью. Прекращение деятельности детских, юношеских и молодёжных организаций выбросило детей на улицу, где за воспитание взялась уголовная среда. -пропаганда средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий. Основным поставщиком духовных и культурных ценностей стали зарубежные фильмы. -недостаточное патриотическое воспитание. Стало не модным, стыдным называться патриотом своей страны. Стали приоритетными зарубежные духовные и материальные ценности. -представление детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными. Среди желаний детей преобладают «продовольственно-вещевые», «потребительские» по характеру привычки. Целью стало воспитание не гражданина, а потребителя. На этом фоне тема воспитания гражданина становится одной из актуальных и приоритетных задач. В Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020годы" целью и задачей Программы является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. Формирование гражданского общества зависит от множества факторов, но воспитание чувства гражданственности, патриотизма в отдельно взятом человеке является исходным пунктом в решении этого вопроса. Только совместные усилия государства и его граждан, предпринятые в этом направлении, способны привести к реальным результатам. В начале XX века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Известный педагог – учёный Василий Александрович Сухомлинский в своей педагогической практике блестяще воплотил культурно-педагогическую идею, суть которой состоит в приоритете воспитания перед обучением. При этом он ввёл принцип
учебы и воспитания каждого ученика по индивидуальному плану, учета индивидуальных особенностей каждого ученика. «Наиболее полноценным общественным воспитанием» В.А.Сухомлинский считал семейно-школьное воспитание, а семью– «первой школой интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания». Говоря о семейном воспитании, педагог напоминает о значимости дедушек и бабушек, старших сестер или братьев, которые являются первыми воспитателями детей. Семья создаёт воспитательную среду, в которой организуется жизнь и деятельность ребёнка. Важнейшим условием успешного воспитания ребенка является духовное и нравственно – эстетическое богатство семейной жизни. Поэтому одной из обязательных функций школы В.А.Сухомлинский считал педагогическое просвещение родителей. В детские годы у ребёнка понятие Родина ещё не сформировано. Духовное, нравственно – эстетическое, патриотическое воспитание происходит через наглядно-образное, конкретное восприятие красоты природы, культуры родного края, любви родителей, рассказов об исторических событиях, героические образы которых могут стать конкретными объектами для подражания. «В детские годы важнейшим источником духовной жизни человека является мир вещей – их суть, причинно-следственные связи и зависимости» -считал педагог. В годы отрочества перед человеком открывается мир идей. Всё происходящее в мире начинает волновать подростка, касаться его личности. «Глубокая заинтересованность в судьбе других людей – суть отрочества». Задача педагога –развивать, обострять гражданское видение мира. От воспитателя зависит, как видит мир подросток, своё место в этом мире, что его волнует, тревожит, удивляет. Отрочество-пора бескомпромиссных суждений, максималистского отношения к окружающему миру. В это время особенно важно, чтобы подросток доверял взрослым, находящимся рядом с ним, прислушивался к их советам, мог поделиться своими мыслями. «Самый лучший учитель для ребёнка тот, кто духовно общаясь с ним забывает, что он учитель, и видит в своём ученике друга, единомышленника». Поэтому взаимоотношения между педагогами и школьниками должно отличаться позитивной эмоциональной окрашенностью и взаимным доверием. Нужно щадить самолюбие подростков, избегать негативного отношения к нему и к его способностям, поступкам. Дети не склонны осмыслять, исправлять и не повторять ошибки, повлекшие за собой наказание; наказание воспринимается ими как удар по чувству собственного достоинства, парализует стремление к дальнейшим успехам и, самое важное, уничтожает их веру в себя. Психологическая связь между ребенком и воспитателем обрывается, ребенок чувствует себя одиноким. Ответной реакцией на наказание становится озлобление: «Наказание, тем более если справедливость его сомнительна огрубляет человеческую душу и ожесточает ее». Если ребенок не видит успехов в своем труде,… ребенок теряет веру в свои силы, …становится настороженным, ощетинивается, отвечает дерзостью на советы и замечания учителя. Или еще хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется,
он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей». Каждому ребенку присуща жажда заслужить одобрение воспитателя, выглядеть в глазах взрослого в положительном свете, быть самым лучшим, стремиться к первенству. Нужно «стремится к тому, чтобы каждый воспитанник на определенном этапе его духовного развития пережил ни с чем не сравнимую радость первенства. Каждому нужна моральная поддержка, а особенно тем, кто в силу самых разнообразных обстоятельств чувствует себя посредственностью. В школе нет ни одной посредственности, а значит, в жизни не будет ни одного несчастливого человека, если мудрость воспитателя «докопается» до «творческой жилки» в каждом воспитаннике и если его умело сказанное слово побудит к соревнованию творческих способностей». Ради достижения такой цели ребенок готов приложить максимум усилий. Особое внимание В.А. Сухомлинский уделяет воспитанию трудом и развитию в детях такого качества, как трудолюбие. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя – свои усилия, свое имя. Радость труда – могучая воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя как членом коллектива, познаёт чувство ответственности перед друзьями, родителями, своей совестью. Проблемой современной школы, образования и воспитания, по мнению Сухомлинского является то, что человек, получивший хорошее образование не хочет участвовать в процессе материального труда. Это есть пережитки старого мира. Наше общество, как указывает Василий Александрович, наши учителя и воспитатели должны понять, что функция образования изменилась. Образование перестало быть средством освобождения от труда. Напротив, сегодня «надо воспитать не просто готовность – практическую и нравственную – к этому труду, но и стремление, желание, влечение посвятить ему всю свою жизнь». Василий Александрович призывает молодежь видеть в труде на благо Родины смысл и содержание своей жизни, подчеркивает, что безопасность и процветание социалистической Отчизны зависят в конечном итоге от личного вклада каждого из нас. Важным фактором становления из молодого человека гражданина В.А.Сухомлинский считал воспитание определённого отношения к своим мыслям, к своей интеллектуальной деятельности: «Переживая знания, человек формирует, утверждает свой гражданский облик». Важно, чтобы он осознал единство исторической судьбы своей и народа, ощутил чувство причастности к святыням Родины. «Познавая свой народ, своё Отечество, человек познаёт самого себя, осмысливает свою личность, как частицу народа, постигает самое нежное и самое суровое чувство-чувство долга и ответственности перед народом, перед Отечеством». «Самое важное…, чтобы питомец увидел самого себя, понял, кто он…, каким он должен стать; чтобы ему захотелось стать настоящим человеком…, живущим и действующим во имя Отечества». Отчизна, сыновья верность преданность земле, на которой родился-ни с чем не сопоставимые понятия. Родина начинается с детских впечатлений и продолжает существовать в душе человека всю его жизнь. «Позаботьтесь о
тысяче тончайших нитей, связывающих личность с Отечеством»-даёт совет В.А.Сухомлинский. Формирование идеи Отечества –многолетний и сложный процесс. «В годы детства не надо говорить много громких слов о Родине, главное-зажигать огоньки, запечатлевать немеркнущие образы, открывать глаза на дорогое и родное». Нельзя воспитать человека, считал В.А. Сухомлинский, ничего не требуя от него, не формируя в его сознании понятий «нужно», «должен», «обязан». Воспитание долга и ответственности перед коллективом, обществом, Родиной невозможно без высоких требований к личности. Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли. Список литературы 1. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 5Т, К., 1979— 1980. 2. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем..., М., 1986 3. Сухомлинский В. А. О воспитании., М., 1979. 4. Сухомлинский В. А. «Письма к сыну». М. 1977. 5. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999. 6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974.


В раздел образования