Напоминание

О формировании системного способа мышления в практике образовательных учреждений


Автор: Сеногноева Наталия Анатольевна
Должность: проф. каф. профессиональной педагогики и психологии
Учебное заведение: Российский государственный профессионально–педагогический университет
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: О формировании системного способа мышления в практике образовательных учреждений
Раздел: высшее образование





Назад




О формировании системного способа мышления в практике

образовательных учреждений

Как и любая другая наука, педагогика изменяется и развивается под

воздействием научно-технического прогресса и новых организационных и

экономических факторов. В современных социокультурных условиях одна из

самых

главных

проблем

педагогики

заключается

в

том,

чтобы

сделать

учебный процесс эффективным. Для того чтобы повысить эффективность

учебного

процесса,

необходимо

отбирать

и

использовать

такие

образовательные

методы,

технологии,

формы

и

средства,

которые

могут

повысить

качество

российского

процесса

обучения,

сделают

его

более

действенным, плодотворным. Чтобы решить эту задачу, недостаточно просто

разработать методы эффективного обучения. Их необходимо интегрировать в

одну взаимосвязанную непротиворечивую и взаимодействующую форму –

конструктивную педагогическую систему.

Как

известно,

образовательная

система

это

целостный

объект

образования с четко выраженными границами, с необходимым и достаточным

для описания функционирования системы набором элементов (компонентов)

в их связях и тесном взаимодействии, обладающий следующими признаками:

реальностью,

социальностью,

сложностью,

открытостью,

динамичностью,

вероятностью,

целеустремленностью,

самоуправляемостью.

Системный

подход в образовании позволяет рассмотреть данное (или любое другое)

педагогическое

явление

в

комплексе

всех

его

компонентов,

а

технологический

качественно

управлять

всеми

компонентами

образовательной системы. Исходя из этого, можно утверждать, что связь

системного

и

технологического

подходов

в

образовании

заключается

в

формировании

и

внедрении

в

практику

образовательных

учреждений

системного

способа

мышления,

который

называется

систематизацией

образования.

Подобное изменение образовательной парадигмы требует и иных подходов к

участникам образовательного процесса, иного содержания, иных отношений,

иного поведения, то есть иного педагогического менталитета. Так, педагогу,

руководителю,

менеджеру

важно

владеть

целым

рядом

управленческих

технологий:

анализа,

целеполагания,

диагностирования,

прогнозирования,

проектирования, моделирования, программирования, планирования и других.

Переориентация

образовательного

процесса,

основанного

на

позиции

компетентностного

подхода,

предполагает

использование

инновационных

технологий, в частности, в практике оценки качества результатов обучения.

Здесь традиционные технологии контроля ориентированы преимущественно

на диагностику и оценку качества знаний, умений и навыков, приобретаемых

студентом в результате освоения конкретных дисциплин и практик. Они по-

прежнему

могут

успешно

применяться

в

основном

для

текущей

и

промежуточной аттестации, однако при их использовании следует сделать

акцент не только на демонстрируемых студентом знаниях и умениях, но и на

том,

как

эти

знания

и

умения

встраиваются

в

интегративную

систему

формируемой компетенции (компетенций).

В

практике

педагогического

проектирования,

проектирования

программ

развития

образовательных

учреждений

формируются

методологические основы самостоятельной работы педагогов.

Здесь

предусматривается

умение

организовывать

и

проводить

групповые дискуссии, способствующие осмыслению ведущих положений,

формирование

аналитического

мышления

на

основе

изучения

и

анализа

проектов

образовательных

систем,

программ

развития

образовательных

учреждений, методов педагогического диагностирования и экспертизы.

1. Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном

управлении: Теория, технология: Учебное пособие для слушателей системы

дополнительного педагогического профессионального образования. – М.: 5 за

знания, 2007.

2.

Гуманистические

воспитательные

системы

вчера

и

сегодня

описаниях их авторов и исследователей) / Сост.: Е.И. Соколова / Под общ.

ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 1998.

3.

Даутова

О.Б.,

Крылова

О.Н.

Современные

педагогические

технологии

в

профильном

обучении:

Учебно-методическое

пособие

для

учителей / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова. – СПб.: КАРО, 2006

4. Молчанова Т.К., Виноградова Е.К. Составление образовательных

программ: Практические рекомендации. – М.: УЦ «Перспектива», 2004.

5.

Никишина

И.В.

Инновационные

педагогические

технологии

и

организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе:

использование

интерактивных

форм

и

методов

в

процессе

обучения

учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007.

6. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика: Учебное пособие / И.В.

Трайнев. – М.: ТЦ Сфера, 2004

7.

Юнина

Е.А.

Технологии

качественного

обучения

в

школе:

Учебно-

методическое пособие. – М.: Педагогическоеобщество России, 2007.



В раздел образования