Автор: Сеногноева Наталия Анатольевна
Должность: проф. каф. профессиональной педагогики и психологии
Учебное заведение: Российский государственный профессионально–педагогический университет
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: О формировании системного способа мышления в практике образовательных учреждений
Раздел: высшее образование
О формировании системного способа мышления в практике
образовательных учреждений
Как и любая другая наука, педагогика изменяется и развивается под
воздействием научно-технического прогресса и новых организационных и
экономических факторов. В современных социокультурных условиях одна из
самых
главных
проблем
педагогики
заключается
в
том,
чтобы
сделать
учебный процесс эффективным. Для того чтобы повысить эффективность
учебного
процесса,
необходимо
отбирать
и
использовать
такие
образовательные
методы,
технологии,
формы
и
средства,
которые
могут
повысить
качество
российского
процесса
обучения,
сделают
его
более
действенным, плодотворным. Чтобы решить эту задачу, недостаточно просто
разработать методы эффективного обучения. Их необходимо интегрировать в
одну взаимосвязанную непротиворечивую и взаимодействующую форму –
конструктивную педагогическую систему.
Как
известно,
образовательная
система
–
это
целостный
объект
образования с четко выраженными границами, с необходимым и достаточным
для описания функционирования системы набором элементов (компонентов)
в их связях и тесном взаимодействии, обладающий следующими признаками:
реальностью,
социальностью,
сложностью,
открытостью,
динамичностью,
вероятностью,
целеустремленностью,
самоуправляемостью.
Системный
подход в образовании позволяет рассмотреть данное (или любое другое)
педагогическое
явление
в
комплексе
всех
его
компонентов,
а
технологический
–
качественно
управлять
всеми
компонентами
образовательной системы. Исходя из этого, можно утверждать, что связь
системного
и
технологического
подходов
в
образовании
заключается
в
формировании
и
внедрении
в
практику
образовательных
учреждений
системного
способа
мышления,
который
называется
систематизацией
образования.
Подобное изменение образовательной парадигмы требует и иных подходов к
участникам образовательного процесса, иного содержания, иных отношений,
иного поведения, то есть иного педагогического менталитета. Так, педагогу,
руководителю,
менеджеру
важно
владеть
целым
рядом
управленческих
технологий:
анализа,
целеполагания,
диагностирования,
прогнозирования,
проектирования, моделирования, программирования, планирования и других.
Переориентация
образовательного
процесса,
основанного
на
позиции
компетентностного
подхода,
предполагает
использование
инновационных
технологий, в частности, в практике оценки качества результатов обучения.
Здесь традиционные технологии контроля ориентированы преимущественно
на диагностику и оценку качества знаний, умений и навыков, приобретаемых
студентом в результате освоения конкретных дисциплин и практик. Они по-
прежнему
могут
успешно
применяться
в
основном
для
текущей
и
промежуточной аттестации, однако при их использовании следует сделать
акцент не только на демонстрируемых студентом знаниях и умениях, но и на
том,
как
эти
знания
и
умения
встраиваются
в
интегративную
систему
формируемой компетенции (компетенций).
В
практике
педагогического
проектирования,
проектирования
программ
развития
образовательных
учреждений
формируются
методологические основы самостоятельной работы педагогов.
Здесь
предусматривается
умение
организовывать
и
проводить
групповые дискуссии, способствующие осмыслению ведущих положений,
формирование
аналитического
мышления
на
основе
изучения
и
анализа
проектов
образовательных
систем,
программ
развития
образовательных
учреждений, методов педагогического диагностирования и экспертизы.
1. Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном
управлении: Теория, технология: Учебное пособие для слушателей системы
дополнительного педагогического профессионального образования. – М.: 5 за
знания, 2007.
2.
Гуманистические
воспитательные
системы
вчера
и
сегодня
(в
описаниях их авторов и исследователей) / Сост.: Е.И. Соколова / Под общ.
ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
3.
Даутова
О.Б.,
Крылова
О.Н.
Современные
педагогические
технологии
в
профильном
обучении:
Учебно-методическое
пособие
для
учителей / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова. – СПб.: КАРО, 2006
4. Молчанова Т.К., Виноградова Е.К. Составление образовательных
программ: Практические рекомендации. – М.: УЦ «Перспектива», 2004.
5.
Никишина
И.В.
Инновационные
педагогические
технологии
и
организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе:
использование
интерактивных
форм
и
методов
в
процессе
обучения
учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007.
6. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика: Учебное пособие / И.В.
Трайнев. – М.: ТЦ Сфера, 2004
7.
Юнина
Е.А.
Технологии
качественного
обучения
в
школе:
Учебно-
методическое пособие. – М.: Педагогическоеобщество России, 2007.