Напоминание

"ЧТО ТАКОЕ КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ?"


Авторы: Варакина Наталия Александровна, Переходова Марина Николаевна
Должность: воспитатель, заведующий МОУ Детский сад № 71
Учебное заведение: МОУ Детский сад № 71
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "ЧТО ТАКОЕ КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЧТО ТАКОЕ КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ?

Варакина Наталия Александровна, Переходова Марина Николаевна

(moudetsad71@mail.

ru)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 71 Центрального района Волгограда»

Раньше глухие дети были обречены жить в мире безмолвия. Но теперь

кохлеарная имплантация дает возможность им слышать даже самые тихие

звуки.

Глухой

ребенок

с

кохлеарным

имплантантом

(КИ)

получает

возможность научиться понимать речь и говорить. А имплантация малыша

в возрасте до 2 лет создает потенциальные условия для того, чтобы он

развивался также, как нормально слышащий ребенок, учился в обычной

школе,

общался

со

слышащими

людьми.

И

сегодня

уже

не

возникает

сомнения,

что

кохлеарная

имплантация

является

самым

эффективным

методом реабилитации глухих детей.

В чем смысл кохлеарной имплантации? Слово «кохлеарная» происходит от

латинского слова cochlear («кохлеа») или « улитка». Так называется орган

слуха,

в

котором

находятся

специальные

клетки-рецепторы

слуха,

воспринимающие звуки и передающие их в виде электрических импульсов

в слуховой нерв и дальше в мозг, где возникают слуховые ощущения. У

глухого

ребенка

погибают

эти

рецепторы

в

улитке,

и,

в

результате,

информация о звуках не поступает в мозг, поэтому ребенок не слышит. В

этом случае ему не помогают обычные слуховые аппараты, которые просто

усиливают

звук.

Но

ему

может

помочь

кохлеарная

имплантация

-хирургическая операция, при которой во внутреннее ухо – улитку глухого

ребенка вводится система электродов. Они передают звуки в виде слабых

электрических импульсов слуховому нерву, и благодаря этому ребенок

воспринимает окружающие звуки и речь.

Но кохлеарная имплантация - это не только хирургическая операция. Она

включает:

1.

Предоперационное

диагностическое

обследование

и

отбор

пациентов.

2.

Хирургическую операцию

3.

Послеоперационную слухоречевую реабилитацию детей с КИ

Операции кохлеарной имплантации делают уже 30 лет, и есть люди,

которые носят КИ 30 лет!

Тогда

же

начали

разрабатываться

многоканальные

(многоэлектродные)

системы

КИ.

Они

обеспечивали

значительно

лучшее

качество

передаваемой речи. Стало ясно, что с таким кохлеарным имплантом можно

научить детей с врожденной глухотой слышать, понимать речь и говорить.

И

операции

стали

делать

глухим

детям.

Сейчас

производят

только

многоканальные системы КИ.

Ученые

постоянно

совершенствуют

кохлеарные

имплантанты,

разрабатывают

методы

слухоречевой

реабилитации

пациентов

с

КИ.

Увеличивается и число родителей

глухих детей, которые хотят сделать

имплантацию

своему

ребенку.

Расширяется

круг

пациентов,

которым

рекомендуется кохлеарная имплантация. Сейчас значительную часть их

составляют

дети

с

врожденной

глухотой.

Кохлеарная

имплантация

проводится детям разного возраста, включая детей до года.

Установлено, что чем раньше проводится имплантация, тем лучше ее

результаты. Есть дети, которым она была сделана в возрасте 2-4 месяца.

В мире уже около 200 тысяч пользователей КИ.

В России КИ используют более 2000 человек. Операция КИ проводится в

Санкт-Петербурге и Москве.

Послеооперационная слухоречевая реабилитация - самый длительный и

трудоемкий этап кохлеарной имплантации. Длительность реабилитации

детей с врожденной глухотой составляет более 5 лет.

Многолетний

опыт

и

просто

здравый

смысл

убеждают:

невозможно

научить глухого ребенка понимать речь и говорить, если его родители не

будут главными участниками процесса обучения.

Дети с нарушениями слуха плохо воспринимают речи и другие звуки. Они

слышат их как тихие, неразборчивые. В большинстве случаев им помогает

слуховой аппарат, который усиливает звуки. Однако, если у ребенка очень

сильно повреждены или утрачены волосковые клетки, слуховой аппарат не

помогает.

В таких случаях волосковые клетки не могут преобразовать

даже усиленные звуки в

электрические сигналы, что необходимо для

восприятия звуков мозгом. Но это может сделать кохлеарный имплантант.

КИ

по существу является разновидностью слухового аппарата. Его

отличие в том, что он не усиливает звуки, а заменяет волосковые клетки

внутреннего и передает звуки и речь с помощью слабых электрических

разрядов

непосредственно

слуховому

нерву.

Использование

КИ

дает

возможность

хорошо

воспринимать

высокие

звуки,

которые

дети

с

большой потерей слуха не слышат или плохо слышат даже в мощных

слуховых аппаратах.

КИ состоит из 2 частей - имплантируемой и наружной. Имплантируемая

часть содержит приемник и цепочку активных электродов. Она не имеет

внешних

выводов,

элементов

питания

и

других

деталей,

требующих

замены.

Наружная

часть

КИ

включает

микрофон

и

речевой

процессор,

размещенный

в

корпусе,

напоминающем

заушный

слуховой

аппарат,

а

также передатчик с антенной. Передатчик носится за ухом за волосами. Он

притягивается к имплантируемой части через кожу с помощью магнита.

Внутренняя часть КИ

предназначена для пожизненного использования.

КИ

разработаны

таким

образом,

что

при

создании

новых

более

совершенных

моделей

можно

заменить

внешнюю

часть

на

новую

без

повторных операций.

Фирмы

производители

КИ

постоянно

их

совершенствуют,

улучшая

различные параметры: качество восприятия реи в тишине и шуме, размеры

и другое. Разрабатывается полностью имплантированная модель КИ. В

настоящее

время

основная

проблема

создания

такого

КИ

связана

с

отсутствием элементов питания, которые смогут обеспечить его работу.

Категории детей нуждающихся в кохлеарной имплантации:

Двусторонняя сенсоневральная потеря слуха с порогами слуха на

частотах 500-4000 Гц и более 90 ДБ;

Пороги слуха в оптимально подобранном слуховом аппарате более 50

ДБ, разборчивость односложных слов менее 20%;

Нет противопоказаний к проведению операции под общим наркозом;

Нет

психических

и

грубых

неврологических

нарушений

,затрудняющих

использования

КИ

и

проведении

слухоречевой

реабилитации;

Есть возможность регулярно заниматься с учителем-дефектологом и

родителями после операции.

Решение о операции принимается индивидуально для каждого ребенка в

Центре

кохлеарной

имплантации,

где

каждый

ребенок

проходит

диагностическое

обследование.

Оно

занимает

3-5

дней.

Важно,

чтобы

ребенок

имел

подробную

выписку

из

истории

болезни,

данные

исследования слуха и других обследований, проводимых раннее, а также

характеристику

от

учителя-дефектолога

по

месту

жительства.

В

характеристике отмечаются особенности слуха, речи, мышления, психики

ребенка, участие родителей в его обучении. Для оценки эффективности

слухопротезирования

ребенок

должен

иметь

оптимально

подобранный

слуховой аппарат (1 или 2 СА), который он постоянно носил не менее 3

месяцев.

В

результате

диагностического

обследования

специалисты

должны

получить ответы на 4 вопроса:

Является ли ребенок кандидатом на кохлеарную имплантацию по

состоянию слуха?

Целесообразно

ли

ему

проведение

операции

кохлеарной

имплантации?

Какова перспективность использования КИ для восприятия речи и

других звуков?

Возможно

ли

проведение

операции

под

общим

наркозом

по

состоянию здоровья ребенка?

Для

получения

ответов

на

эти

вопросы

проводятся

20

разных

обследований и консультаций, в которых принимают участие сурдолог,

аудиолог,

хирург-отоларинголог,

рентгенолог,

невролог,

психиатр,

сурдопедагог,

психолог,

педиатр,

анестезиолог,

врач

функциональной

диагностики, аллерголог и другие специалисты.

Все эти исследования можно разделить на 4 группы:

1.

Комплексное

обследование

слуха.

В

результате

этого

обследования

точно

определяют

степень

снижения

слуха,

тип

нарушения

слуха,

с ох р а н н о с т ь

с л у хо в о го

н е р ва ,

о ц е н и ва ют

э ф ф е к т и в н о с т ь

слухопротезирования с помощью современных слуховых аппаратов.

2. Компьютерная томография улитки. По данным обследования оценивают

возможность введения электродов в улитку.

3.

Сурдопедагогическое

и

психологическое

обследование.

В

процессе

обследования определяют уровень развития слуха, речи, внимания, памяти,

обучаемость ребенка.

4. Клинические исследования. Они оценивают физическое и психическое

состояние ребенка.

Факторы,

благоприятные

для

развития

слуха

и

речи

после

имплантации у детей до 2 лет

Возраст ребенка меньше 2 лет

У ребенка есть слуховой опыт ( ребенок слышал в первые годы

жизни, у него постепенно ухудшался слух, он начал носить слуховые

аппараты до возраста 6 месяцев).

Ребенок постоянно носил слуховые аппараты до операции.

Ребенок произносит разные слоги, слова.

У ребенка нет нарушений внимания, мышления, памяти, навыков

общения ( ребенок внимательно следит за взрослым, смотрит на его лицо,

подражает его действиям, пытается понять, что от него хотят, любит играть

с разными игрушками, долго удерживает интерес к игрушке и игре со

взрослыми и другое).

У ребенка есть опыт занятий с сурдопедагогом по развитию слуха и

речи.

У

родителей

есть

опыт

регулярных

самостоятельных

занятий

с

ребенком.

У ребенка есть возможность регулярно заниматься с сурдопедагогом

и родителями после операции.

Факторы,

благоприятные

для

развития

слуха

и

речи

после

имплантации у детей дошкольного возраста:

У

ребенка

есть

(ребенок

слышал

в

первые

годы

жизни,

у

него

постепенно

ухудшался

слух,

он

начал

носить

слуховые

аппараты

до

возраста 6 месяцев).

Ребенок постоянно носил слуховые аппараты до операции

Ребенок

знает

много

слов:

суще ствительные,

гл а гол ы ,

прилагательные, наречия. Он говорит фразы из 2-3 слов

Ребенок общается с окружающими устной речью, даже если речь не

очень понятна и слов не очень много

Ребенок умеет читать, знает значение написанных слов и фраз

Ребенок постоянно занимается с учителем-дефектологом развитием

слуха и речи

Ребенок

посещает

логопедический

детский

сад

или

группу

интеграции для детей с нарушенным слухом

У ребенка нет нарушений внимания, мышления, памяти, навыков

общения

У

родителей

есть

опыт

регулярных,

самостоятельных

занятий

с

ребенком

У

ребенка

есть

возможность

регулярно

заниматься

с

учителем-

дефектологом и родителями после операции

Литература

1.

Заболевания среднего уха/Руководство для врачей./Д.И. Тарасов, О.К.

Федорова, В.П. Быкова . – М.: Медицина, 1988. – 288 с

2.

Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное

для родителей \И.В. Королева. СПб.: Умная Маша, 2010. – 208 с.

3.

Методика обучения глухих детей языку. Учеб. Пособие для студентов

дефектол. фак. пед. ин-тов. М., «Просвещение», 1977.

4.

Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб.

Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений/ Л.П. Носкова, А. Головчиц. – М:

Гуманитар.

изд.

центр

ВЛАДОС,

2004.

344

с.

(Коррекционная

педагогика).



В раздел образования