Напоминание

"От чистого звука к красивой речи"


Автор: Козарь Елена Васильевна
Должность: логопед
Учебное заведение: МАДОУ Д⁄С"Родничок"р.п.Чишмы
Населённый пункт: р.п.Чишмы Чишминский р–н Республика Башкортостан
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "От чистого звука к красивой речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОТ ЧИСТОГО ЗВУКА К КРАСИВОЙ РЕЧИ

Консультация для воспитателей

учитель-логопед Е.В.Козарь

МАДОУ Д/С «Родничок»р.п.Чишмы

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей

посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых

правил. «Развитие речи дошкольников включает: владение литературными

нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и

грамматикой

при

выражении

своих

мыслей

и

составления

любого

вида

высказывания». (Ушакова О.С.) Речь не является врожденной способностью

человека, она формируется постепенно вместе с развитием ребенка - это

сложная психофизиологическая функция и развитие ее зависит от многих

моментов. Правильные условия воспитания и обучение ребенка приводят к

формированию всех стороны речи.

Звуковая

культура

речи

занимает

важное

место

в

системе

работы

по

обучению детей родному языку. Воспитание ЗКР у детей является составной

частью

системы

работы

по

развитию

связной

речи,

очень

значимой

и

видимой. Понятие «звуковая культура речи»

включает произносительные

качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т.

д.),

элементы

звуковой

выразительности

речи

(интонация,

темп

и

др.),

связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты),

а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской

речи,

поза

и

двигательные

навыки

в

процессе

разговора).

Составные

компоненты

звуковой

культуры

речевой

слух

и

речевое

дыхание

являются

предпосылкой

и

условием

для

возникновения

звучащей

речи.

Полноценное развитие этих сторон речи – необходимое условие подготовки

детей к обучению грамоте.

Задачи, стоящие перед педагогами по формированию ЗКР следующие:

1.

Развитие речевого слуха.

2.

Развитие артикуляционного аппарата.

3.

Работа над развитием речевого дыхания.

4.

Работа над голосом.

5.

Формирование правильного произношения всех звуков родного языка.

6.

Работа над дикцией.

7.

Работа над орфоэпией.

8.

Работа над темпом речи.

9.

Работа над интонационной выразительностью

Мы с вами сегодня остановимся только на одном разделе работы по ЗКР:

работа над звуковой стороной слова.

В

процессе

работы

по

данному

разделу

ребенок

учится

правильно

произносить все звуки, чётко и внятно отвечать на занятиях и общаться вне

занятий, говорить выразительно, не торопясь.

Работа по ЗКР осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста.

Звуковая

сторона

языка

усваивается

ребенком

постепенно. Предлагаю

Вашему вниманию таблицу, в которой отражено появление звуков в речи

детей в онтогенезе.

возраст

появление звуков

МЛАДШИЕ ГРУППЫ

гласные

А У И О Э Ы

согласные

П Б М Н В Ф Т Д К Г

Х

(твердые

и

мягкие

варианты звуков)

СРЕДНЯЯ ГРУППА

согласные

С СЬ З ЗЬ Ц Ш Ж Ч

Щ j

СТАРШАЯ ГРУППА

согласные

Л ЛЬ Р РЬ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

ГРУППА

Дифференциация

звуков

С – Ш, З – Ж,

Ч – ТЬ, Щ - СЬ

Л – Р, Л - ЛЬ

Данная

таблица

даёт

нам

возможность

разграничить

понятия

«патологическое

нарушение

звукопроизношения»

и

«физиологическое

нарушение звукопроизношения». (Если в средней группе у ребёнка нет звука

Р или Л – это физиологическое нарушение, т.к. возможности ребёнка не

позволяют ему произносить данные звуки).

Практическое задание 1: Приведите примеры других физиологических

нарушений звукопроизношения, патологического нарушения.

Практиче ское

задание

2:

Закончите

фразу:

нарушение

звукопроизношения считается патологическим в том случае, если звук не

появляется в определенный для него период.

Нарушение

звукопроизношения

является

одной

из

причин

неуспеваемости

учащихся

начальной

школы

по

русскому

языку,

неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым,

необщительным, поэтому данную речевую проблему лучше всего решать до

того, как ребёнок пойдет в первый класс, т.е. в дошкольном детстве.

Ус п е ш н о с т ь

ко р р е к ц и и

з ву ко п р о и з н о ш е н и я

о п р е д е л я е т с я

сформированностью самоконтроля.

Самоконтроль

-

составная

часть

любого

вида

деятельности

человека,

направленная

на

предупреждение

возможных

или

обнаружение

уже

совершенных

ошибок.

Работать

над

формированием

самоконтроля

необходимо

начинать

задолго

до

начала

работы по разделу ЗКР. Сначала это:

1.

Контроль за выполнением правил в бытовых ситуациях (мыть руки

пред едой, не ходить по лужам, не перебивать говорящего…)

Продолжите ряд

2.

Контроль за двигательной активностью (остановись на сигнал «Замри»,

«Море волнуется раз…», не выполняй определенного движения

«Делай, как я, не делай, как я»). Продолжите ряд

3.

Контроль за выполнением правил в играх (это любые игры с

правилами). Назовите их.

4.

Контроль за использованием и не использованием фразы («Да и нет не

говорить», «Данетка») Продолжите ряд

5.

Фонематический контроль на уровне звука («Остановись на звук»,

«хлопни, когда услышишь звук»…) Продолжите ряд

6.

Контроль за звукопроизношением кого-то (помоги товарищу не

ошибиться, определи неверно произнесенное слово в ряду других…)

7.

Контроль за собственным звукопроизношением.

Во время формирования самоконтроля педагог должен отследить,

насколько ребёнок соблюдает правила и контролирует свое поведение в игре,

в повседневной жизни, в речи. При недостаточно сформированном навыке

самоконтроля

педагог

продолжает

работать

в

этом

направлении,

при

необходимости привлекая педагога-психолога.

Работа по формированию у ребёнка самоконтроля и контроля за речью

ускоряет

и

оптимизирует

процесс

автоматизации.

Важная

составляющая

самоконтроля – это сформированная мотивация, в нашем случае – научиться

произносить звук правильно.

Развитое

фонематическое

восприятие

помогает

детям

лучше

контролировать

свое

произношение.

В

дошкольном

возрасте

у

детей

не

развит или слабо развит фонематический слух (умение слышать и различать

звуки родного языка в потоке речи), что не позволяет ребёнку самостоятельно

контролировать

своё

звукопроизношение.

Поэтому

функцию

контроля

должен взять на себя взрослый, находящийся рядом с ребёнком, в данном

случае – воспитатель. Конечная цель работы педагога не только ввести звук в

связную

речь,

но

сформировать

у

воспитанника

функцию

самоконтроля.

Только

в

этом

случае

ребёнок

будет

пользоваться

поставленным

звуком,

только в этом случае можно считать, что ребёнок справился с нарушением

звукопроизношения.

Практическое задание 3: В своей практике Вы используете много игр,

способствующих

развитию

фонематического

восприятия.

Давайте

вспомним несколько игр.

Игра 1. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук У.

Игра 2. Хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком Р.

Игра 3. Назови картинки со звуком И.

Одновременно с работой над фонематическим восприятием проводится

работа со звуками. Поговорим о звуках, которые появляются у ребёнка с

нашим участием или спонтанно. Здесь нужно помнить, что появление звука

не приводит к его введению в речь сразу же. И задача воспитателя: помочь

ребёнку освоить этот звук. Звук в речь вводится поэтапно: изолированное

произнесение звука, произнесение в слогах (обратных и прямых), в словах (в

разных позициях), в предложениях, в связной речи. Важно не форсировать

этот процесс и не пропускать никакой из этапов.

На каждом этапе автоматизации звуков значительное место должно занять

специальное обучение – речевые упражнения, словесные игры, основное

назначение которых развивать у детей внимание к звучащему слову, его

правильному употреблению.

Первые

два

этапа

работы

изолированное

произнесение

звуков

и

произнесение звуков в слогах -

представляют собой ряд фонетических

упражнений. При кажущейся простоте данный этап очень важен и требует

некоторого

времени

на

освоение

ребёнком

данного

звука

в

названных

позициях. На следующих двух этапах – автоматизации звука в словах и

фразах - для

повышения эффективности педагоги могут

использовать

настольно-печатные, словесные, дидактические и компьютерные игры. Для

автоматизации

звуков

в

словах

можно

использовать

различные

игры:

«Звуковое лото», «Домино», «Подбери и назови», быстрая дорожка и т.д.

Игры

помогают

сделать

задания

для

детей

интересными,

эмоционально-

окрашенными, развивающими и познавательными. При проведении этих игр

у

воспитателя

появляется

возможность

выработать

у

ребенка

большую

концентрацию

внимания

на

произношении

определенного

звука,

т.к.

подобранные игры содержат материал, насыщенный отрабатываемым звуком.

К сожалению, специальных игр в наших магазинах мало, но творческие

педагоги

могут

придумать

и

сделать

такие

игры

сами.

Например:

игры

«Лабиринт»

или

«Звуковая

дорожка».

Для

этой

игры

вам

понадобится

игровое

поле с наклеенными картинками на отрабатываемый звук, кубик

(если игровое поле мало, то кубик можно сделать со значением от 1 до 3) и

фишки по количеству игроков. Ребенок должен пройти по дорожке, называя

картинки, чётко и правильно произнося звуки.

Практическое задание 4: Хочу предложить вашему вниманию фрагмент

компьютерной игры на автоматизацию звука Л в предложениях и фразовой

речи. Задача ребенка в игре:

помочь Паше выбрать нужный предмет и

составить

предложение

по

открывшейся

картинке.

Задача

взрослого

проследить. Чтобы ребенок правильно произнес отрабатываемый звук во

фразе.

С

педагогами проигрывается фрагмент игры.

И вот, наконец, дети произносят звук в словах и в предложениях, и

наступает последний этап автоматизации – произнесение звука в связной и

самостоятельной

речи.

На

этом

этапе

работы

используются

различные

пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Главное для

подбора текстов и картинного материала то, что они должны быть насыщены

словами

с

нужным

звуком

и

предметами,

в

названии

которых

есть

автоматизируемый

звук.

Перед

началом

работы

педагог

даёт

установку

ребёнку на правильное звукопроизношение.

Практическое

задание

5:

Попробуйте

составить

рассказ,

который

можно использовать для автоматизации звука Р и Л.

Педагоги составляют и

зачитывают рассказы.

Можно предложить детям опорные слова или картинки для составления

рассказа.

После

нескольких

обучающих

занятий

дети

с

удовольствием

составляют

такие

рассказы.

Цель

педагога

следить

за

правильным

грамматическим оформлением предложений, связностью. И самое главное

на этом этапе, чтобы дети, увлекшись сюжетом, не искажали звуки. Педагог

должен

внимательно

слушать

и

поправить

ребенка

в

случае

неверного

произнесения.

Практическое

задание

6:

В

игре

«Радуга»

детям

надо

выбрать

картинки заданного цвета и назвать их по порядку, опять же четко и

правильно

называя

звуки.

Затем

ребенок

составляет

рассказ,

используя

опорные картинки. Сейчас мы с Вами поиграем с жёлтым цветом радуги. В

случае отсутствия возможности использования компьютерных игр в саду,

можно давать их родителям на дом или заменить слайды картинками.

Предлагаю вашему вниманию игру, в которую включены сразу несколько

видов заданий, используемых на этапе автоматизации в связной речи.

Практическое задание 7:

В игре «Зима» ребенок должен выбрать

картинки по теме «Зима» и составить рассказ по получившемуся сюжету.

Проигрывается фрагмент игры с педагогами.

Если

ребенок

затрудняется

сам

составить

рассказ,

воспитатель

дает

прослушать

ему

рассказ

и

просит

пересказать

самостоятельно

или

по

опорным картинкам. Перед составлением рассказа и пересказа воспитатель

дает установку на четкое и верное произнесение звуков и следит за этим во

время выполнения заданий ребенком.

Но даже если во время таких занятий ребёнок говорит чисто, в спонтанной

речи ещё

могут встречаться ошибки из-за недостаточно сформированного

самоконтроля. Данная функция как мы уже говорили формируется не только

и не столько на занятиях по автоматизации, а и в других видах деятельности.

На этапе автоматизации звука в связной спонтанной

речи часто мы

сталкиваемся

с

тем,

что

педагог,

внимательно

следящий

з а

звукопроизношением в специально организованной деятельности, перестаёт

контролировать детей вне занятий. Ситуация усложняется ещё и тем, что

необходимо контролировать нескольких детей и большое количество звуков.

Снижение

контроля

со

стороны

взрослого

приводит

к

снижению

самоконтроля

у

ребёнка.

Чтобы

преодолеть

эту

трудность

можно

использовать

следующие

приёмы:

Размещать

в

группе

памятки

о

контролируемых

звуках,

использовать

значки

для

детей,

на

которых

написаны автоматизируемые звуки. Поскольку вы сами знаете, что именно

вам поможет в этом случае, то вы сами придумаете прием, отвечающий

вашим интересам и особенностям. Работа педагога заключается в том, что он

постоянно

внимательно

вслушивается

в

речь

воспитанника

и

тактично

указывает ему на ошибки произношения.

Практическое задание 8: Посмотрите видеоролик с сюжетно ролевой

игрой и попробуйте определить, какие звуки у детей нарушены.

Важно помнить, что любое высказанное замечание не должно обижать

ребёнка. Вам нужно донести до него мысль, что вы пытаетесь помочь. А

данное понимание придет только тогда, когда сформированы партнёрские

отношения. Важно, чтобы ваша деятельность по автоматизации проблемных

звуков носила системный характер.

Таким

образом,

углубленная

работа

по

автоматизации

звуков

с

использованием

игровых

методов

и

приемов,

по

формированию

самоконтроля у ребёнка позволяет ускорить процесс автоматизации звуков,

повышает

уровень

развития

связной

речи

старших

дошкольников

и

позволяет качественно подготовить их к школе.

Литература

1.

Арушанова

А.Г.

Формирование

грамматического

строя

речи.

М.:

Мозаика – Синтез, 2008.

2.

Бородич А.М.Методика Развития речи детей. М.1981.

3.

Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику. - М.: Линка-пресс,

2008.

4.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной

речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004.

5.

Лопатина

Л.В.,

Серебрякова

Н.В.

Преодоление

речевых

нарушений

у

дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.

6.

Ушакова

О.

С.

,

Струнина

Е.

М.

Методика

развития

речи

детей

дошкольного возраста. – М.: Владос, 2003.



В раздел образования