Напоминание

"Странное слово "фольклор".


Автор: Стрельникова Татьяна Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №15 "Росинка"
Населённый пункт: г.Радужный ХМАО-Югра
Наименование материала: Проект
Тема: "Странное слово "фольклор".
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проект

по Художественно-эстетическому развитию (Музыкальная деятельность)

для детей старшего дошкольного возраста

«Странное слово «Фольклор».







1.

Тема проекта
– «Странное слово «фольклор».
2.

Основная образовательная область
– «Художественно-эстетическое

развитие».
3.

Вид проекта
– творческий.
4.

Срок реализации проекта
– средней продолжительности - 2 месяца (март –

апрель).
5.

Проблема
– снижение интереса к музыкальному фольклору.
6.

Цель проекта
- воспитание любви к русскому народному творчеству и

творчествумалых народов севера (ханты и манси).
7.

Задачи проекта.
Образовательные:  знакомство с новыми произведениями русского народного творчества;  знакомство с произведениями творчества малых народов севера: ханты и манси;  дать представления о жанрах детского музыкального фольклора (песенного и игрового). Развивающие:  развивать музыкальные способности детей через восприятие музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения;  развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;  расширять представление детей о народных праздниках, обычаях и традициях малых народов севера (ханты и манси).  развивать способность к образным импровизациям в движении; Воспитательные:  воспитывать устойчивый интерес и любовь к народному творчеству.  воспитывать эстетический вкус.  воспитывать любовь к «большой» и «малой» Родине.

8.

Этапы проекта:
Первый «Вводный»:  Организация совместного посещения с родителями городского праздника «Масленица»;  Беседа об увиденном.  Совместное с детьми определение слова «фольклор»;  Моделирование ситуации, позволяющей выявить проблему и определить детские цели проекта.  Анализ семейного воспитания по данному вопросу: - индивидуальные беседы с родителями, - анкетирование родителей на тему «Фольклор – русское народное творчество и народное творчество малых народов севера (ханты и манси)». Второй этап «Основной»: совместная деятельность детей, музыкального руководителя, воспитателей и родителей.  беседы о музыкальной культуре русского народа и малых народов севера и о традициях и праздниках (масленица и «Вороний день) русского народа и малых народов севера;  знакомство и разучивание новых музыкальных произведений русского народного творчества.  совместное посещение с родителями городского музея, знакомство с бытом малых народов севера (ханты и манси);  организация совместного посещения народного праздника малых народов севера (ханты и манси) «Вороний день»;  знакомство и разучивание музыкальных произведений малых народов севера (ханты и манси);  просмотр танцев народов ханты и манси для последующей импровизации с бубнами;  мастерская по подготовке (украшению) бубнов для танцевально-игрового творчества;  просмотр иллюстраций и видеоряда традиционных костюмов России (центральные районы) и Ханты-Мансийского автономного округа,  оснащение группы атрибутами народного быта, русскими национальными костюмами и костюмами малых народов севера (ханты и манси) для самостоятельной деятельности детей, и для развития интереса детей к сюжетно-ролевым играм с использованием предметов народного быта.  мастерская по украшению русских костюмов и костюмов малых народов севера (ханты и манси);  игровая деятельность: музыкальные и подвижные народные игры. Третий «Заключительный»: совместная деятельность детей, музыкального руководителя, воспитателей и родителей:  просмотр презентации «Фольклор – народное творчество»;  беседа «Что же такое фольклор?»;  музыкально-спортивное развлечение «Давайте играть вместе»;  анкетирование родителей на тему: «Что нового Вы узнали о фольклоре».

9
.
Состав участников
– музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста (5-8 лет), воспитатели группы, родители.
10. Технологическая карта

Образова-

тельные

области

Виды детской

деятельности

Содержание

деятельности

Формы

организации
Художественно- эстетическое развитие Музыкальная деятельность: Слушание Пение Музыкально- ритмические движения Музыкальные игры - Восприятие и понимание смысла музыкального произведения «Во поле береза стояла» русская народная песня. - Восприятие и понимание смысла мансийской народной песни «Пил атнэ няврамыт» («Дети, собирающие ягоды») - Разучивание песни «Как пошли наши подружки» русская народная песня. - Разучивание авторской песни «Веселый Хант» (Тимофеев Л.Ю., Мамедова Е.В., г.Радужнй) - Разучивание хоровода «Во поле березка стояла» русская народная песня, обр. Н. Римского- Корсакова. - Разучивание хантыйского народного танца «Куринька». - Разучивание русской народной игры «Гори, гори, ясно». - Разучивание хантыйской народной игры «Хейро» Музыкальные занятия Музыкальные занятия Музыкальные занятия Музыкальные занятия
Игра на детских музыкальных инструментах. Танцевально- игровое творчество Изобразитель- ная деятельность («Солнце»). - Разучивание «Во поле березка стояла» русская народная песня. - Импровизация с бубнами под хантыйский народный наигрыш. - украшение русскими народными узорами сарафаны и косоворотки. - украшение бисером малицы. Музыкальные занятия Музыкальные занятия НОД по изодеятель- ности
.
НОД по изодеятель- ности
.
Познавательное развитие Приобщение к социо- культурным ценностям Познавательно- исследо- вательская деятельность - беседы о музыкальной культуре русского народа и малых народов севера; - беседы о традициях и праздниках (масленица и «Вороний день) русского народа и малых народов севера. - просмотр видеоряда танцев ханты и манси. - просмотр иллюстраций и видеоряда традиционных костюмов России (центральные районы) и Ханты- Мансийского автономного округа, - посещение городского м у з е я , з н а ком с т в о с бытом малых народов севера. Музыкальные занятия Совместная работа детей и воспитателей. Музыкальные занятия Совместная работа детей и воспитателей. Совместная работа детей, воспитателей и родителей. Социально- Коммуникативн - Общение с социумом. Совместное
коммуникативно е развитие ая Элементарный бытовой труд - Общение с родителями в п р о ц е с с е с б о р а информации. - Подготовка атрибутов (бубнов) для танцевально- игрового творчества, посещение с родителями городских праздников «Масленица» ( м а р т ) и «Вороний день» (апрель) Совместная работа детей и воспитателей. Речевое развитие Приобщение к художественно й литературе - Знакомство с новыми русскими скороговорками, потешками, прибаутками и т.д. - Заучивание небылицы «Вы послушайте, ребята», - Заучивание стихотворения «Пил атнэ няврамыт» («Дети, собирающие ягоды») на русском языке. Музыкальные занятия НОД по развитию речи Совместная работа детей и родителей. Совместная работа детей и родителей. Физическое развитие Подвижные игры - Игра с бегом «Горелки», - Игра с прыжками «Нарты». НОД по физическому развитию
11. Ожидаемые результаты (продукт проектной деятельности).
- Устойчивый интерес, проявление любви к русской народной музыке и народной музыке малых народов севера (ханты и манси). - Развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения разных народов. - Расширение представлений о музыке, поэзии, праздниках русского народа и малых народов севера (ханты и манси). - Развитие интереса детей к народным играм (музыкальным и подвижным). - Развитие интереса к сюжетно-ролевым играм с использованием предметов народного быта. - Обогащение активного словарного запаса детей

12. Итоговое мероприятие:
совместный просмотр презентации «Фольклор – народное творчество» с детьми, воспитателями и родителями. Музыкально- спортивное развлечение «Давайте играть вместе!».
13. Методическое обеспечение проектной деятельности
1. Веракса, Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы / Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 – 335с. 2. Мерзлякова, И.С. Фольклор, музыка, театр. / Мерзлякова, И.С. – М.: Владос гуманитарный издательский центр, 2003 – 216с. 3. Картушина, М.Ю. Русские народные праздники в детском саду / Картушина, М.Ю. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2007 – 319с. 4. Ботякова, О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор / Ботякова, О.А. – М.: Детсво-Пресс, 2014 – 43с. 5. Интернет-ресурсы . Традиции и праздники малых народов севера: ханты и манси.


В раздел образования