Автор: Стрельникова Татьяна Александровна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ ДС №15 "Росинка" Населённый пункт: г.Радужный ХМАО-Югра Наименование материала: Проект Тема: "Странное слово "фольклор". Раздел: дошкольное образование
по Художественно-эстетическому развитию (Музыкальная деятельность)
для детей старшего дошкольного возраста
«Странное слово «Фольклор».
1.
Тема проекта – «Странное слово «фольклор».
2.
Основная образовательная область – «Художественно-эстетическое
развитие».
3.
Вид проекта – творческий.
4.
Срок реализации проекта – средней продолжительности - 2 месяца (март –
апрель).
5.
Проблема – снижение интереса к музыкальному фольклору.
6.
Цель проекта - воспитание любви к русскому народному творчеству и
творчествумалых народов севера (ханты и манси).
7.
Задачи проекта.
Образовательные:
знакомство с новыми произведениями русского народного творчества;
знакомство
с
произведениями
творчества
малых
народов
севера:
ханты
и
манси;
дать представления о жанрах детского музыкального фольклора (песенного и
игрового).
Развивающие:
развивать музыкальные способности детей через восприятие музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения;
развивать
эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах
музыкальной деятельности;
расширять представление детей о народных праздниках, обычаях и традициях
малых народов севера (ханты и манси).
развивать способность к образным импровизациям в движении;
Воспитательные:
воспитывать устойчивый интерес и любовь к народному творчеству.
воспитывать эстетический вкус.
воспитывать любовь к «большой» и «малой» Родине.
8.
Этапы проекта:
Первый «Вводный»:
Организация
совместного
посещения
с
родителями
городского
праздника
«Масленица»;
Беседа об увиденном.
Совместное с детьми определение слова «фольклор»;
Моделирование ситуации, позволяющей выявить проблему и определить
детские цели проекта.
Анализ семейного воспитания по данному вопросу:
- индивидуальные беседы с родителями,
- анкетирование родителей на тему «Фольклор – русское народное творчество и
народное творчество малых народов севера (ханты и манси)».
Второй этап «Основной»: совместная деятельность детей, музыкального
руководителя, воспитателей и родителей.
беседы о музыкальной культуре русского народа и малых народов севера и о
традициях и праздниках (масленица и «Вороний день) русского народа и малых
народов севера;
знакомство и разучивание новых музыкальных произведений русского
народного творчества.
совместное посещение с родителями городского музея, знакомство с бытом
малых народов севера (ханты и манси);
организация совместного посещения народного праздника малых народов
севера (ханты и манси) «Вороний день»;
знакомство и разучивание музыкальных произведений малых народов севера
(ханты и манси);
просмотр танцев народов ханты и манси для последующей импровизации с
бубнами;
мастерская по подготовке (украшению) бубнов для танцевально-игрового
творчества;
просмотр иллюстраций и видеоряда традиционных костюмов России
(центральные районы) и Ханты-Мансийского автономного округа,
оснащение группы атрибутами народного быта, русскими национальными
костюмами и костюмами малых народов севера (ханты и манси) для
самостоятельной деятельности детей, и для развития интереса детей к
сюжетно-ролевым играм с использованием предметов народного быта.
мастерская по украшению русских костюмов и костюмов малых народов
севера (ханты и манси);
игровая деятельность: музыкальные и подвижные народные игры.
Третий «Заключительный»: совместная деятельность детей, музыкального
руководителя, воспитателей и родителей:
просмотр презентации «Фольклор – народное творчество»;
беседа «Что же такое фольклор?»;
музыкально-спортивное развлечение «Давайте играть вместе»;
анкетирование родителей на тему: «Что нового Вы узнали о фольклоре».
9 . Состав участников – музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного
возраста (5-8 лет), воспитатели группы, родители.
10. Технологическая карта
Образова-
тельные
области
Виды детской
деятельности
Содержание
деятельности
Формы
организации
Художественно-
эстетическое
развитие
Музыкальная
деятельность:
Слушание
Пение
Музыкально-
ритмические
движения
Музыкальные
игры
- Восприятие и
понимание смысла
музыкального
произведения «Во поле
береза стояла» русская
народная песня.
- Восприятие и
понимание смысла
мансийской народной
песни «Пил атнэ
няврамыт» («Дети,
собирающие ягоды»)
- Разучивание песни «Как
пошли наши подружки»
русская народная песня.
- Разучивание авторской
песни «Веселый Хант»
(Тимофеев Л.Ю.,
Мамедова Е.В.,
г.Радужнй)
- Разучивание хоровода
«Во поле березка стояла»
русская народная песня,
обр. Н. Римского-
Корсакова.
- Разучивание
хантыйского народного
танца «Куринька».
- Разучивание русской
народной игры «Гори,
гори, ясно».
- Разучивание хантыйской
народной игры «Хейро»
Музыкальные
занятия
Музыкальные
занятия
Музыкальные
занятия
Музыкальные
занятия
Игра на
детских
музыкальных
инструментах.
Танцевально-
игровое
творчество
Изобразитель-
ная
деятельность
(«Солнце»).
- Разучивание «Во поле
березка стояла» русская
народная песня.
- Импровизация с
бубнами под хантыйский
народный наигрыш.
- украшение русскими
народными узорами
сарафаны и косоворотки.
- украшение бисером
малицы.
Музыкальные
занятия
Музыкальные
занятия
НОД по
изодеятель-
ности .
НОД по
изодеятель-
ности .
Познавательное
развитие
Приобщение к
социо-
культурным
ценностям
Познавательно-
исследо-
вательская
деятельность
- беседы о музыкальной
культуре русского народа
и малых народов севера;
- беседы о традициях и
праздниках (масленица и
«Вороний день) русского
народа и малых народов
севера.
- просмотр видеоряда
танцев ханты и манси.
- просмотр иллюстраций
и видеоряда
традиционных костюмов
России (центральные
районы) и Ханты-
Мансийского автономного
округа,
- посещение
городского
м у з е я ,
з н а ком с т в о
с
бытом
малых
народов
севера.
Музыкальные
занятия
Совместная
работа детей и
воспитателей.
Музыкальные
занятия
Совместная
работа детей и
воспитателей.
Совместная
работа
детей,
воспитателей
и родителей.
Социально-
Коммуникативн
- Общение с социумом.
Совместное
коммуникативно
е развитие
ая
Элементарный
бытовой труд
- Общение с родителями в
п р о ц е с с е
с б о р а
информации.
-
Подготовка
атрибутов
(бубнов) для танцевально-
игрового творчества,
посещение
с
родителями
городских
праздников
«Масленица»
( м а р т )
и
«Вороний
день» (апрель)
Совместная
работа детей и
воспитателей.
Речевое
развитие
Приобщение к
художественно
й литературе
- Знакомство с новыми
русскими
скороговорками,
потешками, прибаутками
и т.д.
- Заучивание небылицы
«Вы послушайте, ребята»,
- Заучивание
стихотворения «Пил атнэ
няврамыт» («Дети,
собирающие ягоды») на
русском языке.
Музыкальные
занятия
НОД по
развитию речи
Совместная
работа детей и
родителей.
Совместная
работа детей и
родителей.
Физическое
развитие
Подвижные
игры
- Игра с бегом «Горелки»,
- Игра с прыжками
«Нарты».
НОД по
физическому
развитию
11. Ожидаемые результаты (продукт проектной деятельности).
- Устойчивый интерес, проявление любви к русской народной музыке и народной
музыке малых народов севера (ханты и манси).
- Развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения разных
народов.
- Расширение представлений о музыке, поэзии, праздниках русского народа и малых
народов севера (ханты и манси).
- Развитие интереса детей к народным играм (музыкальным и подвижным).
- Развитие интереса к сюжетно-ролевым играм с использованием предметов
народного быта.
- Обогащение активного словарного запаса детей
12. Итоговое мероприятие: совместный просмотр презентации «Фольклор –
народное творчество» с детьми, воспитателями и родителями. Музыкально-
спортивное развлечение «Давайте играть вместе!».
13. Методическое обеспечение проектной деятельности
1.
Веракса, Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования. От рождения до школы / Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева,
М.А. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 – 335с.
2. Мерзлякова, И.С. Фольклор, музыка, театр. / Мерзлякова, И.С. – М.: Владос
гуманитарный издательский центр, 2003 – 216с.
3. Картушина, М.Ю. Русские народные праздники в детском саду / Картушина,
М.Ю. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2007 – 319с.
4. Ботякова, О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи.
Фольклор / Ботякова, О.А. – М.: Детсво-Пресс, 2014 – 43с.
5. Интернет-ресурсы . Традиции и праздники малых народов севера: ханты и
манси.