Напоминание

Русская ярмарка


Автор: Карпова Елена Михайловна
Должность: музыкальный руководитель доу
Учебное заведение: МКДОУ Елизаветовский детский сад
Населённый пункт: село Елизаветовка, Павловский район, Воронежская область
Наименование материала: конспект интегрированного занятия
Тема: Русская ярмарка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Елизаветовский детский сад Павловского муниципального района Воронежской области с. Елизаветовка музыкальный руководитель Карпова Елена Михайловна
Конспект интегрированного занятия

в старшей группе
«Русская ярмарка»

Цели:
Формирование, развитие и совершенствование музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в различных видах музыкальной деятельности; приобщение старших дошкольников к русской народной культуре, игре на русских народных музыкальных инструментах.
Обучающие задачи:
Закрепить знания детей о ярмарке. Продолжать знакомить с русскими народными обычаями, традициями. Формировать представление о том, что музыка, фольклор и изобразительное искусство не разделимы. Приобщать детей к народной музыке, воспринимать ее в исполнении квартета русских народных инструментов в записи, в собственном исполнении. Систематизировать знания детей о народных промыслах (гжель, хохлома, дымковская игрушка).
Развивающие задачи:
Совершенствовать умение петь народные попевки и песни, исполнять русские народные танцы, игры, импровизировать в пении, заканчивая мелодию, начатую взрослым. Закрепить умение составления узоров по мотивам этих росписей на объемных фигурах, учитывая цвет и композицию.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость к произведениям русского фольклора. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. Формировать художественный вкус.
Предварительная работа:
- Разучивание русских народных игр, песен, танцев - Чтение художественной литературы, русских народных сказок, потешек, поговорок. Заучивание их наизусть. - Рассматривание с детьми предметов декоративно – прикладного искусства. - Беседа о зарождении народных ремесел. - Рассматривание дымковских игрушек: барышень, водоносок, нянек, свистулек, индюков, лошадок; хохломских изделий: подносов, панно, ладьи, чаш, бочонков, ложек, мебели; посуды гжель: солонки, тарелки, чайника, чашек, супницы, петушков
- Беседы, уточняющие характерные признаки каждого промысла. - Лепка и расписывание глиняных заготовок. - Рассматривание репродукций картин с изображением русской ярмарки.
Методическое обеспечение:
У центральной стены зала - русская изба, печка. На стенах развешены Павлово- посадские платки, детские работы в народном стиле (дымковские барышни, бумажные раскрашенные кони, картины с хохломскими и гжельскими узорами) На большом столе самовар, в окружении подносов с калачами, баранками, конфетами. На первом столе расставлена яркая сине – белая посуда гжель. На втором – изделия из хохломы: ладья, бочонок, чашки, ложки разных размеров. На третьем дымковские барышни, свистульки, козлики. По другую сторону зала стоят столы для продуктивной деятельности детей (мастерская): объемные заготовки из глины для раскрашивания, гуашь, кисточки, подставки, салфетки, стаканчики с водой. Дети и взрослые одеты в русские народные костюмы.
Ход занятия

*

Фонограмма песни «Золотая ярмарка»
Девочка солистка исполняет песню «Золотая ярмарка» Под песню, дети заходят в зал, исполняют танцевальную композицию «На ярмарке», затем выстраиваются полукругом, здороваются с гостями.
Музыкальный руководитель
: Ой, вы гости дорогие, красны девицы, добры молодцы! Слушайте и не говорите, что не слышали! Глядите, да не говорите, что не видели! Приглашаем вас к нам на посиделки с мастерами да мастерицами, потрудиться да повеселиться! Вы только поглядите вокруг! Вся наша жизнь – дело наших рук, наших мастеров! Хороший товар делали они на Руси, нужный и радостный! Много труда и выдумки, любви вкладывали они в свои изделия. Хотели они и людей порадовать и денег заработать. Где же продавали посуду и игрушки, платки и валенки?
Дети:
На ярмарке!
Музыкальный руководитель
: Да, в больших городах торги собирали огромное число народу. Народ приходил на ярмарку не только купить что- то, но и повеселиться, людей посмотреть, да себя показать. Ярмарки бывали несколько раз в году, и там торговали всем и понемногу: если мука – то мешками, если дрова – то телегами. Сегодня мы попробуем разыграть веселую ярмарку с танцами, песнями, шутками, прибаутками так, как раньше было на Руси. Хотите?
Дети:
Да
Музыкальный руководитель
: Тогда в добрый час! Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.

1 ребенок
: Что за праздник? Что случилось? Просто ярмарка открылась!
* Под русскую народную мелодию «Коробейники» дети гуляют по

ярмарке



Ребенок:
Ой, тари, тари, тари, дудите громче, дудари! Коробейник идет, товар в коробе несет!
Коробейник
: Короба–то расписные, в них игрушки озорные, И посуда звонкая, и свистулька громкая, Ложки расписные, матрешки озорные! Подходите! Подходите! На товар поглядите! Дети подходят к первому столу.
Музыкальный руководитель
: Ну, а это - сказка просто! Белый снег и синий лен! Это чудо – гжель зовется, вот сюда и подойдем! Музыкальный руководитель берет поросенка, начинает петь и просит закончить
* «Загадка» муз. М. Андреева, сл. Н Френкель
Сзади розовый крючок, посреди бочонок, Голос тонок, звонок. Кто же это отвечай!
Дети:
(по очереди поют) Это поросенок! Музыкальный руководитель закрепляет умение закончить песенку на устойчивом звуке, продолжает развивать творческие способности детей.
1 ребенок:
Налетайте, покупайте, поглядите – это Гжель, не из дальних земель.
2 ребенок
: Край фарфорового чуда, а вокруг него леса. Синеглазая посуда – вазы, чайники и блюда – Как река, как небеса!
Воспитатель:
Ребята, из чего делают свою посуду Гжельские мастера?
Дети:
Из глины.
Воспитатель:
Откуда получила свое название Гжель?
Дети:
В Подмосковье есть деревня Гжель, где глиняную посуду обжигали в печи. Отсюда и название Гжель.
Воспитатель:
Какие цвета используют мастера для росписи своих изделий?
Дети:
Все оттенки синего: от светло – голубого до фиолетового.
Воспитатель:
Какие элементы гжельской росписи вы знаете?
Дети:
Бутоны, цветы, прямые и волнистые линии, точки, листья
Воспитатель:
На ярмарке не только торговали, но и веселились. На ярмарке веселье, приглашаем покататься на карусели.

* Игра с пением «Карусель» под русскую народную мелодию

«Калинка»

Коробейник 1:
Кому посуда для кашки, окрошки, чудо – блюдо, чашки да ложки? Дети подходят ко второму столу
Коробейник 2:
Известно откуда к нам приехала сама Золотая хохлома!
Воспитатель:
Ну что ж, хвалите свой товар!
Коробейник 1:
Ладья – цветущий хвост, корма. Нос - петушиная головка. Плывет по лету Хохлома, Расписанная очень ловко.
Коробейник 2:
Бочонок солнечен весьма, На нем цветы и земляника. Семеновская Хохлома Вся золотиста-краснолика.
Воспитатель:
Дети, давайте вспомним, где родился хохломской промысел?
Дети:
В Поволжье, в деревне Хохлома
Воспитатель:
Из какого материала сделана эта посуда?
Дети:
Из дерева
Воспитатель:
Как вы думаете, почему эти изделия называют золотыми, ведь они сделаны не из золота, а из дерева?
Дети:
У одних изделий - золотой фон, у других – золотые листья, цветы, поэтому они кажутся золотыми.
Воспитатель:
Какие элементы росписи используют хохломские мастера?
Дети:
Плавно изогнутые ветки с ягодами, листья, цветы, встречаются изображения птиц и рыбок.
Воспитатель:
Какие главные цвета используют в этой росписи?
Дети:
Красный, черный, золотой
Коробейник 3:
Наши ложки знает целый мир, Наши ложки – русский сувенир: Хохломские, псковские, тульские, загорские, Вятские, смоленские ложки деревенские.
Музыкальный руководитель:
При царе да при Горохе озорные скоморохи По дороге в балаган потеряли барабан, Бубен потеряли, в ложки ударяли Ой, жги – говори, заиграли ложкари!
* Танец ложкарей под русскую народную мелодию «Светит месяц»

Коробейник 3:
Наша ложка хоть куда, ею можно без труда
Кашу есть и по лбу бить продадим вам, так и быть! Продают гостям ложки Дети подходят к третьему столу
Воспитатель:
Ну, а здесь игрушка – Дымка! Посмотрите – ка туда! Расскажите поскорее, С чем вы к нам пришли сюда.
Коробейники 1:
Налетайте, покупайте! Посмотрите, как живой, конь красивый, удалой! Вот индюк нарядный, весь такой он ладный. И совсем не простой – красный, белый, золотой!
2
: Барашек – свисток, левый рог – завиток, Правый рог – завиток, на груди - цветок! 3: Это - девица краса, тугая черная коса. Щеки алые горят, замечательный наряд!
Воспитатель:
Ребята, откуда дымковская игрушка взяла свое название?
Дети:
На берегу реки Вятка в городе Киров есть Дымковская Слобода.
Воспитатель:
Из чего делают эти игрушки?
Дети:
Вечера зимою длины, и лепили там из глины.
Воспитатель:
Какой узор используют при росписи?
Дети:
Используют всего 5 элементов: круг, прямая, волнистая линии, точка и клетки
Воспитатель:
А какие краски?
Дети:
Яркие: малиновые, красные, желтые, оранжевые, зеленые, синие.
Музыкальный руководитель:
Что ж, на ярмарке бывали, Там Иванушку видали? (Ответы детей) Что Иванушка купил, Вам поведать мы хотим!
* Инсценировка русской народной песни «Где был, Иванушка?»
(подыгрывая на ложках, трещотках, бубнах).
Воспитатель:
На ярмарке не только веселье, но и уменье. Я предлагаю вам показать свое уменье. Для этого выберете ту мастерскую, где бы вы хотели потрудиться. Кому понравилась Гжель – подходите к этому столу. Кто выберет хохлому – подходите сюда. А кто захочет расписать дымковскую свистульку – ждем вас здесь. Пожалуйста, проходите на свои рабочие места, задумайте узор и приступайте к расписыванию своих изделий.
* Под русские народные мелодии дети расписывают объемные

изделия


Воспитатель
: Кто закончил, давайте подождем других детей. Молодцы, с работой все справились. Сейчас давайте встанем около своих мест и посмотрим все вместе на наши работы. Какие солнечные чашки! Это хохлома. Синеглазая посуда! Это Гжель. Нарядные, веселые дымковские лошадки! Все это мы оставим на столах, чтобы наши изделия высохли. А потом мы заберем их в группу.
Музыкальный руководитель:


С мастерством люди не родятся, Добрым мастерством гордятся!
Дети:
Всякому молодцу мастерство к лицу!
Музыкальный руководитель:
Вот и пришел конец ярмарке чудес! Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям! До свидания! (русский поклон)

Дети выходят из зала


В раздел образования