Автор: Штирой Светлана Владимировна
Должность: музыкальный руководитель, магистрант
Учебное заведение: МБДОУ №65 "Колосок",ЕГУ им.И.А. Бунина
Населённый пункт: Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО–РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ
Раздел: дошкольное образование
ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ
Штирой С.В.,
музыкальный руководитель МБДОУ….
г. Старый Оскол
Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй. Семья –
это опора, крепость, начало всех начал. Это - первый коллектив ребёнка,
естественная среда, где закладываются основы будущей личности.
В
современном
обществе
возросла
напряженность
взаимодействия
родителей
с
детьми,
выражающаяся
со
стороны
взрослых
в
увеличении
претензий к своим детям. В непонимании чувств и настроения ребенка, в
неспособности к сопереживанию, в отсутствии эмоциональной поддержки, в
дефиците родительского тепла и ласки.
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников
является приоритетным направлением в работе нашего детского сада. А с
появлением ФГОС - это направление стало особо актуальным. Детский сад,
семья, здоровый ребёнок – три понятия, тесно связанные между собой.
Дошкольное
образовательное
учреждение
является
единственным
общественным
институтом,
с
которым
ежедневно
вступают
в
контакт
родители
и
где
начинается
их
систематическое
просвещение.
Поэтому
о б р а зо ват е л ь н о е
у ч р е ж д е н и е
и ме е т
во змож н о с т ь
о к а з ы в а т ь
непосредственное влияние на семьи воспитанников. Укрепление и развитие
тесной
связи
и
взаимодействия
дошкольного
учреждения
и
семьи
обеспечивают
благоприятные
условия
жизни
и
воспитания
здорового
ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
Отмечается,
что
низкие
физические
показатели
детей
наблюдаются
вследствие
низкого
образовательного
уровня
родителей
в
вопросах
использования средств физического воспитания в условиях семьи [1].
Из наблюдений за родителями наших воспитанников мы видим, что они
не
всегда
обладают
достаточными
знаниями
и
умениями
для
занятий
с
детьми физическими упражнениями.
Трудности
обусловлены
следующими
причинами:
незнанием
возрастных
особенностей
детей;
неумением
учитывать
индивидуальные
особенности;
неправильно
выбранным
стилем
общения
с
ребенком;
недостаточным владением двигательными умениями; неумением выполнять
задания в условиях игровой деятельности.
Важно,
чтобы
родители
выступали
не
только
в
роли
пассивных
участников
консультаций
и
зрителей
спортивно-развлекательных
мероприятий, а активно вовлекались в педагогический процесс в рамках
детско-родительских
проектов
и
презентаций
семейного
опыта.
Это
дает
возможность родителям прочувствовать на себе необходимость данного вида
деятельности, помогает более грамотно и цельно заниматься физическим
развитием детей, передавать положительный опыт другим семьям.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа,
не
сможет
дать
полноценных
результатов,
если
она
не
реализуется
в
содружестве с семьёй. Эффективнее использовать формы, на которых знания
преподносятся в процессе сотрудничества педагогов и родителей, активного
взаимодействия
взрослого
и
ребенка.
Одной
из
таких
форм
являются
совместные занятия физическими упражнениями, мастер-классы, спортивные
праздники, вечера развлечений, дни здоровья взрослых и детей. Именно
совместная с детьми двигательная деятельность раскрепощает родителей,
помогает установить эмоциональную близость и взаимопонимание между
взрослым и ребёнком.
Родители получают не только практические знания, но
и учатся отражать детские эмоции, совместно проживая положительные и
отрицательные напряженные ситуации [2]. Совместные игры полезны для
социального взросления ребенка и дают возможность родителям поддержать
его.
Задача этих мероприятий – сформировать потребность, вызвать желание
участвовать
в
совместной
физкультурно-досуговой
деятельности.
Веселая
атмосфера праздника передается и взрослым, способствует пробуждению у
них интереса к общению со своими детьми.
Большой популярностью у нас в
детском саду пользуются соревнования «Семейные старты», «Папа, мама и я
– спортивная семья!».
За месяц до соревнований проводим анкетирование
родителей
с
целью
выявления
семей-участников
соревнований.
Проанализировав собранные анкеты, разрабатываем положение о проведении
семейного
праздника.
В
спортивном
зале
встречаемся
с
родителями
и
знакомим
их
с
программой
соревнований,
вместе
обсуждаем
ее.
С
администрацией
детского
сада
и
родительским
комитетом
заранее
обговариваются
подарки
всем
участникам
соревнований.
Для
судейства
соревнований выбираем жюри в составе старшего воспитателя и родителей.
Работа строится на основе запросов и интересов родителей, которые
формируются в процессе анкетирования, направленного на выявление знаний
родителей
о
здоровье
и
физическом
развитии
детей,
которые
позволяют
корректировать работу в течение года. Тестирование помогает родителям
сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей и
дополнить представления о них, как о родителях.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением
родителей. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания,
но каждая, в силу разных обстоятельств и в разной степени, нуждается в
квалифицированной педагогической помощи.
Большую роль в повышении
педагогической культуры родителей играет наглядная информация по теме
здоровьесбережения
детей,
где
родители
получают
консультации
высококвалифицированных
специалистов:
воспитателя,
инструктора
по
физической
культуре.
Наглядно-текстовая
информация
(буклеты,
фотостенды) регулярно обновляются в зависимости от рубрики. Семейные
творческие проекты: «Мы дружим со спортом»,
«Наш друг – спорт», круглый
стол -
«Если хочешь быть здоров», а также, домашние задания для родителей
и детей – рукописная книга-альбом «Здоровый образ жизни нашей семьи!»,
направлены на выявление положительного опыта семейного воспитания и
оздоровления детей.
Процесс
гармонизации
детско-родительских
отношений,
по
нашему
мнению, предусматривает изменение поведения, деятельности, отношений и
установок у родителей по отношению к своему ребенку. Таким образом,
родители приобретают
теоретические знания,
осваивают практические
умения
в
области
физического
воспитания
детей.
А
также
в
процессе
освоения совместных движений с ребенком и с дополнительной помощью
педагогов происходит коррекция сложившихся семейных отношений между
родителями и детьми.
Литература
1.
Морозова С.В. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных
образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. - М.:
Издательство ГНОМ -2004.
2.
Прищепа С. С.
Организация физкультурных занятий родителей с
детьми в детском саду. - М.: АРКТИ-2011.