Авторы: Овсянкина- Ромашова Галина Геннадьевна, Овсянкина-Ромашова Галина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад
Населённый пункт: Муравленко ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности и коррекция звуко– слоговой речи у детей с ОНР III уровня дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
ОСОБЕННОСТИ И КОРРЕКЦИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР 3
УРОВНЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность
темы
подтверждается
тем,
что
отечественные
исследователи
(Н.А. Чиркина, Т.Б. Филичева [1; 2]) в своих трудах подчеркивают, что формирование
звуко-слоговой
речи
в
логопедической
работе
с
детьми,
имеющими
ОНР,
сегодня
приобретает особое значение по причине особенностей структуры дефекта, и поэтому
становится
сложной
задачей,
превращающейся
в
главную
конечную
цель
всего
коррекционного
процесса,
которая
представляется
трудно
достижимой
и
требует
от
логопеда, воспитателей и родителей длительной кропотливой работы.
Мы предположили, что коррекция звуко-слоговой речи дошкольников с ОНР будет
успешной, если коррекционная программа будет носить комплексный характер.
Проведенное исследование показало, что у детей с ОНР развитие звуко-слоговой
структуры слова находится на низком и среднем уровнях. Высокий уровень выявлен не
был: 4 детей (50%) обладают средним уровнем развития звуковой и слоговой структуры, 4
детей (50%) обладают низким уровнем, высокий уровень не обнаружен.
На
этапе
констатации
мы
установили,
что
для
детей
старшего
дошкольного
возраста с ОНР характерны следующие нарушения слоговой структуры слова: сокращение
(пропуск) слога; увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных;
перестановка
слогов;
перестановка
звуков
соседних
слогов;
уподобление
слогов;
персеверации
(циклический
повтор,
настойчивое
воспроизведение);
контаминации
(смешение слов).
С целью формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного
возраста
с
ОНР
нами
была
разработана
программа
экспериментальной
работы
по
коррекции слоговой структуры слова у старших дошкольников, которая предполагала
развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие звуко-буквенного анализа и синтеза;
формирование слоговой структуры слова. В коррекционной работе нами использовались
пальчиковые
игры,
различные
игровые
упражнения
и
задания
для
развития
звуко-
буквенного
анализа
и
синтеза
и
формирования
слоговой
структуры
слова,
логоритмические занятия.
После применения на практике разработанной нами программы экспериментальной
работы по коррекции слоговой структуры слова у старших дошкольников повторно было
проведено обследование детей с ОНР. Было установлено, что высокий уровень развития
звуковой структуры слова свойственен 1 ребенку (12%), 5 детей (63%) обладают средним
уровнем развития звуковой структуры, 2 детей (25%) обладают низким уровнем. У 2
испытуемых (25%) выявлен уровень развития слоговой структуры речи ниже среднего; у 5
(63%) испытуемых – средний уровень, у 1 ребенка (12%) выявлен высокий уровень.
На контрольном этапе исследования были зафиксированы следующие ошибки,
допускаемые испытуемыми: увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения
согласных; перестановка звуков соседних слогов; персеверации (циклический повтор,
настойчивое воспроизведение); контаминации (смешение слов).
Итак, разработанная нами программа комплексной коррекционной работы показала
свою эффективность в процессе формирования звуко-слоговой структуры слова.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Филичева
Т.Б.,
Чиркина
Г.В.
Подготовка
к
школе
детей
с
общим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: Альфа, 1994. – 103 с.
2.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции
общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Логопед в детском саду. – 2013.
– № 3. – С. 65-71.