Напоминание

"Особенности и коррекция звуко– слоговой речи у детей с ОНР III уровня дошкольного возраста"


Авторы: Овсянкина- Ромашова Галина Геннадьевна, Овсянкина-Ромашова Галина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад
Населённый пункт: Муравленко ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности и коррекция звуко– слоговой речи у детей с ОНР III уровня дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ И КОРРЕКЦИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР 3

УРОВНЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность

темы

подтверждается

тем,

что

отечественные

исследователи

(Н.А. Чиркина, Т.Б. Филичева [1; 2]) в своих трудах подчеркивают, что формирование

звуко-слоговой

речи

в

логопедической

работе

с

детьми,

имеющими

ОНР,

сегодня

приобретает особое значение по причине особенностей структуры дефекта, и поэтому

становится

сложной

задачей,

превращающейся

в

главную

конечную

цель

всего

коррекционного

процесса,

которая

представляется

трудно

достижимой

и

требует

от

логопеда, воспитателей и родителей длительной кропотливой работы.

Мы предположили, что коррекция звуко-слоговой речи дошкольников с ОНР будет

успешной, если коррекционная программа будет носить комплексный характер.

Проведенное исследование показало, что у детей с ОНР развитие звуко-слоговой

структуры слова находится на низком и среднем уровнях. Высокий уровень выявлен не

был: 4 детей (50%) обладают средним уровнем развития звуковой и слоговой структуры, 4

детей (50%) обладают низким уровнем, высокий уровень не обнаружен.

На

этапе

констатации

мы

установили,

что

для

детей

старшего

дошкольного

возраста с ОНР характерны следующие нарушения слоговой структуры слова: сокращение

(пропуск) слога; увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных;

перестановка

слогов;

перестановка

звуков

соседних

слогов;

уподобление

слогов;

персеверации

(циклический

повтор,

настойчивое

воспроизведение);

контаминации

(смешение слов).

С целью формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного

возраста

с

ОНР

нами

была

разработана

программа

экспериментальной

работы

по

коррекции слоговой структуры слова у старших дошкольников, которая предполагала

развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие звуко-буквенного анализа и синтеза;

формирование слоговой структуры слова. В коррекционной работе нами использовались

пальчиковые

игры,

различные

игровые

упражнения

и

задания

для

развития

звуко-

буквенного

анализа

и

синтеза

и

формирования

слоговой

структуры

слова,

логоритмические занятия.

После применения на практике разработанной нами программы экспериментальной

работы по коррекции слоговой структуры слова у старших дошкольников повторно было

проведено обследование детей с ОНР. Было установлено, что высокий уровень развития

звуковой структуры слова свойственен 1 ребенку (12%), 5 детей (63%) обладают средним

уровнем развития звуковой структуры, 2 детей (25%) обладают низким уровнем. У 2

испытуемых (25%) выявлен уровень развития слоговой структуры речи ниже среднего; у 5

(63%) испытуемых – средний уровень, у 1 ребенка (12%) выявлен высокий уровень.

На контрольном этапе исследования были зафиксированы следующие ошибки,

допускаемые испытуемыми: увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения

согласных; перестановка звуков соседних слогов; персеверации (циклический повтор,

настойчивое воспроизведение); контаминации (смешение слов).

Итак, разработанная нами программа комплексной коррекционной работы показала

свою эффективность в процессе формирования звуко-слоговой структуры слова.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Филичева

Т.Б.,

Чиркина

Г.В.

Подготовка

к

школе

детей

с

общим

недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: Альфа, 1994. – 103 с.

2.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции

общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Логопед в детском саду. – 2013.

– № 3. – С. 65-71.



В раздел образования