Автор: Ромашова Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад
Населённый пункт: Муравленко ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Изучение предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи"
Раздел: дошкольное образование
ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ПИСЬМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Одним из важных факторов подготовки детей дошкольного возраста к
школьному
обучению
является
своевременное
формирование
предпосылок
письма. В то же время, нарушение письма представляет собой одну из самых
распространенных
форм
речевых
нарушений
у
детей
вначале
обучения
в
школе.
Это
объясняет
активное
изучение
данных
вопросов
на
научно-
теоретическом, методологическом и методическом уровне. В настоящее время
существует
большое
число
исследований,
освещающих
содержание,
структуру, симптоматику расстройства письма, а также методические подходы
к
предупреждению
и
коррекции
различных
видов
д и с г р а ф и и
(Н.И. Ефименковой [1],
А.Н. Корнева [1], Р.И. Лалаевой [1], P.E. Левиной [4],
Н.Ф. Нищевой [5], и др.).
Несмотря
на
изученность
проблематики,
практика
коррекционной
работы
со
старшими
дошкольниками
с
общим
недоразвитием
речи,
по-
прежнему,
требует
выявления
и
конкретизации
научно
обоснованных
и
наиболее эффективных средств и методов.
Большинство
старших
дошкольников
с
общим
недоразвитием
речи
составляют группу риска по овладению навыками письма и в дальнейшем, по
возникновению дисграфии. Выявляемые у них нарушения связаны:
с
недостатками
формирования
двигательных
навыков
письма,
обусловленных
психомоторным
развитием:
несформированностью
зрительно-двигательной
координации;
недостаточным
уровнем
дифференцированности
мышечных
усилий
руки;
недостатками
в
развитии мелкой моторики;
с
особенностями
формирования
когнитивного
компонента
навыков
письма:
несформированностью
пространственных
представлений;
недостатками в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и
1
фонетико-фонематического
восприятия;
недостатками
в
развитии
познавательных
процессов
(мыслительной
деятельности,
зрительного
анализа
и
др.);
конкретностью,
синкретичностью,
недостаточной
обобщенностью,
однолинейностью,
инертностью
мышления;
недостаточным развитием памяти и произвольного внимания;
с
недостатками
в
формировании
регуляторного
компонента
навыков
письма:
несформированностью
процессов
самоконтроля
и
саморегуляции.
О с н о ву
ко р р е к ц и о н н о - р а зв и ва ю щ е й
р а б от ы ,
п о
м н е н и ю
И.Н. Садовниковой,
составляют:
метод
сенсорно-двигательной
интеграции;
метод
слухо-двигательно-кинестетической
интеграции;
метод
двигательно-
кинестетических упражнений [6].
В соответствии с характерными нарушениями развития дошкольников с
ОНР
в
процесс
формирования
у
них
предпосылок
письма
должны
быть
включены: упражнения на развитие артикуляционной и мимической моторики;
пальчиковая гимнастика; упражнения для выработки навыков произвольных
движений
вне
двигательных
стереотипов;
логоритмики;
упражнения
на
развитие сенсорных анализаторов детей и т.д.
Структура
процесса формирования
предпосылок
письма
у
старших
дошкольников
с
общим
недоразвитием
речи
может
быть
представлена
взаимосвязанными блоками:
I блок: Развитие общей, мелкой, тонкой моторики и графо-моторных навыков;
II
блок:
Совершенствование
тактильно-двигательного
восприятия
(первая
ступень сенсорного развития);
III блок: Кинетическое и кинестетическое развитие;
IV
блок:
Восприятие
формы,
величины,
цвета
предметов
(вторая
ступень
сенсорного развития);
V блок: Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
VI блок: Развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
2
VII блок: Восприятие пространственных отношений.
Своевременная и длительная логопедическая работа дает возможность
подготовить детей с общим недоразвитием речи к овладению письмом.
Литература
1.
Ефименкова, Л.Н.
Коррекция
устной
и
письменной
речи
учащихся
начальных классов / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2004. – 112 с.
2.
Корнев, А.Н.
Подготовка
к
обучению
грамоте
детей
с
нарушениями
речи / А.Н. Корнев.- М.: Просвещение, 2006. – 181 с.
3.
Лалаева,
Р.И.
Коррекция
общего
недоразвития
речи
дошкольников
/
Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2009. – 265 с.
4.
Левина, P.E. Нарушения речи и письма у детей / P.E. Левина / ред.-сост.
Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2006. – 224 с.
5.
Нищева, Н.Ф.
Обучение
грамоте
детей
дошкольного
возраста:
Парциальная программа / Н.Ф. Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. –
256 с.
6.
Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями
чтения
и
письма.
Пособие
для
логопедов,
учителей,
психологов
дошкольных учреждений и школ различных типов / И.Н. Садовникова. –
М.: АРКТИ, 2005. – 400 с.
3