Напоминание

"Изучение предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи"


Автор: Ромашова Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад
Населённый пункт: Муравленко ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Изучение предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ПИСЬМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Одним из важных факторов подготовки детей дошкольного возраста к

школьному

обучению

является

своевременное

формирование

предпосылок

письма. В то же время, нарушение письма представляет собой одну из самых

распространенных

форм

речевых

нарушений

у

детей

вначале

обучения

в

школе.

Это

объясняет

активное

изучение

данных

вопросов

на

научно-

теоретическом, методологическом и методическом уровне. В настоящее время

существует

большое

число

исследований,

освещающих

содержание,

структуру, симптоматику расстройства письма, а также методические подходы

к

предупреждению

и

коррекции

различных

видов

д и с г р а ф и и

(Н.И. Ефименковой [1],

А.Н. Корнева [1], Р.И. Лалаевой [1], P.E. Левиной [4],

Н.Ф. Нищевой [5], и др.).

Несмотря

на

изученность

проблематики,

практика

коррекционной

работы

со

старшими

дошкольниками

с

общим

недоразвитием

речи,

по-

прежнему,

требует

выявления

и

конкретизации

научно

обоснованных

и

наиболее эффективных средств и методов.

Большинство

старших

дошкольников

с

общим

недоразвитием

речи

составляют группу риска по овладению навыками письма и в дальнейшем, по

возникновению дисграфии. Выявляемые у них нарушения связаны:

с

недостатками

формирования

двигательных

навыков

письма,

обусловленных

психомоторным

развитием:

несформированностью

зрительно-двигательной

координации;

недостаточным

уровнем

дифференцированности

мышечных

усилий

руки;

недостатками

в

развитии мелкой моторики;

с

особенностями

формирования

когнитивного

компонента

навыков

письма:

несформированностью

пространственных

представлений;

недостатками в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и

1

фонетико-фонематического

восприятия;

недостатками

в

развитии

познавательных

процессов

(мыслительной

деятельности,

зрительного

анализа

и

др.);

конкретностью,

синкретичностью,

недостаточной

обобщенностью,

однолинейностью,

инертностью

мышления;

недостаточным развитием памяти и произвольного внимания;

с

недостатками

в

формировании

регуляторного

компонента

навыков

письма:

несформированностью

процессов

самоконтроля

и

саморегуляции.

О с н о ву

ко р р е к ц и о н н о - р а зв и ва ю щ е й

р а б от ы ,

п о

м н е н и ю

И.Н. Садовниковой,

составляют:

метод

сенсорно-двигательной

интеграции;

метод

слухо-двигательно-кинестетической

интеграции;

метод

двигательно-

кинестетических упражнений [6].

В соответствии с характерными нарушениями развития дошкольников с

ОНР

в

процесс

формирования

у

них

предпосылок

письма

должны

быть

включены: упражнения на развитие артикуляционной и мимической моторики;

пальчиковая гимнастика; упражнения для выработки навыков произвольных

движений

вне

двигательных

стереотипов;

логоритмики;

упражнения

на

развитие сенсорных анализаторов детей и т.д.

Структура

процесса формирования

предпосылок

письма

у

старших

дошкольников

с

общим

недоразвитием

речи

может

быть

представлена

взаимосвязанными блоками:

I блок: Развитие общей, мелкой, тонкой моторики и графо-моторных навыков;

II

блок:

Совершенствование

тактильно-двигательного

восприятия

(первая

ступень сенсорного развития);

III блок: Кинетическое и кинестетическое развитие;

IV

блок:

Восприятие

формы,

величины,

цвета

предметов

(вторая

ступень

сенсорного развития);

V блок: Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;

VI блок: Развитие слухового восприятия и слуховой памяти;

2

VII блок: Восприятие пространственных отношений.

Своевременная и длительная логопедическая работа дает возможность

подготовить детей с общим недоразвитием речи к овладению письмом.

Литература

1.

Ефименкова, Л.Н.

Коррекция

устной

и

письменной

речи

учащихся

начальных классов / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2004. – 112 с.

2.

Корнев, А.Н.

Подготовка

к

обучению

грамоте

детей

с

нарушениями

речи / А.Н. Корнев.- М.: Просвещение, 2006. – 181 с.

3.

Лалаева,

Р.И.

Коррекция

общего

недоразвития

речи

дошкольников

/

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2009. – 265 с.

4.

Левина, P.E. Нарушения речи и письма у детей / P.E. Левина / ред.-сост.

Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2006. – 224 с.

5.

Нищева, Н.Ф.

Обучение

грамоте

детей

дошкольного

возраста:

Парциальная программа / Н.Ф. Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. –

256 с.

6.

Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями

чтения

и

письма.

Пособие

для

логопедов,

учителей,

психологов

дошкольных учреждений и школ различных типов / И.Н. Садовникова. –

М.: АРКТИ, 2005. – 400 с.

3



В раздел образования