Напоминание

«Развитие интеллектуальных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы через использование личностно ориентированных технологий (дифференцированного и развивающего обучения, информационных технологий)»


Автор: Солдаткина Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "СШ №2– многопрофильная им.Е.И.Куропаткина"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменской области
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: «Развитие интеллектуальных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы через использование личностно ориентированных технологий (дифференцированного и развивающего обучения, информационных технологий)»
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 – многопрофильная

им.Е.И.Куропаткина»

Педагогический проект

«Развитие интеллектуальных способностей обучающихся на уроках русского

языка и литературы через использование личностно ориентированных

технологий (дифференцированного и развивающего обучения,

информационных технологий)»

Автор-разработчик

учитель высшей квалификационной категории

Солдаткина Наталья Александровна

г. Нижневартовск

1

Оглавление

1.

Краткая аннотация проекта…………………………………….…..стр.1

2.

Обоснование необходимости проекта ………………………….….стр.1

3.

Цели и задачи педагогического опыта……………………….……стр.3

4.

Основное содержание педагогического опыта………….………..стр.4

5.

Ресурсы………………………………………………………………..стр.17

6.

Партнеры……………………………………………………………….стр.18

7.

Целевая аудитория……………………………………………………стр.19

8.

План реализации проекта……………………………………………стр.19

9.

Результаты ………………………………………………………….…стр.19

10.Перспективы дальнейшего развития проекта…………………....стр.23

11.Литература ……………………………………………………………стр.24

12.Приложения ……………………………………………………….….стр.25

a)

Данные психологической службы школы …………………….……стр.25

b)

Тест обучаемости. Имена существительные, которые имеют только форму

единственного или множественного числа……………………… стр.26

c)

Тест обучаемости. Профессиональные слова ……………………….….стр.27

d)

Тест обученности. Имя существительное ………………стр.28

e)

Тест обученности. Предлог ………………………………… .стр.29

f)

Диагностическая карта. Предлог…………………………………стр.30

g)

Диагностическая карта. Способы передачи чужой речи………стр.31

h)

КДЗ по теме «Сложносокращенные

слова»………………..........стр.32

i)

Разработка урока «Строение сложноподчиненного предложения и

пунктуация в нем. Основные группы сложноподчиненных предложений

по значению»…………………………………………………… стр.37

j)

Тезисы исследовательской работы для научной конференции

«Связь романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского с идеями

60-х годов, Евангелием и произведениями русской литературы …стр.39

Каждый человек – отдельная определенная личность,

которой вторично не будет. <…>Чем больше становится

кто сам собою, тем глубже начинает понимать себя, –

яснее проступают его самобытные черты.

Брюсов В.Я.

2.Краткая аннотация проекта

В

проекте

представлена

работа

по

личностно

ориентированным

технологиям (уровневой дифференциации академика Российской Академии

образования

В.Д.Шадрикова, развивающего

обучения

Д.Б.Эльконина

В.В.Давыдова и информационным технологиям), способствующим развитию

2

интеллектуальных способностей обучающихся на уроках русского языка и

литературы.

Преимущества выбора именно этого направления в обучении – развитие

познавательной активности школьников, мотивации к учению; создание

условий для саморазвития; адаптация школьников в социуме и современном

информационном пространстве, что способствует активации деятельности в

образовательном процессе на основе сотрудничества, наиболее полному

удовлетворению познавательных возможностей и личностных особенностей

школьников.

3.Обоснование необходимости проекта

С принятием новых ФГОС одной из центральных проблем педагогики

является не только проблема обучения, но и развития.

В современной отечественной психологии господствует точка зрения,

что развитие зависит от обучения; обучение должно идти впереди развития,

а не плестись в его хвосте; то есть обучение должно строиться так, чтобы оно

всегда было развивающим, к тому же оно должно быть личностно

ориентированным.

Тогда

возникает вопрос: как

же

на

уроке,

работая

со

всем

классом,

одновременно

работать

с

каждым

обучающимся,

чтобы

развивать

его

индивидуальные

интеллектуальные

способности?

Это

и

есть

основное

противоречие традиционной школы и индивидуального характера усвоения

знаний.

Разрешить

это

противоречие

помогает

методика

л и чн о стн о

ориентированного

обучения,

дифференцированного

подхода

к

учению,

осуществляемому

на

индивидуальном

уровне,

когда

сам

обучающийся,

исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей определяет

личную траекторию своего развития.

Объективный

закон

развития

через

обучение

может

быть

успешно

реализован

в

практике

учителя,

если

он

организует

именно

активную

собственную деятельность ученика по добыванию новых научных знаний.

3

Следует не столько давать ученику готовые знания, сколько научить добывать

знания,

обучить

умениям

и

навыкам

рационально

строить

собственные

учебно-познавательные

действия,

а

значит,

и

создавать

условия

для его

успешного интеллектуального развития. Ученик должен принимать учебную

цель

как

личностно значимую

и

сам

организовывать

свою

учебную

деятельность.

Каждый учитель предпочитает сделать свой выбор в определении пути

развития, в организации образовательного процесса, в применении новых

педагогических

технологий

обучения

и

воспитания.

Тем

более

что

их

разработчики отвечают не только на сложный вопрос «чему учить?», но и на

не менее важный – «как учить?». Ведь знания в чистом виде уже никого не

устраивают.

Пересмотрев

массу

технологий,

я

выбрала технологию

уровневой

дифференциации

академика

Российской

Академии

образования

В.Д.Шадрикова, также использовала в работе элементы информационных

технологий и развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

Таким образом, в настоящее время становится актуальным внедрение в

образовательный процесс личностно ориентированных технологий, целью

которых является формирование у обучающихся познавательной активности,

умения

планировать

свои

действия,

находить

нестандартные

способы

решения предлагаемых проблем; технологий, развивающих индивидуальные

способности каждого ученика.

4.Цели и задачи педагогического опыта

Изучив труды указанных выше ученых и методистов, разработала свою

систему

работы

с

учащимися

на

уроках

русского

языка

и

литературы,

развивающую интеллектуальные способности.

Объект – учебный процесс, направленный на развитие индивидуальных

способностей обучающихся.

Предмет – организация уроков русского языка и литературы в рамках

развивающих технологий.

4

Цель настоящего исследования:

-внедрение

в

образовательный

процесс

элементов

личностно

ориентированных технологий (информационного, дифференцированного и

развивающего обучения);

-создание системы психолого-педагогических условий, благодаря которым

появляется возможность работать не с классом вообще, а с каждым учеником

в отдельности с учетом индивидуальных интеллектуальных возможностей,

потребностей и интересов.

Гипотеза:

если

в

процессе

обучения

русскому

языку

и

литературе

организовать

учебную

деятельность

обучающихся

с

учетом

их

индивидуальных

особенностей

развития,

используя

различные

инновационные технологии (информативные, уровневой дифференциации,

развивающего

обучения),

интеллектуальный

потенциал

обучающихся

возрастет.

Задачи

:

изучить индивидуальные и психологические особенности обучающихся

(Приложение 1),

составить разноуровневые тесты по основным разделам русского языка

(Приложение 2),

составить диагностические карты по основным разделам русского языка

(Приложение 3),

составить

КДЗ

(контрольно-диагностические

задания)

по

отдельным

темам (Приложение 4),

развести учебный материал по уровням (для федеральных учебников),

проводить

уроки

в

соответствии

с

личностно

ориентированными

технологиями (Приложение 5),

изменить подход к оцениванию.

5.Основное содержание педагогического опыта

Для

решения

поставленных

задач

использовались

следующие методы

5

исследования:

-теоретический

анализ

проблемы

на

основе

изучения

психолого-

педагогической, методической литературы;

-изучение,

анализ

и

обобщение

передового

педагогического

опыта

организации процесса преподавания русского языка и литературы в школе;

-изучение индивидуальных и психологических особенностей учащихся;

-организация

и

проведение

констатирующего,

поискового

и

формирующего экспериментов;

-количественная и качественная обработка результатов эксперимента.

Новизна педагогического проекта заключается в системном подходе к

проблеме, обозначенной в работе, в отборе и оптимальном сочетании

различных педагогических технологий в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем

разработаны и апробированы учебные материалы для преподавания русского

языка

и

литературы,

ориентированные

на

развитие

индивидуальных

интеллектуальных способностей учащихся.

Достоверность результатов исследования обеспечивают: теоретический

анализ проблемы; результаты экспериментальной проверки, подтвердившей

на качественном уровне справедливость основных положений проекта.

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования докладывались на заседаниях методического

объединения учителей русского языка и литературы школы (выступления: «О

повышении

качества

обучения,

мотивации

в

учебной

деятельности

учащихся», «Преподавание русского языка и литературы в условиях ФГОС.

Работа

с

одаренными

детьми»);

на

школьном

семинаре

(выступление

«Практико-ориентированный подход к организации обучения русскому языку

на

элективных

курсах»);

на

совещании

при

директоре

(«О

повышении

к ач е с т в а

о б р а з о в а н и я » ) .

О п у б л и ко в а н а

с т а т ь я

« Личностно

ориентированные

технологии» на

сайте

ПРОшколу.ру ,

подготовлен

доклад «Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы»

для

окружной

научно-практической

конференции.

Разработаны

уроки

с

6

использованием личностно ориентированных технологий.

Эффективность обучения, повышение его качества, мотивация к учению,

повышение познавательной активности, раскрытие творческого потенциала

учащихся - всему этому способствуют именно личностно ориентированные

технологии.

М ы

буд е м

р а с с мат р и ват ь

т ех н ол о г и ю

у р о в н е в о й

дифференциации

академика

Российской

Академии

образования

В.Д.Шадрикова,

работу

с

применением

информационных

технологий,

развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

Технология

уровневой

дифференциации

не

только

ориентирована

на

развитие личности, но и принимает во внимание тип интеллекта и уровень

развития

обучающихся,

которые

в

свою

очередь

получают

возможность

работать

в

оптимальном

режиме,

кроме

того,

она

учитывают

наличный

уровень развития ребенка при дозировании учебного материала по степени

трудности. При дифференциации и индивидуализации обучения учитывается

исторический анализ развития интеллекта – асимметрия головного мозга.

Учитель,

принимая

во

внимание

тип

интеллекта

и

уровень

развития

обучающихся, также получает возможность работать в оптимальном режиме.

Учитывается

принцип

напряженности

умственных

и

духовных

сил,

что

позволяет

обучающимся

прочнее

усваивать

знания

и

навыки,

развивать

индивидуальные

способности.

А

если

содержание

учебного

предмета

совпадает с доминирующим

типом

мышления,

то

этот

предмет

осваивается

конкретным индивидом более успешно. Следовательно, различные предметы

школьного

учебного

плана

должны

даваться

школьнику

в

качественно

различной форме,

соответствующей

типу

мышления.

Учебный

материал

должен отражать развитие мышления, связанного с переживаемым ребенком

опытом к абстрактным понятиям и схемам, выражаемым в числе, отношении,

модели.

Работу

начинаю

и

изучения

психологических

особенностей

учащихся:

выясняю их тип интеллекта, уровень развития, эти данные предоставляют

учителю психологи школы.

7

Согласно данным психологической службы класс делится на 3 группы по

типам интеллекта: вербальный (определяет успешность обучения по всем

предметам и, в первую очередь, гуманитарным: литература, история и т.д.);

математический

(формальный

или

числовой

интеллект

определяет

успешность обучения

по

математике)

и

пространственный

(определяет

успешность обучения по предметам естественно-научного цикла: биологии,

географии и т.д.). Указанные выше типы познания, реализуются различными

способами (слово, схема, рисунок); при распределении детей по группам с

учетом

их

интеллекта

и

уровнями развития (высоким, средним и низким)

учитывается принцип напряженности умственных и духовных сил, которые

позволяют,

во-первых,

усваивать

знания

и

навыки;

во-вторых,

развивать

индивидуальные

способности.

Например,

в

10

классе

наблюдается

следующее соотношение типов интеллекта: 23,5% обучающихся с вербальным

типом интеллекта, 70,5% с математическим, 5,88% с пространственным.

Трансформация

содержания учебного материала с учетом типа интеллекта

и уровня мышления

осуществляется на уроках русского языка и литературы,

что дает каждому выбрать материал по силам и по способам его реализации

(т.е. перевода в удобную для восприятия и запоминания знаковую форму:

таблицу,

схему,

слово, рисунок).

Например,

к

уроку: «В

стране

изученных

наречий» учащиеся

получают

задание:

создать

свой

способ

запоминания

орфограммы «Правописание

гласных

О-Ё

в

суффиксах

наречий». Дети легко, с учетом типа интеллекта представляют правило:

дети с математическим типом интеллекта

(с помощью таблицы

):

дети с вербальным типом интеллекта

(словесное воспроизведение):

Суффикс –О- в наречиях пишется после шипящих под ударением, суффикс

Условие

Примеры

наречий

-под ударением- -О

горячО

-без ударения- -Е

колючЕ

8

–Е- - без ударения.

дети

с

пространственным

типом

интеллекта (с

помощью

рисунка,

например, такого):

Е

О

Подобная

работа

развивает

интерес

к

предмету, изобретательство,

спо собствует

установлению

на

уроке

атмо сферы

т в о рч е с т в а ,

заинтересованности;

обучающиеся

сами

выбирают

вид

самостоятельной

деятельности, который позволит наиболее полно и прочно запомнить знания.

А для того чтобы ученики не работали только в одном русле именно

«своего» интеллекта, проводим КДЗ (контрольно-диагностические задания),

направленные

не

только

на

выявление

индивидуальных

особенностей,

оптимальных

для

каждого

из

них,

но

и

для

развития

другого

типа

интеллекта.

Для

этого

в

КДЗ

(контрольно-диагностическом

задании)

варьируются

различные структурные компоненты заданий (слово, схема,

рисунок), инструкции, образцы. Кроме того, подобные задания фиксируют не

только результат, но и процесс решения задачи; это достигается особыми

формами записи.

Например, КДЗ по теме «Буквы Щ и Ч в суффиксах ЧИК-(ЩИК-)».

1.В

словах

какой

части

речи

присутствуют

суффиксы

-ЧИК—ЩИК?

Приведи примеры.

2.Выбери наиболее удобную для себя форму записи условия задания и

заполни: а) соответствующий столбец, б) два столбца, в)

всю таблицу.

Текст

Образуй от данных слов

существительные с

помощью суффиксов ЧИК-

ЩИК: смазать, перебежать,

9

рассказать.

Схема

(краткая

запись)

суфф. -чик- -щик-

пример

Обоснование

Рисунок

Ч

{т,д,з,с,ж}

?

Щ

Ответы

3.Напиши

мини-сочинение,

используя

слова

с

суффиксами

–чик-щик-,

обозначь выбор орфограммы.

4.Какое задание показалось тебе более интересным? Какая форма записи

для тебя удобна и почему? Что вызвало наибольшее затруднение?

Любое КДЗ (контрольно-измерительное задание) состоит из заданий трех

уровней сложности: 1 уровень (назови, опиши явления, подтверди примерами

и т.д., в данном случае надо ответить на вопрос, в словах какой части речи

присутствуют суффиксы –ЧИК—ЩИК-, привести примеры);

2

уровень

использованием

разных знаковых

форм:

схемы,

текста,

рисунка) - ответить на вопросы, записать условия задания и постараться

заполнить как можно больше столбиков. Такая работа позволяет не только

проверить

знания

по

определенной

теме,

но

и

выявить

индивидуальные

особенности ребенка. В то же время создаются оптимальные для каждого

условия.

Кроме

того,

ученик,

заполняя

«неудобный»

столбец,

развивает

остальные, слабо развитые именно у него типы интеллекта;

3 уровень (придумай, сочини) – задания творческого типа.

Четвертое задание содержит набор вопросов (Какое задание показалось

тебе более интересным? Какая форма записи для тебя удобна и почему?

Что

вызвало

наибольшее

затруднение?),

позволяющих

произвести

диагностику рефлексии.

10

Домашние задания и по русскому языку, и по литературе также даются

различного уровня сложности.

Задание 1 уровня: ответить на вопросы по теме; 2 уровня - представить

материал в какой-либо знаковой форме согласно типу интеллекта: слово,

таблица, рисунок; 3 уровня – написать реферат, нарисовать иллюстрацию к

определенному эпизоду, объяснить, что нарисовано, почему.

Составлены

разноуровневые

тесты

по

русскому

языку

по

основным

разделам (два варианта на каждую тему). Тесты состоят из частей А, Б, С.

В каждом

задании

может

быть

1,2

и

более

правильных

ответов.

Они

максимально приближены к требованиям, предъявляемым к тестам на ЕГЭ.

Те стовый

спо соб

оценки учебных

достижений

объективен

и

о б е с п е ч и в а е т

р а в н о с л ож н о с т ь

р а з л и ч н ы х

в а р и а н т о в тестов,

дифференциацию уровня подготовленности учащихся.

Работа с практическим материалом различной степени сложности обычно

проводится на этапе закрепления. Учащиеся первого уровня развития (с

низким уровнем

интеллекта)

обычно

работают

с

учителем,

а

второго

и

третьего (средним и высоким уровнем интеллекта) самостоятельно, выбирая

задания различной сложности.

Разработаны

диагностические

карты

по

русскому

языку

по

основным

разделам.

Диагностическая карта

Русский язык 5 класс

Повторение изученного в начальных класса

Оценка учеником своих ЗУН

Оценка учителем

1.

Критерий

знаю

не знаю

затруд-

няюсь

знает,

умеет

не знает,

не умеет

затруд-

няется

2.

Понятие

«орфограмма»

3.

Виды

орфограмм

4.

Проверяемые

безударные

гласные в корне

5.

Правописание

согласных в корне

6.

И, У,А после

шипящих

11

7.

Разделительны

е Ъ и Ь знаки

Отличие

предлога от

приставки

Самооценка

является

одной

из

функций

соуправления

в технологии

уровневого и развивающего обучения.

Эта

деятельность

ученика

вселяет

веру

в

возможный

успех,

создает спокойный

эмоциональный

фон

в

процессе выполнения работы.

На

уроках

русского

языка

и

литературы

использую

следующие виды

оценивания:

взаимопроверка (на этапе проверки домашнего задания дети меняются

тетрадями,

проверяют,

выносят

ошибки,

оценивают

работу

товарища.

Учитель после сбора тетрадей, если согласен, обводит красной пастой

отмутку, если нет – ставит другую ниже, выправив ошибки);

уровневые

задания

возможность

выбора,

стимулируют

деятельность

обучающихся, подталкивают к пробе своих сил, здесь же самооценка: «на

что я способен»;

оценка творчества, инициативности (например, при озаглавливании текстов,

составлении

планов

изложений,

сочинений

наиболее

удачное

заглавие

записываем на доске и во всех тетрадях – наиболее доступная форма

оценивания, заметная всем одноклассникам);

самооценка себя, своих достижений, недостатков, принятие собственной

ценности или наоборот, общей удовлетворенности или недовольства собой

(эту форму обычно используем во время ответов у доски или после работы

по карточке; после ответа ученика и корректировки его сообщения классом.

Отвечающий

делает

вывод

о

своей

работе

по

плану

«4П»:

Полно.

Правильно. Последовательно. Примеры;

оценивание качества обучения в баллах, полученных за тесты, зачеты;

личное мнение учителя о конкретной работе (словесное, жест, улыбка,

отметка и т.д).

12

У ч е б н ы й

м а т е р и а л

с т а р а ю с ь

и з л а г а т ь

в

о п р е д е л е н н о й

последовательности:

от

абстрактного

к

конкретному

или

от

общего

к

частному.

Причем,

он

не

преподносится

в

готовом

виде,

а

«выводится»

самими учащимися в процессе их самостоятельной работы. Например, тема

«Сложные

предложения»

в

9

классе.

Учащиеся

записывают несколько

предложений

различных

между

собой

по

средствам

связи,

смысловым

отношениям.

Их

задача

классифицировать

предложения по

своему

основанию.

Внимательно

перечитав,

они

видят,

что

все

предложения

сложные, но одни соединены союзами, а другие - нет; одни равноправные,

другие имеют главное и придаточное, кроме того, придаточные, относятся к

разным

частям

речи

в

главном

и

т.д.

Ученики

сами

выбирают новые

способы

действия,

осуществляя

реальное

преобразование

объектов,

с

которыми они работают. Таким образом, выстраивается модель. Далее мы

работаем уже с частями данной модели. (Примерно так строятся уроки по

развивающей системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова).

Содержание,

структура,

организация

учебной

деятельности

в

данной

технологии

совершенно

отличается

от

традиционной.

Характер

учебной

деятельности,

в

основном, поисково-исследовательский. Мы

работаем

с

понятием

как

особой формой

знаний,

которая

заключает

в

себе

общий

способ

действия.

Причем, понятие

может

быть

только

сконструировано.

Решая учебные задачи, ученик меняет свои способности.

Позиция

учителя

также

меняется:

он

является

координатором,

консультантом

самостоятельной исследовательской

деятельно сти

учащихся.

Формулировать

цели

урока

тоже

приходится

иначе,

чем

в

традиционном уроке.

Например, цели к теме «Сложноподчинённые предложения»:

создать

условия,

при

которых

у

обучающихся

появилась

бы

классификация сложноподчиненных предложений по способу связи

частей

(присловная,

приосновная);

по

значению

придаточных

(определительные, изъяснительные, обстоятельственные);

13

создать условия, при которых у обучающихся появилось бы понятие

о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными;

создать

условия,

при

которых

обучающиеся

актуализируют

постановку знаков препинания в сложноподчиненном предложении и

сконструируют правила постановки знаков препинания в сложном

предложении с несколькими придаточными;

создать условия, при которых обучающиеся обнаружили бы

особенности функционирования сложноподчинённого предложения как

коммуникативной единицы.

Компьютерные технологии все настойчивее вторгаются в нашу жизнь и

уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не

нашла

бы

свое

применение.

Сегодня

уже

60%

предложений

о

работе

требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процент будет только

возрастать.

Использование информационных технологий (ИКТ) в учебном процессе

является

актуальной

проблемой

современного

школьного

образования.

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине

мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ.

Телекоммуникационные

технологии

используем

как

при

подготовке

уроков, так и в работе над различными проектами, такая работа позволяет, с

одной

стороны,

повысить

познавательный

интерес

учащихся,

с

другой

стороны, организовать различные формы и методы обучения. Кроме того,

данная

технология

гармонично

укладывается

в

рамки

личностно

ориентированного

подхода,

осуществляя

взаимодействие

обучающегося

и

учителя в режиме использования системы нетрадиционных форм и активных

методов обучения.

В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие

самообразовательной

активности

учащихся,

направленной

на

освоение

нового опыта. Занимаясь в учебных проектах, они проводят исследования, а

действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои

14

мысли в письменном виде, анализировать поступающую к ним информацию

и

представлять

новые

идеи.

Благодаря

информационным

технологиям

создаются проекты не только по определенным темам к уроку, но и большие

проекты для участия в школьной научной конференции «Таинственнее, чем

мир» (за последние пять лет более 20 человек защитили исследовательские

работы на различные темы по русской литературе 18-20 веков, по русскому

языку), в городских и окружных конференциях («Открытие мира», «Грани

познания»).

Результаты работы в рамках информационной технологии представляются

в форме:

-

презентации

слайдов

по

теме

(здесь

учащиеся

отбирают

нужный

материал, отмечают сходства и различия в отношении к общей теме, делают

выводы, используют программу Microsoft Power Point);

-

информационного бюллетеня (при создании его дети также отбирают

наиболее важный материал, так как бюллетень ограничен с точки зрения

места; располагают этот материал правильно, помня про логику изложения).

Подбирают иллюстрации (нужные), иначе бюллетень не будет привлекать

зрительного

внимания,

цветовую

гамму

(при

работе

над

бюллетенем

используется программа Microsoft Publisher);

-

проектов

(при

работе

над

проектами,

кроме

перечисленных

выше

программ применяют также Microsoft Excel и Microsoft Word) .

При

проведении

самостоятельных

исследований

дети

многому

учатся:

цитировать

первоисточники,

составлять

библиографию,

определять

адрес

любой

электронной

публикации

в

Интернете

и

сохранять

его

в

своем

компьютере,

пользоваться

поисковыми

системами,

создавать

списки

аннотированных ссылок на веб-сайтах.

Телекоммуникационные системы идеально подходят для самостоятельной

работы над учебным материалом, заложенным в банк информации.

Использование

ИКТ

на

уроках

также

позволяет

разнообразить

формы

работы,

деятельность

учащихся,

активизировать

внимание,

повышает

15

творческий потенциал личности. Построение схем, алгоритмов, таблиц в

презентации

позволяет

экономить

время,

более

эстетично

оформить

материал.

Задания

с

последующей

проверкой

активизируют

внимание

учащихся,

формируют

орфографическую

зоркость.

Использование

кроссвордов,

иллюстраций,

рисунков,

различных

занимательных

заданий,

тестов

делают

урок

более

интересным.

Кроме

того,

мультимедийная

программа Smart

Notebook,

которую

мы

используем,

имеет

массу

возможностей.

Каждый

урок

русского

языка

начинаю

с

различных

видов

разминок:

орфографической,

морфологической,

синтаксической,

лингвистической,

олимпиадной.

Есть

возможность

вставлять

касанием

пальца

буквы,

переносить слова в разные столбцы таблицы, красочно оформлять слайды и,

если необходимо, давать музыкальное сопровождение.

При изучении любой темы по русскому языку стараюсь опираться на

тексты,

которые

несут

большую

воспитательною

нагрузку.

Благодаря

наличию в классе интерактивной доски есть возможность вынести тексты на

доску и поработать с содержанием. (Например, тема «Предлоги». Предлагаю

детям для анализа стихотворение В. Бокова «Откуда начинается Россия?»

Текст заставляет задуматься о важной теме Родины для каждого человека).

Есть

возможность

работать

с

научными

лингвистическими

текстами,

тестами, кроссвордами, здесь же проверка делается сразу.

На

уроках

литературы

применение

ИКТ

позволяет

использовать

разнообразный

иллюстративно-информационный

материал,

который

находят

сами

учащиеся

в

Интернете,

составляют

презентации,

таким

образом

развивается

самостоятельность

обучающихся,

умение

находить,

отбирать

и

оформлять

материал

к

уроку.

С

ребятами

всех

классов

на

рабочем столе в компьютере создали папку: «Презентации детей», куда

помещаются

работы

к

определенным

темам.

Отбор

материалов

обсуждается, правильность оформления презентаций обговаривается.

16

Дети заинтересованы в пополнении этой папки, знают, что материал будет

использоваться не только на определенном уроке ими самими, но и послужит

базой учителю для подготовки уроков в других классах. Ученики младших

классов тоже могут этим материалом воспользоваться.

Есть

возможность

на

уроках

литературы

рассмотреть

различные

варианты

лексического

значения таких

понятий,

как сострадание,

сочувствие,

милосердие,

гуманизм,

блаженный,

сокровенный,

кроткий,

смирный (Словари дома - в классе обращаемся к Интернету, находим разные

словари, сопоставляем: в различных словарях разное толкование одного и

того же понятия).

Стараюсь, где возможно, использовать библейские тексты. Выношу текст

на интерактивную доску, и далее работаем с его содержанием («Притча о

добром самарянине», «Притча о возвращении блудного сына», отрывки из

«Нагорной проведи»).

Большую

роль

отвожу

на

уроках

и

взаимодействию

слова

и

изобразительного искусства. Например, при изучении творчества Платонова

на первом уроке показываю его фотографию, чтобы у детей было реальное

представление

о

внешности

писателя,

а

на

следующий

урок

приношу

репродукцию

портрета

Платонова

художника

Н.М.Ромадина.

Учащиеся

отмечают необычность изображения, необычность цветовой гаммы.

Часто использую на уроках репродукции пейзажей русских художников,

портретные работы русских и зарубежных мастеров. Собрана коллекция

репродукций

картин

современных

художников,

их

работы

заставляют

задуматься

о

нашей

бездуховности,

бездушном

отношении

к

природе.

Создана папка «Художники», в ней – репродукции картин Айвазовского,

Врубеля, Кустодиева, Васнецова, Левитана, Поленова, Пластова, Перова,

Леонардо да Винчи, Глазунова и др.

Благодаря участию школьников создана папка «Портреты писателей», в

ней собрано около ста портретов русских и зарубежных писателей (порой к

уроку трудно найти портреты Кольцова или Распе в бумажном варианте).

17

Папки

для

уроков

литературы

по

18,

19,

20

векам,

где

собран

иллюстративный материал по творчеству и биографиям писателей.

Папка

«Война»

-

иллюстрации,

портреты

к

урокам

литературы

на

военную тему, к внеклассным мероприятиям (1941-45).

«Зарубежная

литература»

-

Андерсен,

Дюма,

Распе,

Сетон-Томпсон,

Брэдбери, Сервантес, Сент-Экзюпери.

«Фольклор», «Былины», «Библейские образы», «Цари».

За аттестационный период созданы презентации к урокам русского языка и

литературы для 7, 8, 9, 10, 11 классов

.

Информационные

технологии

значительно

расширяют

возможности

предъявления учебной информации, благодаря применению цвета, графики,

звука, всех современных средств видеотехники.

Считаю,

что

сочетание

данных

технологий

(информативных,

развивающего,

дифференцированного

обучения)

позволяет

существенно

повысить

учебную

мотивацию

детей,

развивают

индивидуальные

интеллектуальные способности обучающихся.

6.Ресурсы

Реализация данного педагогического опыта возможна при наличии

следующих условий:

Кадровые:

В системе повышаю профессиональную и специальную компетентность

как

в

форме

самообразования,

так

и

в

форме

прохождения

курсовой

переподготовки. Прошла

обучение

в

Нижневартовском

государственном

гуманитарном университете по теме: «Развитие читательской компетентности

школьников

как

условие

повышение

качества

образования»,

80

часов,

г.

Нижневартовск, 2011, удостоверение №1541; в АУДПО «Институт развития

образования» по теме «Современный урок русского языка и литературы в

условиях введения ФГОС. Вопросы работы с одаренными детьми», 72 часа, г.

Нижневартовск, 2012, удостоверение № 377.

18

Приняла участие во Всероссийских дистанционных вебинарах «Требования

ФГОС

основного

общего

образования

и

их

реализация

в

преподавании

курсов

русского

языка

и

литературы»,

сертификат;

«Педагогическая

мастерская

как

средство

развития

личности

участников

образовательной

деятельности», сертификат.

Учебно – методические условия:

Обеспечение информационных

условий

(сбор,

обработка,

анализ

информации, нужной для реализации опыта, изложение его на методическом

объединении

учителей

русского

языка

и

литературы,

совещании

при

директоре,

семинаре);

обеспечение нормативно-правовых

условий

(подготовка документов регламентирующего характера); обеспечение научно-

методических

условий

(создание

научно-методического

обеспечения

реализации опыта).

Материально – технические условия:

Кабинет

русского

языка

и

литературы

оснащён

современными

мультимедийными средствами (компьютер, медиа проектор), Интернетом,

документ-камерой, планшетами Android 2.3 (15 штук), рабочими стендами.

Современное

оснащение

кабинета

является

основным

ресурсом

для

применения

на

уроке

и

во

внеурочной

деятельности

информационно–

коммуникативных

средств

обучения,

призванных

создать

условия

для

освоения школьниками навыков самостоятельной учебной деятельности как

основы личностно ориентированного подхода.

7. Партнеры:

автор

учитель

русского

языка

и

литературы

высшей

категории,

р а з р а б от ч и к

с од е р ж а н и я

п р о е кт а ,

о р г а н и зу ю щ и й

у ч е б н у ю ,

исследовательскую

и

практиче скую

деятельно сть

у ч а щ и хс я ,

консультирующий учащихся по вопросам, связанным с усвоением учебного

материала

и

его

применением.

Учитель

о суще ствляет

т а к же

координационную

работу

по

взаимодействию

всех

участников

проекта,

19

проводит

занятия,

организует

исследовательскую

и

практическую

деятельность учащихся, проводит анализ результатов проекта;

учащиеся

выполняют

учебную,

исследовательскую

и

практическую

работу в совместной с учителем деятельности, представляют результаты

своей деятельности на различных уровнях;

администрация

школы

оказывает

материальную

поддержку

в

приобретении

необходимого

оборудования

(компьютер,

медиа

проектор,

документ-камера, принтер, интерактивная доска, планшеты Android 2.3), а

также моральную поддержку;

психолог

школы

осуществляет

диагностику

развития

мышления

учащихся,

типов

интеллекта,

уровня

развития

способностей

учащихся,

способствуют распространению опыта.

8.Целевая аудитория

Данный

проект

рассчитан

на

учащихся

5-11

классов

с

различными

уровнями интеллекта. На каждой параллели проводится отбор при помощи

тестов

обучаемости

и

обученности,

данных

психолога

школы

об

уровне

развития

способностей

учащихся,

типов

интеллекта,

мотивационной

деятельности учащихся.

9.План реализации проекта

На

первом

этапе

(2009-10

гг.)

осуществлялся

анализ

литературы,

посвященной

различным

аспектам

выделенной

проблемы,

изучалась

практика организации самостоятельной деятельности учащихся в школе. Был

проведен констатирующий эксперимент, выявляющий потенциал учащихся.

На этом этапе были сформулированы цели, задачи и гипотеза исследования.

Итогом

первого

этапа

исследования

стала

теоретическая

разработка

основных положений исследования.

На втором этапе (2010 – 2012 гг.) проводился поисковый эксперимент, в

ходе которого были выбраны оптимальные средства и формы организации

20

самостоятельной

учебной

деятельности

учащихся

при

изучении

русского

языка и литературы, определены основные направления разрабатываемой

методики, уточнена гипотеза исследования.

На

третьем

этапе

(2012

2013

гг.)

проводился

преобразующий

эксперимент, обобщались полученные теоретические и экспериментальные

результаты, делались выводы.

10.Результаты

В

соответствии

с

поставленными

задачами

разработаны

и

апробированы

следующие материалы (Приложения 1-5):

-разноуровневые тесты по основным разделам русского языка;

-диагностические карты по основным разделам русского языка;

-КДЗ (контрольно-диагностические задания) по отдельным темам;

-разработаны

уроки

в

соответствии

с

личностно

ориентированными

технологиями;

-изменен подход к оцениванию.

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных

результатов.

Использование личностно ориентированных технологий (информативной,

уровневой

дифференциации,

развивающего

обучения)

открывает

перед

учащимися

возможности

выбора

уровня

теоретической

и

практической

подготовки

по

русскому

языку

и

литературе,

с

учетом

качественной

специфики интеллекта, а также уровня развития способностей (ученик с

помощью учителя выбирает свой уровень содержания образования и тип

обучения).

Это

позволяет

развивать

индивидуальные

интеллектуальные

способности, формировать универсальные учебные действия, предметные,

метапредметные и личностные качества, которые помогают обучающимся

добиваться результатов на различных уровнях:

21

на школьном уровне:

23 призера Всероссийской олимпиады по предметам

(Школьный этап) с 2009 по 2013 уч.гг.;

5

призеров

школьной

научно-практической

конференции

«Таинственнее, чем мир» с 2009 по 2013 уч.гг.

на муниципальном уровне:

3

участника

городского

Слета

научных

обществ

(2009-2013

уч.гг.);

победитель в номинации за создание образа учителя в Городском

конкурсе видео сочинений (Топало И.);

призер

и

участники

Всероссийской

олимпиады

по

предметам

(Муниципальный этап): Кордеяко А.- 6 место по литературе, Мелехина П.

– 7 место по русскому языку (2010-2011 уч.г); Шимановская М. - 9 место

по

русскому

языку,

10

место

по

литературе,

Кордеяко

А–5

место

по

литературе

(2011-2012

уч.г.);

Шимановская-1

место

по

литературе,

Кордеяко А.- 4 место по литературе, Буркина К.-7 место по литературе,

Репецкая О.-7 место по литературе (2012-2013 уч.г.);

участник Городского конкурса сочинений «Если бы депутатом

городской думы был я». (Топало. Благодарственное письмо. 2010-2011);

призер и участник городского конкурса сочинений «Любимому

городу посвящается» (Буркина К., Кордеяко А.- 2011-2012 уч.г.);

участники

городского

конкурса

поэтов

«Маленькая

муза»

(Буркина К., Кордеяко А.- 2011-2012 уч.г.);

призер

городской

конференции

в

Социально-гуманитарном

колледже (Шимановская М.- 3 место, 2011-2012 уч.г.).

на региональном уровне:

3 участника окружной научной конференции «Открытие мира» (с

2009 по 2013 уч.гг.);

22

участник

окружной

научной

конференции

«Грани

познания»

(Буркина К., 2009-2010 уч.г.);

участники

второго

тура

Уральской

дистанционной

олимпиады

(Топало И., Чешулько К., Гидора С, Шорников Е ., 2010-2011 уч.г.);

участник

регионального

конкурса

сочинений

«Великолепная

восьмерка» (Топало И. 2010-2011 уч.г.);

призер и участники Всероссийского молодежного предметного

чемпионата «Филология» (Чешулько К. – 5 место в районе, Топало И. – 4

место в районе -2011-2012 уч.г.; Кордеяко А - 1место в районе, Новикова

А. - 4 место в районе -2012-2013 уч.г.)

участник

Вс еро ссийской

олимпиады

по

п р е д м е т а м

(Региональный этап) – Шимановская М., Литература (2012-2013 уч.г.)

на уровне Российской Федерации:

призёр Всероссийского «Молодёжного филологического

чемпионата» (2012);

участники всероссийской дистанционной олимпиады «Эйдос»(4

участника (русский язык, журналистика), статья Шевчука Н. «Сети —

социальные или рыболовные?» напечатана на сайте интернет-журнала

«Эйдос» ;

на международном уровне

дипломанты финального этапа 5 Международной Олимпиады по

основам наук по русскому языку (Мелехина П.-2 место, Ясинская

Я. -3 место, 2009г.);

участники Международной олимпиады по основам наук УРФО –

Новикова А. - 90 баллов по литературе – 1 этап; Гаргалык В. -99 баллов

по литературе, Кордеяко А.- 83 балла по литературе, Новикова А.- 89

баллов по литературе – 2 этап (2012-2013 уч.г.).

23

Результатом работы с использованием современных технологий, думаю,

можно считать стабильное повышение качества образования:

Учебный год

2009- 2010

2010- 2011

2011- 2012

2012-2013

Коб (%)

100

100

100

100

Кко (%)

62

63

73

75

результаты ЕГЭ по русскому языку: дети, занимаясь самостоятельно, в

рамках «своего» типа интеллекта и уровня способностей выработали навыки,

необходимые для успешной подготовки к экзаменам:

2009-2010

2010-2011

2011- 2012

2012-2013

Кол. уч-ся.

0

15

34

82

Сред. балл

0

59,23

62,8

63,05

Если

на

основе

данных

психологической

службы

школы

проследить

динамику интеллектуального уровня развития учащихся, (к примеру, сравним

уровень

интеллектуального

развития

обучающихся

10

класса

с

данными

предыдущих

пяти

лет),

то

можно

заметить

траекторию

роста

уровня

интеллектуального развития класса в целом: к примеру, в 5 классе высокий

уровень

имели

11,5%

обучающихся,

средний-

65,%,

низкий-

15,3%;

соответственно в 10 классе: высокий - 29,4%, средний – 70,5%, низкий -0%.

Данные, полученные при использовании указанных выше технологий,

24

позволяют сделать вывод о результативности личностно ориентированного

обучения.

Личностно ориентированные технологии являются также хорошей базой

для

реализации

новой

концепции

Федеральных

государственных

образовательных стандартов, доступны для освоения в массовой практике

всеми звеньями системы образования, то есть метод дает высокие результаты,

соответствующие современным ценностям и целям образования.

11. Перспективы дальнейшего развития проекта

Планирую:

использовать проект в дальнейшем, так как имеется положительная

динамика

результатов

достижения

учащихся;

при

необходимости

буду

осуществлять

корректировку

программы

действий

и

занятий

с

обучающимися.

12. Литература

1.

Закон

ХМАО

-

Югры

«Об

образовании

в

Ханты-Мансийском

автономном округе-Югре».

2.

Личностно

ориентированное

обучение

(из

опыта

работы

школ

№2,3,4,5,12,21 г. Нижневартовска по реализации проекта «Индивидуализация

обучения

на

основе

личностно

ориентированного

учебного

плана

общеобразовательной школы»).–г. Нижневартовск; Издательство «Приобье»,

2001.-128с.

3.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

4. Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Новая школа Югры» на 2010-2013 годы

5.Васенин В. А. Российский Интернет и новые технологии в образовании:

Доклад на Втором Международном конгрессе ЮНЕСКО "Образование и

информатика" М., 1996.

6.Лукьянова

М.И.

“Теоретико-методологические

основы

организации

личностно ориентированного урока”. «Завуч». 2, 2006, с.5-13

25

7. Лукьянова, М.И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на

уроке

личностно

ориентированной

ситуации

[Текст]

/

М.И.

Лукьянова

//Завуч. – 2006. – № 2. – С. 35–43.

8.

Смирнов

С.Д.

Педагогика

и

психология

высшего

образования:

от

деятельности к личности . – М, 2010. – 354с.

9. Фридман Л.М. Концепция личностно ориентированного образования

[Текст] /Л.М. Фридман // Завуч. – 2000. – № 8. – С. 77–87.

10.Шадриков

В.Д.

Проект

«Индивидуализация

обучения

на

основе

личностно

ориентированного

учебного

плана

общеобразовательной

школы»).– г. Нижневартовск; Издательство «Приобье», 1998.-62с.

11.Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной

школе [Текст]/И.С. Якиманская. М.: Просвещение, 1996. - С.352.

26

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Исходя из анализа уровня развития обучающегося, его типа интеллекта

(при этом психологом указывается доминирующий тип интеллекта и уровень

доминирующего типа интеллекта), у обучающего появляется возможность не

только

работать

в

русле

«своего»

типа,

но

и

развивать

другие

типы

интеллекта.

Данные психологической службы школы

Класс: 8а

Год обучения: 2008-2009 уч.г.

ФИО учащегося

Уровень

ИР

ДТИ

Уровень

ДТИ

Типы

интеллект

а

Тревожность

V

N

S

ситуат

личност

1.

Руслан

14

В-п

С

5

4

5

с

С

2.

Регина

15

В-п

С

6

3

6

С

С

3.

Артур

16

В

В

8

4

4

С

С

4.

Григорий

14

В

С

6

4

4

С

С

5.

Магомед

11

П

С

3

3

5

С

С

6.

Кристина

13

В-п

С

5

3

5

С

С

7.

Любовь

11

В

С

5

3

5

С

В

8.

Александр

16

В-м С

6

6

4

В

В

9.

Виктория

15

В

С

6

4

5

С

В

10.

Дарья

11

В-п

С

5

3

3

С

С

11

Ксения

9

П

С

3

2

4

С

В

12.

Антонина

11

В-п

С

4

3

4

Н

Н

13.

Ксения

11

В

С

5

3

3

Н

С

14.

Виктория

11

В-п

С

4

3

4

С

Н

15.

Елена

9

П

С

3

2

4

С

С

16.

Андрей

12

В

С

5

3

4

С

Н

17.

Анастасия

12

В

С

5

4

3

С

С

18.

Виталий

12

В

с

6

3

3

С

В

19.

Кирилл

11

В

С

6

4

2

С

С

20.

Вячеслав

13

В-п

С

5

3

5

С

В

21.

Иван

16

В-м С

6

6

4

С

С

22.

Андрей

10

В-п

С

4

2

4

С

С

23.

Анастасия

15

В

в

8

3

4

С

С

24.

Николай

13

П

С

4

4

5

С

С

25.

Евгений

12

В-п

С

5

2

5

с

с

27

Приложение 2

Тест

обучаемости

предполагает

проверку

на

разных

уровнях базовых

знаний по теме, которую предстоит изучить. Он позволяет выявить пробелы

знаний у обучающихся и дает возможность учителю понять, что именно в

данном классе стоит повторить, прежде чем изучать что-то новое.

Тест

представляет

собой

соединение

в

примерах

заданий

различных

параметров (различение, понимание, уровень простейших навыков, перенос-

использование знаний).

Тест обучаемости

МБОУ «СОШ № 2-

многопрофильная»

Русский язык

5 класс

Имена существительные, которые имеют только форму единственного или

множественного числа

2 вариант

1.

Какие формы числа имеют имена существительные? (2-3 примера).

2.

Приведи примеры существительных, которые имеют только форму

множественного числа.

3.

Образуйте форму родительного падежа множественного числа данных

существительных:

крыло, килограмм, апельсин, стул, дождь, яблоко, дыня.

4.

Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во

множественном числе.

28

Оттепель, праздник, рассвет.

Тест обучаемости

МБОУ «СОШ № 2- многопрофильная»

Русский язык

6 класс

Профессиональные слова

1 вариант

1.Закончи высказывание.

Профессиональными называются слова ………

2

.Почему профессиональные /специальные/ слова широко используются в

текстах научного стиля, составляя его особенность по сравнению с другими

стилями речи?

3.Выбери профессиональные слова, относящиеся к данным ниже

профессиям. Заполни таблицу.

художник

!

строитель

С л о в а

д л я

с п р а в о к :

палитра,

бульдозер,

экскаватор, бетон, мольберт, пейзаж, портрет.

4.Определи роль профессионализмов в речевой характеристике

литературного персонажа.

Тракторист.

Ведет он трактор бороздой,

Плывут эскадры облаков

С упрямой целиною споря,

Над головой его безмолвно,

Как будто тральщик боевой

И вдаль бегут от лемехов

По энскому квадрату моря.

Прямые бархатные волны.

Я.Букин

29

Тест обученности проверяет уровень обученности – это реальный, усвоенный

результат знаний, умений и навыков. Он также задается определенными

разноуровневыми параметрами (1 параметр: ученик может различать явления,

факты, процессы про ярким существенным признакам (базовые понятия) на основе

предшествующего опыта и отнести их к знакомым понятиям; 2 параметр:

запоминание и воспроизведение (ученик может воспроизвести, воспринять и

пересказать); 3 параметр: понимание (обучающийся может установить причинно-

следственные связи фактов, событий); 4 параметр: уровень простейших умений,

навыков (это высокий уровень обученности, отвечает за усвоение материалов); 5

параметр: перенос (когда знания используются в нестандартной обстановке)).

Тест обученности

МБОУ «СОШ № 2-

многопрофильная»

Русский язык

6 класс

Имя существительное

1 вариант

1.

Подчеркни постоянные морфологические признаки имени

существительного: род (мужской, средний, женский), собственное,

нарицательное, одушевленное, неодушевленное, падеж, число.

2.

Закончи высказывание.

Разносклоняемые существительные - это.........

3.

Из записанных слов выбери только те, которые без НЕ- не

употребляются: невнимание, невелика, небылицы, негодование,

неграмотность, незнакомка, невидимка, невежа, недомогание, незабудка,

несчастье, независимость.

4.

Буквы «ч» и «щ» в суффиксе -чик- (-щик-). Вставьте буквы, обозначьте

условия выбора данной орфограммы. Извоз..ик, обход..ик (путей),

прессов..ик, рез..ик, обруб..ик, аппарат..ик, груз..ик, разве д..ик, съем..ик,

смаз..ик, перебеж..ик, уклад..ица, формов..ица.

30

5.

С данными сочетаниями составьте предложения.

Не на шутку, не с руки, не под силу.

Тест обученности МБОУ «СОШ № 2- многопрофильная»

Русский язык

7 класс

Предлог

2

вариант

1.Закончи предложение предлог – это……

2.Подчеркни только служебные части речи.

Предлоги, наречия, глаголы, частицы, местоимения, союзы.

3.Напиши четыре производных предлога.

4.Подчеркни в данных примерах предлоги как члены предложения

(вместе с существительными).

-

Фляжка с водой необходима в пути.

-

Тропинка вела в овраг.

-

В течение всей недели шел дождь.

2.

Исправь ошибки ( там, где это необходимо) в написании предлогов:

-

в следствие напряжения;

-

на подобие игрушки;

-

в целях примирения;

-

по причине усталости;

-

в связи с неосторожностью.

31

Приложение 3

Диагностические карты составлены по каждому разделу. Карты заполняются в

начале изучения раздела и в конце. Подобная работа позволяет и учителю и

обучающимся проанализировать начальный и конечный уровень знаний по данной

теме. Если будет необходимость, провести корректировку работы по разделу.

Например, при большом количестве ответов «не знаю», «затрудняюсь» увеличить

учебные часы на повторение именно этой темы, более активно включать ее в

различные виды разминок (орфографических, синтаксических и т.д.) при изучении

других разделов.

Диагностическая карта

Русский язык 10 класс

Предлог

Оценка учеником своих

ЗУН

Оценка учителем

1.

Критерий

знаю

не знаю

затруд-

няюсь

знает,

умеет

не знает,

не умеет

затруд-

няется

2.

Понятие «Предлог».

3.

Понятие «Производ-

ные предлоги».

4.

Понятие «Непроиз-

водные предлоги»

5.

Понятие «Простые

и составные

предлоги»

6.

Раздельное

написание

предлогов.

7.

Слитное написание

предлогов.

Морфологический

разбор предлога.

32

Диагностическая карта

Русский язык 11 класс

Способы передачи чужой речи

Оценка учеником своих ЗУН

Оценка учителем

1.

Критерий

знаю

не знаю

затруд-

няюсь

знает,

умеет

не знает,

не умеет

затруд-

няется

Понятие

«Предложение

с

прямой речью».

2.

Знаки препинания

в

предложениях

с

прямой речью.

3.

Понятие

«Предложение

с

косвенной речью»

4.

Знаки препинания

в

предложениях

с

косвенной речью.

5.

Понятие

«Цитаты»

6.

Знаки препинания

в

предложениях

с

цитатами.

Понятие

«Предложение

с

прямой речью».

33

Приложение

4

КДЗ по теме «Сложносокращенные

слова».

1.Какие слова называются сложными? Приведи примеры.

2.Выбери наиболее удобную для себя форму записи условия задания и

заполни: а)соответствующий столбец, б)два столбца, в)всю таблицу.

Текст

К какому роду

относится

сложносокращенное

слово ТЮЗ?

Схема

(краткая

запись)

Зав (едующий) З

А

??? В

Х

хоз (яйством) О

З

Рисунок

ЮН-ЫЙ

КОР-РЕСПОНДЕНТ

ЮНКОР - ????

Ответы

3.

Мини-сочинение.

«Река,

рыбак,

речхоз».

Что

можно

описать

с

помощью данных слов?

34

4.Какое задание показалось тебе более интересным? Какая форма записи

для тебя удобна и почему? Что вызвало наибольшее затруднение?

Разработка урока «Строение сложноподчиненного предложения и

пунктуация в нем. Основные

группы сложноподчиненных предложений

по значению». 9 класс.

Цели:

актуализировать знания учащихся о сложноподчиненных

предложениях;

создать условия, при которых бы обучающиеся сконструировали бы

способ разграничения союзов и союзных слов как средств выражения

подчинительной связи в сложноподчиненном предложении;

создать условия, при которых у обучающихся появилась бы

классификация сложноподчиненных предложений по способу связи

частей (присловная, приосновная); по значению придаточных

(определительные, изъяснительные, обстоятельственные);

создать условия, при которых обучающиеся научились их находить и

анализировать;

создать условия, при которых у обучающихся появилось бы понятие о

сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными

(обнаруживать однородное и последовательное подчинение);

создать условия, при которых обучающиеся актуализируют постановку

знаков препинания в сложноподчиненном предложении и

сконструируют правила постановки знаков препинания в сложном

предложении с несколькими придаточными;

создать условия, при которых обучающиеся обнаружили бы

особенности функционирования сложноподчинённого предложения как

коммуникативной единицы.

1.Контрольный словарный диктант.

Оповещать о прибытии, обожает поэзию, мировоззрение писателя,

прогрессивные процессы, провозглашать декларацию, раздражают

пререкания, колоссальные достижения, труженики, точь-в-точь, гигантский,

гуманный, благословить детей, идеалы, чувствовать.

2.Тема урока: «Строение сложноподчиненных предложений»

Учитель: «Запишите тему урока. Как вы думаете, на какой вопрос мы с вами

сегодня будем отвечать?» (Дети: «Какое строение имеют

сложноподчиненные предложения?»).

Учитель: «Что нужно повторить, прежде чем начнем работать над темой?»

(Дети: «Что такое сложное предложение, сложносочиненное предложение».)

35

Смыслов.отн. смыслов.отн.

[ ͇

͇

͟

͟

] , © [ ͟

͇

] , © т.д. (интонация конца предложения).

Учитель:

«Что

такое

предикативность?»

(Дети:

«Душа

предложения,

смысловое значение. Носитель – сказуемое»).

Приходим к выводу: сложное предложение – синтаксическая единица, между

двумя и более предикативными частями которой с помощью грамматических

средств

(союзов,

союзных

слов)

устанавливаются

смысловые

отношения

(временные,

причинные,

одновременности,

последовательности)

и

обладающая интонационной законченностью.

Учитель: «Расскажите о смысловой организации сложного предложения».

Дети:

«Сложное

предложение

рассказ

о

нескольких

событиях

(+

отношения, которые между ними установлены). Союз выражает смысловые

отношения между событиями»).

Учитель: «Какова функция сложного предложения?»

Дети: «Сложное предложение является средством коммуникации, служит для

выражения мысли в более объемной форме, чем простое предложение».

3.Сопоставление

сложносочиненных

и

сложноподчиненных

предложений. (Переход к новой теме)

Задание. Запишите предложения, сравните их, сделайте выводы:

Ненастные

настали

вечера,

и

сумерки

на

землю

сходят

рано.

(А.Жемчужников)

За площадью базар кипел народом, потому что было воскресенье.

Подумайте:

-Сколько основ в каждом предложении?

-Чем они связаны?

-Виды связи.

-Значение предложений.

-Составьте схемы предложений, сравните их.

Равноправные предл. Почему?

[ ͇

͇

͟

͟

] , и [ ͟

͇

] . [ ͇

͇

͟

͟

] , потому что [ ͟

͇

].

-Какое предложение называется сложноподчиненным?

4. Закрепление.

Упр.426 (1-2 предложения - вместе с учителем. Остальные предложения -

самостоятельно).

5. Рефлексия.

-Что нового узнали? Выяснили? На какой вопрос ответили?

Перечитаем определение. Что не совсем ясно?

-Чем мы займемся на следующем уроке?

6.Домашнее задание (Разноуровневое).

1) упр.427,

2)Замените

данные

предложения

сложноподчиненными,

расставьте

знаки

препинания, составьте схемы.

«Слово

о

полку

Игореве»

-

уникальное

произведение,

повествующее

о

36

воинских подвигах русичей в защиту родной земли. Над Русью нависла

грозная опасность новых разрушительных вторжений, и автор «Слова…»

призывает к сплочению всех русских князей.

Тезисы исследовательской работы для научной конференции

Автор Шимановская Маргарита Михайловна,

МБОУ «СОШ №2- многопрофильная», 10 «в» класс

Руководитель Солдаткина Наталья Александровна,

учитель

русского

языка

МБОУ

«СОШ№2

-

многопрофильная»

СВЯЗЬ РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО С

ИДЕЯМИ 60-х ГОДОВ, ЕВАНГЕЛИЕМ И ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РУССКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

Цель

моей

работы:

в

романе

Ф.М.

Достоевского

«Преступление

и

наказание»

найти

признаки

интертекстуальности,

то

есть

обнаружить

непосредственные связи текста романа с произведениями русской литературы

и идеями 60-х годов.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

• Перечитать роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

• Найти

реминисценции

в

произведении,

классифицировать

их

и

попытаться объяснить.

• Проанализировать данные исследовательской работы, сделать выводы.

Объект

исследования:

реминисценции

романа

Ф.

Достоевского

«Преступление и наказание».

Предмет

исследования:

роман

Ф.М.Достоевского

«Преступление

и

наказание».

Методы исследования:

• изучение различного рода литературы, интернет - материалов;

• классификация реминисценций;

• обобщение, анализ, выводы.

Гипотеза:

предположим,

что

роман

Достоевского

«Преступление

и

наказание» связан с другими произведениями через идеи, сюжеты, образы

героев.

В процессе исследования я выявила и проанализировала главные связи

романа с произведениями А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, идеями 60-х годов и

Евангелием. Все связи можно разделить на три части.

Идеологические

«прототипы»

«наполеоновской

теории»

Раскольникова.

37

Христианские мотивы и библейские сюжеты в романе.

Связь

романа

«Преступление

и

наказание»

с

произведениями

русской литературы

Оказалось, что некоторые зарубежные авторы такие, как К.-О. Руайе, Ф.

Ницше, М. Штиртнер, Наполеон III были увлечены идеями, напоминающими

теорию

Раскольникова.

Различные

идеи

и

теории

буквально

пропитывали

российский воздух того времени.

Опасным

теориям XIX

века

Достоевский

противопоставляет

идеи

православия. Все повествование романа построено на христианских мотивах,

библейских

сюжетах,

на

тексте

Евангелия

это

второй

раздел

моего

исследования.

Третий и последний раздел – связь романа «Преступление и наказание»

с русской литературой. Роман объединил многие образы и сюжеты, которые в

своем творчестве до Достоевского использовали А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь,

такие, как образ Петербурга, образ «маленького человека», высокий идеал

женщины в литературе, детская тема и другие.

Исходя

из

данных

рассуждений,

можно

сделать

вывод:

ни

одно

литературное

произведение

не

может

быть

обособлено

от

всей

мировой

литературы,

от

опыта

и

идей

других

писателей,

от

мнений

общества

прошлого

и

настоящего,

от

тех

идей,

которые

витают

в

воздухе.

Нити,

связывающие

художественный

текст

с

другими

произведениями,

превращаются

в

огромную

сеть,

связывающую

образы,

сюжеты,

идеи,

понятия.

Достоевский – это целая система мировоззрений, на страницах одного

романа он не просто рассказал единичную историю человека, он поведал нам

историю

всего

человечества.

Соединив

все

самые

важные

темы

русской

литературы («наполеоновские» теории, идеи православия, образ Петербурга,

образ «маленького человека», теория рационального эгоизма, детская тема,

роль женщины в судьбе человека) Достоевский создал роман на все времена,

который помогает человеку вернуться к вере. «Не случайно многие молодые

христиане в эпоху советских семидесятых – глухо застойных лет –на вопрос:

«Как ты пришел к вере?» отвечали: «Читал Достоевского»»

1

.

1

П.Б.Струве. Пророк русского духовного возрождения

38



В раздел образования