Напоминание

"Имя прилагательное как часть речи"


Автор: Солдаткина Наталия Александровна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "СШ №2– многопрофильная им.Е.И.Куропаткина"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменской области
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Имя прилагательное как часть речи"
Раздел: среднее образование





Назад




5 класс ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Обучающая цель: выяснить, какие морфологические признаки имеет имя прилагательное, его значение, синтаксическую

роль; роль прилагательных в речи.

Развивающая цель: развитие устной и письменной речи, навыков работы с таблицами, схемами.

Воспитательная цель: воспитание эстетического вкуса, любви к родной природе, Родине (на основе репродукций картин

русских художников; художественных, публицистических текстов).

Оборудование: 1. Компьютер, мультимедиа установка.

2. Репродукции картин русских художников о природе.

3. Словарь морфем (для группы 1), Словарь русского языка С.И.Ожегова

4. Фломастеры, карандаши, листы А-4, магниты.

Ход урока

Действия учителя

Действия ученика

Оснащение

Орг.момент

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Тексты, компьютер, мультимедиа

1этап: тема,

цель, задача

1проблемная

ситуация

2организа-

ция работы в

группах

Назовите известные вам части речи.

«Счастливые часов не наблюдают»-

фраза из бессмертной комедии

А.Грибоедова «Горе от ума»

-

Как вы думаете, какой частью

речи является слово «счастливые»?

Чтобы нам к концу урока все-таки

это выяснить, прочитаем тему и

попытаемся сформулировать задачи,

основной вопрос урока.

Записать на доску то, скажут дети.

Предложить дополнительные задачи

(если будет необходимость).

Для того чтобы работа была

продуктивной, заниматься будем в

группах.

Называют части речи.

Пытаются решить проблемный

вопрос, учитывая, грамматические

признаки, значение. Одни говорят

– существительное (недавно

изучили), другие предполагают,

что это прилагательное вопрос

пока открытый.

---Дети говорят, что нужно

вспомнить для систематизации

знаний.

---Формулируют основной вопрос

урока, на который необходимо

будет ответить: В чем отличие

прилагательных от других

частей речи?

Дети организуют работу в группе.

Напечатать на листе (или с

помощью компьютера поместить

на доску):

Счастливые часов не наблюдают.

1

(Распределяют обязанности)

2этап:

поисковая

работа

1)работа в

группах

Учитель-консультант. (Учащиеся

распределены по группам с учетом

типа интеллекта: вербального,

математического,

пространственного)

Учащиеся работают

самостоятельно в группах (время

работы – 10 минут, оговаривается)

Листы А-3, фломастеры, тексты с

заданиями.

2) отчет групп (записи дети делают в удобной для

них знаковой форме: слово, схема, таблица,

рисунок,- в зависимости от типа интеллекта).

В начале урока у нас открытым остался вопрос об отличии

прилагательного от других частей речи, вы сомнения сейчас, надеюсь,

развеете.

3)1 группа

выясняла

грамматичес-

кое значение

имени

прилагательно

го (дети с

математическ

им типом

интеллекта,

они

представили

свои выводы с

помощью

схемы)

1.У учащихся очень необычный

текст, написанный по-русски, но из

слов, которых в русском языке нет.

Он принадлежит Людмиле

Петрушевской, называется «Пуськи

бятые».

Вот такая история. Не правда ли

все понятно?

И если захотите, сумеете

нарисовать и Калушу, и калушат, и

бутявку, которая упала с напушки.

Фиксируем результаты на больших,

заранее розданных листах

--Выписывают из текста все

«прилагательные»,

-- разбирают их по составу,

--проводят полный их

грамматический анализ,

--составляют модель имени

прилагательного, которая

учитывает его признаки,

--дополнительно составляют

словообразовательные модели,

используя словарь морфем,

--делают выводы,

Результат: схема (модель):

П, Р, Ч ???

Рисуют на листах фломастерами,

объясняют.

Текст спроецирован на доску

(компьютерную)

Сяпала Калуша по напушке и увазила

бутявку. И волит:

-Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку

стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

-Оеё, оеё! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась,

сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит:

- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и

зюмо-зюмо некузявые.

А бутявка брянчит за напушкой:

-Калушата подудонились! Калушата

подудонились! Зюмо непалявые!

Пуськи бятые!

4)2 группа

выясняла роль

---Учащиеся работают с

текстами, подчеркивают имена

Тексты для анализа ( комп.доска)

По моему глубокому убеждению, 21 век

должен быть веком гуманитарной

2

признак

прилагатель-

ных

предложении

(дети с

вербальным

типом

интеллекта,

они

представили

свои выводы

словесно)

Проблемный вопрос: одинаково ли

значение слов

гуманитарный,

гуманный?

ВСТАВКА(во время отчета группы)

Запишите предложение:….

-Какую роль выполняет в нем

прилагательное?

В древности краткие

прилагательные могли быть

обычными определениями, а не

частью составного именного

сказуемого. В «Слове о полку

Игореве» читаем: «Черна земля под

копыты костьми посеяна». В этой

функции краткие прилагательные

сохранились в застывших

фразеологизмах по белу свету, на

босу ногу, а также в произведениях

устного народного творчества.

прилагательные, определяют

форму (полная, краткая),

выясняют роль в предложении,

---выводы выносят на доску

Обратить внимание на

предложение (Человек - высшая

точка в развитии природы)

---дают свое понимание слов

гуманитарный, гуманный

--сверяют свои и ответы со

статьями из словаря

С.И.Ожегова,

-записывают предложение Черна

земля под копыты костьми

посеяна.

-выясняют синтаксическую роль

прилагательного.

Результат. Текст:

в предложении прилагательные

могут играть роль

культуры. Ее доминанта обязательна…

Человек – высшая точка в развитии

природы. Он не должен бесконечно

испытывать терпение своей матери,

требовать у природы и всего

немедленно. Человек, как наиболее

сознательное явление мироздания,

обязан помогать животным, птицам,

растениям, даже «неживой природе».

Помогать, не ожидая немедленной

награды. (По Д.Лихачеву)

Словарь С.И.Ожегова

(

компьютер)

Гуманитарный - о науках: относящийся

к изучению культуры и истории народа в

отличие от наук о природе.

Гуманный- человечный, отзывчивый,

культурный

Комп. проекция предложения

Черна земля под копыты костьми

посена (

напечатать большими

буквами на листах или через комп.

)

комп. репр. картины И.И.Шишкина

«Корабельная роща»

Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк…

Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол-гигант тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся согрета!

3

определен

ия,

сказуемог

о.

И, кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света

(Бунин

)

5) отчет 3 гр.

о роли

прилагатель-

ных в речи

(дети с

пространстве

нным типом

интеллекта,

представили

свои выводы

виде рисунка)

Употребление прилагательных в

сравнительной степени делает текст

страстным, с четкой авторской

позицией («в самой живой, самой

полнокровной, наиболее волнующей

сердце»)

-Какую роль прилагательные могут

выполнять в речи? (+вспомнить

другие тексты, где присутствуют

прилагательные)

-Найти в тексте прилагательные,

определить к каким тропам их

можно отнести? Их назначение?

- Сравните настроение,

передаваемое этой картиной, с тем,

что описано в стихотворении

И.Бунина «Иней»

--анализируют тексты, выясняют

роль прилагательных в них.

Вывод: эпитеты создают образ, с

их помощью дается оценка,

передается цвет, звук, настроение

и т.д)

(представляют свои выводы:

разъясняют символы: что

нарисовано, почему)

-сравнивают текст с

репродукцией картины

Найти в тексте оценочную лексику-

прилагательные в превосходной

степени

Мы знаем, что люди живут на Земле

тысячелетия…. Как можно научиться

понимать красоту звезд и красоту

человеческого лица? Изучая этику,

эстетику, психологию, историю. Да,

конечно… Но в самой живой, самой

полнокровной, наиболее волнующей

сердце человека форме раздумья о

красоте и богатстве мира сохранились в

искусстве. В литературе, в поэзии, в

музыке, в архитектуре и в искусстве

изобразительном. (А.Жукова. «Улыбка

Джоконды»)

Иней.

Леса в жемчужном инее. Морозно.

Поет из телеграфного столба

То весело, то жалобно, то грозно

Звенящим гулом темная судьба.

Молчит и внемлет белая долина.

И все победней, ярче и пышней

Горит, дрожит и блещет хвост павлина,

Стоцветными алмазами над ней

(.Бунин)

Компьютерная репродукция

картины художника К.Ф.Юона

«Русская зима. Лигачёво»

4

6)

сопоставитель

ный анализ

предложений

Краткие прилагательные в

художественных текстах.

(Сравните: «Счастливые дети

выбежали на опушку»- «Я счастлив

тем, что сумрачной порою одними

мыслями я с ним дышал и жил»

(Есенин)

Грамматическая природа

кратких прилагательных определяет

их исключительную

выразительность в сравнении с

полными прилагательными, так как

краткие формы называют не

постоянный признак, а

изменяющийся во времени.

-сравнивают предложения,

выясняют разницу между

природой полных и кратких

прилагательных,

-добавляют к выводам новые

сведения.

С помощью компьютера – на

доску:

Счастливые дети выбежали на

лесную опушку.

Я счастлив тем, что сумрачной

порою одними мыслями я с ним

дышал и жил. (С.Есенин)

3 этап. Прослушали отчеты групп, записали выводы

(по теме «Что такое имя прилагательное»).

На доске – детские плакаты-выводы (получилась стройная система

знаний, созданная учащимися в результате самостоятельной работы в

группах)

1.Вопрос

урока (возврат

к началу

урока)

можем ли мы теперь, ответить на

вопрос, какой частью речи является

слово «счастливые».

Перестройте предложение так,

чтобы данное слово превратилось в

прилагательное.

- дети отвечают

-примеры предложений

Возвращаемся к записи:

Счастливые часов не наблюдают.

4 этап.

Отработка

практических

умений.

Сегодня много говорили о

прилагательных, об их роли, а

умеем ли мы употреблять в речи

прилагательные? Попробуем!?

Творческие мини-работы:

1.В чем я вижу красоту мира?

2.Что должен сделать человек,

чтобы сохранить нашу планету?

С компьютера на доску поместить

красивый русский пейзаж или

изображение планеты (например,

вид с космоса)

5

6



В раздел образования