Напоминание

Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников


Автор: Еськова Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Средняя общеобразовательная школа № 30"
Населённый пункт: город Старый Оскол , Белгородская область
Наименование материала: материал из опыта работы
Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование личностных универсальных учебных действий младших

школьников на уроках и внеурочных занятиях .

Школа сегодня пытается попасть в ногу со временем. Главное изменение

в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов

развития.

Приоритетным

направлением,

обозначенным

в

новом

образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе

образования.

Оно

обеспечивается,

прежде

всего,

через

формирование

универсальных

учебных

действий

(УУД),

которые

создают

возможность

самостоятельного

успешного

усвоения

новых

знаний,

умений

и

компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

В

условиях

реализации

новых

Федеральных

государственных

образовательных стандартов начального общего образования актуализируется

проблема формирования личностных универсальных учебных действий,

обеспечивающих

младшим

школьникам

умение

учиться,

способность

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию. Личностные

универсальные

учебные

действия

отражают

систему

ценностных

ориентаций

младшего

школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

В

современной

системе

школьного

воспитания

остро

обозначилась

проблема

кардинального

изменения

её

содержания,

форм

и

методов

организации работы по обеспечению безопасности школьников в дорожно-

транспортной среде города. Так как значительно вырос уровень детского

дорожно-транспортного

травматизма,

это

обусловлено

недостатком

в

организации воспитания и обучения детей безопасному поведению на улице.

Именно

поэтому

преподавателям

необходимо

формировать

у

детей

личностные универсальные действия на уроках окружающего мира и во

внеурочной деятельности по выработке положительных, устойчивых навыков

безопасного

поведения

на

улице. Для их формирования учителя должны

строить

процесс

обучения

школьников

таким

образом,

чтобы

развить

у

каждого ребенка:

интерес и стремление учиться;

сформировать у ребенка совокупность

личностных универсальных

учебных действий, которые позволят ему самостоятельно принимать

установки на здоровый образ жизни;

принимать ценности природного мира;

развивать

готовность

следовать

в

своей

деятельности

нормам

здоровьесберегающего поведения.

Активное использование ИКТ на

уроках и внеурочных занятиях в

начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в

информационных

потоках

окружающего

мира;

овладевать

практическими

способами

работы

с

информацией;

развивать

умения,

позволяющие

обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Изучение учебных предметов предполагает не только изучение материалов

учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифрового

фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты необходимо фиксировать,

их результаты обобщать и представлять в цифровом виде.

ИКТ

-

технологии

позволяют

формировать

адекватную

самооценку,

осознанность

учения

и

учебной

мотивации,

адекватное

реагирование

на

трудности.

Личностные

УУД

обеспечивают

ценностно-смысловую

ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки

и

события

с

принятыми

этическими

принципами,

умение

выделить

нравственный

аспект

поведения)

и

ориентацию

в

социальных

ролях

и

межличностных отношениях.

Существенную

роль

для

успешного

формирования

личностных

универсальных

учебных

действий

играет

мотивации

учебно-

познавательной деятельности. Мотивация является источником активности

и направленности личности на предметы и явления действительности, в

результате чего и возникает активность.

В своей практике педагогам необходимо использовать разные виды

обучения

для

формирования

мотивации

в

обучении:

метод

проблемного

изложения, эвристический, исследовательский, развивающие игры; так же

нетрадиционные

виды

уроков: урок-фантазия, урок

прогулка, урок

деловая игра, урок

взаимообучения, круглый стол или конференция, урок

открытых мыслей, ролевые игры, исполнение сказочного сюжета.

Организация внеурочной деятельности младших школьников может

осуществляться в различных формах: экскурсии, беседы, праздники,

акции, защита презентаций, конкурсы, диспуты, турниры, кино-занятия.

На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно

организованная работа может побуждать ученика учиться.

Для повышения эффективности работы по формированию личностных

универсальных учебных действий необходимо активно использовать

проектно – исследовательскую деятельность. Она даёт ребёнку возможность

экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать

творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему

успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Применение этих методов и приёмов позволяет сформировать ключевые

компетенции и личностные универсальные учебные действия.



В раздел образования