Автор: Еськова Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Средняя общеобразовательная школа № 30"
Населённый пункт: город Старый Оскол , Белгородская область
Наименование материала: материал из опыта работы
Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников
Раздел: начальное образование
Формирование личностных универсальных учебных действий младших
школьников на уроках и внеурочных занятиях .
Школа сегодня пытается попасть в ногу со временем. Главное изменение
в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов
развития.
Приоритетным
направлением,
обозначенным
в
новом
образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе
образования.
Оно
обеспечивается,
прежде
всего,
через
формирование
универсальных
учебных
действий
(УУД),
которые
создают
возможность
самостоятельного
успешного
усвоения
новых
знаний,
умений
и
компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В
условиях
реализации
новых
Федеральных
государственных
образовательных стандартов начального общего образования актуализируется
проблема формирования личностных универсальных учебных действий,
обеспечивающих
младшим
школьникам
умение
учиться,
способность
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию. Личностные
универсальные
учебные
действия
отражают
систему
ценностных
ориентаций
младшего
школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
В
современной
системе
школьного
воспитания
остро
обозначилась
проблема
кардинального
изменения
её
содержания,
форм
и
методов
организации работы по обеспечению безопасности школьников в дорожно-
транспортной среде города. Так как значительно вырос уровень детского
дорожно-транспортного
травматизма,
это
обусловлено
недостатком
в
организации воспитания и обучения детей безопасному поведению на улице.
Именно
поэтому
преподавателям
необходимо
формировать
у
детей
личностные универсальные действия на уроках окружающего мира и во
внеурочной деятельности по выработке положительных, устойчивых навыков
безопасного
поведения
на
улице. Для их формирования учителя должны
строить
процесс
обучения
школьников
таким
образом,
чтобы
развить
у
каждого ребенка:
интерес и стремление учиться;
сформировать у ребенка совокупность
личностных универсальных
учебных действий, которые позволят ему самостоятельно принимать
установки на здоровый образ жизни;
принимать ценности природного мира;
развивать
готовность
следовать
в
своей
деятельности
нормам
здоровьесберегающего поведения.
Активное использование ИКТ на
уроках и внеурочных занятиях в
начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в
информационных
потоках
окружающего
мира;
овладевать
практическими
способами
работы
с
информацией;
развивать
умения,
позволяющие
обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Изучение учебных предметов предполагает не только изучение материалов
учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифрового
фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты необходимо фиксировать,
их результаты обобщать и представлять в цифровом виде.
ИКТ
-
технологии
позволяют
формировать
адекватную
самооценку,
осознанность
учения
и
учебной
мотивации,
адекватное
реагирование
на
трудности.
Личностные
УУД
обеспечивают
ценностно-смысловую
ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки
и
события
с
принятыми
этическими
принципами,
умение
выделить
нравственный
аспект
поведения)
и
ориентацию
в
социальных
ролях
и
межличностных отношениях.
Существенную
роль
для
успешного
формирования
личностных
универсальных
учебных
действий
играет
мотивации
учебно-
познавательной деятельности. Мотивация является источником активности
и направленности личности на предметы и явления действительности, в
результате чего и возникает активность.
В своей практике педагогам необходимо использовать разные виды
обучения
для
формирования
мотивации
в
обучении:
метод
проблемного
изложения, эвристический, исследовательский, развивающие игры; так же
нетрадиционные
виды
уроков: урок-фантазия, урок
–
прогулка, урок
–
деловая игра, урок
взаимообучения, круглый стол или конференция, урок
открытых мыслей, ролевые игры, исполнение сказочного сюжета.
Организация внеурочной деятельности младших школьников может
осуществляться в различных формах: экскурсии, беседы, праздники,
акции, защита презентаций, конкурсы, диспуты, турниры, кино-занятия.
На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно
организованная работа может побуждать ученика учиться.
Для повышения эффективности работы по формированию личностных
универсальных учебных действий необходимо активно использовать
проектно – исследовательскую деятельность. Она даёт ребёнку возможность
экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать
творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему
успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Применение этих методов и приёмов позволяет сформировать ключевые
компетенции и личностные универсальные учебные действия.