Автор: Зубарева Светлана Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ Гимназия № 13
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала:
Тема: Создание условий для формирования нравственно–смыслового отношения учащихся к собственному самообразованию.
Раздел: среднее образование
Создание условий для формирования нравственно-смыслового отношения
учащихся к собственному самообразованию.
Содержание школьного предмета математики, интересно и увлекательно, увы не для всех учащихся,
многим ученикам математика кажется сухой наукой. Немало школьников считают математику скучным и
неинтересным предметом. А слабый интерес (а иногда и отсутствие всякого интереса)- одна из основных
причин плохой успеваемости. Очень часто у учащихся пропадает интерес к учению из-за отсутствия смысла
этого
занятия,
поэтому
приходится
продумывать
каждый
урок
для
поддержания
интереса
учеников.
Эффективными мотивами для поддержания интереса к предмету является решение актуальной проблемы,
практическая направленность содержания, исторические сведения, краеведческая составляющая.
Цель: создание условий для повышения качества знаний по математике.
Условия,
позволяющие
сформировать
устойчивый
познавательный
интерес
к
собственному
образованию и саморазвитию:
-новизна материала; создание ситуации успеха для каждого ученика;
- практическая значимость изучаемого материала;
- межпредметные связи;
- исторические сведения
Практическая значимость знаний и способов деятельности (учитель должен показать учащимся
возможности применения получаемых знаний и умений в их практической деятельности)
Отбор содержания (на уроке должны быть качественно отработаны планируемые результаты урока,
определенные программой, только эти знания могут быть подвергнуты контролю)
Необходимость
использования
разнообразных
эффективных
приемов
(работа
с
учебником,
дидактические
игры,
творческие
задания)организации
результативной
образовательной
деятельности
учащихся, с учетом их возрастных и индивидуальных способностей.
Подведение итогов каждого этапа уроков учащимися, наличие обратной связи на каждом этапе
урока. Выполнение каждого задания подвергается контролю с целью обеспечения текущей коррекции
процесса учения.
Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися, работа с различными источниками
информации, в том числе с ЭОР и ресурсами сети Интернет.
Организация парной и групповой работы позволяет развивать коммуникативные компетенции и
осваивать норы работы в коллективе.
Использование
самоконтроля
и
взаимоконтроля,
как
средства
рефлексии
и
формирования
ответственности за результаты своей деятельности.
Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
Качественная положительная оценка деятельности учащихся.
Минимизация и вариативность домашнего задания для разных уровней подготовки.
Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.
В 5-х,6-х классах часто провожу в виде сказок или путешествий. Например, при изучении средней
скорости движения многие ученики, услышав слово «средняя», быстро ассоциируют его с понятием средней
величины, познавательный интерес пропадает и понятие остается неусвоенным. Сказка же увлекает и
материал усваивают все.
Задача сказка. Затерялся в море-океане сказочный остров Тили-Били. День-деньской аборигены
острова пускают кораблики в ручейках. Кораблики с моторчиками. Плывут они вначале вниз по течению,
затем поворачиваются и проходят такое же расстояние против течения(если конечно справятся с ним). По
вечерам тилибильцы хвастают, чей кораблик красивее, чей быстроходнее. Спорят. Одни утверждают, что
средняя скорость в медленно текущем ручье больше, другие говорят « Нет, в быстром ручье и средняя
скорость больше». А как вы думаете? Что будет, если скорость течения равна собственной скорости
кораблика? Однажды тилибилец по имени Бом заявил, что средняя скорость кораблика не зависит от
скорости течения и равна скорости в стоячей воде. Взял карандаш и стал доказывать вычислением: скорость
моего кораблика в луже5м/мин. Я пустил его по ручью, скорость течения которого 3 м/мин. Тогда вотчто
получается: скорость течения равна сумме (5+3) м/мин , т.е. 8 м/мин, скорость против течения равна
разности (5-3) м/мин, т.е.2 мин, средняя скорость – это полусумма (8+2):2 =5 м/мин.
Какой тут тарарам поднялся! Бом еле ноги уволок. Тилибильцы кричали: -Позор Бому! Подлог!
Средняя скорость вычисляется так: пройденное расстояние/затраченное время=средняя скорость
Пусть считает Тили! Он самый рассудительный! Тили стал считать: Кораблик Бома за минуту
пройдет 8 м вниз, чтобы вернуться вверх, он должен пройти столько же – 8 м, Тили заполнил таблицу, где S
пройденный путь, V – скорость, t –время
Направление
V
t
S
По течению
8 м/мин
1мин
8 м
Против течения
2 м/мин
4 мин
8 м
Самый рассудительный вычислил среднюю скорость: (8+8)/(1+4) =3Ю2 м/мин. Так был посрамлен
Бом.
Не
все
учащиеся
могут
вникать
в
громоздкие
математические
правила,
запоминать
формулы,
заучивать непонятные формулировки. Для таких ребят «нематематического уровня» применяютя разные
методические уловки
Для создания более устойчивой мотивации к изучению данных предметов свою задачу вижу в организации
предметного
информационного
пространства.
Обучающийся
должен
иметь
возможность
выбора
инфомационного поля, сферы приложения своих способностей и диапазона средств обучения. Формирую
вариативное образовательное пространство в предметных областях «Математика» .
1.
Традиционные уроки
2.
Олимпиады по математике
3.
Открытые муниципальные олимпиады по математике
4.
Дистанционные олимпиады « Фоксфор», « Физтех», «Знаника», « Страна Талантов»
5.
Участие в Международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру»,
6.
Работа в мини проектах « Геометрические аналоги окружающего мира», « Геометрическая елка»
7.
Работа по индивидуальному образовательному маршруту.
Работа
в
таком
направлении
позволяет
достичь
следующей
цели: осознания
обучающимися
своего
личностного
продвижения
и
роста,
для
постановки
задач
на
следующий
учебный
год
и
анализа
образовательных приоритетов
Результатами этой работы можно считать:
•Инициативное опробование собственного предметного маршрута.
•Определение собственного поля образовательного движения и образовательных достижений в предметной
области и предмете.
•Владение разными способами реализации проектных и исследовательских замыслов, предметных интересов.
•Владение способами осуществления рефлексии собственной деятельности в предмете.
•Владение способами целеполагания и планирования учебного и образовательного движения в предмете.
•Владение
способами
поиска
и
использования
информационных
и
людских
ресурсов
под
реализацию
собственных предметных замыслов и решения проблем.