Напоминание

Создание условий для формирования нравственно–смыслового отношения учащихся к собственному самообразованию.


Автор: Зубарева Светлана Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ Гимназия № 13
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала:
Тема: Создание условий для формирования нравственно–смыслового отношения учащихся к собственному самообразованию.
Раздел: среднее образование





Назад




Создание условий для формирования нравственно-смыслового отношения

учащихся к собственному самообразованию.

Содержание школьного предмета математики, интересно и увлекательно, увы не для всех учащихся,

многим ученикам математика кажется сухой наукой. Немало школьников считают математику скучным и

неинтересным предметом. А слабый интерес (а иногда и отсутствие всякого интереса)- одна из основных

причин плохой успеваемости. Очень часто у учащихся пропадает интерес к учению из-за отсутствия смысла

этого

занятия,

поэтому

приходится

продумывать

каждый

урок

для

поддержания

интереса

учеников.

Эффективными мотивами для поддержания интереса к предмету является решение актуальной проблемы,

практическая направленность содержания, исторические сведения, краеведческая составляющая.

Цель: создание условий для повышения качества знаний по математике.

Условия,

позволяющие

сформировать

устойчивый

познавательный

интерес

к

собственному

образованию и саморазвитию:

-новизна материала; создание ситуации успеха для каждого ученика;

- практическая значимость изучаемого материала;

- межпредметные связи;

- исторические сведения

Практическая значимость знаний и способов деятельности (учитель должен показать учащимся

возможности применения получаемых знаний и умений в их практической деятельности)

Отбор содержания (на уроке должны быть качественно отработаны планируемые результаты урока,

определенные программой, только эти знания могут быть подвергнуты контролю)

Необходимость

использования

разнообразных

эффективных

приемов

(работа

с

учебником,

дидактические

игры,

творческие

задания)организации

результативной

образовательной

деятельности

учащихся, с учетом их возрастных и индивидуальных способностей.

Подведение итогов каждого этапа уроков учащимися, наличие обратной связи на каждом этапе

урока. Выполнение каждого задания подвергается контролю с целью обеспечения текущей коррекции

процесса учения.

Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися, работа с различными источниками

информации, в том числе с ЭОР и ресурсами сети Интернет.

Организация парной и групповой работы позволяет развивать коммуникативные компетенции и

осваивать норы работы в коллективе.

Использование

самоконтроля

и

взаимоконтроля,

как

средства

рефлексии

и

формирования

ответственности за результаты своей деятельности.

Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.

Качественная положительная оценка деятельности учащихся.

Минимизация и вариативность домашнего задания для разных уровней подготовки.

Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.

В 5-х,6-х классах часто провожу в виде сказок или путешествий. Например, при изучении средней

скорости движения многие ученики, услышав слово «средняя», быстро ассоциируют его с понятием средней

величины, познавательный интерес пропадает и понятие остается неусвоенным. Сказка же увлекает и

материал усваивают все.

Задача сказка. Затерялся в море-океане сказочный остров Тили-Били. День-деньской аборигены

острова пускают кораблики в ручейках. Кораблики с моторчиками. Плывут они вначале вниз по течению,

затем поворачиваются и проходят такое же расстояние против течения(если конечно справятся с ним). По

вечерам тилибильцы хвастают, чей кораблик красивее, чей быстроходнее. Спорят. Одни утверждают, что

средняя скорость в медленно текущем ручье больше, другие говорят « Нет, в быстром ручье и средняя

скорость больше». А как вы думаете? Что будет, если скорость течения равна собственной скорости

кораблика? Однажды тилибилец по имени Бом заявил, что средняя скорость кораблика не зависит от

скорости течения и равна скорости в стоячей воде. Взял карандаш и стал доказывать вычислением: скорость

моего кораблика в луже5м/мин. Я пустил его по ручью, скорость течения которого 3 м/мин. Тогда вотчто

получается: скорость течения равна сумме (5+3) м/мин , т.е. 8 м/мин, скорость против течения равна

разности (5-3) м/мин, т.е.2 мин, средняя скорость – это полусумма (8+2):2 =5 м/мин.

Какой тут тарарам поднялся! Бом еле ноги уволок. Тилибильцы кричали: -Позор Бому! Подлог!

Средняя скорость вычисляется так: пройденное расстояние/затраченное время=средняя скорость

Пусть считает Тили! Он самый рассудительный! Тили стал считать: Кораблик Бома за минуту

пройдет 8 м вниз, чтобы вернуться вверх, он должен пройти столько же – 8 м, Тили заполнил таблицу, где S

пройденный путь, V – скорость, t –время

Направление

V

t

S

По течению

8 м/мин

1мин

8 м

Против течения

2 м/мин

4 мин

8 м

Самый рассудительный вычислил среднюю скорость: (8+8)/(1+4) =3Ю2 м/мин. Так был посрамлен

Бом.

Не

все

учащиеся

могут

вникать

в

громоздкие

математические

правила,

запоминать

формулы,

заучивать непонятные формулировки. Для таких ребят «нематематического уровня» применяютя разные

методические уловки

Для создания более устойчивой мотивации к изучению данных предметов свою задачу вижу в организации

предметного

информационного

пространства.

Обучающийся

должен

иметь

возможность

выбора

инфомационного поля, сферы приложения своих способностей и диапазона средств обучения. Формирую

вариативное образовательное пространство в предметных областях «Математика» .

1.

Традиционные уроки

2.

Олимпиады по математике

3.

Открытые муниципальные олимпиады по математике

4.

Дистанционные олимпиады « Фоксфор», « Физтех», «Знаника», « Страна Талантов»

5.

Участие в Международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру»,

6.

Работа в мини проектах « Геометрические аналоги окружающего мира», « Геометрическая елка»

7.

Работа по индивидуальному образовательному маршруту.

Работа

в

таком

направлении

позволяет

достичь

следующей

цели: осознания

обучающимися

своего

личностного

продвижения

и

роста,

для

постановки

задач

на

следующий

учебный

год

и

анализа

образовательных приоритетов

Результатами этой работы можно считать:

•Инициативное опробование собственного предметного маршрута.

•Определение собственного поля образовательного движения и образовательных достижений в предметной

области и предмете.

•Владение разными способами реализации проектных и исследовательских замыслов, предметных интересов.

•Владение способами осуществления рефлексии собственной деятельности в предмете.

•Владение способами целеполагания и планирования учебного и образовательного движения в предмете.

•Владение

способами

поиска

и

использования

информационных

и

людских

ресурсов

под

реализацию

собственных предметных замыслов и решения проблем.



В раздел образования