Напоминание

"Модульная технология как средство развития ученика на уроках русского языка в начальной школе"


Автор: Акулова Валентина Егоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №13
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Модульная технология как средство развития ученика на уроках русского языка в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Модульная технология как средство развития ученика

на уроках русского языка в начальной школе.

Автор: Акулова Валентина Егоровна,

учитель МБОУ «СШ №13» г. Нижневартовска

Основная задача современного обучения – научить каждого ученика учиться,

т.е. самореализоваться.

Эпиграфом моей работы является китайская мудрость:

Слайд 1. Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь.

Эти строки, как мне кажется, четко выражают актуальность выбранной мною

темы «Модульная технология как средство развития ученика на уроках русского

языка в школе 1 ступени обучения».

Тема выбрана неслучайно – это требование времени.

Главным направлением в работе является достижение нового качества

образования путём перехода от знаниевого подхода в обучении к деятельностному,

компетентностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного

процесса, т.е. самореализуется.

Слайд 2: Проблема – самореализация личности на уроке.

Слайд 3: На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является

создание

условий

в

обучении,

в

которых

обучаемый

занимает

активную

личностную позицию и в полной мере выражает себя, свою индивидуальность.

Как

включить

школьника

в

активную

и

эффективную

учебно-познавательную

деятельность? Каждый, кто ищет свой путь в образовании, позволит это сделать и своим

ученикам.

Ознакомившись

с

теоретическими

работами

П.И.Третьякова,

попыталась

использовать идеи модульной технологии на уроках русского языка.

Проанализировав содержание технологий обучения, пришла к выводу, что именно

модульное обучение дает возможность объединить в себе целый комплекс современных

образовательных

технологий

(проблемно

диалогическое

обучение,

технологию

проектной деятельности, системно – деятельностный подход в обучении, здоровье –

сберегающие технологии и техники), позволяет находить разные способы движения в

учебном

материале,

дает

возможность

учащимся

осуществлять

поисково-

исследовательскую деятельность, организовать собственную самостоятельную работу,

т.е. является средством развития ученика на уроках русского языка в школе 1 ступени

обучения. Определила гипотезу:

Слайд 4: апробация новой педагогической технологии позволит усовершенствовать

учебный процесс с учетом современных требований.

Слайд 5: Для реализации технологии в УВП определила цель создать систему

обучения, обеспечивающую разностороннее развитие личных способностей учащихся,

учет их склонностей, интересов и возможностей.

Слайд 6: Исходя из основной цели, была поставлена задача: построение обучения на

основе новых педагогических технологий, базирующихся на деятельностном подходе,

чтобы

ученик

непрерывно

овладевал

жизненно

важными

способами

деятельности,

ключевыми компетенциями, мог проявить активность, самостоятельность.

Слайд 7: Новый подход к организации учебных занятий начала с изучения

1)

психологических особенностей детей,

1

2)

анализа

содержания

учебного

материала

для

определения

возможности

использования

технологии

модульного

обучения

на

уроках

русского

языка.

Проведенные

исследования

совместно

с

психологом

школы

показали,

что

дети

данного класса с разными стартовыми возможностями, способностями, интересами,

свойствами мышления и памяти. Часть детей требует обучения в быстром темпе, на

высоком уровне, а часть со средними способностями.

3)

Учитывая

индивидуальные

особенности

учащихся,

разработала адаптированную

программу - приспособление системы образования к уровням и особенностям развития

ученика

Слайд 8: В основе адаптированной программы заложены 3 уровня целей:

а) обязательной программы: овладение знаниями по предмету в объеме ФГОС;

б ) дифференцированной программы: расширенное изучение отдельных тем с учетом

потребностей и возможностей ребенка;

в) индивидуальной программы: углубленное изучение предмета учащимися, имеющими

особый интерес и способности к познанию.

Слайд 9: Для успешной работы по технологии модульного обучения продумала

систему

своих

действий.

В

чем

она

заключается? В

условиях

модульной

организации учебного процесса моя роль заключается в следующем:

1.

Управлять познавательной деятельностью ученика, т.е. переходить с позиции

носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной

деятельности учащихся.

2.

Мотивировать познавательную

деятельность

ученика

на

уроке

за

счет

коммуникации, взаимопонимания и добиваться положительного отношения к предмету.

3. Организовать самостоятельную работу на уроке, включая работу с источником

знаний.

4. Использовать коллективные способы обучения (КСО), включать всех учащихся

в коллективную творческую деятельность, организовать взаимопомощь.

5. Организовать помощь в процессе деятельности ученику, проявлять внимание к

результатам его самостоятельной деятельности.

6. Создавать

ситуацию

успеха, т.е. разработать методику и предлагать задания,

посильные каждому ученику.

7. Создать положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества,

которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений.

8. Организовать самоанализ собственной деятельности ученика и формировать его

адекватную самооценку.

Таким образом, вовлекаю каждого ученика в процесс само - и соуправления своим

развитием.

Продуктивность опыта в том, что учащиеся успешно овладевают системой знаний,

практическими умениями, предусмотренными программой.

Одним

словом, модульное

обучение

демократично

и

гуманистично

по

своей

природе, т.к. оно помогает ребенку расти и развиваться в естественных условиях, в

среде своих сверстников, без деления их по уровням развития.

Организацию учебной деятельности младших школьников на уроках осуществляю

через изучение материала укрупненными блоками-модулями, что ведет к экономии

учебного времени, способствует развитию речи и мышления учащихся в ходе учебного

процесса, формирует творческую личность. Ученик не получает в готовом виде знания:

деятельность на уроке требует от ученика размышления, поиска. В обучении широко

использую коллективное обсуждение поставленных задач, выдвинутых доказательств,

2

анализ

причин

возникновения

ошибок.

Такой

подход

делает

процесс

обучения

личностно значимым и ориентирует на реально действующие мотивы.

Слайд 10: В основе модульного обучения заложены принципы:

гибкости

(определение

зоны

актуального

и

ближайшего

развития,

предоставление права свободного выбора задания, постепенное усложнение учебного

материала и своевременное проведение коррекционной работы);

природосообразности (направлен

на

развитие

умственных

и

физических

способностей личности от зоны ближайшего развития);

паритетности (сотрудничество, деловое общение). На учебном занятии два

субъекта

одного

процесса

действуют

вместе,

параллельно

и

сообща,

являются

партнерами в учебной деятельности, составляют тесный союз учителя и ученика и не

один из них не должен стоять над другим. Они сотрудничают в процессе учебной

деятельности;

модульности (определяет

подход

к

обучению,

отраженный

в

содержании,

организационных

формах

и

методах.

Обучение

строится

по

блокам-модулям,

предназначенным для достижения конкретных дидактических целей), что позволяет

составлять интеллект – карты;

выделения из содержания обучения учебных элементов (учебный материал

рассматривается в рамках модуля как единая целостность, направленная на решение

ИДЦ, состоящей из структуры ЧЦ);

динамичности (обеспечивает свободное изменение содержания образования с

учетом уровневого обучения);

действенности

и

оперативности

знаний

и

их

системы (обучение

организовывается на основе проблемного подхода к усвоению знаний, обеспечивает

творческое отношение к учению, необходимость показа возможности переноса знаний

из одной сферы деятельности в другую);

осознанной

перспективы,

т.е.

каждый

учащийся

должен

осознать

цели

учения.

Слайд 11. Все выше перечисленные принципы заложены в модульную программу

(МП) по русскому языку для учащихся 3 класса.

Модульная программа познавательного типа разработана для реализации целей

базового, фундаментального образования.

1) Проектирование МП начинается с разработки дерева целей.

В основе модульной программы заложена пирамида целей:

- ИЦ (цель школы);

- КДЦ (цель курса);

- ИДЦ (построения модуля);

- ЧДЦ (каждого учебного элемента).

2) Структура модуля

Модуль состоит из учебных элементов. Количество их зависит от конкретной темы,

целей, подбора учебного материала. Обязательными являются:

УЭ-0 - цели и задачи модуля;

УЭ-1 - входной контроль;

УЭ-(п) - рефлексия;

УЭ-(п) - выходной (завершающий) контроль.

3) Реализация поставленных целей осуществляется через:

3

-

налаживание социального взаимодействия, т.е. установление коммуникативных

связей между участниками учебного процесса (учителем и учеником);

- введение конфликта - пускового механизма во взаимодействие, т.е. столкновение

разных точек зрения (основное назначение конфликта - вывести мысли ученика из

состояния равновесия);

-

мотивацию деятельности ученика в процессе взаимодействия (потребность в

самовыражении, самореализации. Главный мотив – это признание другими людьми);

-

рефлексию (самооценку на основе самоанализа собственной деятельности и ее

результатов).

4) В модуле различают 5 типов учебных занятий:

-

изучение

новых

знаний,

где

осуществляется

погружение

в

тему

и

определение ЗБР;

-

первичное закрепление знаний, где идет коррекция полученных знаний -

доведение их до базисного уровня;

-

комплексное

применение знаний

– это определение зоны актуального

развития, т.е. детям предлагается уровневый тест, каждый ученик выполняет задание по

своим силам;

- обобщение и систематизация знаний – анализ ошибок, недочетов в работе, их

причин (возможна выработка алгоритма).

-

контроль, оценка и коррекция знаний

осуществляется по следующим

показателям: контроль за знаниями (в основе – базисный уровень) - уровневый тест,

состоящий

из

5

заданий,

каждое

из

которых

характеризует

степень

обученности

учащихся по следующим показателям:

различение, распознавание (учащийся может лишь констатировать, что материал

объяснялся,

но

воспроизвести

его

не

может.

Ответ

односложен,

пытается

угадать

правильный ответ).

запоминание (ученик может пересказать содержание правила, но не понимает его

суть, т.е. характеризует количество информации, а не смысловую сторону. Усвоение

материала на основе зазубривания).

понимание (нахождение признаков, связей, анализ, синтез, применение правил,

логического

умозаключения.

Учащийся

умеет

воспроизвести

учебный

материал,

объяснить, привести примеры, сделать вывод, имеет собственное суждение, может

воспроизвести знания на практике).

элементарные умения и навыки (отработанные умения учащийся применяет на

практике, умеет реализовать свой «багаж» знаний).

перенос

ЗУН

в

новые

ситуации (учащийся

умеет

творчески

применять

полученные знания в новой нестандартной ситуации, дает ответ на любой вопрос,

конструирует новые способы деятельности, часто находит оригинальные подходы к

решению поставленной задачи).

5) В каждом модуле обязательны следующие работы:

Входной контроль (определение ЗАР и ЗБР);

Промежуточный

контроль. Предлагаю

работу

на

3

уровня,

где

дети

самостоятельно выбирают задание по своим силам (1,2 уровни сложности являются

нормой для урока и для всех учащихся - ЗАР, 3 уровень – задание повышенной

сложности - ЗБР);

Определение уровня обученности: уровневый тест.

Цель:

выявление

результативности

обучения,

т.е.

соответствие

реальных

ЗУН

учащихся с их потенциальными возможностями. Детям предлагается 5 заданий. Первые

4

3

задания

-

репродуктивного

характера,

4

задание

-

конструктивного

характера;

5

задание - творческого характера. В зависимости от уровня усвоения материала, можно

дифференцированно

подойти

к

выполнению

работы.

Детям,

которые

успешно

справились

с

заданиями

базового

уровня,

т.е.

со

стандартом,

можно

предложить

выполнение заданий конструктивного и творческого характера, создавая тем самым

условия для мотивации.

Слайд 12: Как провожу модульный урок?

Чаще всего модульный урок начинаю с психологического настроя и проверки

готовности детей к уроку, затем следует проверка домашнего задания (актуализация

опорных знаний), совместный вывод темы и целеполагания на разных этапах модуля.

Используются различные методы мотивации, через создание ситуации успеха, создание

наглядно-образных представлений, через поощрение, использование познавательного и

занимательного материала, так же создание проблемных ситуаций, интриг.

Слайд

13: Каждый ученик хочет хорошо учиться, но не всегда получается так, как

хотелось бы. Но если оказать помощь и поддержку, можно получить оптимальный

результат.

Для

достижения

оптимального

результата

на

уроке

использую

меры

поддержки:

1)

социальная поддержка - обеспечение всем равных стартовых возможностей;

2)

собственная педагогическая поддержка - право выбора уровня;

3)

реабилитационно-коррекционная

поддержка

- восстановление

утраченных

свойств и опора на слабые и сильные стороны (снять ошибку, скорректировать через

другие правила);

4)

валеологическая поддержка - здоровый образ жизни;

5)

правовая поддержка - право на жизнь, развитие, свое мнение на уроке.

Слайд 14: Как оценивается работа?

В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента

через:

самооценку (сам оценивает свои знания)

взаимооценку (осуществляется при работе в паре)

прогностическую оценку (оценивают свои знания и умения перед выполнением

задания: Как я справлюсь? Л – легко, Т – трудно, ? – сомневаюсь))

реальную оценку (как я справился с заданием?).

Оценочная

деятельность

позволяет

учителю

и

ученику

определить

уровень

усвоения

учебного

материала

и

выявить

западающие

проблемы,

а

затем

наметить

индивидуальную и групповую коррекционную работу.

Слайд 15: Формы контроля и система оценивания.

Контрольно - оценочная деятельность осуществляется через:

вербальную,

содержательную,

прогностическую оценку,

оценку

по

конечному

результату,

рецензирование,

проблемную

ситуацию,

алгоритмизацию, самооценку,

взаимооценку,

создание определенного общественного мнения,

самоконтроль,

взаимоконтроль.

5

Учащиеся на моих уроках овладевают навыками сотрудничества в совместной

деятельности,

работают

в

парах

постоянного

и

сменного

состава,

учатся

культуре

общения,

развивают

коммуникативные

способности,

учатся

оценивать

(дают

самооценку

и

взаимооценку),

учатся

работать

в

микрогруппах,

учу

объективно

оценивать себя, своих товарищей, мою деятельность на уроке.

Слайд 16: РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ.

Для

управления

образовательным

процессом

на

уровне

школы

и

учителя

необходимо иметь систему получения информации о результативности, чтобы видеть

отклонения или положительную динамику в этом процессе, т.е. необходим контроль за

достижениями ученика. Контроль способен сыграть большую роль в обучении, если

опираться на самопознание, осуществляемое на основе рефлексии, вводимая в конце

каждого учебного элемента или в конце учебного модуля. Рефлексия позволяет каждому

ученику

осознать

свою

деятельность

на

уроке,

свой

вклад

в

общее

дело,

скорректировать свою последующую деятельность.

Система аттестации учащихся выстраивается не сверху вниз, а идет от ученика.

Можно выделить ряд уровней системы:

Первый

уровень

-

при

использовании

модульной

технологии

обучения

ярко

проявляется самоконтроль и взаимоконтроль. Например, при работе в группах ребята

заполняют

лист

контроля.

Такой

же

лист

заполняют

после

завершения

работы

по

модулю. Этот процесс

осуществляется на всех учебных занятиях, только в устной

форме.

Второй уровень – это контроль учителя. Идет проверка уровня обучаемости и

обученности; умения применять свои знания на практике (различные виды диктантов,

списывания, творческие работы).

Следующий уровень контроля – это контроль административный. Он проводится

рубежно. Как правило, это выборочный контроль по результатам семестра, полугодия и

целостный по итогам года. Анализируя результаты обучения, пришла к выводу, что,

применяя технологию модульного обучения, создаю условия для личностного роста

ученика.

У

учащихся

повышается

уровень

мотивации

к

учению,

каждый

ребенок

получает возможность испытывать учебный успех.

Количественный

и

качественный

анализ

показал:

внедрение

технологии

модульного обучения позволило выйти на конструктивный и творческий уровни, на

субъект - субъектную основу, которая обеспечивает учащимся развитие мотивационной

сферы, самостоятельности в осуществлении самоуправления учебно-познавательной

деятельностью.

Опыт позволяет добиваться стабильных положительных результатов в обучении,

развивает

коммуникативные

способности

учеников,

формирует

их

активную

гражданскую

позицию.

Посещенные

уроки,

внеклассные

мероприятия

позволяют

судить о том, что дети обладают лаконичной речью, умеют обосновать своё мнение,

логично мыслить.

Важным условием перехода на модульное обучение я считаю уровень готовности

школьников

к

самостоятельной

учебно-познавательной

деятельности.

Не

во

всех

классах одинаково эффективно проходят модульные уроки. Мои ученики в школе 2

ступени обучения отличаются от своих сверстников тем, что умеют самостоятельно

добывать

новые

знания,

работать

с

дополнительными

источниками

информации,

использовать в работе ИКТ («добывать» информацию в интернете, делать слайдовые

презентации и т.д.).

6



В раздел образования