Напоминание

"ОСОБЕННОСТИ И КОРРЕКЦИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР 3 УРОВНЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Овсянкина-Ромашова Галина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад "Оленёнок"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Муравленко
Наименование материала: статья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ И КОРРЕКЦИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР 3 УРОВНЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ И КОРРЕКЦИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР 3

УРОВНЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность

темы

подтверждается

тем,

что

отечественные

исследователи

(Н.А. Чиркина,

Т.Б.

Филичева

[1;

2])

в

своих

трудах

подчеркивают,

что

формирование

звуко-слоговой

речи

в

логопедической

работе с детьми, имеющими ОНР, сегодня приобретает особое значение по

причине особенностей структуры дефекта, и поэтому становится сложной

задачей, превращающейся в главную конечную цель всего коррекционного

процесса, которая представляется трудно достижимой и требует от логопеда,

воспитателей и родителей длительной кропотливой работы.

Мы предположили, что коррекция звуко-слоговой речи дошкольников с

ОНР

будет

успешной,

если

коррекционная

программа

будет

носить

комплексный характер.

Проведенное исследование показало, что у детей с ОНР развитие звуко-

слоговой структуры слова находится на низком и среднем уровнях. Высокий

уровень выявлен не был: 4 детей (50%) обладают средним уровнем развития

звуковой и слоговой структуры, 4 детей (50%) обладают низким уровнем,

высокий уровень не обнаружен.

На

этапе

констатации

мы

установили,

что

для

детей

старшего

дошкольного возраста с ОНР характерны следующие нарушения слоговой

структуры слова:сокращение (пропуск) слога;

увеличение числа слогов за

счёт

вставки

гласных

в

стечения

согласных;перестановка

слогов;

перестановка

звуков

соседних

слогов;уподобление

слогов;персеверации

(циклический

повтор,

настойчивое

воспроизведение);контаминации

(смешение слов).

С целью формирования слоговой структуры слова у детей старшего

дошкольного

возраста

с

ОНР

нами

была

разработана

программа

экспериментальной

работы

по

коррекции

слоговой

структуры

слова

у

старших

дошкольников,

которая

предполагала

развитие

мелкой

моторики

пальцев рук; развитие звуко-буквенного анализа и синтеза; формирование

слоговой

структуры

слова.В

коррекционной

работе

нами

использовались

пальчиковые игры, различные игровые упражнения и задания для развития

звуко-буквенного анализа и синтеза и формирования слоговой структуры

слова, лого- ритмические занятия.

После

применения

на

практике

разработанной

нами

программы

экспериментальной

работы

по

коррекции

слоговой

структуры

слова

у

старших дошкольников повторно было проведено обследование детей с ОНР.

Было установлено, что высокий уровень развития звуковой структуры слова

свойственен 1 ребенку (12%), 5 детей (63%) обладают средним уровнем

развития звуковой структуры, 2 детей (25%) обладают низким уровнем.У 2

испытуемых (25%)выявлен уровень развития слоговой структуры речи ниже

среднего;

у

5

(63%)испытуемых

средний

уровень,

у

1

ребенка

(12%)

выявлен высокий уровень.

На контрольном этапе исследования были зафиксированы следующие

ошибки, допускаемые испытуемыми:увеличение числа слогов за счёт вставки

гласных

в

стечения

согласных;пере становка

звуков

с о с ед н и х

с л о г о в ; п е р с е в е р а ц и и

( ц и к л и ч е с к и й

п о в т о р ,

н а с т о й ч и в о е

воспроизведение);контаминации (смешение слов).

Итак,

разработанная

нами

программа

комплексной

коррекционной

работы

показала

свою

эффективность

в

процессе

формирования

звуко-

слоговой структуры слова.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим

недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: Альфа,

1994. – 103 с.

2.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы

коррекции

общего

недоразвития

речи

у

детей

дошкольного

возраста

//

Логопед в детском саду. – 2013. – № 3. – С. 65-71.



В раздел образования