Автор: Овсянкина-Ромашова Галина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад "Оленёнок"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Муравленко
Наименование материала: статья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ И КОРРЕКЦИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР 3 УРОВНЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
ОСОБЕННОСТИ И КОРРЕКЦИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР 3
УРОВНЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность
темы
подтверждается
тем,
что
отечественные
исследователи
(Н.А. Чиркина,
Т.Б.
Филичева
[1;
2])
в
своих
трудах
подчеркивают,
что
формирование
звуко-слоговой
речи
в
логопедической
работе с детьми, имеющими ОНР, сегодня приобретает особое значение по
причине особенностей структуры дефекта, и поэтому становится сложной
задачей, превращающейся в главную конечную цель всего коррекционного
процесса, которая представляется трудно достижимой и требует от логопеда,
воспитателей и родителей длительной кропотливой работы.
Мы предположили, что коррекция звуко-слоговой речи дошкольников с
ОНР
будет
успешной,
если
коррекционная
программа
будет
носить
комплексный характер.
Проведенное исследование показало, что у детей с ОНР развитие звуко-
слоговой структуры слова находится на низком и среднем уровнях. Высокий
уровень выявлен не был: 4 детей (50%) обладают средним уровнем развития
звуковой и слоговой структуры, 4 детей (50%) обладают низким уровнем,
высокий уровень не обнаружен.
На
этапе
констатации
мы
установили,
что
для
детей
старшего
дошкольного возраста с ОНР характерны следующие нарушения слоговой
структуры слова:сокращение (пропуск) слога;
увеличение числа слогов за
счёт
вставки
гласных
в
стечения
согласных;перестановка
слогов;
перестановка
звуков
соседних
слогов;уподобление
слогов;персеверации
(циклический
повтор,
настойчивое
воспроизведение);контаминации
(смешение слов).
С целью формирования слоговой структуры слова у детей старшего
дошкольного
возраста
с
ОНР
нами
была
разработана
программа
экспериментальной
работы
по
коррекции
слоговой
структуры
слова
у
старших
дошкольников,
которая
предполагала
развитие
мелкой
моторики
пальцев рук; развитие звуко-буквенного анализа и синтеза; формирование
слоговой
структуры
слова.В
коррекционной
работе
нами
использовались
пальчиковые игры, различные игровые упражнения и задания для развития
звуко-буквенного анализа и синтеза и формирования слоговой структуры
слова, лого- ритмические занятия.
После
применения
на
практике
разработанной
нами
программы
экспериментальной
работы
по
коррекции
слоговой
структуры
слова
у
старших дошкольников повторно было проведено обследование детей с ОНР.
Было установлено, что высокий уровень развития звуковой структуры слова
свойственен 1 ребенку (12%), 5 детей (63%) обладают средним уровнем
развития звуковой структуры, 2 детей (25%) обладают низким уровнем.У 2
испытуемых (25%)выявлен уровень развития слоговой структуры речи ниже
среднего;
у
5
(63%)испытуемых
–
средний
уровень,
у
1
ребенка
(12%)
выявлен высокий уровень.
На контрольном этапе исследования были зафиксированы следующие
ошибки, допускаемые испытуемыми:увеличение числа слогов за счёт вставки
гласных
в
стечения
согласных;пере становка
звуков
с о с ед н и х
с л о г о в ; п е р с е в е р а ц и и
( ц и к л и ч е с к и й
п о в т о р ,
н а с т о й ч и в о е
воспроизведение);контаминации (смешение слов).
Итак,
разработанная
нами
программа
комплексной
коррекционной
работы
показала
свою
эффективность
в
процессе
формирования
звуко-
слоговой структуры слова.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: Альфа,
1994. – 103 с.
2.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы
коррекции
общего
недоразвития
речи
у
детей
дошкольного
возраста
//
Логопед в детском саду. – 2013. – № 3. – С. 65-71.