Напоминание

Развитие технических способностей у одарённых детей старшего дошкольного возраста


Автор: Жимонова Жанна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 1 "Лучик"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие технических способностей у одарённых детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие технических способностей у одарённых детей старшего

дошкольного возраста

Воспитатель МБДОУ детский сад № 1 «Лучик»

Жимонова Жанна Николаевна

Потребность

современного

общества

в

неординарной

творческой

личности

высока,

все

более

ценится

интеллект

и

креативность,

которые

позволяют решать сложные задачи, создавать новые технологии в разных

сферах общественной деятельности.

Человек, обладающий развитыми способностями, готов к восприятию

нового.

Предложите

кому-нибудь

назвать

известных

талантливых

людей

прошлого или современников, наверняка вспомнятся такие яркие личности,

как Петр I, Леонардо да Винчи, М.И. Кутузов, И. Ньютон, Г. Галилей, М.В.

Ломоносов, М.Л. Ростропович, Ю. Гагарин. Что объединяет талантливые

личности?

Исследователи,

изучавшие

биографии

выдающихся

людей,

пришли к выводу о том, что в детстве, как правило, их объединяло наличие

высокого интеллекта, хорошей памятью, любознательностью, а также такими

чертами,

как

критичность,

настойчивость,

сильная

воля

и

стремление

к

высоким достижениям, познанию, увлеченность своим делом, энергичность.

Развитие

детской

одаренности

весьма

перспективное

направление.

Ученых разных времен неизменно привлекал вопрос возникновения гениев,

развития талантов. Не утихают научные споры о том, действительно ли все

дети талантливы, почему угасают яркие способности, которые были присущи

ребенку в детстве, помогают ли специальные программы развитию детской

одаренности.

В

связи

с

этим

функционировала

достаточно

эффективная

система

выявления

и

обучения

одаренных

детей.

Современная

личностно-

ориентированная тенденция связана с выходом на первый план ценности

личностного

развития

и

самореализации.

Так,

высокие

индивидуальные

достижения

обычно

способствуют

самореализации

личности

и

движут

общество вперед.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном

плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать,

решать сложные логические задачи.

Однако опыт современного образования показывает, что существуют

различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом,

чем

у

их

сверстников,

со

способностями

к

творчеству,

с

умением

классифицировать,

обобщать,

находить

взаимосвязи.

Они

постоянно

находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны,

проявляют самостоятельность, активны.

Выражение

«одарённые

дети»

употребляется

весьма

широко.

Если

ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях,

значительно

превосходит

сверстников,

его

могут

называть

одарённым.

Многочисленные

труды

(Д.

Б.

Богоявленской,

Л.

С.

Выготского,

Ю.

З.

Гильбух,

Н.

С.

Лейтес,

А.

А.

Мелик-Пашаева,

А.

И.

Савенкова,

Ю.Д.

Бабаевой, Н.С. Бурменской) посвящены рассмотрению понятия - одарённый

ребёнок,

выявлению

таких

детей,

особенностям

работы

с

ними,

их

психологическим проблемам. В последние годы проблема различий между

детьми по одарённости «вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес.

Несомненны реальность и значимость этой проблемы.

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного

образования

обозначена

такая

задача,

как

сохранение

и

поддержка

индивидуальности

ребенка,

развитие

индивидуальных

способностей

и

творческого

потенциала

каждого

ребенка

как

субъекта

отношений с людьми, миром и самим собой. В современной психолого-

педагогической науке большое внимание уделяется развитию творческого

потенциала и способностей личности. Этой проблеме посвящены работы Е.

А.

Глуховской,

С.

Р.

Евинзон,

Н.

В.

Клоповой,

В.

Ф.

Кошсовой,

Л.

В.

Мещеряковой, В. Ф. Овчинникова, В. Г. Рындак и др. Дошкольный возраст -

благоприятный

период

для

развития

технических

способностей.

К

ним

относятся

пространственное

видение,

пространственное

воображение,

умение представлять предмет в целом и частями согласно плану, схеме,

описанию.

Развитие

технических

способностей

детей

дошкольного

возраста

рассматривали в своих работах И. В. Абокумова, К. А. Бабиянц, Л. Терстон,

В. Ю. Шурыгин, А. В. Дерягин, В. А. Крутецкий. В настоящее время в

дошкольных

учреждениях

отведено

особое

место

работе

с

одаренными

детьми, но не созданы условия для развития у одаренных детей технических

способностей с учетом особенностей детей, их наклонностей и интересов.

Л.

Терстон

рассматривает

технические

способности

как

общие

умственные.

Исследователи

В.

Ю.

Шурыгин,

А.

В.

Дерягин

под

техническими способностями понимают взаимосвязанные и проявляющиеся

независимо друг от друга качества к пониманию вопросов, связанных с

техникой,

к

изготовлению

технических

устройств,

к

техническому

изобретательству.

Это

те

способности,

которые

проявляются

в

непосредственной работе с различным техническим оборудованием или его

частями.

Под

техническими

способностями

В.

А.

Крутецкий

понимает

следующее:

наблюдательность

в

области

технических

приспособлений,

позволяющая видеть их достоинства и несовершенства;

• точность и живость пространственных представлений;

комбинаторная

способность

(способность

составлять

из

данных

узлов,

деталей

новые

комбинации,

сопоставлять

свойства

различных

материалов);

• техническое мышление (способность понимать логику технических

устройств).

И.

В.

Абокумова,

К.

А.

Бабиянц

рассматривают

технические

способности

как

психологические

особенности,

проявляемые

в

работе

с

оборудованием

и

отдельными

взаимодействующими

механизмами.

Чаще

всего под этими особенностями подразумеваются техническое мышление и

техническая

осведомленность.

В

качестве

измеряемых

показателей

чаще

всего выступают технический опыт, приобретаемый человеком в работе с

техникой,

пространственные

представления

и

понимание

технических

устройств.

На наш взгляд, технические способности -это личностные качества

человека,

позволяющие

ему

достигать

особых

успехов

при

создании

различных

приспособлений,

механизмов

и

устройств.

У

такой

личности

должна

быть

хорошо

сформирована

мелкая

моторика,

пространственное

представление, логическое мышление, а также высокий интеллектуальный

уровень.

Технические способности - это взаимосвязанные и независимые друг

от

друга

личностные

качества,

проявляющиеся

в

основном

в

игровой,

конструкторской и продуктивной видах деятельности:

- понимание назначения техники, ее полезных и вредных функций;

- умение обращаться с техникой (подключение, запуск, управление

функциями);

- изготовление технических изделий (сборка деталей, конструирование,

навешивание технических функций на предметы-заместители);

-

проявление

в

продуктах

творчества

ребенка

идей

технического

изобретательства (идея с субъективной для ребенка новизной, способность

видеть, формулировать и разрешать противоречия (телевизор и широкий, и

узкий

одновременно),

уместное

использование

датчиков

и

их

программирование

в

игре

с

конструкторами

первороботами,

способность

комбинировать технические системы).

При этом важно учитывать, что такая работа требует не только особых

умственных способностей, но и высокого уровня развития сенсомоторных

способностей, ловкости, физической силы.

Развитие

техниче ских

спо собно стей

детей

опирается

н а

сформированную

мелкую

моторику,

пространственное

представление,

логическое

мышление.

Выявив

особые

характеристики,

соответствующие

человеку, обладающему техническими способностями, мы можем определить

основы развития технических способностей детей дошкольного возраста,

выстроенные в соответствии с возрастными периодами развития:

1. развитие мелкой моторики рук (младший возраст);

2. развитие пространственного мышления ребенка (средний возраст);

3.

развитие

логики,

включение

в

продуктивные

виды

деятельности

(конструирование, лепка, черчение и рисование, решение творческих задач и

изобретательских задач (основы ТРИЗ) (старший возраст).

Опора

на

возрастные

особенности

обеспечивает

поступательность

развития

психических

процессов

и

индивидуальных

способностей

детей.

При этом мы ориентируемся на результаты деятельности детей в продуктах

творчества. Если в продуктах творчества детей проявляется опережение в

развитии сверстников на 1,5-3 года, то мы можем говорить о признаках

одаренности.

В

области

развития

технических

способностей

это

может

реализовываться в способностях ребенка 4-5 или 5,5-6 лет в установлении

закономерностей,

выполнении

логических

операций

таких,

как

анализ

и

синтез, обобщение, установление связей между системами и их частями, в

способности разрешить противоречие и объяснить прием его разрешения

(например, в основе нового для ребенка решения заложены объединение

объектов, чередование функций, переход признаков объекта в новое качество

и т.д.).

Приведем пример творческих технических задач для детей старшего

дошкольного

возраста:

представить

проект

кошкиного

дома,

который

не

сгорит;

придумать

экодом,

модель-установку,

обеспечивающую

охрану

окружающей

среды,

идею

прибора

нейтрализации

радиации,

модель

технического средства для экологического туризма.

Рассмотрим

подробнее

особенности

развития

техниче ских

способностей детей в различные возрастные периоды. Мелкая моторика -

совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной

систем, часто в сочетании со зрительной системой. Работа заключается в

выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В

применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин

ловкость.

О

значимости

развития

мелкой

моторики

рук

говорили

такие

ученые как Л. В. Антакова-Фомина, М. М. Безруких, С. П. Ефимова, М. М.

Кольцова, М. Монтессори, Е. Н. Соколова, С. О. Филиппова и др. Развитие

мелкой

моторики

детей

раннего

возраста

обусловлено

возрастными

психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и

младшем

дошкольном

возрасте

интенсивно

развиваются

структуры

и

функции

головного

мозга

ребенка,

что

расширяет

его

возможности

в

познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем

предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного

восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с

помощью

тактильно-двигательного

восприятия

складываются

первые

впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуального

развития в будущем. Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном

возрасте станет пропедевтикой развития конструкторских способностей в

последующих

возрастных

этапах.

При

конструировании

и

сборки

технических моделей в старшем возрасте важно уметь скреплять мелкие

детали, устанавливать датчики, крепить шестеренки, моторы и т.д.

Развитие пространственного мышления является следующей ступенью

развития

технических

способностей

детей.

Проблемой

формирования

пространственных представлений занимались многие ученые: Б. Г. Ананьев,

О. И. Галкина, Л. Л. Гурова, В. П. Зинченко, Е. Н. Кабанова-Меллер, A. M.

Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Е. Ф. Рыбалко, Б. А. Сазонтьев, Н.

Ф. Талызина, И. С. Якиманская и другие. В их исследованиях раскрывается

природа

восприятия

пространства

и

возникновение

пространственных

представлений,

в

частности,

процессы

ощущений,

восприятий

и

представлений рассматриваются в неразрывном единстве. Пространственное

мышление

-

вид

умственной

деятельности,

обеспечивающей

создание

пространственных

образов

и

оперирование

ими

в

процессе

решения

прикладных и теоретических задач. Пространственное мышление в своей

наиболее

развитой

форме

оперирует

образами,

содержанием

которых

является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и

отношений объектов.

Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям

жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед

ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими.

Именно

поэтому

дошкольный

возраст

наиболее,

сензитивен

к

обучению,

опирающемуся на образы. Учет всех этих моментов и заставляет с особым

вниманием отнестись к развитию образного мышления дошкольников. Что

же

касается

мышления

отвлеченного,

логического,

то

возможности

его

формирования

следует

использовать

лишь

в

той

степени,

в

какой

это

необходимо

для

ознакомления

ребенка

с

некоторыми

основами

научных

знаний.

Умение

ориентироваться

в

пространстве

в

дошкольном

возрасте

заключается в том, что дети выделяют отношения между предметами (один

предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими). В

младшем школьном возрасте речь идет о пространственных соотношениях

элементов: правее - левее, выше - ниже; умении понимать расположение

деталей: если один элемент выше, то другой оказывается ниже. Ребенок 5-6

лет

способен

выйти

на

новый

уровень

пространственного

мышления,

избавившись от мыслительного эгоцентризма. Самостоятельно избавиться от

мыслительного эгоцентризма ребенок сможет не ранее 8 лет. Профилактику

пространственного

мыслительного

эгоцентризма

можно

проводить

через

игры, направленные на освоение пространства, например, игра «Найти клад»

по

плану

квартиры

(дома,

участка)

или

игра

«Да-Нетка»

(линейная,

пло ско стная,

про странственная).

Также

развитию

з р и т е л ь н о -

интеллектуальных

операций

способствует

срисовывание

(продолжение)

клеточных орнаментов. Преодолению мыслительного эгоцентризма служат и

логические задачи: «У Пети было две сестры: Маша и Катя. Сколько сестер

было у Маши?..». Пятилетний мальчик, идентифицирующийся с персонажем

«Петя»,

делает

ошибку

в

подсчете

сестер.

Преодоление

мыслительного

эгоцентризма позволит ребенку (в дальнейшем) понять все математические

операции и причинно-следственную логику.

Формируются пространственные представления у детей дошкольного

возраста в процессе обучения следующим путем:

1) наблюдение;

2) восприятие и осмысливание информации;

3)

практическая

деятельность

(измерение,

построение,

рисование,

моделирование, конструирование, решение задач и др.);

4) мысленное оперирование пространственного представления.

На

основе

этих

умений

выделяются

уровни

сформированности

пространственного представления детей.

Пространственное мышление служит основой развития логического

мышления,

а

целенаправленное

развитие

логического

мышления

ребенка

является

базисом

развития

индивидуальных

способностей

в

области

технического творчества. Абстрактно-логическое мышление самое сложное,

оно

оперирует

не

конкретными

образами,

а

сложными

отвлеченными

понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить

лишь

о

предпосылках

развития

этого

вида

мышления.

Способность

использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно

обнаружить

уже

в

среднем

дошкольном

возрасте,

но

наиболее

ярко

она

проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже. Другое

явление,

открытое

им

же

и

относящееся

к

детям

данного

возраста,

нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и

количества предметов - свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного

детства (6 лет), многие дети еще не владеют логикой.

Н.

Н.

Поддьяков

изучал,

как

идет

у

детей

дошкольного

возраста

формирование внутреннего плана действий, характерного для логического

мышления. Вывод, который был сделан Н. Н. Поддьяковым из исследований

развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные

этапы

и

достижения

в

совершенствовании

мыслительных

действий

и

операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми,

более

совершенными.

Они

трансформируются

в

«структурные

уровни

организации

процесса

мышления»

и

«выступают

как

функциональные

ступени решения творческих задач». Развитие технических способностей

детей старшего дошкольного возраста опирается на уровень развития мелкой

моторики ребенка, его пространственные представления, основы логического

мышления,

индивидуальные

творческие

способности

в

области

моделирования

и

конструирования,

элементарную

компьютерную

грамотность, умения управлять бытовыми техническими средствами.

«Информационный взрыв» сыграл огромную роль в средствах развития

технического творчества детей дошкольного возраста. Это связано в первую

очередь

с

ранней

доступностью

средств

массовой

информации,

ранним

освоением

мобильной

связи

и

компьютерных

игровых

комплексов.

Средствами развития технических способностей детей дошкольного возраста

выступают

легоконструкторы

и

первороботы.

Дети

имеют

возможность

дистанционно

строить

карусели,

машины,

роботов,

подъемные

краны

и

многое

другое.

Программирование

моделей

требует

от

детей

большой

сосредоточенности и логического построения действий, чтобы модель могла

прийти в движение.

Обобщая

вышеизложенное,

пришли

к

выводу

о

том,

что

развитие

технических способностей детей дошкольного возраста - это поступательное,

целенаправленное

развитие

сенсомоторных

возможностей

ребенка,

его

пространственного, логического и творческого мышления, обеспечивающих

базис индивидуальных способностей в области создания конструкторских

моделей, творческих идей в области освоения техники, механизмов.

Педагоги отмечают: если в системе развивать способности ребенка, то

происходят позитивные изменения в его развитии. В силу разных условий

воспитания, особенностей личностного развития каждый ребенок достигает

своего результата, поднимаясь по своей лесенке развития все выше и выше.

Осознание ребенком того, что он овладел определенным умением, решил

поставленную

задачу,

окрыляет

малыша

и

помогает

ему

достичь

новых

результатов.

В

наше

время

необходимы

люди,

мыслящие

не

шаблонно,

умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход

из проблемной ситуации.



В раздел образования