Напоминание

"Деловые игры как тренинг развития навыков межличностного общения"


Автор: Усачёва Елена Геннадьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город–курорт Железноводск, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Деловые игры как тренинг развития навыков межличностного общения"
Раздел: полное образование





Назад




Деловые игры как тренинг развития навыков межличностного

общения

Автор: Усачёва Е.Г.

Возникновение и развитие различных видов деятельности у человека

представляет

собой

сложный

и

длительный

процесс.

Выделяют

три

генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего

жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются

по конечным результатам

(продукту деятельности), по организации, по

особенностям мотивации. Рассмотрим одну из них - игру.

Игра – активность индивида, направленная на условное моделирование

некоей развернутой деятельности. Для человека – форма деятельности в

условных

ситуациях,

направленная

на

воссоздание

и

усвоение

общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах

осуществления действий предметных, в пределах науки и культуры.

В

игре

как

особом

виде

общественной

практики

воспроизводятся

нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение коим обеспечивает

познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также

интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Деловая игра – это форма воссоздание предметного и социального

содержания

профессиональной

деятельности,

моделирования

систем

отношений, характерных для данного вида практики.

Деловые

игры

широко

распространялись

в

связи

с

задачами

совершенствования

управления,

принятие

плановых

и

производственных

решений, подготовки и повышения квалификации кадров.

Проведение

игры

деловой

это

развертывание

особой

(игровой)

деятельности участников на модели имитационной, воссоздающей условия и

динамику производства.

Для деловых игр характерно:

1)

жизненность и типичность ситуаций, рассматриваемых в ходе игры;

2)

регулярное

повторение

задач

и

процедур,

составляющих

сущность

игры;

конфликтность и скрытые резервы. Как известно, отсутствие конфликтности

исключает саму постановку проблемы, а отсутствие резервов не позволяет

решить ситуацию;

3) отсутствие полной информации, т.е. принятие решения в условиях

неопределенности, в ситуации риска или противодействия;

4)

влияние

принятых

ранее

решений

на

изменение

обстановки

в

последующие моменты;

5) действующие лица: участники и ведущие;

6) наглядность последствий принимаемых решений;

7) определенные правила и регламентация игры.

В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в

игре

и

каковы

цели

участников,

различаются

игры

деловые

учебные,

исследовательские, управленческие, аттестационные.

Учебная

игра

деловая

позволяет

задать

в

обучении

предметный

и

социальный

контекст

будущей

профессиональной

деятельности

и

так

смоделировать более адекватные в сравнении с традиционным обучением

условия формирования специалиста. В этих условиях:

1)

усвоение

нового

знания

накладывается

на

канву

будущей

профессиональной деятельности;

2) обучение обретает совместный, коллективный характер;

3) развитие личности специалиста реализуется в результате подчинения

двум типам норм: нормам компетентных действий

предметных и нормам

социальных отношений коллектива.

В

таком

«контекстном»

обучении

достижение

дидактических

и

воспитательных

целей

слито

в

одном

потоке

социальной

по

природе

активности

обучающихся,

реализуемой

как

игровая

деятельность.

Мотивация,

интерес

и

эмоциональный

статус

участников

деловой

игры

обусловливаются

широкими

возможностями

для

целеполагания

и

целеосуществления, для диалогического общения на материале проблемного

содержания деловой игры.

Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые

могут

отличаться

методикой

проведения

и

поставленными

целями:

дидактические

и

управленческие

игры,

ролевые

игры,

проблемно-

ориентированные, организационно-деятельностные игры и др.

Деловая

игра

позволяет

найти

решение

сложных

проблем

путем

применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой

активности

участников

как

с

помощью

специальных

методов

работы

(например, методом «Мозгового штурма», так и с помощью модеративной

работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение).

Проблемно-ориентированная деловая игра проводится обычно не более 3-х

дней. Она позволяет сгенерировать решение множества проблем и наметить

пути развития организации, запустить механизм реализации стратегических

целей.

Деловые игры позволяют получить ясное представление о том, как

человек будет себя вести в команде, что весьма важно для руководителя. Кто

из членов команды станет естественным лидером, кто — генератором идей, а

кто

будет

предлагать

эффективные

пути

их

воплощения.

Например,

участники

игры,

уделяющие

большое

внимание

мелким

деталям,

подробностям

решения

задач,

как

правило,

являются

прекрасными

техническими работниками, хорошими исполнителями. Профессиональная

организация деловых игр — весьма дорогостоящее мероприятие, поэтому

используют их, в основном, при отборе руководящих кадров.

Наиболее эффективно теоретический материал усваивается студентами

в процессе их участия в деловых играх. Деловые игры могут использоваться

не только для обучения студентов, но и для контроля

их теоретических

знаний.



В раздел образования