Автор: Усачёва Елена Геннадьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город–курорт Железноводск, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Деловые игры как тренинг развития навыков межличностного общения"
Раздел: полное образование
Деловые игры как тренинг развития навыков межличностного
общения
Автор: Усачёва Е.Г.
Возникновение и развитие различных видов деятельности у человека
представляет
собой
сложный
и
длительный
процесс.
Выделяют
три
генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего
жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются
по конечным результатам
(продукту деятельности), по организации, по
особенностям мотивации. Рассмотрим одну из них - игру.
Игра – активность индивида, направленная на условное моделирование
некоей развернутой деятельности. Для человека – форма деятельности в
условных
ситуациях,
направленная
на
воссоздание
и
усвоение
общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах
осуществления действий предметных, в пределах науки и культуры.
В
игре
как
особом
виде
общественной
практики
воспроизводятся
нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение коим обеспечивает
познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также
интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Деловая игра – это форма воссоздание предметного и социального
содержания
профессиональной
деятельности,
моделирования
систем
отношений, характерных для данного вида практики.
Деловые
игры
широко
распространялись
в
связи
с
задачами
совершенствования
управления,
принятие
плановых
и
производственных
решений, подготовки и повышения квалификации кадров.
Проведение
игры
деловой
–
это
развертывание
особой
(игровой)
деятельности участников на модели имитационной, воссоздающей условия и
динамику производства.
Для деловых игр характерно:
1)
жизненность и типичность ситуаций, рассматриваемых в ходе игры;
2)
регулярное
повторение
задач
и
процедур,
составляющих
сущность
игры;
конфликтность и скрытые резервы. Как известно, отсутствие конфликтности
исключает саму постановку проблемы, а отсутствие резервов не позволяет
решить ситуацию;
3) отсутствие полной информации, т.е. принятие решения в условиях
неопределенности, в ситуации риска или противодействия;
4)
влияние
принятых
ранее
решений
на
изменение
обстановки
в
последующие моменты;
5) действующие лица: участники и ведущие;
6) наглядность последствий принимаемых решений;
7) определенные правила и регламентация игры.
В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в
игре
и
каковы
цели
участников,
различаются
игры
деловые
учебные,
исследовательские, управленческие, аттестационные.
Учебная
игра
деловая
позволяет
задать
в
обучении
предметный
и
социальный
контекст
будущей
профессиональной
деятельности
и
так
смоделировать более адекватные в сравнении с традиционным обучением
условия формирования специалиста. В этих условиях:
1)
усвоение
нового
знания
накладывается
на
канву
будущей
профессиональной деятельности;
2) обучение обретает совместный, коллективный характер;
3) развитие личности специалиста реализуется в результате подчинения
двум типам норм: нормам компетентных действий
предметных и нормам
социальных отношений коллектива.
В
таком
«контекстном»
обучении
достижение
дидактических
и
воспитательных
целей
слито
в
одном
потоке
социальной
по
природе
активности
обучающихся,
реализуемой
как
игровая
деятельность.
Мотивация,
интерес
и
эмоциональный
статус
участников
деловой
игры
обусловливаются
широкими
возможностями
для
целеполагания
и
целеосуществления, для диалогического общения на материале проблемного
содержания деловой игры.
Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые
могут
отличаться
методикой
проведения
и
поставленными
целями:
дидактические
и
управленческие
игры,
ролевые
игры,
проблемно-
ориентированные, организационно-деятельностные игры и др.
Деловая
игра
позволяет
найти
решение
сложных
проблем
путем
применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой
активности
участников
как
с
помощью
специальных
методов
работы
(например, методом «Мозгового штурма», так и с помощью модеративной
работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение).
Проблемно-ориентированная деловая игра проводится обычно не более 3-х
дней. Она позволяет сгенерировать решение множества проблем и наметить
пути развития организации, запустить механизм реализации стратегических
целей.
Деловые игры позволяют получить ясное представление о том, как
человек будет себя вести в команде, что весьма важно для руководителя. Кто
из членов команды станет естественным лидером, кто — генератором идей, а
кто
будет
предлагать
эффективные
пути
их
воплощения.
Например,
участники
игры,
уделяющие
большое
внимание
мелким
деталям,
подробностям
решения
задач,
как
правило,
являются
прекрасными
техническими работниками, хорошими исполнителями. Профессиональная
организация деловых игр — весьма дорогостоящее мероприятие, поэтому
используют их, в основном, при отборе руководящих кадров.
Наиболее эффективно теоретический материал усваивается студентами
в процессе их участия в деловых играх. Деловые игры могут использоваться
не только для обучения студентов, но и для контроля
их теоретических
знаний.