Напоминание

"Теория воспитания личности средствами искусства"


Автор: Абдуллина Земфира Магдиновна
Должность: преподаватель Изо дисциплин
Учебное заведение: ДШИ № 15
Населённый пункт: Республика Татарстан город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Теория воспитания личности средствами искусства"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Теория воспитания личности средствами искусства

Как справедливо отмечал Рихард Вагнер: «искусство было всегда

прекрасным зеркалом общественного строя». Соответственно, человек всегда

разделяет

ценности

своего

времени,

и

в

частности

идеи,

связанные

с

истолкованием произведений искусства. В последние годы наметились два

сравнительно четких подхода к пониманию значимости искусства в целом.

Первый подход воспринимает искусство как процесс развития сущностных

человеческих

сил

и

способностей

в

ходе

сознательной

деятельности

личности. Другой подход рассматривает искусство как систему ценностей,

норм, с точки зрения ее предметной структуры.

Сегодня течения в искусстве настолько многослойны, многолики и

неоднозначны,

что

даже

подготовленные

специалисты

порой

теряются

в

оценках.

Тем

более

становится

трудной

работа

с

юным

поколением,

психологические

и

интеллектуальные

возможности

которой

просто

не

готовы

к

восприятию

современного

искусства.

Зачастую

в

подростковой

среде в тот период, когда активнее становится мыслительная деятельность,

возрастает самостоятельность в оценках эстетического характера, приходится

наблюдать

неумение

ценить

классическую

музыку,

произведения

изобразительного искусства, красоту архитектурных памятников. Искусство

не является в подростковой среде средством общения, и это опасно, так как

может привести к тому, что духовные ценности, накопленные человечеством,

не став ценностями каждого, будут утрачены. В таких условиях происходит

деградация личности, дегуманизация, отсутствие понятия общечеловеческих

ценностей.

Наряду

с

людьми,

участвующими

в

освоении

культурных

ценностей,

некоторая

часть

равнодушна

к

ним

и

бедна

эмоциональна.

Культурные ценности кажутся ей малозначительными.

Для нас важны многие положения

философии педагогики

античности (Аристотель, Платон, Сократ) и Средневековья (Я.А.Коменский):

социальный

смысл

и

функции

воспитания,

природа

творчества;

идея

саморазвития,

самоорганизации,

самосовершенствования

человека,

приобретения им новых знаний, способностей, опыта, которая исходит из

общей идеи приоритета сознания, как носителя духовности, над бытием.

Интересное положение, сформулированное Я.А. Коменским о формировании

призвания воспитанника - не как следовании его спонтанному проявлению, а

как

органическому

слиянию

общего

и

специального

(внешкольного)

образования. Внеурочные формы занятий рассматривались педагогом как

творческая

площадка

для«

испытания

способностей»

детей

и

для

их

самореализации.

Сила искусства заключается, преимущественно, в его воздействии

на внутренний мир человека. Искусство – это своеобычное отображение

подлинной сущности человека. Как же воздействует искусство? Точные науки

бесстрастны,

в

отличие

от

музыки

или

живописи,

которые

способны

породить множество эмоций и волнений. Искусство м-это многогранность.

Об

этом

особенно

сладкоречиво

говорят

сохранившиеся

с

незапамятных

времен

шедевры

скульптуры

и

архитектуры,

декоративно-прикладного

искусства, музыки и литературы, живописи и графики, а также вечное кино и

театральные постановки. Исторические изыскания передают, что древнейшие

культуры пытались к формулированию собственного «Я» через рисунки на

скалах, ритуальные танцы у костра, традиционные одеяния и др. Средства

выразительности

в

искусстве

не

предуготовлены

лишь

для

того,

чтобы

вызвать некое абстрактное чувство. Эти методы предназначены для более

глобальных

целей

организовать

особенный

внутренний

мир

человека,

который способен видеть прекрасное и создавать нечто аналогичное.

Искусство развивает внутренний мир подростка, учит его самого

отличать взгляды добра и зла, рассуждать о жизни, а также структурировать

свои мысли и даже лицезреть мир в многогранном аспекте. Культурные

ценности

погружают

в

безукоризненно

иной

мир

грез

и

фантазий,

образовывают

человека

как

личность.

Истинное

искусство

нельзя

не

заметить, а его сила способна не только сформировать внутренний мир, но и

круто

изменить

жизнь

человека.Отдельного

внимания

заслуживают

выразительные средства искусства (ритм, пропорция, форма, тон, фактура и

т.д.), которые позволяют в полной мере оценить ту или иную работу.

Но следует отметить, что проблема дополнительного образования

является

достаточно

новоиспеченной

для

педагогической

науки.

Исследования

в

этой

области

по

особому

активно

ведутся

в

последнее

десятилетие. На сегодняшний день можно выразить ряд проблем системы

дополнительного образования.

Конкурентоспособность традиционных форм дополнительного

образования

детей

неуклонно

снижается

в

силу

развития

новых

привлекательных возможностей досуга. Дети, в отличие от периода 30-летней

давности,

располагают

широкими

возможностями

выбора

развлечений

и

других

форм

увлекательного

времяпрепровождения,

не

требующих

серьезных усилий. К примеру, они с наслаждением могут целый день играть

в компьютерные игры или смотреть боевики по телевизору. Учреждения

дополнительного

образования

рискуют

не

выдержать

эту

конкурентную

борьбу и лишиться своих традиционных клиентов .

Традиционный

формат

дополнительного

образования,

предполагающий, что ребенок добровольно и регулярно приходит на занятия,

перестает срабатывать. 5-7 детей, сидящих на занятиях - страшный сон

директоров организаций дополнительного образования, который все чаще

становится

явью.

Видимо,

дело

не

только

в

качестве

образовательных

программ,

но

и

в

более

совершенных

социально-психологических

изменениях:

современного

ребенка

перестаёт

устраивать

такая

форма

получения

образования,

как

систематические

непременные

занятия.

Становится

актуальным

вопрос

о

разработке

и

внедрении

в

практику

новейших форматов предоставления образовательных услуг.

Нарастание социальных проблем на фоне снижения финансовых

возможностей

местного

самоуправления

будет

укреплять

мнение

о

дополнительном

образовании

как

об

избыточной

роскоши.

В

ситуации

финансового кризиса не исключен сценарий резкого сокращения системы, в

результате

которого

выживут

только

программы,

имеющие

сильную

общественную

поддержку.

Следовательно,

программы

дополнительного

образования

могут

быть

стабильными

только

в

случае

их

очевидной

социальной значимости .

У

системы

будет

появляться

всё

больше

конкурентов

в

негосударственном

секторе,

которые

будут

давать

детям

более

профессиональную подготовку. Программы негосударственных учреждений

дополнительного

образования

уже

сегодня

являются

более

гибкими,

чем

традиционные

программы

муниципальных

учреждений.

Подобные

программы за краткое время решают локальные проблемы в образовании

ребенка:

подготовка

к

поступлению

в

школу,

вуз,

обучение

работе

на

компьютере, развитие коммуникативных навыков и прочее. Эти программы

дают ответ на проблемы, актуальные для родителей, - проблемы, которые

необходимо решить за короткий срок, и поэтому родители согласны за это

платить.

Таким образом, негосударственные учреждения дополнительного

образования

будут

укреплять

свои

позиции

на

рынке

платных

образовательных услуг и всё более оттягивать на себя те средства родителей,

которые

они

готовы

вкладывать

досуг

и

образование

своего

ребенка.

Конечно, усиление позиций учреждений на рынке платных образовательных

услуг

должно

происходить.

Но,

с

нашей

точки

зрения,

тотальная

коммерциализация дополнительного образования поставила бы крест на его

развитии

как

системы,

ответственной

за

воспитание

и

поддерживающей

общество в решении социальных проблем.

В настоящее время учреждения дополнительного образования

прибывают

в

стадии

развития,

преодолевая

сложности

(недостаточное

финансирование,

дефицит

квалифицированных

кадров,

недостаточная

разработанность методического обеспечения). В то же время в обществе

возрастает

осмысление

необходимости

восстановления

духовных

основ

жизни, сохранения и приумножения культуры своего народа. Приумножается

роль психологического, личностного фактора в жизни и профессиональной

деятельности, приходит осознание важности постоянного самообразования и

творческого регресса, становление активной жизненной позиции.

Учреждения дополнительного образования детей предоставляют

обширные возможности для развития творческих способностей подростков в

всевозможных

видах

деятельности

и

сферах

знаний.

Демократизация

и

гумманизация

системы образования в Российской Федерации позволили

рассматривать

дополнительное

образование

как

сферу,

объективно

объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие.

В своих публикациях Б.П. Черник

отмечает, что социально-

культурная среда является важным пространством формирования личности.

Это определенное окружающее человека социальное пространство (в целом–

как

макросреда,

в

конкретном

смысле–

как

непринужденное

социальное

окружение, как микросреда); зону непосредственной активности индивида,

его ближайшего развития и действия .

В толковом словаре русского языка В.И Даля дано определение:

творчество

-

творение, сотворение, созидание, как деятельное свойство.

Философская

энциклопедия

определяет

творчество

как

деятельность,

порождающую нечто новое, никогда ранее не бывшее . Это, видимо, самое

обширное определение творчества. Можно определить значение этого слова и

по-другому,

подчеркнув,

что

творчество

является

человече ской

деятельностью.

Творчество

-

деятельность

человека,

создающая

новые

материальные

и

духовные

ценности,

обладающие

общественной

значимостью.

Известный

психолог

Л.С.

Выготский

говорил,

что

«в

каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие

существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть

йота

нового,

обязано

своим

происхождением

творческому

процессу

человека».

Проблема

творчества

заботила

людей

всегда,

выступая

как

общечеловеческая проблема. Феномен гениальности тоже всегда вызывал

восхищение

людей

и

составлял

непреходящую

ценность

цивилизаций.

Педагоги обычно ставят вопрос о раннем выявлении задатков таланта в

детях, о путях развития этих задатков.

В

нынешних

условиях

творческая

личность

становится

востребованной

обществом

на

всех

ступенях

ее

развития.

Количество

изменений

в

жизни,

происходящих

за

небольшой

отрезок

времени,

настоятельно

требуют

от

человека

качеств,

позволяющих

творчески

и

продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в

ситуации

постоянных

изменений,

чтобы

адекватно

на

них

реагировать,

человек должен активизировать свой творческий потенциал.

Дополнительное образование вероятно располагает богатыми

социально-педагогическими

потенциалами

по

развитию

творческих

способностей, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального

образовательного

процесса

всевозможные,

зачастую

уникальные

познавательные

пристрастия

личности

и

при

стандартизации

общего

образования не лишиться наделенного одаренностью и талантливого ребенка,

поднять

его

на

качественно

новую

величину

персонального

развития,

раскрыть множество возможностей для самореализации и самовоспитания.

Оно

помогает

формированию

мотивации

обучающихся

к

познанию

и

творчеству,

развитию

их

способностей

и

включению

в

общественно

полезную деятельность.

Подростковый возраст располагает богатейшими возможностями

для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с

течением времени необратимо утрачиваются, поэтому нужно, как можно

эффективнее применять уже в младшем школьном детстве. Непонимание

сути творческих способностей сопутствует непониманием того, что значит

быть

творческим

человеком.

Творчество

приписывалось

лишь

только

художникам,

музыкантам

и

прочим

деятелям

искусства.

Исследователи

творческого

процесса

целостны

в

том,

что

творчество

основывается

на

внутренних задатках человека и высвобождается при определенных условиях

окружающего

мира.

Способность

к

творчеству

развивается

при

стимулировании

умственно-духовных

задатков

человека.

При

этом

трансформируется

восприятие

окружающего

мира,

открывается

и

используется значительные возможностей для осуществления своих идей.

Успешное развитие творческих способностей вероятно лишь при

создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности,

чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т. д.

5. Рассудительная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, стремления

ребенка к творчеству.

Искусство,

являясь

активным

участником

воспитательного

процесса

молодежи, формирует духовно-нравственную и одухотворенную личность,

благодаря

творчеству.

На

всех

этапах

своего

развития

утверждает

благородные идеалы, способствующие совершенствованию человека. Причем

оно находится в постоянном развитии и движении, обогащая человека на

всем его жизненном пути. Известный филолог, культуролог и искусствовед

Лихачев

Дмитрий

Сергеевич

говорил,

что

«искусство

освещает

и

одновременно

освящает

жизнь

человека.

Оно

делает

его

добрее,

а

следовательно, счастливее».



В раздел образования