Напоминание

Полихудожественная деятельность на уроках музыки.


Автор: Родина Екатерина Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ СОШ №146
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Полихудожественная деятельность на уроках музыки.
Раздел: среднее образование





Назад




Полихудожественная деятельность на уроках музыки.

В последнее время в России произошли значительные изменения в таких

влияющих на духовный потенциал общества областях, как образование,

культура, социальная сфера. В концепции модернизации российского

образования проходит идея «достижения нового современного качества

дошкольного, общего и профессионального образования». В концепции

отмечается. Что модернизация предполагает ориентацию образования не

только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и развитие

его личности, его познавательных и созидательных способностей, определена

стратегия разработки содержания образования – замена ценностей обучения

на ценности развития ребёнка.

На систему образования XXI века ложится важнейшая задача – воспитание

человека познающего, способного творчески мыслить, активно участвовать в

процессе созидания и использование новых технологий. В современных

условиях реформирования образования постановка проблемы

художественно-эстетического развития детей школьного возраста связана с

необходимостью разработки и внедрения в практику образовательного

учреждения полихудожественной концепции, направленной на развитие

творческой личности нового человека культуры.

Актуальность полихудожественного подхода к системе образования

обусловлена требованиями общества на современном этапе его развития. К

таким требованиям относятся: развитие способности ребёнка к

самостоятельному активному освоению мира, стимулирование у него

стремления к самореализации, формирование творческой активности во всех

сферах деятельности. Умение находить новые, нестандартные решения

проблем - это важное качество в условиях современного мира и, именно,

дошкольное образование обеспечивает переход ребёнка на следующую,

школьную ступень образовательной системы.

В 80-десятые годы ХХ века педагогический аспект проблемы взаимодействия

искусства разрабатывался Б.П. Юсовым. Этим же автором впервые был

использован термин "полихудожественный подход", сущность которого

заключалась " в организации такого художественного образования детей,

которое позволяло ребёнку освоить внутреннее родство разнообразного

художественного проявления на уровне творческого процесса" (Б.П. Юсов).

Таким образом, полихудожественный подход предполагает форму

приобщения воспитанников к искусству, позволяющему им понять истоки

разных видов художественной деятельности и приобрести базовые

представления и навыки из области каждого искусства. Учёными,

работающими над принципами полихудожественного подхода, говорилось о

развитии творческого потенциала ребёнка в процессе различных видов

деятельности, в том числе и художественной. Единая художественная

природа всех искусств соответствует врождённой предрасположенности

ребёнка к разным видам творческой деятельности, полимодальности его

интересов. Ребёнок выражает желание выразить своё внутреннее состояние в

песне, танце, слове, рисунке и т.д.( Е.П. Кабкова).

Такие разнообразные определения сущности полихудожественного подхода

как целостный процесс художественного воспитания, как гармоничная

система вхождения ребёнка в процесс обучения, как раскрытие своего

творческого потенциала и самореализация в творчестве, приводят к

возникновению неоднозначного его понимания у различных исследователей,

и в настоящий момент полихудожественный подход находится ещё в стадии

разработок. Но, несмотря на то, что понятие "полихудожественный подход",

основанный на принципе интеграции, находится в стадии разработок, в

целом все определения основаны на универсальном законе гетерозиса,

согласно которому любое предметное содержание, обогащённое

интегративными связями, несомненно, обладает большим развивающим

резервом, чем каждый компонент содержания образования в отдельности.

В современном мире новая парадигма образования в качестве основных

ориентиров

предлагает

систему

полихудожественного

развития

ребенка,

основывающуюся на объединении двух или более видов художественной

деятельности

в

одно

целое.

В

основе

данного

вида

деятельности

лежит

интегративное

взаимодействие

различных

видов

искусств,

где

прослеживаются

внутренние

связи

слова,

звука,

цвета,

движения

и

др.

Растущему человеку искусство позволяет, как полихудожественное явление

реально

проживать

гармонию

мира

как

взаимодействие

его

различных

сторон,

то

есть

целостно

воспринимать

жизненное

пространство.

Диалектичность природы искусства, неоднозначность и в тоже время его

общая

способность

к

«сплавлению»

противоречивых

частных

образов

в

единую

художественную

структуру

направляет

механизм

его

освоения

личностью в русло единства интеграции различных видов художественно-

творческой деятельности. В этом смысле полихудожественная деятельность

позволяет

ребенку

ощущать

себя

субъектом

«культуротворчества»

и

раскрывает

способность

личности

видеть

множество

смыслов

в

одной

заданной ситуации.

Проблема детского творчества волнует каждого, кто так или иначе столкнулся

с миром детей, ищет пути и формы сотрудничества с ними.

Как приблизиться к интересам ребенка?

Как понять их проблемы, найти ключ к волшебным дверцам, по которым

открываются тайны видения мира. Прикоснуться к этому, можно только через

художественно - творческую деятельность ребенка.

Приобщить ребенка к красоте и гармонии, к миру искусства, пробудить его

творческие силы и желание заниматься различными видами художественной

деятельности - важнейшая задача воспитания.

Одним

из

эффективных

направлений

современной

педагогики,

которое

позволяет

решать

эти

сложные

педагогические

задачи,

является

полихудоже ственный

подход

к

организации

о б р а з о ват е л ь н о го

процесса. Полихудожественный подход к обучению связан с применением

интерактивных

форм

работы

с

детьми,

что

позволяет

развивать

в

них

художественное

мышление,

творческое

воображение,

исследовательские

способности,

умение

обобщать

информацию

и

коммуникативные

компетенции. Умение находить новые, нестандартные решения проблем - это

важное качество в условиях современного мира.

Под полихудожественной деятельностью подразумевается, прежде всего,

деятельность в которую дети входят с позиции творцов, в которой они,

пользуясь элементарными, доступными им средствами, могут

импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные

переживания.

Отдельные виды художественного творчества не существуют сегодня

изолированно друг от друга, что выражается не только в появлении новых

синтетических жанров искусства, но и интегративности художественного

мышления, в расширении художественной сферы. Совершенствуются при-

емы, технологии, способы извлечения звука, цвета, расширяются границы ху-

дожественной сферы.

Главная задача направления - развитие эмоционально-чувственной сферы и

совершенствование предоставляемых им природой умений (слышать, видеть,

чувствовать, двигаться, общаться), формирование художественно-

эстетической компетенции, творческой индивидуальности ребенка.

Опираясь на полихудожественный подход в формировании творческих

способностей, объединяющий различные виды деятельности: музыкально-

художественную, игровую, коммуникативную, продуктивную и другие,

учитель должен дать представление о специфике различных видов искусства,

выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка

видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Полихудожественный подход в обучении - это личностно ориентированное

планомерное привлечение детей к различным видам искусств в их

взаимодействии, результатом которого является формирование комплекса

эстетических свойств личности, полихудожественного сознания и

способности к полихудожественной деятельности, обеспечивающих

готовность к художественно-творческой самореализации и художественно-

эстетического самосовершенствования.

Сущность работы основывается на эффективном сочетании различных форм,

инновационных методов и приемов, на доступности и целесообразности

предлагаемого художественного материала, на создании в группе условий,

которые будут способствовать полихудожественному развитию ребенка.

Должное внимание в начале работы было уделено среде, в которой растет и

развивается ребенок. Среда интегрирована по своей природе, она позволяет

максимально развивать у детей полипространственное воображение: широту,

объем образных представлений, фантазию, которые с точки зрения теории

"полихудожественного развития" Б.П.Юсова являются непременным

условием развития творческого потенциала ребенка. Именно целесообразно

организованная среда обеспечивает основное педагогическое условие -

интегрированный подход к освоению искусства.

Побуждая детей к самостоятельной художественной деятельности, была

создана особая эстетическая среда.

Последовательность учебно-воспитательной работы в различных видах

художественной деятельности выглядит следующим образом:

- воспитание эмоционально-чувственной сферы;

- усвоение элементарной информации;

- овладение умениями и навыками;

- творческая самореализация ребенка.

Одним из наиболее эффективных средств полихудожественного развития

детей младшего дошкольного возраста, представляются нам

интегрированные уроки, цель которых – дать детям представление о

специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература,

архитектура), выразительных особенностях их художественных средств,

научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы

взаимосвязаны.

Интеграция в системе специально организованных уроков очень актуальна,

так как:

способствует формированию у обучающихся эмоционально –

ценностного эстетического отношения к миру;

развивает эмоционально – чувственную сферу ребенка и его

художественно – образное мышление как основу развития творческой

личности;

способствует развитию у детей способности к восприятию

произведений искусства;

воспитывает понимание красоты произведений искусства, потребность

общения с ними.

Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности в

младшем школьном возрасте имеет естественный характер. Особенности

возраста не позволяют строить творческую деятельность детей с опорой

лишь на конкретную деятельность, без подкрепления любого продуктивного

вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Без

этого ребёнку сложно раскрыть, объяснить желаемое действие. В силу

возрастных особенностей ребёнок младшего школьного возраста легко

перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь

придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы

детей целесообразно подкреплять другими видами художественной

деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией, игрой-драматизацией и

пр.).

Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно

обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои

способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более

многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой

стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов,

выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий

потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.

Содержание интегрированных уроков выстраивалось с учетом следующих

принципов:

принцип гуманизации – принцип, который предполагает ценностное

отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему. Вводит

ребенка в мир музыки с улыбкой, обеспечивает психолого –

педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его

эмоционально-творческого развития.

принцип целостности образа мира – принцип, предусматривающий

наличие такого программного материала, который способствует

удержанию и воссозданию ребенком целостной картины мира.

принцип интегративности – принцип заключается как во

взаимодействии различных видов искусства, так и в объединении

разнообразной художественно-творческой детской деятельности.

Наработаная система интегрированных уроков предполагает следующую

динамику: информационно-образное и сенсорное насыщение ребенка, его

гармоничное развитие на основе полихудожественного восприятия мира и

выражения себя в разных видах деятельности.

Педагогическая ценность интегрированных занятий заключается в том, что

они побуждают детей активно и творчески мыслить. Интегрированные уроки

обеспечивают своевременную смену различных видов деятельности, что

поддерживает интерес детей к занятиям музыкой и рисованием. Занятия

динамичны, часто меняются позы детей, их движения, что отвечает их

возрастным потребностям.

Важную роль в создании положительного эмоционального состояния детей

на интегрированных уроках играет доброжелательный характер общения

педагога, его замечания и советы, оптимистический настрой, уверенности в

успехе детей.

В ходе непосредственной работы по проблеме, были определены

эффективные формы, методы и приемы полихудожественного развития:

искусствоведческие беседы;

прием акцентирования частей;

метод оживления детских эмоций;

метод адекватных эмоций;

прием «погружения»;

экскурсии и наблюдения;

интегрированные занятия;

художественная литература;

методика восприятия различными органами чувств;

слушания музыкальных произведений;

художественно-дидактические игры;

игры-ассоциации, этюды;

инсценировка произведений.

Деятельность педагога в сфере искусства чрезвычайно сложная, еще сложнее

она становится при внедрении интегративного образования, что вызывает

необходимость не просто значительного профессионального роста, но и

широкой художественной эрудиции и высокого педагогического мастерства,

формирования готовности к изменениям, непрерывного образования и

самообразования. Именно от педагога, от его профессионализма,

мировоззрения и личностных качеств зависит успех или неудача при

внедрении любой педагогической системы, теории, концепции.

Опираясь на полихудожественный подход в формировании креативных

способностей обучающихся, учитель должен дать представление о специфике

различных видов искусства, выразительных особенностях их

художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в

котором все элементы взаимосвязаны. Это не может стать результатом

кратковременной специально организованной однонаправленной

деятельности, а требует значительно большего времени, посвященного

различным видам познавательной, художественной, конструктивной,

коммуникативной деятельности, создание интегрированного по содержанию

и процессу пространства познания мира, чтобы помочь обучающимся понять

жизнь во всей красоте его ценностей, значений, смыслов. Важнейшими

результатами освоения художественной деятельности является осознание

ребенком себя субъектом творчества, художником, способным не только

воспроизводить полученные впечатления, но и интерпретировать их,

обогащать.



В раздел образования