Тренинг по целеполаганию для учащихся 9-11 классов
Автор: Долинская Лилия Рашидовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 Населённый пункт: ЯНАО, Тюменская область Наименование материала: Конспект-тренинга Тема: Тренинг по целеполаганию для учащихся 9-11 классов Раздел: среднее образование
(коммунарские сборы)
Целевая аудитория: подростки, юноши, взрослые.
Цель: научить основам продуктивного целеполагания.
Задачи:
Определение понятий цель и целеполагание.
Обучение правильной постановке целей.
Оборудование: стикеры, ладошки количеству участников, маркеры, фломастеры.
Этапы
Содержание
Время
Примечани
е
Орг.
момент
Добрый день. Меня зовут….
Предлагаю
Вам
познакомится
и
вспомнить
правила работы группы (правила на стене)
1 мин
Разминка
Ведущий
объявляет,
что
сейчас
все
будут
здороваться
друг
с
другом,
но
не
совсем
привычными способами. Ведущий хлопает в
ладоши и кричит:
"Как
деловые
люди
рукопожатием!"
Все
пожимают друг другу руки.
Затем
ведущий
хлопает
в
ладоши
и
выкрикивает:
"Правыми
коленями!!"
Все
касаются коленом колена и здороваются и т.д.
Можно здороваться:
правыми локтями,
левыми коленками,
затылками,
спинами,
как африканские слоны, громко топая
ногами,
без
помощи
слов
и
рук,
а
только
взглядом (например, подмигиванием),
с т а р ы м
р у с с к и м
о б ы ч а е м
-
трехкратным поцелуем (сопровождаем
фразой: "Ба! Какие люди") и т.п.
Сегодня мы с вами коснемся одной из сторон
нашей
жизни,
той
стороны,
кото р а я
направлена на будущее – это наши цели. Я
уверена
в
том,
что
у
каждого
е с т ь
определенные цели в жизни. Но всегда ли мы
их достигаем? Почему это происходит?
Именно сегодня мы займемся осознанием и
постановкой
наших
целей
конкретно
на
коммунарских сборах. Мне хотелось сейчас
с вами
поговорить о таких понятиях как
5 мин
цель,
мотив,
интересы,
мечта,
желанье,
стремленье.
2. Выделение
основных
понятий
Цель
—
желаемый
результат
(предмет
стремления).
То,
что
человек
намерен
осуществить.
Цель
-
то,
к
чему
стремится
человек,
начиная
что-либо.
Для
развитого
человека цель - чёткий конечный ориентир,
для достижения которого осуществляется ряд
действий. Наличие цели помогает человеку не
сбиться с намеченного пути.
Цель можно связать с такими понятиями как :
•
Мотивы
-
внутреннее
побуждение
к
действию на основе личного интереса. Мотив
- это всегда внутреннее. Внешние побудители
поведения
называются
стимулами
или
мотиваторами.
•
Интересы - это избирательное отношение
личности к объекту, в силу его жизненного
з н а ч е н и я
и
э м о ц и о н а л ь н о й
привлекательности.
Интересы
возникают
на
основе потребностей, но не сводятся к ним.
•
Мечт а -
Мысленный
образ
чего-нибудь
сильно
желаемого,
манящего,
предмет
желаний, стремлений. (
•
Желанье
-
Внутреннее
стремление
к
осуществлению чего-либо, к обладанию чем-
либо.
•
Стремленье – настойчивое желание чего-
нибудь
добиться,
что-нибудь
осуществить;
решительная устремленность к чему-нибудь.
Желание, укрепленное волей.
•
Намеренье
-
мотивационная
-
основа
деятельности
-,
связанная
с
сознательным
выбором определенной цели. Формирование
н а м е р е н и я
п р о и с х о д и т
н а
о с н о в е
использования
уже
приобретенного
опыта
н е п о с р е д с т в е н н о го
уд о в л е т в о р е н и я
потребностей - и при наличии достаточного
личностного контроля.
Какие бывают цели. Несколько видов целей:
1. Долгосрочные цели;
2. Краткосрочные цели;
10 мин
3. Усложненные цели;
4. Облегченные цели;
5. Заведомо невыполнимые цели;
6. Цели, которые не зависят от нас.
Что же влияет на достижение цели? Какие
факторы?
И х
м ож н о
р а зд е л и т ь
н а внешние.
И
внутренние.
Ну
а
сейчас
я
предлагаю
вам
разминку
упражнение «Цель»
3. Упражнение
– разминка,
Упражнение «Цель»
Ведущий предлагает группе определить цель
в режиме « здесь и сейчас», это может быть
объект или предмет находящийся в аудитории.
Выбрав свою цель вы должна дойти до нее за
10 шагов. Ведущий считает шаги.
15 мин
Рефлексия
Рефлексия
Удалось ли добраться до цели?
Возникали ли барьеры на пути к достижению
цели?
5 мин
Правила
постановки
цели
Вывод Подведение к правилам постановки
цели.
Правильная постановка цели – это
фундамент
нашего
сооружения
под
названием
«Достичь
цель».
Фундамент
будет прочный, поэтому будет состоять из
кирпичей.
1.
Правило
первое:
цель
должна
быть
с ф о р м у л и р о в а н а позитивно.
2.
Правило
второе:
цель
должна
быть
конкретной .
Представьте
себе,
что
вы
уже
достигли
желаемого,
почувствуйте
свои
эмоции
представьте
себя
в
том
времени,
когда
вы
уже
достигли
своей
цели.
3. Правило третье: цель должна касаться
вас , а не кого-то другого. Объект вашего
внимания – вы сами, поэтому все цели
должны касаться вас и ваших действий;
4. Правило четвертое: цель должна быть
экологична.
5. Правило пятое: вы должны верить в
достижимость
своей
цели.
От
вас
требуется
немного
– уверенность
в
успехе. Просто поверьте!.
3 мин
4.Работа с
ожиданиями
А
сейчас
предлагаю
вам
поработать
с
вашими ожиданиями от коммунарских сборов
пройти
к
берегам
ожиданий
(работа
со
стикерами)
и
подумать
над
той
целью
которую
вы
ставите
перед
собой
на
коммунарских сборах .
Упражнение «Ладонь»
А
с е й ч а с
м ы
с
в а м и
п о с т а р а е м с я
сформулировать одну цель, над которой будем
работать на протяжении всех коммунарских
сборов. Подумайте, какую цель вы бы хотели
достичь,
желательно,
чтобы
ее
реализация
была выполнена в течение 3-х дней.
При
формулировки свой цели прошу использовать
правилам постановки цели (на стене )
На ладошке
в центре руки («на ладони»)
напишите цель (можно мечту, желание).
Теперь
на
каждом
«пальце»
напишите,
что
вам необходимо для достижения этой цели.
И в последнюю очередь напишите на каждом
«пальце», кто может вам помочь достигнуть
этой цели.
Предлагаю разместить ваши ладошки
на
ватмане.
10 мин
На стену
вывешиваю
тся
Рефлексия
Рефлексия
Есть
ли
желающие,
которые
хотят
озвучить свою цель на коммунарских сборах?
3 мин
Разминка
Упражнение
«Себе,
тебе
с
монеткой»
(пальцы, запястье, лоб).
Участники
становятся
в
круг
и
друг
друга
передают
монетку
сначала
пальцами,
запястьями,
лбом.
Если
монетка
падает
упражнение начинается заново.
15 мин
Рефлексия
Рефлексия
Что нового для себя в тренинге вы сегодня
открыли?
Какие
упражнения
понравились
больше
всего?
5 мин
Вывод
Итак, подводим итог:
Наши
цели
всегда
связаны
с
желаниями,
стремлениями, с намереньями, с образами и
п р ед с т а вл е н и я м и ,
« ко н с т р у к ц и я м и »
будущего.
Цели связаны с волей и сознанием.
Процесс постановки целей – целеполагание.
1 мин