Автор: Мусаелян Елена Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гжельская средняя общеобразовательная школа с изучением предметов художественно–эстетического цикла
Населённый пункт: Раменский район
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Тема: "Временные формы глагола в текстах разных жанров и стилей, посвящённых производству гжельской керамики. "
Раздел: среднее образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
МОУ Гжельская средняя общеобразовательная школа с изучением предметов художественно-эстетичского цикла.
Учитель русского языка и литературы Мусаелян Е.И.
Предмет
Русский язык
Класс
6 (общеобразовательный)
Тип урока
Открытия новых знаний.
Технологии построения
урока
Проблемно-диалогическая, групповая (класс до начала урока делится на группы по
желанию сотрудничества).
Тема
Временные формы глагола в текстах разных жанров и стилей, посвящённых производству
гжельской керамики.
Цель
Создание условий для овладения обучающимися
- знаниями о грамматических нормах русского языка,
- навыками общения,
- умениями использовать временные формы глагола в текстах разных жанров и стилей.
Образовательная
- формирование навыков лексического анализа текста;
- Формирование умения практического применения временных форм глагола в текстах
разных жанров и стилей;
Развивающая
- формирование УУД постановки и решения проблемы.
Личностные
- формирование нравственных качеств (эмоциональное отношение и понимание
общечеловеческих ценностей), способности к самообразованию;
- совершенствовать навыки этичного межличностного общения.
Задачи урока
- приобретение обучающимися опыта лексического анализа текстов разных жанров и
стилей;
- развитие логического мышления, монологической речи;
-дальнейшее углубление знаний о временных формах глагола;
-развитие понятийного аппарата;
- развитие умений устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить
1
умозаключения;
- дальнейшее развитие мотивации к обучению и познанию.
Основные термины,
понятия
Глагол как часть речи; временные форма глагола; художественный,
публицистический, научный стили речи; повествование, рассуждение, описание.
Планируемые результаты
Предметные
1.Сформирован понятийный
аппарат.
2.Сформировано умение
лексического анализа
текста любого жанра и
стиля.
3.Сформировано умение
применять на практике
временные формы глагола.
Метапредметные
1.Коммуникативные:
- умение владеть разными видами
речевой деятельности;
- умение точно, правильно , логично
излагать свою точку зрения по
поставленной проблеме
- умение соблюдать в процессе
коммуникации основные нормы устной
и письменной речи и правила этикета.
2. Познавательные:
- умение формулировать учебную
задачу;
- умение строить логическую цепь
рассуждений;
- умение осуществлять поиск,
переработку, систематизацию
информации и предоставление её
разными способами.
3. Регулятивные:
- умение ставить и формулировать
цели;
-умение планировать собственные
действия;
- умение осуществлять самооценку.
Личностные
1.Формирование готовности и способности к
самообразованию и саморазвитию.
2.Формирование эмоционального отношения к
общечеловеческим ценностям.
3. Формирование коммуникативной
компетентности.
2
Межпредметные связи: история, технология.
Оборудование урока: толковый словарь, авторская мультимедийная презентация, раздаточный материал: тексты для
анализа, таблица, которая заполняется в ходе урока , лист самоконтроля.
Ход урока:
Содержание деятельности учителя:
Содержание деятельности обучающихся, формируемые УУД:
1.Организационный
Организует ситуацию активизации внимания.
Технология
«Руководство предположения/реакции» для
активизации мышления
.
Задаются бессистемные не связанные смыслом
вопросы, последний из которых по домашнему
заданию.
Сегодня прекрасный день, не правда ли?
Жаль, что с утра идёт дождь, и ветер разгулялся не
на шутку…
Скажите, какая часть речи помогает нам передать
красоту какого-либо предмета?
Глагол – это служебная часть речи. Я права?
Местоимением можно заменить глагол?
Далее вопросы отдельным членам команд, точно
называя отвечающего:
1) 1гр 1-й нечётный
Анализируя текс домашнего задания (упр.505), к
какому стилю вы его отнесли и почему?
2) 3гр.1-й чётный
Назовите тип речи, докажите свою точку зрения.
2гр.2чётный
Я не могу определиться с основной мыслью текста.
Помогите мне, пожалуйста!
Отвечают на вопросы.
Предметные: Владение базовыми понятиями.
Регулятивные:
- осуществление контроля и самоконтроля;
-первичное целеполагание (продолжаем знакомиться с глаголом
как частью речи).
Коммуникативные:
- слушают и понимают речь других;
- выстраивают монологическую речь в соответствии с формой
заданного вопроса.
- планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Ответы по тексту домашнего упражнения.
1) литературно-художественный, так как это стихотворение, автор
использует средства художественной выразительности.
2) Повествование, так, как происходит изенение событий во
времени.
3) Дерево - это след на земле, оставленный человеком, который
его посадил, для будущих поколений.
4)Глаголы в форме будущего времени
Самооценка результативности участия в первом этапе,
занесение баллов в оценочный лист (1-3б).
3
4гр.2-й нечётный
Какая часть речи отвечает за смену событий в этом
тексте? Назовите временные формы этой части
речи.
Подведение итогов этапа (указать, что вышли на
тему урока): предлагается оценить своё участие в 1-м
этапе баллами от 1-3
2.Актуализация необходимых знаний:
Организует ситуацию погружения в учебную
деятельность. Актуализация мыслительных операций.
1. игровой момент. Правила работы в командах.
(читаем все вместе стоя, взявшись за руки, как девиз
или клятву)
Наша команда – дружная!
Работая в команде, друг друга слушать
Друг друга – уважать,
Друг друга – понимать, поэтому что-то хорошее
сумеем создать!
2.На слайде слова: бельё, бисквит, глазурь, тесто
-найти лишнее слово. (лишнего слова нет все они
относятся к производству керамики)
3. Предлагает учащимся совершить небольшую
экскурсию теоретические основы комплексного
анализа текста ( каждой группе предлагается своё
слово-концепт и его объяснение из словаря терминов,
в течение минуты группа аккумулирует
теоретические знания и формулирует ответ)
2. Организует работу в группах, каждая выполняет
своё задание.
3.Создаёт ситуацию для самоконтроля (на слайдах
1. Обучающийся анализируют в группах предложенные слова-
концепты (Приложение №1)по схеме:
- тема (слово-концепт, термин);
- жанр (научная статья);
- тип речи( описание);
- стиль речи(научно-популярный).
Наблюдают, фиксируют полученную информацию.
2. Работают в группах:
- формулируют высказывание, формулируют своё определение
слова-концепта
- кратко формулируют цель данного задания.
3. Сообщение результатов работы.
4. Сопоставление и самоанализ, самооценка (1-3балла).
5. Актуализация цели урока.
Пр. Применяют полученные ранее знания.
М.: Р. Выполняют учебные действия.
П.Поиск и выделение информации.
К.Проявляют активность во взаимодействии для выполнения
задания.
Л. Навыки сотрудничества.
4
ответы)
3.Мотивация познавательной творческой деятельности:
Организует ситуацию эмоционального общения.
1.Читает авторскую притчу, соблюдая правила
оратора. Приложение №3
2. Беседует по анализу притчи (о роли глаголов).
Пр. Слушают, наблюдают, анализируют, систематизируют и
обобщают.
М.: Р. Удерживают и прогнозирую учебную задачу на
следующий этап работы.
П. Выявляют стилевые и жанровые черты; формулируют
учебную задачу.
К.Проявляют активность во взаимодействии для выполнения
задания.
Л. Мотивация познавательной деятельности.
4.Организация познавательной деятельности:
Организует ситуацию аналитической деятельности.
(Каждая группа получает свой текст для лексического
анализа и определения роли временных форм глагола )
1. Стилистический анализ полученного текста.
2. Лексический анализ полученного текста.
Приложение №2
Работают в группах.
Пр. Анализируют, обсуждают, доказывают (заполняют
таблицу лексического анализа текста)
М.: Р. Удерживают учебную задачу, оценивают собственную
деятельность.
П. Выявляют признаки текста (структура, лексика, роль
глаголов ), особенности жанра, стиля и типа текста.
К.Проявляют активность во взаимодействии для выполнения
задания.
Л. Мотивация творческой деятельности.
5. Организация творческой деятельности:
Организует ситуацию творческого общения для
создания публичного выступления.
Актуализация творческого задания через практико-
деятельностный подход (показ фото-ряда «Гжельсое
наследие»).
Создают публичное выступление-призыв (миниатюра для
школьного радио), применяя формы глаголов будущего времени.
Работают в группах.
Пр. Логическое мышление, владение языковым аппаратом
достаточным для создания публичного выступления-призыва
М.: Р. Удерживают учебную задачу, на основе анализа текстов
осуществляет выбор.
5
Объявляет конкурс на лучшее публичное выступление-
призыв для школьного радио «Сохраним и преумножим
традиции гжельской керамики»
(не более пяти предложений)
П. Обобщение полученной информации, применение её в
практической деятельности, выстраивая логическую цепочку
рассуждения, создаёт собственный текст.
К.Общаясь, создают коллективную творческую работу – текст
публичного выступления-призыва.
Л. Мотивация творческой деятельности.
Самооценка (1-3б)
6. Рефлексия. Подведение творческих итогов:
Организует ситуацию аналитического самоконтроля.
Конкурс на лучшее публичное выступление.
1.Выбирают оратора, который зачитывает созданное
обращение.
2. Самооценка собственной деятельности.
Л.Достаточный объём словарного запаса и усвоенных языковых
средств для свободного выражения мыслей в заданном стиле.
7. Домашнее задание:
Мотивация практико-деятельностного подхода к
выполнению домашнего задания.
Предлагает заполнить маршрутный лист по теме
«Глагол», в котором обозначены вопросы , на которые
дети ещё не знают ответов.
Найти самостоятельно ответы на эти вопросы.
Приложение №4.
Диагностика достижения планируемых результатов: 1. Какое нравственное приращение получил ученик?
2. Какие способы деятельности он освоил успешно? 3. Все ли обучающиеся испытали ситуацию успеха?
Самоанализ
Достижения
Затруднения
Предложения
Оценочный лист
№ этапа
1
2
3
4
5
6
Итого
Максимальный балл
3
3
3
3
3
3
18
Самооценка
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: 15- 18 баллов – «5» 10 - 15 баллов – «4» 6-9 баллов – «3»
6
ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ формируется на основе оценочного листа, проверки написанного выступления и собственных
наблюдений.
Приложение №3 Наши места называют и синеокой стороной, и сказочной Гжелью. А для всех нас – это малая Родина,
где живёт много талантливых людей. Вы спросите почему? Да вот послушайте , что я вам расскажу…
Шёл когда-то с покоса крестьянин, шёл да сетовал : « эх земелюшка, ты бедная , нет в тебе силушки ни для травки
простой ни для хлебушка, что же делать-то мужичку на такой земелюшке?...И увидел наш предок под ногой комочек
красненький, так в руки и просился… Взял в ладошки комочек, тепло почувствовал… Помял легонечко, помял, раскрыл
ладошку-то , а там птичка образовалась да такая красивая, а жаром так и пышет, так и пышет.. И на глазах умельца птица
эта крылами взмахнула и ввысь небесную с
ладашки-то и вспорхнула… И чем выше взлетала, тем крылья её
становились всё больше, да и сама она на глазах мужика росла и в цвет небесный окрашивалась. И с каждым её взмахом
в душе у нашего далёкого предка что-то теплело и росло. Посмотрел он вокруг и вдруг увидел, как расцветают на
земелюшке родненькой цветы лазоревые, и лесок вдалеке засиял переливами изумрудными. Вот за тем лесочком чудо-
птица и укрылася от чужого глаза. Но как только рождался на этой земле ребёночек , так она тут как тут… Подлетит к
избе крылом махнёт и одарит дитя вдохновением и способностью видеть прекрасное. Сама не видела, а от людей
слышала… А вы, ребятушки, сами-то подумайте… Правда ли нет ли…
7
Навигатор.
ФИ_________________________________________ класс___ «___»________2018г.
Правила работы в команде произносятся по команде учителя все вместе,
взявшись за руки в команде:
Наша команда – дружная!
Работая в команде, друг друга слушать!
Друг друга – уважать!
Друг друга – понимать!
Только тогда что-то хорошее сумеем создать!
1. этап (оценка от 1 до 3 баллов )
Разминка:
- приветствие;
- ответы на вопросы;
- проверка домашнего задания по вопросам учителя.
Не забудьте внести свои баллы в оценочный лист!!!
2. этап.
- найти лишнее слово________________________________________
Проанализировать мини-тест (Приложение №1)по схеме
- тема ____________________________________;
- жанр ____________________________________________ ;
- тип речи _________________________________________________________;
- стиль
речи______________________________________________________________;
Не забудьте внести свои баллы в оценочный лист!!!
3.этап
Слушание притчи, производя её анализ:
определение стиля, типа речи, услышать временные формы глагола,
определить их роль
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Не забудьте внести свои баллы в оценочный лист!!!
4этап. Анализ собственного текста (работая в группе) по схеме
- тема ____________________________________;
- жанр ____________________________________________ ;
- тип речи _________________________________________________________;
- стиль
речи______________________________________________________________;
(Приложение №2)
Не забудьте внести свои баллы в оценочный лист!!!
Оценочный лист
№ этапа
1
2
3
4
5
6
Итого
Максимальный балл
3
3
3
3
3
3
18
Самооценка
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: 15- 18 баллов – «5» 10 - 15 баллов – «4»
6-9 баллов – «3»
8
Приложение №1
1гр. Бельё – нерасписанные изделия из фарфора и фаянса.
2гр. Бисквит - изделие после первого обжига, поверхность которого не покрыта
эмалью
3гр. Глазурь – стекловидное и прозрачное покрытие на бисквите.
4гр. Тесто - хорошо вымоченная и протёртая через сито глиняная масса, готовая
для формирования изделий.
Приложение 2. (1группа)
1. Промытую высушенную глину разбивают молотком на мелкие кусочки, замачивают горячей
водой в 2-3 приема в эмалированной посуде, пока поверхность глины не покроется водой на 4-5
см.
2. В течение 10 – 12 часов смесь периодически перемешивают, добавляя воду.
3. Затем массу несколько раз протирают через сито и опять дают отстояться 1- 2 дня пока она не
уплотнится. Оставшуюся воду вычерпывают, массу разливают в гипсовые лотки (гипс хорошо
впитывает воду), глина еще больше уплотнится.
4. Через 3-4 часа глину можно выбирать из лотков. Получится тесто, хорошо отстающее от руки,
не имеющее воздушных пузырьков (при их наличии необходимо глину промять).
5. Складывают глину пластами и накрывают полиэтиленовой пленкой.
Приложение 2 (2 группа)
Перед применением в глину вводят отощающие добавки (кварцевый песок, молотый черепок,
измельченный шамот)для снижения усадки и флюсующие (полевые шпаты, пегматит, мел,
известняк и другие) — для снижения температуры обжига, обеспечения спекаемости черепка,
повышения термической устойчивости и просвечиваемости.
Формование керамических изделий можно осуществлять несколькими способами: свободная
лепка, свободное формование на гончарном круге, пластическое формование ручным оттиском в
форме, пластическое формование во вращающейся гипсовой форме с помощью формующего
шаблона, шликерное литье в гипсовые формы.
Приложение 2 (для 3-й группы)
Москва. Комсомольская площадь. Казанский вокзал. Садитесь на электричку, час езды - и вы в
Гжели. Слово это знакомо не понаслышке далеко за рубежами великой России.Так уж повелось,
что название Гжель стало собирательным длянескольких десятков поселений, символом
неповтоимого народного промысла.
Как вы думаете почему так назвали село, а потом и промысел? Можно тоько предполагать. Одно
из толкований: слово «гжель» созвучно слову «жечь». А глину жглиак говорили в старину, жгли в
каждой избе.
И грех было не жечь: не землёй живём, а глиной, - уверяли гжельцы И до сих пор так
живут. Хотите в этом убедиться? Приезжайте к нам!
9
Приложение№2 4гр
Есть в сердце России местечко
Есть в сердце России местечко
С названием ласковым – Гжель.
Зимой дым струится колечком,
Весною – черёмух метель.
В лесу земляничном поляны
Раскинули зелень шелков,
И капли росы от туманов
На синих глазах васильков.
Над Гжелью моей голубою
Плывут облаков кружева,
И всё здесь до боли родное,
И это не просто слова.
Над лесом закат догорает,
Синеют во тьме небеса,
А утром опять засияет
Твоя голубая краса.
Есть в сердце России местечко
С названием ласковым – Гжель.
Зимой из трубы дым колечком,
Весною – черёмух метель.
Живи и красуйся веками
Моя синеглазая Гжель,
Пусть песня летит над полями,
Бушует черёмух метель.
10
Приложение № 4
Маршрутный лист по теме «Глагол»
№ Вопрос-проблема
Ответ-знание/незнание
1
Что обозначает?
2
На какие вопросы отвечает?
3
Видовая принадлежность?
4
Временные формы?
5
Как изменяется?
6
Разноспрягаемые глаголы?
7
Наклонения глаголов?
8
?
9
?
1
0
?
11
Безличные глаголы?
1
2
Правописание гласных в суффиксах
глаголов?
11