Напоминание

Приёмы формирования логического мышления на уроках русского языка


Автор: Малахова Жанна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей при УлГТУ №45"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Приёмы формирования логического мышления на уроках русского языка
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер - класс по теме:

«Приёмы формирования логического мышления

на уроках русского языка»

Правильно мыслить

более ценно, чем знать.

Джон Локк

(британский педагог и философ)

Разгадайте ребус.

Прочитайте слово.

Логическое мышление - это особый вид мышления, которое использует

правила, логические конструкции, законы и понятия. Оно может быть

полезно не только при изучении точных наук, но и в любой области

человеческой деятельности, где требуется анализ информации и принятие

верного решения.

В связи с этим, педагогу необходимо владеть разнообразными приёмами,

позволяющими эффективно формировать логическое мышление у обучаю-

щихся в начальной школе.

Мышление не может успешно развиваться без языкового материала.

Этот материал несёт знания слова, обозначающее понятие, помогает

оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Слова сочетаются в синтаксичес-

ких конструкциях, позволяя выражать связи, отношения между понятиями,

выражать мысль.

Поэтому, я предлагаю рассмотреть приёмы формирования логического

мышления на уроках русского языка.

1.Решите филфорд.

Двигаясь по горизонтали или по вертикали, найдите ключевое слово приёмы.

А теперь найдите 8 слов.

Помните: каждую букву можно использовать только один раз.

п

с

р

а

в

н

е

н

и

р

н

а

л

и

з

а

н

е

и

а

с

и

к

и

я

а

л

ё

е

и

ф

а

ц

и

т

о

м

и

н

и

ц

к

з

а

г

ы

н

т

с

и

а

а

м

и

о

е

е

с

я

р

ц

е

я

б

щ

з

а

а

т

и

т

с

о

б

к

л

б

с

я

с

и

Какое ключевое слово было в филфорде?

Как связаны остальные слова с ключевым словом?

Приёмы логического мышления: обобщение, сравнение, классификация

абстракция, аналогия, систематизация, анализ, синтез.

2.Приём «Было - стало».

Даётся два слова и устанавливается сравнение признаков. Например:

МОРЯК ЗАМОРСКИЕ

Предполагаемые ответы: было существительное, стало прилагательное; было

в слове два слога, стало – четыре слога.

3.Приём «На выбывание».

Даны слова: ЕЗДОК

ПУШИСТЫЙ

ПОВЕСТКА

СВИСТ

Какое слово отличается от остальных по какому-либо существенному

признаку?

4.Приём

«Составь

логическую

цепочку»

или

«Восстанови

логическую

цепочку».

Даны понятия: слово, текст, звук, слог, предложение, буква, речь.

Варианты ответов:

ЗВУК БУКВА СЛОГ СЛОВО ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ТЕКСТ РЕЧЬ

РЕЧЬ ТЕКСТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВО СЛОГ

БУКВА ЗВУК

ЗВУК БУКВА СЛОГ СЛОВО ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ТЕКСТ РЕЧЬ

Проблемный вопрос: куда можно вставить понятие СЛОВОСОЧЕТАНИЕ?

5. Приём «Омографы».

Омографы – слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению.

Они отличаются ударением.

Отца спросила дочка:

- Не знаю, как прочесть.

Есть слово «ПРОВОЛОЧКА»

И «ПРОВОЛЧКА» есть.

6. Приём «Палидромы».

Палиндром – это (от греч. - бегущий назад, возвращающийся) – перевертень,

фраза, стих или слово, которые могут по буквам читаться слева направо и

справа налево (спереди назад и сзади наперед) с сохранением смысла.

КАЗАК - ЛЕТЕЛ –

МАДАМ – ПОТОП -

НАВОРОВАН - ИЩИ -

7.Приём «Анаграммы».

Анаграммы – это слова, которые получаются из уже имеющихся слов путём

перестановки в них букв.

РОСТ – БАНКА –

СТУК – РОСТ -

КУКЛА - НАСОС -

8.Приём «Омофоны».

Омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному.

[ПЛОТ]

ПЛОД

ПЛОТ

9. Приём «Метаграммы».

Загадка, в которой из загаданного слова путём замены одной буквы другой

получается новое слово.

С К я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С П – от вас я не таю –

В каждом классе я стою.

РЕФЛЕКСИЯ.

ПРИЁМ «ШЕСТЬ ШЛЯП»

Шесть шляп – шесть разных способов мышления.

Если наше дело – в шляпе,

Если наше тело – в шляпе,

Если даже мысли – в шляпе,

Значит, в шляпе-то – вся суть!

Чем же объяснить, почему именно шляпу Эдвард де Боно взял за основу?

Когда такой вопрос задают детям, они отвечают: «Она на голове прикрывает

мысли». И с этим нельзя не согласиться. Её без труда можно как надеть, так и

снять, можно менять одну на другую.

Всё дело в мыслях.

Мысль – начало всего.

И мыслями можно управлять.

И потому главное дело

совершенствования: работать

над мыслями.

(Лев Толстой)



В раздел образования