Автор: Малахова Жанна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей при УлГТУ №45"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Приёмы формирования логического мышления на уроках русского языка
Раздел: начальное образование
Мастер - класс по теме:
«Приёмы формирования логического мышления
на уроках русского языка»
Правильно мыслить
более ценно, чем знать.
Джон Локк
(британский педагог и философ)
Разгадайте ребус.
Прочитайте слово.
Логическое мышление - это особый вид мышления, которое использует
правила, логические конструкции, законы и понятия. Оно может быть
полезно не только при изучении точных наук, но и в любой области
человеческой деятельности, где требуется анализ информации и принятие
верного решения.
В связи с этим, педагогу необходимо владеть разнообразными приёмами,
позволяющими эффективно формировать логическое мышление у обучаю-
щихся в начальной школе.
Мышление не может успешно развиваться без языкового материала.
Этот материал несёт знания слова, обозначающее понятие, помогает
оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Слова сочетаются в синтаксичес-
ких конструкциях, позволяя выражать связи, отношения между понятиями,
выражать мысль.
Поэтому, я предлагаю рассмотреть приёмы формирования логического
мышления на уроках русского языка.
1.Решите филфорд.
Двигаясь по горизонтали или по вертикали, найдите ключевое слово приёмы.
А теперь найдите 8 слов.
Помните: каждую букву можно использовать только один раз.
п
с
р
а
в
н
е
н
и
р
н
а
л
и
з
а
н
е
и
а
с
и
к
и
я
а
л
ё
е
и
ф
а
ц
и
т
о
м
и
н
и
ц
к
з
а
г
ы
н
т
с
и
а
а
м
и
о
е
е
с
я
р
ц
е
я
б
щ
з
а
а
т
и
т
с
о
б
к
л
б
с
я
с
и
Какое ключевое слово было в филфорде?
Как связаны остальные слова с ключевым словом?
Приёмы логического мышления: обобщение, сравнение, классификация
абстракция, аналогия, систематизация, анализ, синтез.
2.Приём «Было - стало».
Даётся два слова и устанавливается сравнение признаков. Например:
МОРЯК ЗАМОРСКИЕ
Предполагаемые ответы: было существительное, стало прилагательное; было
в слове два слога, стало – четыре слога.
3.Приём «На выбывание».
Даны слова: ЕЗДОК
ПУШИСТЫЙ
ПОВЕСТКА
СВИСТ
Какое слово отличается от остальных по какому-либо существенному
признаку?
4.Приём
«Составь
логическую
цепочку»
или
«Восстанови
логическую
цепочку».
Даны понятия: слово, текст, звук, слог, предложение, буква, речь.
Варианты ответов:
ЗВУК БУКВА СЛОГ СЛОВО ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ТЕКСТ РЕЧЬ
РЕЧЬ ТЕКСТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВО СЛОГ
БУКВА ЗВУК
ЗВУК БУКВА СЛОГ СЛОВО ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ТЕКСТ РЕЧЬ
Проблемный вопрос: куда можно вставить понятие СЛОВОСОЧЕТАНИЕ?
5. Приём «Омографы».
Омографы – слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению.
Они отличаются ударением.
Отца спросила дочка:
- Не знаю, как прочесть.
Есть слово «ПРОВОЛОЧКА»
И «ПРОВОЛЧКА» есть.
6. Приём «Палидромы».
Палиндром – это (от греч. - бегущий назад, возвращающийся) – перевертень,
фраза, стих или слово, которые могут по буквам читаться слева направо и
справа налево (спереди назад и сзади наперед) с сохранением смысла.
КАЗАК - ЛЕТЕЛ –
МАДАМ – ПОТОП -
НАВОРОВАН - ИЩИ -
7.Приём «Анаграммы».
Анаграммы – это слова, которые получаются из уже имеющихся слов путём
перестановки в них букв.
РОСТ – БАНКА –
СТУК – РОСТ -
КУКЛА - НАСОС -
8.Приём «Омофоны».
Омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному.
[ПЛОТ]
ПЛОД
ПЛОТ
9. Приём «Метаграммы».
Загадка, в которой из загаданного слова путём замены одной буквы другой
получается новое слово.
С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С П – от вас я не таю –
В каждом классе я стою.
РЕФЛЕКСИЯ.
ПРИЁМ «ШЕСТЬ ШЛЯП»
Шесть шляп – шесть разных способов мышления.
Если наше дело – в шляпе,
Если наше тело – в шляпе,
Если даже мысли – в шляпе,
Значит, в шляпе-то – вся суть!
Чем же объяснить, почему именно шляпу Эдвард де Боно взял за основу?
Когда такой вопрос задают детям, они отвечают: «Она на голове прикрывает
мысли». И с этим нельзя не согласиться. Её без труда можно как надеть, так и
снять, можно менять одну на другую.
Всё дело в мыслях.
Мысль – начало всего.
И мыслями можно управлять.
И потому главное дело
совершенствования: работать
над мыслями.
(Лев Толстой)