Напоминание

Активизация процесса обучения географии


Автор: Колесникова Ольга Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПК ГГТУ
Населённый пункт: Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Активизация процесса обучения географии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Статья «Активизация процесса обучения географии»

Автор: Колесникова Ольга Юрьевна

ОУ: ГПК ГГТУ

Как известно, урок был и остается одной из основных форм учебно-воспитательной работы в

образовательном учреждении. Но всегда ли желание учителя передать готовые знания (например,

в виде лекции) ученику встречает с его стороны готовность эти знания принять? Как показывает

практика, в том числе и мой собственный педагогический опыт, в большинстве случаев требуется

совершенно

иной

подход

к

организации

обучения,

изменяющий

в

целом

систему

взаимоотношений между учителем и обучающимися.

В чем же заключаются эти изменения, каким образом можно достичь того, чтобы учитель

перестал быть лишь источником знаний, а ученик – пассивным получателем? На мой взгляд, это

возможно

только

в

результате

видоизменения

урока,

приобретения

им

новых,

свойственных

времени черт – он должен быть активизирован! Счастливы учитель и ученики, спешащие на

встречу друг с другом, спешащие на такой урок! При этом педагог становится консультантом по

руководству

познавательной

деятельностью

обучающихся,

направляемой

на

разрешение

поставленной проблемы. Ребята же становятся активными участниками учебного процесса.

Все это как нельзя лучше реализуется при использовании такой современной технологии

развивающего

обучения

как

игровая.

Под

влиянием

увлеченности,

которую

создает

игровая

ситуация, прежде неинтересный и труднопонимаемый материал усваивается легче и успешнее, так

как в процессе игры возникает главный фактор обучения – активность обучающихся.

В настоящее время я работаю в образовательном учреждении среднего профессионального

образования. Преподаю географию студентам-первокурсникам, то есть тем ребятам, для которых

период изучения данного курса географии совпадает со сложным периодом адаптации к новым

условиям, отличным от школьных.

Поэтому я считаю чрезвычайно важным моментом формирование у них положительного

эмоционального отношения к этому курсу и к географии в целом, а также развитие у них

познавательного интереса.

Анализируя

собственный

опыт,

замечу,

что

при

использовании

игровых

технологий

практически все студенты, даже самые слабые, оказываются вовлечёнными в учебный процесс, и

каждый

из

них

вносит

свой,

индивидуальный

вклад.

Происходит

всё

это

в

атмосфере

доброжелательности

и

взаимной

поддержки,

создающей

комфортные

условия

обучения,

при

которых студент чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность, что делает

продуктивным весь процесс обучения.

На вводном уроке мною часто используется дидактическая игра «Восхождение на вершину

географических

знаний»

с

целью

выявления

уровня

школьной

подготовки

путем

создания

свободной

творческой

атмосферы. Для

этого

я

заранее

готовлю

набор

вопросов

по

темам

предыдущих курсов географии. Перед началом игры на доске вывешивается таблица в виде

лестницы. К доске вызывается 5 добровольцев, каждому из которых по очереди задаются вопросы.

Правильный ответ на вопрос означает подъем на одну ступеньку вверх, а неправильный – на одну

ступеньку

вниз.

Студенты,

добравшиеся

до

«вершины

географических

знаний»,

получают

отличные оценки.

При изучении раздела «Региональная география мира» мною проводятся уроки-путешествия

по странам, где несколько студентов играют роли коренных жителей изучаемых государств. В ходе

урока вся группа, общаясь с «местным населением», с интересом узнаёт о национальном укладе

жизни, традициях, обычаях.

При

изучении

темы

«Обобщение

по

теме:

«Общая

характеристика

США»

мною

организовывается

урок-турнир,

который

также

вызывает

большой

интерес

и

увлечённость

студентов.

В группах с ярко выраженной активностью обучающихся на уроке и высоким уровнем их

работоспособности

большой

интерес

вызывают

игры,

имеющие

соревновательный

характер,

дающие

возможность

продемонстрировать

эрудицию,

смекалку

и

быть

первым

по

знаниям

изучаемого материала.

Так,

на

обобщающем

уроке

«Политическая

карта

мира»

мною

используется

игра

под

названием «Геошанс», где группа заранее разбивается на команды по 4 человека.

Предварительно

готовится игровое поле, фишки по количеству команд, игральный кубик. В начале игры фишки

всех команд прикрепляются на клетку «старт». Капитан команды выкидывает кубик. Если команда

правильно отвечает на заданный вопрос, то она делает столько ходов, сколько выпало на кубике.

Выигрывает та команда, которая доберется до финиша первой.

На

обобщающем

уроке

«География

отраслей

мирового

хозяйства»

использую

игру

«Аукцион», где в качестве товаров выставляются вопросы, а стоимостью товара является ответ на

заданный вопрос.

На

этапах

проверки

домашних

заданий

выяснить

степень

усвоения

обучающимися

предыдущих тем мне помогают такие дидактические приемы, как:

1)

«Географическая почта». Студент получает 3 конверта с разными адресами и набор

карточек, которые ему надо рассортировать по этим конвертам. Пример: при проверке домашнего

задания по теме «Макрорайоны и штаты США» студент получает 3 конверта «Юг», «Северо-

воток», «Запад» и набор карточек (15 штук) с названиями городов США, которые ему нужно

разложить по конвертам. Прием развивает такую мыслительную операцию, как классификация.

2)

«Ромашка».

На

оборотных

сторонах

лепестков

ромашки

написаны

вопросы.

Задача

студентов – правильно ответить на вопрос, написанный на выбранном им самим лепестке.

3)

«Географическое лото». Из разложенных на столе карточек с географическими терминами

или

наименованиями

студентам

необходимо

выбрать

ответ

на

поставленный

преподавателем

вопрос.

Также мною широко используются дидактические приемы и на таком этапе урока как

«Закрепление изученного». Например:

1)

«Узнай слово». На доске написаны верные и неверные высказывания. За каждым из

высказываний

скрывается

определенная

буква.

Студенты

выбирают

верное

на

их

взгляд

высказывание, тем самым открывая соответствующую букву. Если студенты правильно определят,

какие из высказываний являются верными, а какие неверными, то из открытых букв сложится

ключевое слово.

2)

«Географическая пара». Студенты должны определить, какая из пар, составленных по

принципу «страна – экономический регион мира, к которому она относится», верна, а какая – нет.

3)

«Достопримечательности мира». Используется при изучении темы «Основные формы

всемирных экономических отношений». Здесь мною используется презентация в электронном

виде, содержащая изображения мировых достопримечательностей, а также таблички с названиями

этих достопримечательностей. Задача студентов при просмотре презентации – выбрать таблички с

соответствующими названиями достопримечательностей и прикрепить их в тех местах карты, где

данные достопримечательности расположены.

4)

«Слепой картограф». К магнитной доске выходят два студента. Паре выдаются магниты и

карточки с изображениями главных экономических регионов мира. Один из студентов должен

назвать

регион

на

каждой

карточке,

а

другой

с

завязанными

глазами

прикрепить

данные

карточки на доске в таком порядке, в каком соответствующие регионы расположены на карте

мира.

5)

«Восстановите слова». Может использоваться на обобщающих уроках. В написанных на

доске

словах

студентам

необходимо

переставить

буквы

таким

образом,

чтобы

получились

термины, знакомые им по определенной изученной теме, а затем дать этим словам определения.

6)

«Кто

лишний».

Из

каждой

из

написанных

на

доске

групп

слов

студенты

должны

вычеркнуть слово, не подходящее по основному признаку к другим в данной группе, то есть

являющееся «лишним» в группе.

В завершении замечу, что, применяя игровые технологии на уроках, я не преследую целей

превращать обучение в игру. Игра является здесь одним из средств обучения, способствующим

активизации учебной деятельности студентов. Кроме того, элементы занимательности в игре

служат своеобразной разрядкой некоей напряженности обучающихся на уроке и способствуют

концентрации их внимания для последующей углубленной работы над изучаемым материалом.

Ведь

в

процессе

игрового

урока

развиваются

элементы

творчества

и

самоанализа,

включаются

дополнительные

резервы

личности,

обусловленные

повышенной

мотивацией

обучающихся,

которые

стимулируют

максимально

возможный

в

данной

ситуации

интерес

к

конкретной теме урока, к географии вообще, а возможно и к наукам в целом!

Список литературы

1)

Г.В.

Володина

«Активные

методы

и

формы

обучения

географии»

Методическая

рекомендация, М.: 1988;

2)

И.В. Душина, Е.А. Таможня «Методика и технология обучения географии», М.: 2004;

3)

М.Е. Сергеева «Игровые технологии на уроках географии 5-9 классы», М.: 2007;

4)

Теоретический и научно- методический журнал «География в школе»,1-2008;

5)

Теоретический и научно- методический журнал «География в школе», 4-2008;

6)

Теоретический и научно- методический журнал «География в школе», 7-2008.



В раздел образования