Автор: Куплинова Наталья Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №25 "Аленушка"
Населённый пункт: город Выкса, Нижегородская область
Наименование материала: Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: Тема «Свойства воды»
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста
на тему: «Свойства воды»
Интеграция
образовательных
областей:
«Познавательное
развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное
развитие»
Цель:
развитие
познавательной
активности
ребёнка
в
процессе
экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Образовательные
-закрепить знания о круговороте воды в природе
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную
деятельность
2. Воспитательные:
- воспитывать умение действовать в коллективе.
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
3. Развивающие:
- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
- развивать логическое мышления;
- стимулировать познавательную активность детей.
Материалы и оборудование: картинка «Круговорот воды в природе»;
-
на
каждого
ребёнка:
пластиковые
стаканчики,
ложки,
«формочки»
с
солью и сахаром, «розетки» разной формы, яйца, баночки пластиковые.
Ход НОД:
Организационный момент:
- Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших
веществ в природе, без которого, невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас
загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
В морях и реках обитает
Но часто по морю летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода)
- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.
Основная часть.
- Как вы думаете, для чего всему живому на земле нужна вода?
- Воды тратится очень много. Как вы думаете, как пополняются запасы
воды?
-
Чтобы
это
узнать,
посмотрите
на
эту
схему
(«круговорот
воды
в
природе»).
На
ней
изображено
всё,
что
происходит
с
водой
в
природе
(рассказ+ демонстрация).
Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные,
невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается
пар,
тем
холоднее
становится
воздух.
Пар
снова
превращается
в
воду.
Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится
много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.
- Вода в природе бывает солёная и пресная. Как вы думаете, что значит
пресная?
Опытно-исследовательская деятельность.
- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?
- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(солёная).
- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(сладкая).
- А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус? (делается вывод, что
у воды нет своего вкуса)
- Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и
взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не
исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.
- А теперь возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с
водой. Видно, что нарисовано на картинке?
- Значит вода какая? (прозрачная).
-
А
теперь
давайте
перельём
воду
из
стакана
в
эти
«розетки».
Что
произошло? (вода приняла форму, в которую её перелили)
- Имеет ли вода определённую фору? (нет)
- Как вы думаете, почему вода в морях и океанах солёная, ведь реки несут
в неё пресную воду?
Когда идёт дождь, он растворяет частицы солей, которые находятся в
почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит
соли в моря. Вода под действием солнца нагревается и выпадает на землю в
виде осадков, но вся соль остаётся в море.
-
Давайте
представим
себе,
что
мы
очутились
на
море
и
немножко
поплаваем.
Физминутка.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз-это брасс,
Одной, другой-это кроль.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
- А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может
держать предметы на поверхности?
Опытно-исследовательская деятельность.
- Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т.е с водой из-под
крана), лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их.
Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом?
(утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.
- А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам
нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что
с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной,
поэтому плавать в море легче, чем в реке.
- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной
водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать
посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду
пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз
(дети самостоятельно разбавляют солёную воду).
Заключительная часть.
- О каком веществе мы сегодня с вами говорили?
- Какие свойства есть у воды?
- Спасибо ребята, вы все большие молодцы, до свидания.