Автор: Соляникова Снижана Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Д.С.№251 г. Челябинска»
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область.
Наименование материала: статья
Тема: "Мальчишки–девчонки, а также их родители...."
Раздел: дошкольное образование
«Мальчишки-девчонки, а также их родители….»
Соляникова С.В.
Воспитатель
МБДОУ «Д.С.№251 г. Челябинска»
Одинаковые они или разные?
«В
психологии
известно
такое
явление,
как
асинхронность
развития:
различные психические функции созревают у детей разного пола в разное
время.
Например,
девочки
говорить
начинают
раньше
и
более
полными
фразами.
Исследования
показывают,
что
мальчики
позже
и
в
начальной
школе
примерно на год отстают от девочек по своему психологическому возрасту.
Эта
разница
появляется,
прежде
всего,
в
созревании
механизмов
саморегуляции, самоконтроля, в интеллекте. Успеваемость в начальной школе
обычно выше у девочек. Но дальше, в средней и старшей школе, мальчики
начинают догонять и даже перегонять девочек. Возможно, это связано не только
с созреванием, но и с тем, что в начальной школе в большей степени требуется
прилежность, больше дается знаний по образцу, с которыми легко справляются
девочки, в старшей же школе увеличивается количество задач, где требуется
нестандартное мышление.
Конечно, нельзя сказать, кто умнее, а кто глупее. Например, по тестам на
скорость мышления мальчики показывают более высокие баллы. Это потому,
что большинство тестов сконструированы мужчинами, в соответствии с их
типом мышления.
Эмоциональная сторона речи лучше осваивается девочками, а логическая
- мальчиками.
Девочки (как и женщины) лучше адаптируются в стабильной среде, более
исполнительны, мальчики же лучше приспосабливаются к изменениям.
Девочки
более
послушны,
склонны
подчиняться
общему
мнению,
мальчики хуже подстраиваются под среду, больше склонны к протесту,
отсюда и замечания от учителей.
Девочки
легче
принимают
стандартные
требования,
осваивают
стереотипную деятельность.
Девочки более интерны – они дольше входят в деятельность, но дольше
не теряют внимания.
Типичные психологические проблемы у девочек в начальной школе связаны
с эмоциями (страхами, застенчивостью). Часто они остаются незамеченными,
поскольку
девочки
меньше
«мешают»
взрослым.
Для
мальчиков
типичны
нарушения в поведении, которые трудно не заметить, и это мешает адаптации в
школе.
Равные условия.
Многие родители уверенны, что сыну и дочке дают одинаковый старт и
равные
условия
для
развития.
Исследования
же
показывают:
среди
детей
дошкольного возраста с мальчиками, например, понятие числа обсуждаются в 2
раза чаще, и компьютером дома пользуются чаще мальчики, а не девочки. Но
именно
ранний
опыт
может
повлиять
на
последующий
интерес
к
точным
наукам и успешность в них.
Игры
в
шахматы
развивает
память,
концентрацию,
логику
и
навык
решения задач. Однако шахматы более популярны среди дошкольников –
мальчиков, чем девочек.
Компьютеры:
видеоигры(которыми
чаще
увлекаются
мальчики)
могут
помочь и девочкам: это способ развития координации рук и глаз, способ
решения визуально-пространственных задач.
Спорт помогает развивать навыки, необходимые для успехов в обычной
жизни
-
способность
концентрироваться,
работать
в
команде,
дисциплинированность и умение справляться с неудачами.
Девочки другие? Мальчики другие?
Важно, как особенности детей преломляются через воспитание, через
наше,
взрослое,
отношение
к
детям.
Например,
есть
данные,
которые
показывают,
что
у
мальчиков
начальный
уровень
способностей
выше,
но
обучаемость ниже. А может, мы просто не умеем обучать мальчиков? Не для
кого,
не
секрет,
что
учат
и
воспитывают
в
большинстве
женщины.
Часто
воспитательницы,
учительницы
и
мамы
дают
мальчикам
определенную
установку – «главная ценность – послушание». Однако от подросшего мужчины
уже
ждут
совсем
другого!
Но
откуда
возьмутся
сила,
целеустремленность,
инициативность, если все это подавляют?
Важно понимать, где действуют наши стереотипы, которые чаще вредят, а
не помогают детскому развитию, и преодолевать их. Главное, всегда помнить,
что абсолютно всем нужны любовь, ласка, поддержка и объятия. С другой
стороны, выстраивая взаимоотношения с ребенком определенного пола, нужно
ориентироваться
на
гендерные
особенности.
Пол
–
это
о снова
индивидуальности, с ним связано многое в человеческой личности – поведение,
общение, способности.
Ждем ли мы от детей разного пола одного и того же или считаем сами и
транслируем детям, что мальчики должны чувствовать и действовать так, а
девочки – иначе? В итоге их страхи, фантазии, эмоции, реализация в жизни –
это последствия наших стереотипов или личный выбор детей?
Однако,
несмотря
на
то,
что
некоторые
генетические
обусловленные
различия существуют, развитие ребенка в большей степени зависит от трех
наиболее важных параметров:
Индивидуальных особенностей;
Семейного воспитания;
Стереотипов и ожиданий, принятых в обществе по отношению к детям.
Практически невозможно предсказать способности конкретного ребенка на
основе данных только о его поле. Одно, несомненно – и мальчикам, и девочкам
нужно развивающее обучение. Его общий принцип – бережно и аккуратно
развивать «отстающие» способности ребенка и опираться на наиболее сильные,
развитые способности.
Только понимание и принятие разных граней психики детей взрослыми,
которые их окружают, учет индивидуальных, половых, возрастных проявлений
помогут подрастающему человеку раскрыться и понять, кто он.
Наши дети – это наше «зеркальное отражение»
Дети смотрят и запоминают, как вы ведете себя. Насколько вы добры и
терпеливы, например, как справляетесь с ежедневным стрессом (какие слова
используете за рулем), как вы взаимодействуете с другими людьми.
Объясните ребенку, каких ценностей в жизни вы придерживаетесь и почему
выбрали именно их. Например, «у нас в семье принято заботиться друг о
друге, мы – команда, это повышает качество нашей общей жизни». Или что,
большинство ситуаций можно решить мирным путем и лучше использовать
честность.
Обращать внимание ребенка на людей, достойных подражания. Их много:
писатели, спортсмены, артисты, общественные деятели – они меняют жизнь
к лучшему.
Любите своих детей, слушайте, уважайте их индивидуальность, гордитесь
их достижениями! Пусть у ваших детей будет счастливое детство!