Автор: Нижегородова Анастасия Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №37
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Ленинск–Кузнецкий
Наименование материала: Статья
Тема: Выявление одаренности у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Выявление одаренности у детей дошкольного возраста.
Существует определенная возрастная последовательность
проявления одаренности детей в разных областях. Особенно
рано может
проявиться одаренность к музыке, занятиям-к
рисованию. Обще
интеллектуальная одаренность может выражаться
в необычно высоким
уровнем интеллектуального развития и
качественным своеобразием
умственной деятельности.
Американский исследователь Дж. Рензулли считает, что
одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
интеллектуальных
способностей (превышающих средний уровень);
креативности;настойчивости ( мотивация, ориентированная на
задачу).
Кого же считают одаренными.
Специалисты выделяют несколько категорий детей,
называемых
обычно одаренными.
Дети с высокими показателями по специальным тестам
интеллекта (интеллектуальная одаренность).
Дети с высоким уровнем творческих способностей
( творческая одаренность).
Дети, достигшие успехов в каких-либо областях
деятельности. (юные музыкант, художники, математики,
шахматисты). Эту категорию чаще называют талантливыми.
Дети, хорошо обучающиеся в школе ( академическая
одаренность)
Типичные показатели расхождения в развитии
различных аспектов личности ребенка.
У одаренных детей, как правило, отмечена высокая
любознательность и исследовательская активность.
«А как это устроено?
Почему это происходит?
Что будет ,если изменить условия?
Эти вопросы дети задают в дошкольном возрасте. Им
необходимо
активно исследовать окружающий мир
Одаренные дети обычно обладают отменной памятью,
которая основана на раннем овладении речью и абстрактным
мышлением. Их отличают способность классифицировать
информацию и
опыт, умение широко пользоваться накопленными
знаниями.
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их
большой словарный запас, сопровождающийся сложными
синтаксическими конструкциями, а так же умение ставить
вопросы. Многие одаренные
дети с удовлетворением
читают словари и энциклопедии, придумывают слова,
которые должны, по их мнению, выражать их собственные
понятия
и воображаемые события, предпочитают игры,
требующие активизации
умственных способностей.
Одаренных детей так же отличают повышенная
концентрация
внимания на чем- либо, упорство в достижении результата в той
сфере,
которая им интересна.
Одаренные дети легко справляются с познавательной
неопределенностью. При этом трудности не заставляют их
отключатся.
Они с удовольствием воспринимают сложные долгосрочные
задания и не
любят готовых ответов.
Система выявления одаренных и талантливых
детей включает в себя:
o
Наблюдение за детьми ( прежде всего, в детских
видах деятельности.
o
Анкетирование взрослых (родителей и
воспитателей).
o
Групповое обследование детей с помощью
стандартизованных методик.
o
Индивидуальное обследование с помощью
апробированных методик.
Основной идеей работы является объединение усилий
педагогов, родителей, руководителей образовательных
учреждений, руководителей муниципальных служб
управления, творческой общественности, с целью создания
благоприятных условий для реализации творческого
потенциала детей района.
Актуальность необходимость государственно –
муниципальной поддержки прав одаренных и талантливых
детей на полноценное развитие и реализацию своей
одаренности.
Система деятельности по организации работы с
одаренными и талантливыми детьми в образовательном
учреждении имеет следующее содержание:
Выявления одаренных и талантливых детей.
Анализ особых успехов и достижений ребенка.
Диагностика потенциальных возможностей детей.
Преемственность между дошкольным и начальным
образованием.
Помощь одаренным детям:
Создание для ребенка ситуации успеха и уверенности
через индивидуальное обучение и воспитание.
Формирование и развитие сети дополнительного
образования.
Организация исследовательской деятельности.
Организация интеллектуальных игр, творческих
конкурсов.