Автор: Лешукова Ирина Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: п. Октябрьский,Архангельская область
Наименование материала: Конспект урока в 8 классе
Тема: "Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям."
Раздел: среднее образование
Тема урока : Решение уравнений , сводящихся к квадратным уравнениям.
Тип урока : Урок изучения нового материала.
Цель урока : Формирование умения решать уравнения, сводящихся к квадратным
уравнениям.
Задачи урока : - Познакомиться с новым видом уравнений и способом его решения
- развивать умение анализировать , обобщать, применять уже имеющие знания и навыки
в новой ситуации, развивать внимание и память.
- воспитывать чувство товарищества , уважение мнения товарищей.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
1.Организаци
онный
Учитель приветствует учеников,
настраивает их на работу.
Ученики приветствуют
учителя стоя, садятся.
2.Актуализац
ия знаний
В начале для разминки выполним устное
упражнение.
На доске записаны уравнения, ваша
задача определить вид уравнения.
х
2
- 5х +4 = 0
х
2
=5
3 х
2
+9 =0
5 х
2
-30х =0
2 х
2
-4х -17 =0
х
4
–
7 х
2
- 18=0
На столе учителя лежат карточки :
Какое уравнение называется полным
квадратным уравнением ?
Какие квадратные уравнения называются
неполными?
Какие квадратные уравнения называются
приведенными?
Ученики в парах
обсуждают (2 мин) ,
затем выходят к доске
по одному и
прикрепляют
соответствующие
таблички к
уравнениям.
Ученики отвечают на
вопросы:
Квадратным
уравнением называют
уравнения вида
ах
2
+
вх
+
с
=
0
, где х –
переменная, а,в,с –
некоторые числа,
причем а
≠
0.
Квадратные
уравнения называются
неполными , если
один из
Полное квадратное
уравнение
ккваквадратноуквадратно
Неполное квадратное
уравнение
Приведенное квадратное
уравнение
?
Давайте вспомним ,как решается
квадратное уравнение?
коэффициентов в или
с равен 0, а
≠
0
Квадратное уравнение
, где старший
коэффициент равен 1,
называется
приведенным.
К доске выходит
ученик и решает
полное квадратное
уравнение записанное
на доске
и проговаривает
алгоритм .
х
2
-5х+4=0
a=1 b= -5 c=4
D=
b
2
- 4ac =
(−
5
)
2
-4*1*4=9>0
х=
5
−
3
2
=1 х=
5
+
3
2
=4
Ответ:х=1,х=4
3.Целеполага
ние
Посмотрите внимательно, у нас осталось
еще одно уравнение, которое нам не
известно. Похоже ли оно на предыдущие
квадратные уравнения? Есть ли отличия и
в чём? А сможем ли мы решить это
уравнение? Что нам мешает?
Значит цель нашего урока: ?
Задачи на урок:?
Учитель записывает цель и задачи урока
на доску.
Отвечают ученики:
Уравнение похоже на
квадратное, отличие в
том что переменная у
первого
коэффициента в 4
степени.
Мы не умеем решать ,
так-как не знаем
алгоритма.
Ученики сами ставят
цель и задачи урока.
Цель: Ознакомление с
новым видом
уравнения.
Задачи: - как
называются данные
уравнения
- узнать алгоритм
решения данных
уравнений
- научится применять
алгоритм для решения
данных уравнений.
4. Изучение
нового
материала
Рассмотрим наше уравнение:
х
4
-
7 х
2
-18=0
Данное уравнение называется
Сильный ученик сразу
может ответить на
вопрос:
биквадратным. Приставка «би» означает
два, т.е. «дважды квадрат».
Как вы думаете какой общий вид имеет
данное уравнение? Может ,кто-то даст
определение ?
Как вы думаете ,почему а
≠
0 ?
Приведите свои примеры биквадратных
уравнений.
С первой задачей урока мы справились.
Переходим к другой.
Рассмотрим наше уравнение :
х
4
-
7 х
2
-18=0
(
х
2
)
2
–
7 х
2
- 18 =0
Что в данном уравнении общее? Что
можно сделать?
Только нужно не избавиться, а сделать
замену в уравнении, вместо
х
2
ввести
новую букву. Такой способ решения
уравнений называется методом замены
переменной.
Учитель объясняет решение уравнения:
х
4
-
7 х
2
-18=0
(
х
2
)
2
–
7 х
2
- 18 =0
х
2
= t
t
2
-7t – 18=0
a=1 b= -7 c= -18
D=
b
2
-4ac=
(−
7
)
2
- 4*1*(-
18)=49+72=121>0
t=
7
−
11
2
= -2 t=
7
+
11
2
= 9
возвращаемся к замене
х
2
= t
х
2
= -2
х
2
=9
Нет корней х=
∓
3
Ответ: х=
∓
3
Ребята почему в первом случае , мы
записали нет корней?
Значит как решаются такие уравнения.
Кто сможет рассказать алгоритм?
Молодцы.
Уравнение вида
ах
4
+
вх
2
+с=0, где а,в,с –
некоторые числа, х-
переменная, причем а
≠
0.
Если а=0, то
получится неполное
квадратное
уравнение.
Ученики приводят
свои примеры.
Ученики отвечают:
х
2
, если избавиться
от
х
2
, то можно его
решить.
Квадрат любого числа
не может быть
отрицательным.
По ходу решенного
уравнения учащиеся
сами выводят
алгоритм решения
биквадратного
уравнения:
1.Ввести замену
переменной
х
2
2.Составить
квадратное уравнение
с новой переменной.
3.Решить его.
4.Вернуться к замене
переменной.
5.Решить неполные
квадратные
уравнения.
6. Записать ответ.
5.Первичное
закрепление
Предлагаю вам решить самостоятельно
по алгоритму биквадратные уравнения.
1 вариант
х
4
-
5 х
2
+4 =0
2 вариант
х
4
-
8 х
2
-9 =0
Сверьте решение и оцените себя в
тетради.
При решении данных уравнений вы
увидели , что в первом получилось 4
корня, а во втором 2. Как вы думаете
Сильных учеников
можно вызвать к доске
( за отворот), чтобы
потом проверить. При
проверки еще раз
повторяем алгоритм.
Ученики ставят себе
оценки.
Не знаем.
1 пара
х
4
–
10 х
2
+9 =0
2 пара
сколько корней имеет биквадратные
уравнения? И от чего это зависит?
Для этого я вам предлагаю провести
математическое исследование.
Каждой паре выдается по одному
биквадратному уравнению, его нужно
решить , а затем мы с вами обобщим
результаты и сделаем вывод.
Итак, что у нас получилось, выслушиваем
каждую пару и заполняем таблицу.
Таблица для учеников:
Уравнение
.
D Корни
нового
уравне
ния
Корни
биквад
ратног
о
уравн
ения
Количе
ство
корней
х
4
–
10 х
2
+9
=0
2 х
4
–
х
2
- 1
=0
х
4
+
5 х
2
+4
=0
2 х
4
+
5 х
2
+4
=0
х
4
–
8 х
2
+16
=0
х
4
+
8 х
2
+16
=0
Значит ,от чего зависит количество
корней?
2 х
4
–
х
2
- 1 =0
3 пара
х
4
+
5 х
2
+4 =0
4 пара
2 х
4
+
5 х
2
+4 =0
5 пара
х
4
–
8 х
2
+16 =0
6 пара
х
4
+
8 х
2
+16 =0
(на решение
отводится 5 мин)
Ответы учеников:
1 пара
D=64, корни нового
уравнения х=1,х=9
Биквадратного
уравнения х=
∓
1,
х=
∓
3, 4 корня
2 пара
D=9, корни нового
уравнения х= -
1
2
,х=1
Биквадратного
уравнения х=
∓
1, 2
корня
3 пара
D=9, корни нового
уравнения х= -4,х= -1
Нет корней
4 пара
D= - 7
Нет корней
5 пара
D=0, корни нового
уравнения х=4
Биквадратного
уравнения х=
∓
2, 2
корня
6 пара
D=0, корни нового
уравнения х= -4
Нет корней.
Выслушиваю мнения
учеников.
6.Рефлексия
Вернуться к целям и задачам урока.
Какие уравнения называются
Ученики отвечают:
урок цели достиг,
биквадратными?
Как решаются биквадратные уравнения?
задачи поставленные
на уроке выполнены.
7.Информаци
я о
домашнем
задании
П.23 стр.186, №776(1-4), сильным
ученикам №780 на стр.189