Напоминание

"Пути решения проблемы водобоязни в процессе обучения дошкольников плаванию"


Автор: Кокотова Людмила Борисовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №17 "Белочка"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область, ХМАО–Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Пути решения проблемы водобоязни в процессе обучения дошкольников плаванию"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пути решения проблемы водобоязни в процессе обучения

дошкольников плаванию

В древней Греции самым не приспособленным к жизни считали того, кто

не умеет читать и плавать. Смысл этих слов не утратил своего значения и в

наше время. Так же как и читать, уметь плавать должен каждый, чтобы, если

понадобится, спасти жизнь себе и товарищу, чтобы купаться в море, в реке, в

озере.

В условиях реализации федерального государственного образовательного

стандарта

дошкольного

воспитания

особо

актуальной

является

проблема

сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Общеизвестно,

в

общей

системе

образовательной

работы

ДОУ

физическое

воспитание

занимает особое место: в дошкольном детстве в результате целенаправленного

педагогического

воздействия

укрепляется

здоровье

ребенка,

происходит

тренировка

физиологических

функций

организма,

интенсивно

развиваются

движения,

двигательные

навыки

и

физические

качества,

необходимые

для

всестороннего гармоничного развития личности.

Одной

из

составляющих

физического

развития

дошкольника

является

плавание, т.к. оно сочетает возможность гармоничного развития организма,

ярко

выраженную

оздоровительную

направленность,

важное

прикладное

значение и эмоциональную притягательность водной среды.

Плавание в бассейне детей дошкольного возраста с целью их оздоровления

и

обучения

практическим

навыкам

начали

внедрять

в

нашей

стране

и

за

рубежом в 70-е годы прошлого столетия (хотя на самом деле корни этого метода

уходят

в

глубокую

древность).

Вместе

с

тем,

основная

цель

обучения

дошкольников

плаванию

-

содействие

их

оздоровлению

и

закаливанию,

обеспечение

всесторонней

физической

подготовки.

Согласованный

ритм

работы

мышц

и

органов

дыхания,

горизонтальное

положение

тела

способствуют равномерной циркуляции крови, улучшают вентиляцию легких,

закрепляют

навык

глубокого

и

ритмичного

дыхания,

содействуют

росту

и

укреплению

костной

ткани.

При

плавании

подъемная

сила

воды,

поддерживающая

ребенка

на

ее

поверхности,

корректирует

действие

силы

притяжения, снижая тем самым давление на скелет в целом и прежде всего на

позвоночник. Систематические упражнения в воде гармонически развивают все

основные

группы

мышц,

тренируют

сердце

и

лёгкие,

укрепляют

нервную

систему

человека,

что позволяет

предупредить

возникновение

различных

заболеваний.

Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. По

данным НЦУКС МЧС России в стране за последние пять лет утонуло более 83

тысяч человек, около 20% из них - дети.

Дружба ребенка с водой способствует укреплению его здоровья, оказывает

положительное воздействие на его эмоциональное состояние, улучшает сон и

аппетит, увеличивает емкость легких, тренирует сердце. Но, к сожалению, не всем

детям общение с водой доставляет радость. Среди детей встречаются и те, кто

имеет негативный опыт общения с водой. Это могут быть малыши, когда-либо

ошпарившиеся

или пережившие

неприятные

моменты

захлебывания

или

страдающие от страхов. Они боятся непривычных изменений среды, боятся

погружения в воду, когда вода, соприкасаясь со слизистой носа и глаз, вызывает

неприятные

ощущения,

а

предметы воспринимаются

в

искаженном

виде.

Встречаются дети, страдающие патологической боязнью воды.

В

работах

отечественных

педагогов,

врачей,

психологов

плавание

рассматривается

как

один

из

важнейших

базовых

видов

двигательной

активности ребёнка, оказывающий интенсивное воздействие на состояние его

здоровья, телесное и духовное развитие. Неоднократно было доказано, что

занятия плаванием оказывают стимулирующее воздействие на перцептивные,

мнемические,

психические

и

интеллектуальные

процессы,

способствующие

полноценной

подготовке

ребёнка

к

обучению

в

школе.

В

то

же

время

отмечается тенденция увеличения детей дошкольного возраста не умеющих

плавать. Для многих из них отсутствие этого навыка становится препятствием к

освоению ценностей физической культуры, реальной угрозой безопасности их

жизнедеятельности.

Результаты многих исследований причин неумения плавать показали, что

решающая

роль

принадлежит

психогенной

напряженности

детей,

иными

словами самовнушенная водобоязнь.

Водобоязнь - форма страха, относящаяся к числу отрицательных эмоций

человека.

Повышенная

чувствительность

к

водной

среде

проявляется

в

обостренной реакции на неприятные ощущения от попадания воды на лицо,

особенно глаза, и в постоянном желании держаться за твердую опору.

Водобоязнь у детей - явление не такое уж редкое и относится оно к

невротическим симптомам, приходит внезапно. Любая отрицательная эмоция,

переживание могут развиться в невротический страх (темноты, чужих людей,

одиночества и, конечно, воды). Эта проблема очень актуальна при начальном

обучении

плаванию,

т.к.

дети,

страдающие

водобоязнью,

мучаются

от

осознания

своего

неумения

плавать,

беспомощного

состояния

в

воде.

Водобоязнь

проявляется

в

снижении

самооценки,

состоянии

постоянной

тревоги при приближении к воде. Водобоязнь - очень стойкий симптом, он

может сохраняться на протяжении трех-четырех лет.

Причины возникновения и способы преодоления водобоязни

у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность, и

закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа

жизни.

В дошкольном возрасте эмоции имеют бурный, но нестойкий характер,

проявляющийся в быстром переходе от одного эмоционального состояния к

другому. Ребёнка легко испугать, рассердить, но с той, же лёгкостью можно

заинтересовать, вызвать у него радость, удовольствие. Одно из благоприятных

условий возникновения разнообразных эмоций - водная среда. Однако иногда

ребёнок отказывается входить в воду, плачет, громко кричит, скован.

Основные причины возникновения водобоязни у детей:

страх смерти как результата утопления;

ужас неведомого и невиданного;

генетически наследованные реакции на прошлые утопления;

личный опыт утопления (захлебывался), в том числе приобретенный в

младенческом возрасте;

общественный опыт предшествующих утоплений и несчастных случаев

на воде, зафиксированный в книжных описаниях и кино.

На всех этапах обучения выполняла следующие правила:

Детей нельзя насильно принуждать к плаванию и упражнениям в воде.

Нельзя намеренно подвергать ребёнка страху. Важно не запугать его

дальше, не вспоминать о негативном опыте, не стыдить его. Надо сказать, что

бояться утонуть - нормально для не умеющего плавать. Иначе ребёнок будет

думать, что это его постоянное качество, а не преходящее явление.

Нельзя использовать всевозможные устрашающие формулировки. Даже

в успокаивающих выражениях следует избегать слов типа «Не бойся», «Это не

страшно».

Всегда

можно

подобрать

выражения,

в

которых

полностью

отсутствует угроза опасности: «Смелее», «Делай, как все», «Молодец» и т.п.

Нужно выражать уверенность в успехе.

Обеспечивать ребёнку комфорт и безопасность.

Важно научить его уверенно чувствовать себя в воде, ведь это гарантия

его безопасности.

Условия эффективности работы по преодолению водобоязни у детей:

наличие оптимального количества игровых и обучающих средств, их

разнообразие (по назначению, по форме, по цвету и т.д.);

умение

и

готовность

наблюдать

за

детьми,

заметить

внутреннюю

готовность ребенка к освоению новых, более сложных движений и действий;

обеспечение

эмоционального

благополучия

через

непосредственное

общение с каждым ребенком и уважительное отношение к каждому ребенку, к

его чувствам и потребностям;

обязательная похвала и подбадривание ребенка;

выполнение упражнения прекращается, как только дети теряют к нему

интерес;

следовать принципу: «Не вмешиваться, а встраиваться в процесс детской

игры».

Модель выпускника

Результаты

освоения

Программы

по

ФГОС

ДО

представлены

в

виде

целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой

социально-нормативные

возрастные

характеристики

возможных

достижений

ребенка

на

этапе

завершения

уровня

дошкольного

образования.

В

области

«Физическое развитие» это: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он

подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать

свои

движения

и

управлять

ими;

может

соблюдать

правила

безопасного

поведения

и

личной

гигиены;

сформированы

предпосылки

к

учебной

деятельности.

Ожидаемый результат:

снижение уровня заболеваемости;

повышение двигательной активности;

овладение детьми навыками плавания;

развитие кондиционных качеств;

формирование

устойчивого

позитивно-эмоционального

отношения

ребенка к воде;

понимание

физических

возможностей

своего

тела,

воспитание

уверенности в себе, предотвращение появления различных психологических

комплексов.

Литература

1. Аикин, В.А. Обучение плаванию детей дошкольного возраста / В.А.

Аикин. Метод. рекомендации. - Омск, ГИФК, 1988. - 52 с.

2. Бетехтин

Ю.

О.

Дифференцированная

методика

обучения

плаванию

детей

5-7

лет

с

признаками

водобоязни:

диссертация

..кандидата

педагогических наук: 13.00.04 / Бетехтин Юрий Олегович; Тула, 2010.- 138 с.:

ил. РГБ ОД, 61 10-13/1007.

3. Большакова,

И.А.

Маленький

дельфин.

Нетрадиционная

методика

обучения плаванию детей дошкольного возраста: пособие для инструкторов по

плаванию,

педагогов

дошкольных

учреждений.

/

И.А.

Большакова.

-

М.:

АРКТИ, 2007. - 24 с.

4. Макаренко, Л.Т. Обучение плаванию детей / Л. Т. Макаренко. - М.: Тера -

Спорт, 2005. - 187 с.

5. Осокина, Т.И. Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей

дет. сада и родителей / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.:

Просвещение, 1991. - 159 с.

6. Пищикова, Н.Г. Обучение плаванию детей в дошкольных учреждениях:

методическое пособие / Н.Г. Пищикова. - М.: Скрипторий, 2008. - 87 с.



В раздел образования