Автор: Кокотова Людмила Борисовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №17 "Белочка"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область, ХМАО–Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Пути решения проблемы водобоязни в процессе обучения дошкольников плаванию"
Раздел: дошкольное образование
Пути решения проблемы водобоязни в процессе обучения
дошкольников плаванию
В древней Греции самым не приспособленным к жизни считали того, кто
не умеет читать и плавать. Смысл этих слов не утратил своего значения и в
наше время. Так же как и читать, уметь плавать должен каждый, чтобы, если
понадобится, спасти жизнь себе и товарищу, чтобы купаться в море, в реке, в
озере.
В условиях реализации федерального государственного образовательного
стандарта
дошкольного
воспитания
особо
актуальной
является
проблема
сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Общеизвестно,
в
общей
системе
образовательной
работы
ДОУ
физическое
воспитание
занимает особое место: в дошкольном детстве в результате целенаправленного
педагогического
воздействия
укрепляется
здоровье
ребенка,
происходит
тренировка
физиологических
функций
организма,
интенсивно
развиваются
движения,
двигательные
навыки
и
физические
качества,
необходимые
для
всестороннего гармоничного развития личности.
Одной
из
составляющих
физического
развития
дошкольника
является
плавание, т.к. оно сочетает возможность гармоничного развития организма,
ярко
выраженную
оздоровительную
направленность,
важное
прикладное
значение и эмоциональную притягательность водной среды.
Плавание в бассейне детей дошкольного возраста с целью их оздоровления
и
обучения
практическим
навыкам
начали
внедрять
в
нашей
стране
и
за
рубежом в 70-е годы прошлого столетия (хотя на самом деле корни этого метода
уходят
в
глубокую
древность).
Вместе
с
тем,
основная
цель
обучения
дошкольников
плаванию
-
содействие
их
оздоровлению
и
закаливанию,
обеспечение
всесторонней
физической
подготовки.
Согласованный
ритм
работы
мышц
и
органов
дыхания,
горизонтальное
положение
тела
способствуют равномерной циркуляции крови, улучшают вентиляцию легких,
закрепляют
навык
глубокого
и
ритмичного
дыхания,
содействуют
росту
и
укреплению
костной
ткани.
При
плавании
подъемная
сила
воды,
поддерживающая
ребенка
на
ее
поверхности,
корректирует
действие
силы
притяжения, снижая тем самым давление на скелет в целом и прежде всего на
позвоночник. Систематические упражнения в воде гармонически развивают все
основные
группы
мышц,
тренируют
сердце
и
лёгкие,
укрепляют
нервную
систему
человека,
что позволяет
предупредить
возникновение
различных
заболеваний.
Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. По
данным НЦУКС МЧС России в стране за последние пять лет утонуло более 83
тысяч человек, около 20% из них - дети.
Дружба ребенка с водой способствует укреплению его здоровья, оказывает
положительное воздействие на его эмоциональное состояние, улучшает сон и
аппетит, увеличивает емкость легких, тренирует сердце. Но, к сожалению, не всем
детям общение с водой доставляет радость. Среди детей встречаются и те, кто
имеет негативный опыт общения с водой. Это могут быть малыши, когда-либо
ошпарившиеся
или пережившие
неприятные
моменты
захлебывания
или
страдающие от страхов. Они боятся непривычных изменений среды, боятся
погружения в воду, когда вода, соприкасаясь со слизистой носа и глаз, вызывает
неприятные
ощущения,
а
предметы воспринимаются
в
искаженном
виде.
Встречаются дети, страдающие патологической боязнью воды.
В
работах
отечественных
педагогов,
врачей,
психологов
плавание
рассматривается
как
один
из
важнейших
базовых
видов
двигательной
активности ребёнка, оказывающий интенсивное воздействие на состояние его
здоровья, телесное и духовное развитие. Неоднократно было доказано, что
занятия плаванием оказывают стимулирующее воздействие на перцептивные,
мнемические,
психические
и
интеллектуальные
процессы,
способствующие
полноценной
подготовке
ребёнка
к
обучению
в
школе.
В
то
же
время
отмечается тенденция увеличения детей дошкольного возраста не умеющих
плавать. Для многих из них отсутствие этого навыка становится препятствием к
освоению ценностей физической культуры, реальной угрозой безопасности их
жизнедеятельности.
Результаты многих исследований причин неумения плавать показали, что
решающая
роль
принадлежит
психогенной
напряженности
детей,
иными
словами самовнушенная водобоязнь.
Водобоязнь - форма страха, относящаяся к числу отрицательных эмоций
человека.
Повышенная
чувствительность
к
водной
среде
проявляется
в
обостренной реакции на неприятные ощущения от попадания воды на лицо,
особенно глаза, и в постоянном желании держаться за твердую опору.
Водобоязнь у детей - явление не такое уж редкое и относится оно к
невротическим симптомам, приходит внезапно. Любая отрицательная эмоция,
переживание могут развиться в невротический страх (темноты, чужих людей,
одиночества и, конечно, воды). Эта проблема очень актуальна при начальном
обучении
плаванию,
т.к.
дети,
страдающие
водобоязнью,
мучаются
от
осознания
своего
неумения
плавать,
беспомощного
состояния
в
воде.
Водобоязнь
проявляется
в
снижении
самооценки,
состоянии
постоянной
тревоги при приближении к воде. Водобоязнь - очень стойкий симптом, он
может сохраняться на протяжении трех-четырех лет.
Причины возникновения и способы преодоления водобоязни
у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность, и
закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа
жизни.
В дошкольном возрасте эмоции имеют бурный, но нестойкий характер,
проявляющийся в быстром переходе от одного эмоционального состояния к
другому. Ребёнка легко испугать, рассердить, но с той, же лёгкостью можно
заинтересовать, вызвать у него радость, удовольствие. Одно из благоприятных
условий возникновения разнообразных эмоций - водная среда. Однако иногда
ребёнок отказывается входить в воду, плачет, громко кричит, скован.
Основные причины возникновения водобоязни у детей:
страх смерти как результата утопления;
ужас неведомого и невиданного;
генетически наследованные реакции на прошлые утопления;
личный опыт утопления (захлебывался), в том числе приобретенный в
младенческом возрасте;
общественный опыт предшествующих утоплений и несчастных случаев
на воде, зафиксированный в книжных описаниях и кино.
На всех этапах обучения выполняла следующие правила:
Детей нельзя насильно принуждать к плаванию и упражнениям в воде.
Нельзя намеренно подвергать ребёнка страху. Важно не запугать его
дальше, не вспоминать о негативном опыте, не стыдить его. Надо сказать, что
бояться утонуть - нормально для не умеющего плавать. Иначе ребёнок будет
думать, что это его постоянное качество, а не преходящее явление.
Нельзя использовать всевозможные устрашающие формулировки. Даже
в успокаивающих выражениях следует избегать слов типа «Не бойся», «Это не
страшно».
Всегда
можно
подобрать
выражения,
в
которых
полностью
отсутствует угроза опасности: «Смелее», «Делай, как все», «Молодец» и т.п.
Нужно выражать уверенность в успехе.
Обеспечивать ребёнку комфорт и безопасность.
Важно научить его уверенно чувствовать себя в воде, ведь это гарантия
его безопасности.
Условия эффективности работы по преодолению водобоязни у детей:
наличие оптимального количества игровых и обучающих средств, их
разнообразие (по назначению, по форме, по цвету и т.д.);
умение
и
готовность
наблюдать
за
детьми,
заметить
внутреннюю
готовность ребенка к освоению новых, более сложных движений и действий;
обеспечение
эмоционального
благополучия
через
непосредственное
общение с каждым ребенком и уважительное отношение к каждому ребенку, к
его чувствам и потребностям;
обязательная похвала и подбадривание ребенка;
выполнение упражнения прекращается, как только дети теряют к нему
интерес;
следовать принципу: «Не вмешиваться, а встраиваться в процесс детской
игры».
Модель выпускника
Результаты
освоения
Программы
по
ФГОС
ДО
представлены
в
виде
целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой
социально-нормативные
возрастные
характеристики
возможных
достижений
ребенка
на
этапе
завершения
уровня
дошкольного
образования.
В
области
«Физическое развитие» это: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он
подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать
свои
движения
и
управлять
ими;
может
соблюдать
правила
безопасного
поведения
и
личной
гигиены;
сформированы
предпосылки
к
учебной
деятельности.
Ожидаемый результат:
снижение уровня заболеваемости;
повышение двигательной активности;
овладение детьми навыками плавания;
развитие кондиционных качеств;
формирование
устойчивого
позитивно-эмоционального
отношения
ребенка к воде;
понимание
физических
возможностей
своего
тела,
воспитание
уверенности в себе, предотвращение появления различных психологических
комплексов.
Литература
1. Аикин, В.А. Обучение плаванию детей дошкольного возраста / В.А.
Аикин. Метод. рекомендации. - Омск, ГИФК, 1988. - 52 с.
2. Бетехтин
Ю.
О.
Дифференцированная
методика
обучения
плаванию
детей
5-7
лет
с
признаками
водобоязни:
диссертация
..кандидата
педагогических наук: 13.00.04 / Бетехтин Юрий Олегович; Тула, 2010.- 138 с.:
ил. РГБ ОД, 61 10-13/1007.
3. Большакова,
И.А.
Маленький
дельфин.
Нетрадиционная
методика
обучения плаванию детей дошкольного возраста: пособие для инструкторов по
плаванию,
педагогов
дошкольных
учреждений.
/
И.А.
Большакова.
-
М.:
АРКТИ, 2007. - 24 с.
4. Макаренко, Л.Т. Обучение плаванию детей / Л. Т. Макаренко. - М.: Тера -
Спорт, 2005. - 187 с.
5. Осокина, Т.И. Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей
дет. сада и родителей / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.:
Просвещение, 1991. - 159 с.
6. Пищикова, Н.Г. Обучение плаванию детей в дошкольных учреждениях:
методическое пособие / Н.Г. Пищикова. - М.: Скрипторий, 2008. - 87 с.