Развитие умственных способностей детей среднего возраста через познавательную сказку
Автор: Ададурова Людмила Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - д/с№25 "Золотая рыбка" Населённый пункт: г.Ступино,Московская область Наименование материала: проект Тема: Развитие умственных способностей детей среднего возраста через познавательную сказку Раздел: дошкольное образование
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №25 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
Практико-значимый проект
в рамках ежегодного конкурса
Губернатора Московской области «Наше Подмосковье»
Тема: «Развитие умственных способностей детей среднего
возраста через познавательную сказку».
2
Ступино 2016
«Развитие умственных способностей детей среднего
возраста через познавательную сказку».
Паспорт проекта
3
Дошкольное
детство
-
это
особый
период
в
ст ановлении
человеческой
личности.
Именно
в
этот
период
формируются
многие
психические свойства и способности,
имеющие непреходящую ценность и
в значительной
мере определяющие
ход дальнейшего развития.
Л.А. Венгер
Тип проекта:
информативно-творческий, краткосрочный.
Взаимодействие:
воспитатели, дети, родители.
Проект осуществляется в рамках в рамках ежегодного конкурса
Губернатора Московской области «Наше Подмосковье».
Цель
проекта:
создание
положительного
отношения
к
тем
сведениям,
которые
мы
хотим
передать
детям
на
фоне
атмосферы
общей
привлекательности,
являющейся фундаментом,
на
который
легко
накладывать
4
знания. В последующем от этого будет зависеть, на что человек направит силу
своего ума - на создание или расточительство богатств нашего мира.
Доказано,
что
возможно
и
целесообразно
руководить
развитием
познавательных
способностей,
в
результате
чего
существенно
повышается
умственное развитие детей (Л.А. Венгер).
Задачи:
- ознакомление с познавательной сказкой как средством стимулирования
эмоционально-положительного
отношения
детей
к окружающему миру;
- обогащение познавательного опыта детей;
- формирование умений и навыков познавательного общения.
Актуальность проекта.
Ежегодно
наши
школы
распахивают
свои
двери
перед
своими
самыми
маленькими
учениками
-
первоклассниками.
Перед
педагогами,
психологами,
родителями встают вопросы: готов ли ребенок к новому этапу своей жизни,
сможет ли он успешно овладеть знаниями?
Во многом это зависит от умственного развития, важнейшей составной
части
его
общей
психической
готовности
к
школе.
Но
и
само
умственное
развитие
-
сложный
процесс:
это
формирование
познавательных
интересов,
накопление
разнообразных
знаний
и
умений,
овладение
речью.
«Ядром»
умственного
развития,
его
основным
содержанием
является
развитие
умственных способностей. Умственные способности - это те психологические
качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и
умений,
возможности
их
использования
для
решения
разнообразных
задач.
Развитие
умственных
способностей
имеет
особое
значение
для
подготовки
детей к школьному обучению. Ведь важно не только какими знаниями владеет
ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых
знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы,
5
строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.
Психологами установлено, что развитие умственных способностей детей в
дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее, чем в более поздние
возрастные
этапы.
Если
не
создать
условий
для
развития
умственных
способностей, то мышление человека окажется ограниченным узкими рамками, не
сформируется
интеллектуальная
гибкость,
желание
и
умение
мыслить
самостоятельно, выходить за пределы конкретной практической задачи.
Сроки проведения.
Проект осуществлен в 2015 - 2016 учебный году.
Этапы реализации
.
I этап
• Ознакомление
с
познавательной
сказкой.
Дети
становятся
активными
участниками сказки, текст сопровождается показом иллюстративного материала,
обращениями к игрушечным персонажам и вопросами к детям познавательного и
поискового характера;
• Подбор сказок с познавательным содержанием;
• Изготовление
атрибутов,
элементов
костюмов
для
проведения
вечера
развлечений «Ежели вы вежливы»;
• Выполнение родителями и детьми творческих домашних заданий.
II этап
Обогащение познавательного опыта детей.
Уровень психического развития детей к 4-м годам открывает перед ними
возможность овладеть качественно иным способом познания мира - умением
принимать
и
правильно
понимать
информацию,
переданную
посредством
слова. Теперь для того, чтобы что-то узнать или понять, ребенку не обязательно
держать
в
руках
познаваемый
объект
или
наблюдать
явление.
Возможность
во с п р и н и мат ь
и н ф о рма ц и ю
н а
с л о ве с н ом
у р о в н е
с п о с о б с т ву е т
интеллектуальному
развитию
ребенка,
а
значит,
развитию
его
умственных
способностей,
расширению
кругозора.
По
разным
причинам
в
группе
могут
6
оказаться
дети,
которые
не
способны
представить
что-либо
по
словесному
описанию. Это значит, что они не овладели в полной мере таким способом
познания, как умение воспринимать и усваивать информацию, подкрепленную
зрительными образами, т.е. на словесном уровне (вербально). В подобном случае
продвигаться вперед, давая детям что-то новое бессмысленно. Надо остановиться и
подготовить
детей
к
новому
этапу
развития
их
познавательной
и умственной
активности.
III этап
Формирование умений и навыков познавательного общения:
1. Подбор необходимого методического материала, в основе которого лежит
реализация
задач,
способствующих
развитию
познавательного
общения
(психолого-педагогиче ские
т ренинги,
различные
формы
р а б о т ы
самостоятельной познавательной деятельности дошкольников, оформление картотек
игр,
основной
целью
которых
является
обучение
взаимодействию детей
в
коллективе, развитие эмпатии по отношению к другим людям).
2. Разработка перспективного план работы с детьми среднего дошкольного
возраста по проблеме умственного развития дошкольников через познавательную
сказку.
3. Драматизация сказок познавательного содержания совместно детьми и
взрослыми, игры-драматизации по мотивам познавательных сказок.
Результат проекта:
Работая над проблемой развития умственных способностей детей через
познавательную сказку, я пришла к выводу о том, что необходимо поверить в
способности ребенка и обязательно развивать их. Ребенок только вступил на путь
больших знаний и открытий, и наша задача - помочь ему в этом познании. Но не
надо торопиться передавать ему эту обильную информацию. Огромный, сложный
мир он должен осваивать постепенно, шаг за шагом. Возраст наших детей - возраст
«почемучек». Отвечая на детские вопросы, не следует бояться, что детям не все
станет ясным до конца. В ходе обучения что-то для ребенка проясниться, но новые
знания влекут за собой и новые вопросы. Чем шире у ребенка горизонты не совсем
7
ясных знаний, тем более многообразен и богат процесс их превращения в ясные,
отчетливые знания. Пусть наши дети вместе со своими любимыми героями гуляют
по
подземным
лабиринтам,
ходят
в
гости
к
старому
самовару,
навещают
муравейник, попадают в берлогу к медведице, постигают свойства воды, учатся
ставить и решать познавательные задачи, правильно вести себя с незнакомыми
людьми.
Конспект вечера развлечений в средней группе «Ежели вы вежливы».
Программные задачи: Способствовать усвоению детьми правил культуры
общения со сверстниками, взрослыми; формировать умение спокойно играть, не
мешая друг другу; воспитывать элементы организованности, преодоление чувства
робости, неуверенности; побуждать детей к добрым поступкам, создать радостное
настроение, чувство удовлетворённости.
Оформление
зала:
два
плоскостных
изображения
домиков,
скамейка,
плоскостные деревья; игрушки: мячи, машины, скакалки, кукла, коляска.
Ход занятия:
Ведущий: (Воспитатель)
«Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово».
(Дети-зрители, чтобы получить билеты на сказку, говорят вежливые слова.
Билеты находятся в «Вежливой шкатулке».) Играет тихая, спокойная музыка.
Ведущий:
Жила-была
девочка
(выбегает
девочка
в
костюме
цветка-
колокольчика). Она очень любила петь и знала много песен. Пела их утром и
вечером, перед обедом и после сна, пела тихо-тихо, только для себя, и звонко-звонко
для всех друзей. И друзья прозвали её за это Колокольчиком. А друзей у неё было
много: поросёнок Хрюша, медвежонок Тоша, зайка Степашка, кот Матроскин,
петушок Петя, лиса Алиса, ежонок Жужа, щенок Томка. (Персонажи выбегают по
одному и принимаются за игру.)
Ведущий: Вот как-то вышла девочка во двор и видит: что-то случилось.
8
Поросёнок Хрюша, медвежонок Тоша не играют, как всегда, а сидят сердитые и
надутые.
Колокольчик:
Что
случилось?
Почему
вы
не
играете?
Вы,
наверное,
поссорились? Надо помириться.
Хрюша:
Я
с
Тошей
мириться
не
буду
-
он
не
вежливый.
Я
сказал
«здравствуй», а он не отвечает, молчит.
Тоша: А зачем опять говорить, я тебя вчера видел.
Хрюша: Но я же сегодня сказал « здравствуй»!
Тоша: Ну и что? У меня ещё вчерашнее не кончилось!
Колокольчик: Ты, что Тоша, хочешь, чтобы Хрюша заболел?
Тоша: Нет! Я не хочу, чтобы он болел! Пусть он будет здоровым!
Колокольчик:
А
что,
ты
для
Хрюши
«здравствуй»
пожалел?
Ведь
«здравствуй»
-
это
значит
будь
здоров,
не
болей!
Вот
послушай!
(Девочка
исполняет песенку «Что такое здравствуй »)
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй»
Значит « будь здоров!»
Припев:
Правило запомни,
Знаешь – повтори,
Старшим это слово
Первый говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра
Значит слово « здравствуй»
Говорить пора.
9
Хрюша: Вот, видишь, Тоша, получается, что я вежливый, а ты – нет.
Тоша: Ну и ты, Хрюша, не очень-то вежливый. Что с котом Матроскиным
сегодня сделал, а? Забыл?
Алиса: Ну и ты, Тоша, тоже хорош! Ты Степашку толкнул и не извинился!
Жужа: Алиса, он же нечаянно!
Томка: А, ты, Жужа, не заступайся! Ты, вообще, всех сегодня обидел.
Колокольчик: Что-то я ничего не понимаю!
Ведущий: Колокольчик, сейчас тебе твои друзья все спокойно объяснят.
Степашка:
Поросёнок Хрюша
Хвост коту прижал
Кот мяукал, он не слушал -
Дальше побежал.
Ведущий:
Ну и Хрюша, ну и Хрюша
Кот мяукал, ты не слушал.
Это не годиться -
Надо извиниться!
Хрюша: Извини меня, Матроскин, тебе очень больно?
Матроскин: Спасибо, не очень!
Петя:
Медвежонок Тоша
Зайчика задел,
А потом нарочно
В сторону глядел!
Ведущий:
Ну и Тоша, ну и Тоша
Что ж такой ты нехороший
Это не годится –
Надо извиниться!
10
Тоша:
Прости меня, Степашка. Я такой неуклюжий!
Степашка: Ладно, я уже забыл!
Матроскин:
А ежонок Жужа
Бегал и шалил,
Проскакал по лужам
Всех друзей облил.
Ведущий:
Ну и Жужа, ну и Жужа
Всех друзей облил из лужи.
Это не годится -
Надо извиниться!
Жужа: Я прошу прощения у всех вас. Когда буду бегать по лужам, то буду
внимательным. (Все друзья обнимаются и весело смеются.)
Ведущий: Вот и хорошо! Все друзья помирились и попросили друг у друга
прощения. Какие вежливые, добрые слова вы друг другу сказали. Дети в нашем
детском
саду
играют
только
в
вежливые
игры,
танцуют
вежливые
танцы
и
рассказывают вежливые стихи.
(Ребёнок читает стихотворение О. Дриза «Добрые слова».)
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
11
Ведущий: Станем в круг мы дружно
Ссориться не нужно.
За руки возьмёмся
Друг другу улыбнёмся.
(Игра «Мишка приходит в гости»).