Автор: Лузина Светлана Владимировна
Должность: преподаватель профессионального модуля
Учебное заведение: ГБПОУ "Златоустовский медицинский техникум"
Населённый пункт: Челябинская область, г.Златоуст
Наименование материала: статья
Тема: "Контрольно–оценочные средства как условие формирования профессиональных компетенций при реализации профессионального модуля"
Раздел: среднее профессиональное
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Лузина С.В., преподаватель
Контрольно-оценочные средства (КОС) — совокупность контрольных и оценочных
средств и материалов, позволяющих проверить сформированность компетенций в
процессе освоения основной профессиональной образовательной программы. Выпускник,
освоивший ОПОП СПО, должен обладать профессиональными компетенциями,
соответствующими основным видам профессиональной деятельности.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Выполнение работ по
профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными, в том числе
профессиональными (ПК) компетенциями.
Разрабатывая программу ПМ , я составила структуру и содержание профессионального
модуля.
Рассмотрим, какие контрольно-оценочные средства влияют на формирование
профессиональных компетенций на примере МДК 03 Технология оказания медицинских
услуг.
Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе умений,
знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи
профессиональной деятельности.
Профессиональный модуль — законченная единица основной профессиональной
образовательной программы, предусматривающая подготовку обучающихся к
осуществлению определенной совокупности трудовых функций и формирующая ряд
общих и профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем практических
навыков, умений и знаний на выходе.
Междисциплинарный курс — часть программы профессионального модуля, который
характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или
нескольких профессиональных компетенций.
Контроль освоения ПМ в целом направлен на оценку овладения квалификацией.
Оценка качества подготовки в новой компетентностно-методологической парадигме
профессионального образования требует разработки технологий оценивания
приобретаемых обучающимися характеристик, формирующих их компетенции.
Компетентностный подход позволяет выявить многогранность подготовленности
обучаемых, включающей помимо традиционных знаний и умений, некоторую
совокупность психолого-педагогических и профессионально значимых характеристик.
Однако, наиболее распространенной переменной, оцениваемой традиционными
оценочными средствами или тестами, в отечественной профессиональной школе является
уровень подготовленности, не отражающий, как правило, современные требования к
качеству подготовки обучающихся. Этот уровень слабо ориентирован на интегральные
междисциплинарные знания в силу заложенной в него одномерности, не проверяющей
степень освоения выпускниками компетенций, включая способность учиться, способность
к анализу и синтезу, переносу знаний и умений в новые ситуации, генерации идей и т.д.
Компетенции формируются и развиваются посредством содержания обучения,
образовательной среды учреждения и, в основном, образовательными технологиями. В
частности, элементы творческой деятельности способствуют подготовке специалиста
широкого профиля, поиску решения новых задач, связанных с недостаточностью
конкретных специальных знаний и отсутствием конкретных алгоритмов решения задач
такого класса. Творческие характеристики личности могут быть сформированы только в
процессе моделирования деятельности обучающегося, требующей поиска решения новых
проблем, при которых необходимо осуществление переноса знаний, комбинаций,
преобразования способов деятельности и выполнения других творческих процедур.
Эта деятельность всегда индивидуальна, поскольку не имеет аналогов в прошлом.
Достаточно эффективно формируются у студента техникума качества творческой
личности в процессе выполнения практической работы, которой присуща вариативность
сложности новых проблем.
Ориентация технологий обучения на самостоятельную, исследовательскую работу,
развитие творческих качеств у студента требует инновационной методологической
перестройки оценки качества усвоенных знаний, навыков и способностей.
В современном обществе, если речь идет о качестве подготовки выпускников, на первый
план должны выходить потребности работодателя, которые связаны, в основном, с
профессиональными требованиями к подготовке выпускников, с их умениями применять
свои знания в реальных профессиональных или имитирующих профессиональные
ситуациях.
Формами оценки аналитического уровня деятельности являются тест, письменная
контрольная работа, устный опрос, собеседование, экзамен.
Тесты для текущей и семестровой аттестации становятся привычными и интенсивно
внедряются в учебный процесс училищ, техникумов и колледжей. Под тестом понимается
система заданий специфической формы, позволяющая объективно и функционально
измерить уровень подготовки обучаемых. Компетентностный тест — это
междисциплинарный, критериально-ориентированный педагогический тест, который
представляет собой упорядоченную совокупность тестовых заданий и направлен на
измерение уровня достижений компетенций.
Вместо принятой раньше максимальной стандартизации формы заданий с выбором ответа,
вводятся инновационные формы тестирования, включая открытые ответы, определение
последовательностей, соответствия, многозначности решений и др. Совершенствуется
стандартизация тестов, которая нацелена на обеспечение единых подходов к отбору
содержания измерителей, единых процедур оценки и интерпретации результатов
тестирования с использованием стандартных шкал и экспертных методов оценки
результатов заданий с развернутыми ответами.
1.Задания с выбором правильного ответа.
2. Задания на установление последовательности.
3. Задания с выбором нескольких правильных ответов.
4. Задания открытого тип.
5. Задания на установление соответствия.
Анализируя данное задание, отмечу, что в большей степени оно направлено на проверку
базовых знаний обучающихся по МДК «Технология оказания медицинских услуг»:
знания, которые способствует диагностированию уровня сформированности
профессиональных комтетенций.
Следующей формой диагностирования сформированности аналитических компетенций
является устный опрос, который используется в рамках знаниевой структуры. Этот тип
оценочного средства отличается высокой степенью детерминированности и
использованием простых критериев оценки ответов, что, как правило, способствует
диагностированию базовых регулятивных компетенций.
Контрольная работа представляет собой вид рубежной проверочной работы. При
составлении контрольной работы необходимо учитывать включенность в нее не только
репродуктивных заданий, но и зданий повышенной сложности, требующих проявления
аналитических способностей, а также заданий творческого характера, что позволит
обучающимся продемонстрировать уровень владения основными компетенциями.
Анализ результатов контрольной работы проводится по разработанным мною критериям с
учетом требований федерального государственного стандарта образования в рамках
компетентностного подхода.
Кроме перечисленных текущих видов контроля профессиональные компетенции
осваиваются и на практических занятиях. В рассматриваемом МДК 03 практических
занятий — 13.
Отличительным признаком содержания практического занятия является его комплексный
характер. Комплексность задач подобного вида связана с условиями выполнения
манипуляций, согласно стандарту . В ПЗ большое количество исходных данных и большое
количество неизвестных. К ним относятся последовательность технологического
процесса, расчеты по количеству введенных лекарственных средств, определение объема
выполняемых манипуляций и т.д.
Цель проведения ПЗ: установление уровня сформированности компетенций у
обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Результатом освоения программы ПМ является овладение обучающимися видом
профессиональной деятельности (ВПД), в том числе общими и профессиональными
компетенциями.
После изучения каждого МДК проводится дифференциальный зачет, который позволяет
оценить уровень овладения обучающимися необходимых профессиональных
компетенций. После изучения ПМ проводится экзамен (квалификационный),
позволяющий оценить освоение студентами общих и профессиональных компетенций.