Автор: Ходырева Юлия Валерьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "Школа №152 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Перми
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: проект
Тема: "Школа безопасности и комфорта"
Раздел: среднее образование
АНО ДПО «Региональный центр практической психологии и социальной работы «ВЕКТОР»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №152 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми
Проект «Школа безопасности и комфорта»
в рамках проекта по организации профилактической работы
по предупреждению школьного насилия в общеобразовательных организациях
Пермского края при финансовой поддержке
Министерства образования и науки Пермского края
Пермь
2018 г.
Пояснительная записка
Ежегодно в течение трех последних лет (2014-2017 г.г.) в МАОУ «Школа № 152
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми (далее –
Учреждение) обучается в среднем 187 человек. Учреждение предоставляет услугу
по различным программам, поэтому контингент обучающихся разноплановый. Из
таблицы 1 видно, что с каждым годом увеличивается количество обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (с 11 до 19). Основной контингент
Учреждения состоит из обучающихся с задержкой психического развития (34%), с
умственной отсталостью (27%) и также увеличивается количество детей с тяжелыми
интеллектуальными (множественными) нарушениями (особый ребенок) (26%).
Таблица 1. Контингент обучающихся
Виды услуг по программам
2014-2015 уч. г.
2015-2016 уч. г.
2016-2017 уч. г.
Слабослышащие
0
0
0
Слабовидящие
1
5
5
Тяжелые нарушения речи
2
5
4
Нарушение
опорно-двигательного
аппарата
11
15
19
Задержка психического развития
55
64
74
Легкая умственная отсталость
42
45
62
Умеренная
и
глубокая
умственная
отсталость
42
43
59
Расстройства аутистического спектра
0
0
2
Такой
контингент
обучающихся
требует
особого
внимания
со
стороны
педагогического
коллектива
в
образовательной
деятельности,
поиска
индивидуальных путей развития для каждого ребенка.
Наряду с детьми-инвалидами, которые учатся в школе с первого класса, имеют
завышенную
самооценку
и
считают
себя
такими
же
как
все,
есть
ученики,
пришедшие
из
общеобразовательной
школы
(с
заниженной
самооценкой,
с
недоверием к людям, с выстроенным образом, что попали в отбросы общества). В
итоге мы получаем столкновение двух сил, противостоящих друг другу. Те кто
пришли - пытаются доказать, что не достойны такой участи, и все, что их окружает,
является отбросами общества, а те кто столкнулся с «правдой жизни» пытаются
доказать, что они имеют такие же права, как и все остальные. Кроме этого классы
малокомплектные и в них учатся дети разных возрастов. Все учащиеся оказываются
в состоянии социальной дезадаптации. Что же такое дезадаптивное поведение - это
нарушение
приспособительного
поведения
в
силу
действия
тех
или
иных
внутренних или внешних причин - непосильных или несправедливых требований,
чрезмерных
нагрузок,
трудностей
и
возникающего
в
ответ
несогласия,
сопротивления,
самозащиты
и
т.д.
Социальная
дезадаптация
может
привести
к
личностным
деформациям,
задержке
физического
и
психического
развития,
расстройствам нервной системы, одиночеству или самоотчуждению, проблемам во
взаимоотношениях со сверстниками и другими людьми, к подавлению инстинкта
самосохранения, девиантному и зависимому поведению, суициду.
Цель проекта: создание принимающей, комфортной и открытой атмосферы в
школе и в классах
для успешного развития каждого ребенка, сохранения его
физического, психического и психологического здоровья.
Задачи:
• утвердить рабочую группу по реализации проекта «Школа безопасности и
комфорта»;
• разработать методические рекомендации для педагогов по распознаванию
признаков
различных
видов
буллинга
и
способах
их
предупреждения
или
предотвращения;
• обучить педагогический коллектив школы основным принципам, условиям и
стратегиям создания психологически безопасной и комфортной образовательной
среды в школе;
•
выстроить
воспитательную
работу
школы
на
следующий
учебный
год
с
учетом проекта;
• оказывать компетентную помощь педагогам и родителям в вопросах обучения
и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
• обучать всех субъектов образовательного процесса навыкам конструктивного
реагирования в конфликтах;
• развивать коммуникативные навыки, формировать ответственное отношение у
обучающихся к своим поступкам;
• предупреждать (профилактировать) возникновения явлений отклоняющегося
поведения у обучающихся школы.
Проект
разработан
для
работы
со
всеми
участниками
образовательного
процесса: педагогами, обучающимися, родителями.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Педагогический коллектив школы знает основные принципы, условия и стратегии
создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды;
2.
Педагогический
коллектив
школы
владеет
методами
профилактики
проблем
дисциплины и прекращения различных форм насилия в школе;
3. Все работники школы используют методы повышения стрессоустойчивости и
профилактики профессионального выгорания;
4. Родители и обучающиеся доверяют специалистам школы, имеют возможность в
любой момент обратиться к ним за помощью, пользуются телефоном и ящиком
доверия.
Критерии оценки эффективности реализации проекта:
Отзывы родителей, обучающихся и педагогов о психологической атмосфере в школе
и в классах.
В разработке проекта приняли участие:
- Екатерина Анваровна Гайнемдинова, заместитель директора по воспитательной
работе;
- Оксана Сергеевна Соколова, педагог-психолог, руководитель методического совета
школы;
- Марина Николаевна Нестерчук, педагог-психолог, председатель школьного ПМПк;
-
Оксана
Викторовна
Черепанова,
учитель
биологии,
классный
руководитель,
руководитель методического объединения старших классов;
-
Татьяна
Олеговна
Загретдинова,
учитель
начальных
классов,
классный
руководитель;
- Сергей Владимирович Мещериков, учитель физкультуры, классный руководитель;
- Ольга Александровна Шабарова, учитель физкультуры, классный руководитель;
- Юлия Валерьевна Ходырева, учитель английского языка.
План общешкольных мероприятий
на 3-4 четверть 2017-2018 учебного года,
на 1 четверть 2018-2019 учебного года
Мероприятие
Цель мероприятия
Целевая группа
Сроки
Ответственные
Нормативно-правовое и информационное обеспечение мероприятий
Издать приказы:
Рабочая группа
Феврал
Щелконогова
• об утверждении
проекта «Школа
безопасности и
комфорта»
• об утверждении
рабочей группы по
реализации
внутришкольного
проекта «Школа
безопасности и
комфорта» в рамках
проекта «Давайте жить
дружно»
ь 2018г
Т.В., директор
школы
Разработать памятки о
порядке действий
сотрудников при
столкновении со
случаями насилия в ОУ
Рабочая группа
Март
2018г
-Гайнемдинова
Е.А., зам. дир. по
воспитательной
работе
Разработать план
мероприятий на уровне
школы и на уровне
классов
Рабочая группа
Март
2018г
-Гайнемдинова
Е.А., зам. дир. по
воспитательной
работе
Подготовить
информационный
материал «воспитание
детей без обид и
унижений» на сайте ОУ
Все участники
образовательного
процесса
Март
2018г
-Соколова
О.С.,
педагог-психолог,
руководитель
методического
совета школы;
-Нестерчук М.Н.,
педагог-психолог,
председатель
школьного ПМПк
Разработка
методических
рекомендаций для
педагогов по
распознаванию
признаков различных
видов буллинга.
Педагогический
коллектив школы
Март
2018г
-Соколова
О.С.,
педагог-психолог,
руководитель
методического
совета школы;
-Нестерчук М.Н.,
педагог-психолог,
председатель
школьного ПМПк
Организовать работу
«почты доверия»
(установка
информационных
ящиков)
Все участники
образовательного
процесса
Феврал
ь 2018г
-Гайнемдинова
Е.А., зам. дир. по
воспитательной
работе;
-Соколова
О.С.,
педагог-психолог,
руководитель
методического
совета школы
Педагогический состав школы
Педчас «Основные
механизмы и
Раскрыть основные
механизмы и
Педагогический
коллектив школы
15.03.18
-Гайнемдинова
Е.А., зам. дир. по
проявления феномена
буллинга и его влияние
на процесс обучения
детей в школьных
условиях»
проявления феномена
буллинга и его
влияние на процесс
обучения детей.
воспитательной
работе;
-Соколова
О.С.,
педагог-психолог,
руководитель
методического
совета школы;
-Нестерчук
М.Н.,
педагог-психолог,
председатель
школьного ПМПк
Работа в Методических
объединениях
Раскрыть основные
принципы, условия и
стратегии создания
психологически
безопасной и
комфортной
образовательной
среды.
Педагогический
коллектив школы
22.03.18
-Соколова
О.С.,
педагог-психолог,
руководитель
методического
совета школы;
-Нестерчук М.Н.,
педагог-психолог,
председатель
школьного ПМПк
Семинар-практикум
Познакомить с
методами
профилактики
проблем дисциплины
и прекращения
различных форм
насилия в школе
Педагогический
коллектив школы
27.03.18
А Н О
Д П О
«Региональный
центр
практической
п с и х о л о г и и
и
социальной
работы
«ВЕКТОР»
Тренинги
Познакомить
педагогов с методами
повышения
стрессоустойчивости
и профилактики
профессионального
выгорания
Все работники
школы
Апрель-
май
2018г
-Соколова
О.С.,
педагог-психолог,
руководитель
методического
совета школы;
-Нестерчук
М.Н.,
педагог-психолог,
председатель
школьного ПМПк
Все участники образовательного процесса
День рождение школы
«Невозможное
возможно»
Все участники
образовательного
процесса
06.04.18
-Гайнемдинова
Е.А., зам. дир. по
воспитательной
работе
Неделя психологии
«Второе дыхание»,
работа с волонтерами
Все участники
образовательного
процесса
16
-20.04.18
-Соколова
О.С.,
педагог-психолог,
руководитель
методического
совета школы;
-Нестерчук М.Н.,
педагог-психолог,
председатель
школьного ПМПк
Акция «Детский
Мотивировать
Обучающиеся
15-
-Соколова
О.С.,
телефон доверия»
школьников
о б р а щ а т ь с я
з а
п о м о щ ь ю
н а
Телефон
доверия
в
трудных
жизненных
ситуациях.
школы
17.05.18
педагог-психолог,
руководитель
методического
совета школы;
-Нестерчук М.Н.,
педагог-психолог,
председатель
школьного ПМПк
«Неделя безопасности»
Все участники
образовательного
процесса
21-
25.05.18
-Гайнемдинова
Е.А., зам. дир. по
воспитательной
работе
«Мы вместе»
(Веревочный курс)
Все участники
образовательного
процесса
Сентябрь
2018г
-Гайнемдинова
Е.А., зам. дир. по
воспитательной
работе
«Школа юного
волонтера»
Обучающиеся
школы
Сентябрь
2018г
-Гайнемдинова
Е.А., зам. дир. по
воспитательной
работе
Неделя психологии.
Коммунарские сборы
Все участники
образовательного
процесса
Октябрь
2018г
-Соколова
О.С.,
педагог-психолог,
руководитель
методического
совета школы;
-Нестерчук М.Н.,
педагог-психолог,
председатель
школьного ПМПк
План мероприятий на уровне классов
на 3-4 четверть 2017-2018 учебного года
Мероприятие
Цель мероприятия
Целевая
группа
Сроки
Ответственные
3 В класс
6 Б класс
7 Б класс