Напоминание

Дисграфия и пути её преодоления на логопедических занятиях в коррекционной школе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения


Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа–интернат"
Населённый пункт: с.Ключи Ключевского района Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: Дисграфия и пути её преодоления на логопедических занятиях в коррекционной школе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения
Раздел: начальное образование





Назад




Дисграфия и пути её преодоления на логопедических занятиях

в

коррекционной

школе

с

детьми,

имеющими

интеллектуальные

нарушения.

Дисграфия

(нарушение

письма)

составляет

значительный

процент

среди

других

нарушений речи, встречающихся у учащихся как массовых, так и коррекционных школ.

Она является серьёзным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных

этапах обучения. В настоящее время растёт число детей с минимальными мозговыми

дисфункциями,

которые

проявляются

нарушениями

речи,

мышления,

изменениями

качеств

человеческой

психики.

Определённую

роль

в

их

возникновении

играют

нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и

межполушарного взаимодействия. Некоторые учителя считают дисграфические ошибки

нелепыми,

вызванными

личностными

качествами

учеников:

неумением

слушать

объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и

т.п. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьёзные причины. Кроме

неспособности

усваивать

новый

материал

у

таких

детей

наблюдаются

и

другие

нарушения:

несформированность

фонетико-фонематической

и

лексико-грамматической

сторон речи, неумение адекватно читать и писать. Несформированность фонематического

слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это

выражается в виде их смешения и замены букв, а также неумении правильно применять

при письме некоторые грамматические правила. Так, некоторые ученики не чувствуют

ударную

гласную

и

поэтому

затрудняются

в

определении

безударной

и

в

подборе

проверочного слова, допускают ошибки в подборе проверочного слова на оглушение

согласных.

Знание

правил

им

не

помогает.

Много

ошибок

в

написании

предлогов,

приставок

и

союзов.

Для

детей

со

специфическими

нарушениями

письма

и

чтения

характерна

выраженная

неравномерность

развития

отдельных

сенсорных

и

интеллектуальных функций. Трудности в обучении такого типа возникают в связи с

незрелостью

определённых

функций,

дисгармонией

созревания

головного

мозга,

нарушением межполушарного взаимодействия. Попытки оказать психологическое или

дисциплинарное

воздействие

на

ученика

с

дисграфией

дают

только

негативные

последствия. Чем позднее начата коррекционная работа, тем выраженнее проявляются

вторичные

расстройства:

протестные

формы

реакций,

прогулы

уроков,

тревожность,

неврозоподобная

симптоматика

и

т.д.

Одна

из

главных

задач

логопеда-

правильно

определить причины, лежащие в основе нарушения письма, поскольку от этого зависят

методы и продолжительность коррекционной работы. А сама коррекционная работа тесно

связана с процессом обучения.

Логопед не дублёр учителя и не репетитор. Выполняя свою основную работу по коррекции

имеющихся у детей дефектов речи, он должен создать платформу для успешного усвоения

и правильного применения учащимися грамматических правил, т.е. подвести учеников к

пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой- закрепить учебный

материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом. Например, логопед

ведёт работу по дифференциации звонких и глухих согласных, параллельно включает в

занятие задания на оглушение звонких согласных в конце и середине слова. Работая над

слоговой структурой слова, даёт понятие о слогообразующей роли гласных. Обучая детей

умению слушать ударную гласную, логопед не может игнорировать тему «Ударные и

безударные гласные», а для того чтобы ученики услышали безударную гласную в корне

слова, необходимо вспомнить, а иногда и заново отработать темы «Состав слова» и

«Родственные слова».

Логопеду следует помнить, что одной из основных его задач является воспитание у детей

языкового чутья, и при планировании занятий это необходимо учитывать.

Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению

учащимися материала по родному языку в целом. Учитывая то, что дети- дисграфики уже

с первого класса отстают в овладении письмом, в усвоении и применении на письме

грамматических правил, необходимо начинать работу по предупреждению дисграфии с

первого класса.

В процессе овладения грамотой большую роль играет гармоничное

развитие

всех

анализаторов:

зрительного,

слухового,

кинестетического.

У

детей

с

нарушениями речи страдает речедвигательное и речеслуховое развитие. Поэтому логопед

должен вести коррекционную работу комплексно, по всем направлениям.

Развитие

речи-

процесс

сложный,

творческий.

Он

невозможен

без

эмоций,

без

увлечённости. Секрет плодотворного обучения был известен ещё греческому историку

Плутарху: « Ум-это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо

зажечь!»



В раздел образования