Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа–интернат"
Населённый пункт: с.Ключи Ключевского района Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: Дисграфия и пути её преодоления на логопедических занятиях в коррекционной школе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения
Раздел: начальное образование
Дисграфия и пути её преодоления на логопедических занятиях
в
коррекционной
школе
с
детьми,
имеющими
интеллектуальные
нарушения.
Дисграфия
(нарушение
письма)
составляет
значительный
процент
среди
других
нарушений речи, встречающихся у учащихся как массовых, так и коррекционных школ.
Она является серьёзным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных
этапах обучения. В настоящее время растёт число детей с минимальными мозговыми
дисфункциями,
которые
проявляются
нарушениями
речи,
мышления,
изменениями
качеств
человеческой
психики.
Определённую
роль
в
их
возникновении
играют
нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и
межполушарного взаимодействия. Некоторые учителя считают дисграфические ошибки
нелепыми,
вызванными
личностными
качествами
учеников:
неумением
слушать
объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и
т.п. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьёзные причины. Кроме
неспособности
усваивать
новый
материал
у
таких
детей
наблюдаются
и
другие
нарушения:
несформированность
фонетико-фонематической
и
лексико-грамматической
сторон речи, неумение адекватно читать и писать. Несформированность фонематического
слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это
выражается в виде их смешения и замены букв, а также неумении правильно применять
при письме некоторые грамматические правила. Так, некоторые ученики не чувствуют
ударную
гласную
и
поэтому
затрудняются
в
определении
безударной
и
в
подборе
проверочного слова, допускают ошибки в подборе проверочного слова на оглушение
согласных.
Знание
правил
им
не
помогает.
Много
ошибок
в
написании
предлогов,
приставок
и
союзов.
Для
детей
со
специфическими
нарушениями
письма
и
чтения
характерна
выраженная
неравномерность
развития
отдельных
сенсорных
и
интеллектуальных функций. Трудности в обучении такого типа возникают в связи с
незрелостью
определённых
функций,
дисгармонией
созревания
головного
мозга,
нарушением межполушарного взаимодействия. Попытки оказать психологическое или
дисциплинарное
воздействие
на
ученика
с
дисграфией
дают
только
негативные
последствия. Чем позднее начата коррекционная работа, тем выраженнее проявляются
вторичные
расстройства:
протестные
формы
реакций,
прогулы
уроков,
тревожность,
неврозоподобная
симптоматика
и
т.д.
Одна
из
главных
задач
логопеда-
правильно
определить причины, лежащие в основе нарушения письма, поскольку от этого зависят
методы и продолжительность коррекционной работы. А сама коррекционная работа тесно
связана с процессом обучения.
Логопед не дублёр учителя и не репетитор. Выполняя свою основную работу по коррекции
имеющихся у детей дефектов речи, он должен создать платформу для успешного усвоения
и правильного применения учащимися грамматических правил, т.е. подвести учеников к
пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой- закрепить учебный
материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом. Например, логопед
ведёт работу по дифференциации звонких и глухих согласных, параллельно включает в
занятие задания на оглушение звонких согласных в конце и середине слова. Работая над
слоговой структурой слова, даёт понятие о слогообразующей роли гласных. Обучая детей
умению слушать ударную гласную, логопед не может игнорировать тему «Ударные и
безударные гласные», а для того чтобы ученики услышали безударную гласную в корне
слова, необходимо вспомнить, а иногда и заново отработать темы «Состав слова» и
«Родственные слова».
Логопеду следует помнить, что одной из основных его задач является воспитание у детей
языкового чутья, и при планировании занятий это необходимо учитывать.
Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению
учащимися материала по родному языку в целом. Учитывая то, что дети- дисграфики уже
с первого класса отстают в овладении письмом, в усвоении и применении на письме
грамматических правил, необходимо начинать работу по предупреждению дисграфии с
первого класса.
В процессе овладения грамотой большую роль играет гармоничное
развитие
всех
анализаторов:
зрительного,
слухового,
кинестетического.
У
детей
с
нарушениями речи страдает речедвигательное и речеслуховое развитие. Поэтому логопед
должен вести коррекционную работу комплексно, по всем направлениям.
Развитие
речи-
процесс
сложный,
творческий.
Он
невозможен
без
эмоций,
без
увлечённости. Секрет плодотворного обучения был известен ещё греческому историку
Плутарху: « Ум-это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо
зажечь!»