Напоминание

"Декоративная шкатулка"


Автор: Толчёнов Игорь Олегович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Красное
Населённый пункт: село Красное, Липецкая область
Наименование материала: Учебный творческий проект
Тема: "Декоративная шкатулка"
Раздел: полное образование





Назад




Содержание

1.

Введение

1.1.Последовательность выполнения проекта 2

1.2.Выбор и обоснование проекта 3

1.3.Цель и задачи проекта 4

2.

Основная часть

2.1.Схема обдумывания 5

2.2.История и современность декоративной деревообработки 6-8

2.3.Основные параметры и ограничения 9

2.4.Развитие идеи проекта 9

2.5.Банк идей 10-11

2.6.Орнамент шкатулки 12

2.7.Требования к изделию 12

2.8.Инструменты и оборудование 13-17

2.9.Выбор материалов 18-19

2.10 Виды резьбы 19-20

2.11.Техника безопасности при выполнении 20-21

3.

Технологическая часть

3.1.Технологическая последовательность изготовления шкатулки 22-26

3.2.Контроль качества 27

4.

Экономическая часть

4.1.Расчет себестоимости изделия 28

5.

Экологическая часть

5.1.Экологическая оценка проекта 29

6.

Реклама изделия 30

7.

Самооценка 31

8.

Оценка готового изделия. Заключение 32

9.

Используемая литература 33

10. Контрольно-оценочный лист 34-35

11. Рецензия 36

1

1.

Введение.

1.1.Последовательность выполнения проекта.

2

1. Обоснование

возникшей

проблемы

2. Определение

конкретной

идеи и её

формулировка

3. Выявление

основных

параметров и

ограничений

4. Анализ задачи

5.

Исследования:

Какая должна

быть работа?

материалы для

работы

- выбор рисунка

и резьбы

6. Выбор

материалов

для работы

7. Выбор

инструментов

8. Технология

изготовления

работы

9. Контроль

качества

10.

Экономическое

обоснование

11. Разработка

рекламного

проспекта

12. Оформление

работы

13. Самооценка

готовой

работы

14. Составление

списка

литературы

1.2.

Выбор и обоснование темы проекта.

На уроках технологии мы учились различным техникам декоративно-

прикладного творчества, в том числе и резьбой по дереву. Свои работы мы

выставляли в холлах и коридорах нашей школы, на всевозможных районных

выставках.

Занимаясь резьбой по дереву на уроках технологии, я понял, что уже

могу

сделать

подарок

из

дерева

своими

руками.

В

мечтах

мне

давно

хотелось сделать по-настоящему красивое резное изделие, пусть даже оно

будет

небольших

размеров.

Вспомнив уроки

технологии,

на

которых

учитель

показывал

нам

образцы

различных

изделий,

после

недолгих

раздумий я остановил свой выбор на изготовлении шкатулки.

Это

изделие

привлекло

меня

тем,

что

люди

любят

такие вещи

и

материала для шкатулки требуется немного. Деревянные вещи создают уют

в доме, хранят в себе тепло человеческих рук, а шкатулка с вырезанным

узором станет и украшением любой комнаты.

Кроме

того,

изготовление

шкатулки

для

меня

еще

один шаг

по

ступеньке

развития,

так

как

это

изделие

более

сложное в

изготовлении.

Оно

требует

больших

усилий,

умения,

точности,

аккуратности,

знаний.

Также оно дает больше возможностей проявить свои способности.

3

1.3.

Цель и задачи проекта

Цель

проекта

изготовить

декоративную

шкатулку

из

древесины,

тем самым закрепить на практике полученные на уроках технологии

знания по работе с древесиной и ее художественной обработке.

Задачи:

1) Изучить историю декоративной деревообработки.

2)

Определить основную идею проекта.

3)

Выбрать объект и технологию труда.

4)

Изготовить шкатулку согласно технологии.

5)

Провести контроль качества изделия.

4

2.

Основная часть

2.1 Схема обдумывания.

Прежде

чем

приступить

к

работе

над

проектом,

необходимо четко

представлять все основные аспекты своей работы. Я это представляю так:

5

Изделие из

древесины

с отделкой в технике

геометрической

резьбы

Материалы

Инструменты,

приспособления и

оборудование

Технология

изготовления

Охрана труда

Потребность

Историческая

справка

Мода, стиль

Модель

Конструкция

Экономиче

ское обоснование

2.2. История и современность декоративной деревообработки.

Шкатулки являются предметом домашнего обихода, и появились они в

незапамятные времена. Людям они служат для хранения различных мелких

предметов. Предназначение может быть разным. В шкатулках держали

деньги, ценные бумаги, письма, фотографии, амулеты. В красивых шкатулках

лежали когда-то дуэльные пистолеты.

Но наибольшим спросом шкатулки пользовались у женщин, в них они

хранили свои украшения и драгоценности, швейные и вышивальные

принадлежности.

В течение многих веков люди изготавливали шкатулки из различных

материалов: глины, древесины, камня, металла, стекла, в наше время - из

пластмасс. Различались они размерами, конструкцией, по форме (квадратные,

круглые, многогранные, овальные). Искусные мастера изготавливали

шкатулки с секретами, замочками, инкрустировали их драгоценными

каменьями, металлами, слоновой костью. Но самыми разнообразными были

шкатулки из древесины, так как этот материал лучше обрабатывается.

Ценились шкатулки из ценных пород - ореха, бука, акации, дуба, палисандра,

самшита. Если же не было ценной древесины, мастер мог скромную

шкатулку украсить богатой резьбой.

На Руси очень ценились работники, которые могли делать вещи из

дерева и украшать их резьбой. Большинство людей старалось приобрести

себе такие изделия для украшения жилища.

Одним из таких видов была геометрическая или трехгранновыемчатая

резьба. В литературе встречаются другие её названия: клинообразная,

клиновидная и др.

Это самый доступный по простоте и технологичности (после

прорезной) вид резьбы по дереву. По своей сути геометрическая резьба - это

повторяющиеся в определенной композиции клинорезные выемки, которые

могут различаться по размерам, глубине, по геометрии углов, под которыми

производится выемка. Различия могут быть и в количестве граней каждой

выемки. Наиболее распространены двух- и трехгранные выемки. Особенное

развитие получила именно трехгранная выемка, которая во многих

источниках так и называется - трехгранновыемчатая резьба.

Привлекательность ее в том, что она позволяет получить неограниченное

количество вариантов узоров. Менее часто задействуются четырехгранные

выемки, квадратные и прямоугольные, но их исполнение потребует большего

мастерства, хотя техника ничем не отличается от предыдущих.

6

Как подвид геометрической резьбы надо рассматривать и скобчатую

резьбу. Основная ее особенность в том, что подрезки (выемки) выполняются

не прямой, а полукруглой стамеской. Каждая подрезка выполняется в два

приема: сначала подрезка под прямым углом, затем - под острым углом,

значение которого определяется характером узора. Основные виды древе-

сины те же, что и в прорезной резьбе. Да и вообще во всех видах резьбы -

хвойные, липа, ольха, осина. Можно применять и твердые породы, но

переходить на более твердую древесину надо тогда, когда хорошо освоена

техника резьбы на мягкой древесине, т. е. от простого к более сложному.

Она состоит из целого ряда азбучных узоров, сочетание которых даёт

красивые, выразительные композиции (к разновидностям геометрической

резьбы иногда относят и контурную резьбу, если она имеет прямолинейные

или циркульные очертания).

Всё многообразие узоров геометрической резьбы практически состоит

из сочетания азбучных элементов: сколышка и треугольника, которые можно

рассмотреть в любой композиции. Любой, самый сложный геометрический

узор можно расчленить на составляющие его элементы, и они окажутся или

сколышками, или треугольниками.

В

поисках

декоративной

композиции

рекомендуется

обращаться

к

произведениям

народного

искусства.

У

мастеров в разных регионах

страны

в

искусстве

геометриче ской

резьбы наблюдаются

свои

предпочтения, несмотря на то, что исходные элементы этой резьбы везде

одинаковы.

Из

сочетания

треугольников

и

сколышков,

с л и ва ю щ и хс я в

производные

узоры

(ромбы,

цепочки,

витейки

и

т.

п.),

можно создавать

нескончаемое

разнообразие

сочных,

выразительных декоративных

композиций на самых различных изделиях.

Для исполнения геометрической резьбы нужен надёжный нож. Это так

называемый косой, или сапожный, нож. Он должен быть прочным, крепко

сидящим в руке и очень остро отточенным. Хорошие ножи из обломков

широких

пил

по

металлу

(изготовляемых

из

стали

Р-18).

Отдельные

мастера

выковывают себе

ножи

из

широких

напильников,

из

старых

автомобильных

рессор,

из

внешней

обоймы

крупных

подшипников,

вытачивают на электроточиле из обломков дисков фрез по металлу. Хоро-

шие

ножи

получаются

из

полотна

косы.

Каждый

использует

те

возможности, какие у него есть. Самый простой, но надёжный нож можно

изготовить из обычной стамески шириной 20-30 мм. Его

вытачивают

на

наждачном круге.

Для косого ножа делают деревянную или пластмассовую ручку

(или,

приложив

с

двух

сторон

полоски

кожи

или

поролона,

туго

обматывают хлорвиниловой изоляционной лентой).

При выполнении геометрической резьбы нож держат крепко в

кулаке, упираясь отставленным большим пальцем в ручку ножа. Пальцами

другой руки направляют кончик ножа, устанавливая его на линию рисунка.

7

Каждый из элементов резьбы легко выполняется после того, как

освоено вырезание сколышка и треугольника.

Поверхность с геометрической резьбой может быть дополнена

различной

отделкой,

повышающей

декоративную

выразительность

вещи.

Отделка

деревянной

поверхности

с

геометрической

резьбой

может

быть

самой различной.

Изделие с геометрической резьбой можно затонировать в серый цвет,

используя для этого акварель или жидко разведённую чёрную тушь. После

высыхания поверхности (естественная сушка около суток) её шлифуют до

светлого дерева. Тёмно-серые геометрические узоры на светлом фоне дерева

очень выразительны. Серый цвет может иметь широкие цветовые градации

от серо-охристого до холодного серо-голубого. После вышлифовывания

тонированной поверхности возможно лёгкое (однослойное) покрытие её

жидко разведённым лаком.

Можно сделать резьбу в негативном варианте: заранее затонировать

подготовленное под резьбу изделие в темный цвет, например, серый или

коричневый. Дать ему высохнуть и по этому фону резать узоры. Светлые,

сочные узоры на тёмном фоне создают выразительный декоративный эффект.

На выставках прикладного искусства встречаются деревянные изделия,

тонированные в светло-фиолетовый цвет (как разведённые чернила) с

последующей светлой резьбой по этому фону.

Можно сделать и по заранее лакированной или полированной

поверхности. Если отлакировать изделие с естественным цветом дерева, то

углублённые узоры получаются матовыми и более светлыми, чем блестящая

поверхность предмета. Если же поверхность сначала тонируется, затем

лакируется (или полируется), а по ней уже режется узор, то декоративная

выразительность изделия значительно повышается.

Заманчив и многообразен мир резьбы со всеми его направлениями,

стилями, техникой исполнения. Помимо всего, это приобщение к природе.

Приобщение в том смысле, что резчик имеет дело с деревом, своеобразным в

своей многоликости материалом, созданным природой. Темы и сюжеты для

воплощения в дереве резчик черпает тоже из наблюдений за природой,

фантазии которой неисчерпаемы.

Войти в этот мир может каждый, кому небезразличны красота и

совершенство, кто хотел бы преумножить достижения в этом направлении,

сделать прекраснее свою жизнь, жизнь своих близких, приятно удивить

окружающих.

8

2.3. Основные параметры и ограничения.

Изделие должно отвечать следующим требованиям:

Экологически чистое

Красивое

Безопасное

Прочное

Соответствие выбранной стилистике.

2.4.

Развитие идеи проекта.

Сделав выбор объекта труда, я стал обдумывать форму шкатулки.

Для

этого

прошел

по

магазинам,

рынкам,

посмотрел

образцы

в

школе,

изучил

иллюстрации

в

книгах

по

резьбе.

Собрав

необходимую информацию, я проработал такую схему:

Шкатулка

Материалы

Инструме

н

ты

Техноло

гия

отделки

Функция

Форма

Конструк

ция

Камень

Пластмасса

Металл

Древесина:

Липа

Осин

а

Топол

ь

Берез

а

Бук

Дуб

Ясень

Рубанок,

ножовка,

стамеска,

резец,

разметочн

ые

инструмен

ты,

шлифовал

ьная

шкурка

Выжига

ние

Роспись

по

дереву

Резьба

по

дереву

Рабочая

Декоративная

Комбинирова

нная

Круглая

Прямоугол

ьная

Многогранн

ая

Точеная

Клееная

Со

съемной

крышкой

В итоге я определил для себя не только объект труда, но и технологию, и

стиль изготовления (резьба), выбрал материал и конструкцию шкатулки.

Делая

эскизы

формы

шкатулки,

я

учитывал,

что

она

должна

быть

красивой, удобной в пользовании и посильной в изготовлении.

9

2.5. Банк идей.

Шкатулка. Вариант 1.

Основу работы над изделием составляет подготовительный процесс

изготовления деталей. Отделка изделия представляет собой шлифование и

лакирование. Изделие не представляет особого труда в изготовлении,

слишком простое. Практическое применение - хранение мелких предметов

(ниток, иголок, пуговиц, а также золотых украшений и т. п.). Преимущества:

не содержит сложных элементов резьбы, что облегчает уход за внешним

видом, подчёркнута натуральная текстура древесины.

Шкатулка. Вариант 2.

Данный вариант изделия представляет особый интерес. Изделие имеет

красивый и замысловатый вид. Красивые переплетения узоров,

симметричность и выверенные пропорции говорят о многом. Работа

интересная, но очень трудоёмкая и требующая применения сложного и

дорогостоящего оборудования и инструментов. Вероятна возможность

растрескивания и коробления отдельных элементов шкатулки, а также

откалывание её выступающих частей.

10

Шкатулка. Вариант 3.

Это более интересный вариант изделия. При создании сюжета орнамента

развивается творческое мышление. Использование в едином приеме теории и

практики создает благоприятные условия для развития творческих

способностей и склонностей, приобщает к созданию оригинальных и

красивых вещей, к трудовому и эстетическому воспитанию, профессио-

нальному самоопределению. Ручная работа всегда ценилась выше, чем

механическая. Промышленным способом такие изделия не изготавливают,

поэтому каждая такая работа - своего рода шедевр. Безусловно, декоративно-

прикладное искусство составляет значительную часть духовного богатства

народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремесел, связанных

с эстетизацией среды обитания человека.

11

2.6. Орнамент шкатулки

2.7. Требования к изделию.

Название изделия

Шкатулка

Функциональное назначение

Для хранения мелких предметов

Пользователь

Неограниченно

Единичное или массовое

производство

Единичное

Размеры

Небольшие

Требования к материалам

Натуральные

Метод изготовления

Резьба по дереву

Внешний вид, стиль

Фольклорный (русский) стиль

Требования с точки зрения

безопасности использования

Гладкая, без заусенцев поверхность

Экологические требования

Экологически чистые материалы -

древесина

12

2.8. Инструменты и оборудование.

Для изготовления изделия понадобятся: рубанок, ножовка, стамеска,

резец, разметочные инструменты, шлифовальная шкурка.

Если в орнаменте задуманы детали с небольшими окружностями, их

вырезают полукруглой стамеской. Если же нет полукруглых стамесок,

окружности вырезают косым ножом. При этом следует помнить: чем меньше

диаметр окружности, тем острее должен быть угол заточки клинка (до 30

градусов). Косым ножом можно резать во всех направлениях: на себя, от себя,

наклонив его вправо, влево, внутрь окружности, наружу.

Для резьбы по дереву нам понадобятся определенные инструменты:

Нож-косяк. Особенностью этого ножа является его скошенное лезвие. У

него есть еще одно название «сапожный нож», потому что он используется и

в сапожном ремесле. Лезвие может быть скошено под разным углом: от 30 до

45° (рис. 40). Ширина полотна ножа также варьируется от 4 до 50 мм. Кроме

того, ножи различаются и по фаске: у одних она снята с обеих сторон

полотна, а у других только с одной. В зависимости от стороны, с которой

снята фаска, использование однофазных ножей различно. Они более удобны

для работы левой и правой руками в зависимости от резьбы и для рельефного

прорезывания древесины с учетом того, с какой стороны должна быть фаска.

Ножи с двумя фасками более универсальны и предназначены для простого

разрезания и других специфичных операций.

Долото. Часто бывает, что прямые стамески путают с этим инструментом,

очень похожим на них. Внешне они действительно похожи, но различие

заключается в их использовании. Долото — это долбежный инструмент и

используется только в комплексе с деревянным молотком (киянкой). Это

более массивный и крупный инструмент, который предназначен для более

грубой работы.

13

Ножи-косяки

Прямая стамеска. Для резьбы по дереву используются прямые стамески,

которые различаются по ширине полотна. В зависимости от назначения

ширина полотна может быть от 3 до 60 мм. Наиболее распространенные

стамески не выходят за границы 7-30 мм. Толщина полотна также может быть

различной — от 1 до 7 мм в зависимости от ширины. Толщина самой фаски

варьируется от 5 до 15 мм. Прямые стамески, как правило, только

однофазные. Они используются для вырезания углублений различной формы

и выравнивания плоскости поверхности.

Прямые стамески

14

Угловые стамески. Различия между угловыми стамесками заключаются в

ширине полотна и величине непосредственно самого угла. Угол стамески

может колебаться от 45 до 90°. Основное их использование сводится к

выборке углублений и нанесению контура первоначального рисунка по

линиям карандаша, которые при работе быстро затираются и становятся

незаметными.

Угловые стамески

Полукруглые стамески. Они являются более специфичными для

резьбы по дереву и необходимы там, где нужно сделать полукруглое

углубление или плавные линии, которые с помощью прямых стамесок

выполнить невозможно. Основное различие между полукруглыми

стамесками заключается в ширине полотна и величине радиуса его

окружности: чем он меньше, тем больше глубина данной стамески. В

зависимости от этого полукруглые стамески делятся на крутые, отлогие и

глубокие. Для начинающего резчика достаточно иметь 2 полукруглые

стамески с шириной полотна примерно 10–12 мм, одна из которых должна

крутой, а другая — отлогой. Первая используется для удаления древесины и

выборки углублений, а вторая необходима для обрезания контуров фигур в

орнаменте

.

15

Полукруглые стамески

Стамески - клюкарзы. Существует еще одна разновидность стамесок,

которые называются клюкарзами. Они делятся на несколько видов: прямые,

полукруглые и угольные. От других стамесок они отличаются изогнутой

формой и шириной полотна. Полукруглые клюкарзы еще различаются по

радиусу, а угловые — по величине угла. Немаловажными представляются

также характер и величина изгиба. Основное использование таких стамесок

сводится к выборке древесины в труднодоступных местах или на достаточно

большой глубине, где невозможно использовать обычную стамеску. Для

резьбы по дереву необходимо несколько узких клюкарз: прямая, глубокая,

полукруглая и угольная.

Стамески - клюкарзы

16

Инструменты для резьбы весьма редко встречается в магазинах, поэтому

большинство мастеров изготавливают все, что нужно для резьбы,

самостоятельно. В домашних условиях наиболее легким представляется

изготовление инструмента для резьбы по дереву из обычных промышленных

стамесок.

Полукруглые и угловые стамески можно изготовить из стандартных

стамесок с шириной полотна 4, 6, 8, 10, 12 и 16 мм. Для этого с помощью

газовой горелки или паяльной лампы отожги конец полотна стандартной

стамески, а затем медленно охлади. После этого крепко зажми в тиски

полученную заготовку и отпили ножовкой по металлу само острие

промышленной стамески. Круглым напильником на полотне заготовки

прорежь желоб нужного размера, после чего обычным плоским напильником

обточи полотно с другой стороны.

Угловая стамеска в домашних условиях делается практически таким же

образом, как и полукруглая. Различия касаются только профиля. Стамеску

сделать дома намного сложнее, но все же это возможно. Для этого возьми

простую полукруглую или угловую стамеску, сними рукоять, нагрей стамеску

докрасна и на наковальне или щипцами сделай нужный изгиб. После этого

снова закали металл и насади на рукоять.

После того как стамеске придана нужная форма, ее надо наточить.

Сначала это следует делать с помощью точильного круга, а затем подправить

на оселке, который специально подбирается под профиль стамески. После

заточки и правки инструмента сделай пробную резку, которая позволит тебе

проверить, насколько правильно наточен инструмент. При работе с острым

инструментом во избежание несчастных случаев необходимо соблюдать меры

предосторожности. Еще одно правило заключается в том, что необходимо

хорошо закреплять заготовку во время работы, а не использовать в качестве

фиксатора руку. Кроме того, при работе направляй движение инструмента от

себя, а не на себя

.

17

2.9.Выбор материалов.

Для того чтобы задуманная поделка четко выявляла текстурный рисунок

древесины и не противоречила ему, нужно изучить его. Для этого выбранный

деревянный брусок надо разрезать по 3 направлениям: под углом в 45°, вдоль

и поперек волокон. Угловой разрез даст текстурный рисунок в виде

параллельных линий. Разрез вдоль волокон покажет вертикальные линии

волокон. Поперечный разрез дает конусообразное расположение волокон,

которые представляют собой годичные кольца. В зависимости от текстурного

рисунка можно правильно расположить уже задуманный рисунок или

придумать композицию, которая подчеркивала бы красоту текстуры. Чем

сложнее текстура древесины, тем красивее можно создать рисунок, и тогда

композиция будет выглядеть только богаче.

Все древесные породы принято разделять на 2 группы: ядровые и заболонные

(или безъядерные). Такую характеристику древесины можно дать только при

поперечном разрезе. Центр с ядровых пород дерева имеет темную окраску:

здесь расположен более мягкий слой древесины.

Центр ствола безъядерных древесных пород не отличается по цвету от

основной части ствола (заболони) и имеет такую же плотность расположения

древесных клеток. По сути дела, ядро здесь отсутствует.

В группу ядровых древесных пород можно отнести все хвойные породы

(например, сосну, лиственницу, ель, тис и кедр) и некоторые лиственные

породы — такие, как дуб, ясень и тополь. К безъядерным породам относят

большинство лиственных пород: березу, граб, клен, ольху и др. Помимо

текстурного рисунка, существенным фактором, влияющим на создание

композиции, является макроструктура дерева. В основном она представлена

годичными кольцами и сердцевидными сосудами. Сюда же входят и

различные сучки, наросты и неразвившиеся побеги-глазки, отклоняющие

годичные кольца и образующие свилеватости. Наиболее интересными

являются древесные породы с ярко выраженной текстурой, то есть с четко

различающимися годичными кольцами, горизонтальными и вертикальными

сосудами. К ним можно отнести все хвойные породы, граб, дуб, бук, ильм и

некоторые другие. Для контурной резьбы подходят лиственные породы

древесины: липа, осина, берёза, ольха. Хвойные породы здесь практически не

применяются из-за различной твёрдости составных частей годичного слоя.

Соответствующего размера без пороков древесину нужно подготовить под

резьбу. Для резьбы по светлой древесине её достаточно прострогать

рубанком. Если же задумана композиция на тёмном фоне, дощечку нужно

затонировать. Если предполагается блестящая поверхность, нужно её по-

крыть чёрным лаком, а когда он высохнет, располировать политурой. Тёмную,

равномерно затонированную поверхность под резьбу можно подготовить и

18

иначе: выстроганную заготовку протереть жидким раствором столярного клея

или клея ПВА. После высыхания клея поверхность шлифуется мелкой

наждачной бумагой и вновь покрывается клеем. После повторной шлифовки

поверхность дерева оказывается достаточно загрунтованной, чтобы чёрная

тушь равномерно легла на неё. Просохшую тушь закрепляют лаком, который

затем располировывают. Для тонирования используют самые разные

красители: тушь, гуашь, темперу, акварель, анилиновые краски, различные

морилки и протравы, марганцево-кислый калий. Поверхность можно оста-

вить матовой, но можно и покрыть светлым лаком (закрепить краску) и

отполировать.

2.10.Виды резьбы

Начинать работу нужно с освоения самых простых видов резьбы по

дереву: контурной и геометрической (трехгранно-выемчатой). Эти виды

резных работ не требуют сложных инструментов и редких материалов.

Резную композицию практически можно выполнить одним косым ножом на

любой из лиственных пород, а в геометрической резьбе — на всех хвойных

породах. Несмотря на простоту исполнения контурный и геометрический

виды резных работ обладают красотой, выразительностью и позволяют

приобрести нужные умения и навыки.

Геометрическая (трехгранно-выемчатая) резьба

Скобчатая плосковыемчатая резьба. В более поздний период в

геометрической резьбе появился новый элемент — скоба. Она стала широко

использоваться в комбинации с геометрическими выемками и в сочетании с

контурной резьбой. То, что скоба представляет собой интересный и яркий

элемент, позволило выделить скобчатую резьбу как самостоятельное

направление. Однако на практике она весьма редко используется отдельно и

чаще встречается в комбинациях с другими элементами.

19

Скобчатая плосковыемчатая резьба

Порой считается, что скобчатая плосковыемчатая резьба является менее

трудоемкой, чем геометрическая, и требует меньших затрат времени. На

самом деле это не совсем так. Характерной особенностью скобчатой резьбы

являются округлые различные формы и линии орнамента. Они дают более

приглушенную игру светотени, которая здесь более мягкая, кроме того, она

плавней и равномернее распределяется в выемках. Помимо ножа-косяка, без

которого невозможно обойтись при выполнении плосковыемчатого

орнамента, тебе потребуется еще и достаточно большой набор полукруглых

стамесок, поскольку без них этот вид резьбы просто невозможен

2.11.Техника безопасности при выполнении работы.

1. Надежно закреплять заготовку при строгании, пилении и резьбе.

2. Работать исправным, налаженным инструментом.

3. Для обработки деталей шлифованным кругом использовать специальный

опорный столик.

4. Резец держать в лотке верстака в защитном чехле.

5. Работая резцом, свободную руку держать с противоположной стороны от

направления резания.

6. Пыль, стружку, опилки удалять щеткой-сметкой.

7. Работать в хорошо освещенном помещении.

8. При лакировании работать в проветриваемом помещении.

9. Стамеской резать древесину в направлении «от себя».

10. Во время резьбы следить за чистотой рук.

20

Организация рабочего места

Для того чтобы твое изделие получилось так, как это было задумано,

недостаточно иметь желание, старание и хорошие инструменты. Нужно еще и

хорошее рабочее место. Если для резьбы ты использовал столярный верстак,

это хорошо. Если его у тебя нет, можно приспособить для этого массивный

деревянный табурет, лавку или большой деревянный ящик. Поверхность

рабочего стола не должна быть низкой (чтобы не сутулиться при работе) или

высокой (из-за этого слишком быстро будут уставать руки). Кроме того, надо

позаботиться об освещении. Свет должен падать с левой стороны, чтобы тень

от резца не мешала тебе видеть узор или рельеф изделия, а также он не

должен слепить при резьбе. Желательно среднее, мягкое и рассеянное

освещение, которое не будет напрягать глаза и даст возможность увидеть

игру светотеней на орнаменте.

21

3.

Технологическая часть.

3.1. Технологическая последовательность изготовления шкатулки

№ Наименование

операции

Эскиз

Оборудование,

инструменты

1

Разметить на заготовке

стенки шкатулки

Верстак,

карандаш,

угольник, линейка

2

Распилить стенки

Ножовка,

струбцины

3

Выполнить угловые

соединения

Верстак, ножовка,

стамеска

4

Склеить стенки

шкатулки

Клей, тиски

5

Обработать верхнюю

и нижнюю кромки

каркаса

Шлифовальный

круг

6

Приклеить дно и

крышку

Клей, тиски

7

Удалить припуски,

обработать шкатулку

по форме

Шлифовальный

круг

8

Отшлифовать

шкатулку

Шлифовальный

круг, шлифшкурка

9

Наметить место

пропила между

крышкой и стенками

Карандаш,

линейка, ножовка

10

Разметить орнамент

Карандаш,

линейка, циркуль

22

11

Вырезать орнамент на

шкатулке

Нож-косяк

12

Покрыть шкатулку

лаком

Кисть, лак

13

Отрезать крышку и

зачистить место

распила

Ножовка,

шлифовальная

шкурка

14

Изготовить и

установить петли

2 штуки

Проволока,

плоскогубцы,

кусачки

15

Покрыть шкатулку

лаком вторично

Кисть, лак

16

Провести контроль

качества

Линейка,

угольник

3.2. Контроль качества.

Готовое изделие должно отвечать следующим требованиям:

1 .Шкатулка выполнена аккуратно, в соответствии с технологией.

2.Соблюдено единство композиционного решения орнамента и формы

изделия.

3.

Выбранный материал соответствует назначению изделие.

23

4.

Экономическая часть.

4.1.

Расчет себестоимости изделия.

Определяя

цену

своей

шкатулки,

я

суммировал

затраты на

материалы,

электроэнергию

(это

составляет

себестоимость), отчисления

на предполагаемую зарплату, прибыль.

ц = с + п

Себестоимость включает в себя:

С

1

-

стоимость

древесины;

С

2

- стоимость лака;

Сз - стоимость электроэнергии на станок;

С

4

- стоимость электроэнергии дома и в школе;

С

5

- амортизация (износ) станка, инструментов;

С

6

- отчисления на зарплату;

С

7

— стоимость фанеры;

С

8

- стоимость ткани;

С

9

- стоимость материала на петли и замочек;

С

1 0

- стоимость клея.

Посчитаем

себестоимость: С

1

= V • 1200 = 0,0003 м

3

1200 = 0,36 р. С

2

=50г x 0,08р. = 4 р.

С

3

=0,4кВт x 1 ч (60 мин) x 1,16 р. = 0,46 р.

С

4

=0,06 кВт x 2 x 20 ч x 1,16р. = 2,78 р.

С

5

,

С

9

,

С

1 0

-

незначительны.

С

6

= 2 0 ч .

x

18р/ч

=

360р.

С

7

= 0,02м

2

• 80= 1,6 р.

С

8

= 0,06м

2

x 130 = 7,8 р.

С = С

1

+ С

2

+ С

3

+ С

4

+ С

6

+ С

7

+ С

8

= 377 р.

Величина затрат на шкатулку составила 377 р. Если мою шкатулку продать

за

1000

р.,

то

я

получу

прибыль,

которую

можно

использовать

на

приобретение

материалов:

П = Ц - С = 1000 - 377 = 623 р.

24

Проведя экономические расчеты, я сделал вывод, что продажа

оправдывает

себя.

5.

Экологическая часть.

5.1.

Экологическая оценка проекта.

Шкатулка является экологически безвредным, не приносящим опасных

последствий здоровью человека изделием, так как изготовлена из чистой

древесины. Технология изготовления при соблюдении техники безопасности

и санитарно-гигиенических норм также является безопасной.

25

6.

Реклама изделия.

7.

Самооценка.

Я считаю, что результат полностью оправдал мои ожидания. Я думаю,

что моя работа понравилась всем. А особенно сама техника резьбы по дереву.

Многие из одноклассников меня спрашивали, что необходимо для того,

чтобы попробовать изготовить такую же шкатулку самим.

26

Подарите себе и своим близким

Комфорт и хорошее настроение

9.00-16.00

с. Красное, ул. Газовиков д.7

Я собираюсь продолжить работу по изготовлению шкатулок, ведь ещё

так много можно найти вариантов данного изделия. Данная техника работы с

деревом, как и любой другой вид декоративного творчества, развивает

художественный вкус и умение, воспитывает терпение, приучает к

аккуратности, обогащает наш внутренний мир и приносит истинное

удовольствие от выполненной работы. Я остался доволен выполненной

работой.

8.

Оценка готового изделия. Заключение.

Выполненная работа получилась очень интересной, красивой и

оригинальной. Шкатулка очень понравилась моим близким и друзьям. Данная

работа выполнена с фантазией и энтузиазмом. В процессе изготовления мне

27

пришлось изучить много литературы, я узнал много нового и рассказал своим

друзьям.

9.Используемая литература.

1.

Дементьев С.В. Резьба по дереву. М., 2000 г.

28

2.

Коноваленко А.М. Основы столярного ремесла., Киев, 1994 г.

3.

Технология. Организация проектной деятельности. Волгоград, 2009 г.

4.

Афанасьев А. Ф. Домовая резьба. М.: Культура и традиции, 1999г.

5.

Подписка журнала «Сделай сам».

6.

Симоненко В. Д. Учебник технология. 7 класс.

7.

Энциклопедия народного умельца. М.: Вече, 2000г.

10. Контрольно-оценочный лист

творческого проекта.

29

Класс

Ф. И. учащегося

Тема творческого проекта

п/п

Этапы выполнения проекта

Критерии

оценки

Кол-во

баллов

Оценка

в баллах

1

2

3

4

5

1

Организационно-подготовительный этап

- обоснование возникшей проблемы

Есть/нет

1

1

и потребности

- выбор модели, описание внешнего

Есть/нет

1

1

вида модели

- выбор материала

Есть/нет

1,5

1,5

- выбор оборудования, инструментов,

Есть/нет

1,5

1,5

организация рабочего места

2

Технологический этап

- выполнение технологических

Есть/нет

1

1

операций

- соблюдений технологической

Есть/нет

1

1

последовательности

- правильность сборки и отделки изделия

Есть/нет

1

1

Окончание таблицы.

1

2

3

4

5

- ВТО в соответствии с технологическими

Есть/нет

1

1

требованиями

- соблюдение ТБ и культура труда

Есть/нет

1

1

3

Заключительный этап

30

- экономическое обоснование

Есть/нет

1

1

-экологическое обоснование

Есть/нет

1

1

- защита проекта

Есть/нет

1

1

- убедительность изложения материала

Есть/нет

0,5

0,5

- общие впечатления от изделия

Есть/нет

0,5

0,5

(гармония, соответствие теме,

дополнение и т.д.)

- ответы на вопросы

Есть/нет

1

1

Общий балл

15

15

Оценка

5 (отлично)

Дата

Подпись учителя

11.Рецензия

Творческий проект Юрикова Дмитрия на тему

«Декоративная шкатулка», выполнен в соответствии с

31

разработанными критериями. Работа выполнена

самостоятельно и заслуживает внимания. Тема

творческого проекта имеет практическую

направленность. Изделие выполнено чётко, в

соответствии с технологическими требованиями. Все

этапы творческого проекта раскрыты в полном объеме.

Работа выполнена качественно и аккуратно, и

заслуживает высокой оценки.

Учитель технологии первой категории:

Толчёнов Игорь Олегович

32



В раздел образования