Напоминание

«Эксперимент, как эффективный способ обучения детей»


Автор: Слободскова Маргарита Абдурахмановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №61 "Лель"
Населённый пункт: Тюменская область,ХМАО –Югра,г Сургут
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Эксперимент, как эффективный способ обучения детей»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Эксперимент,

как эффективный способ обучения

детей»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот

период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. С самого

рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер,

звёздное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни,

ракушки, играют с песком и водой, - предметы и явления неживой природы

входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это

обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное

ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей

познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную

деятельность. Познавательная деятельность понимается не только как процесс

усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний,

приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду

заключается в том, что это способ обучения детей,

В процессе эксперимента:

• Дети получают реальные представления о различных сторонах

изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со

средой обитания.

• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его

мыслительные процессы.

• Развивается речь.

• Происходит накопление фонда умственных умений.

• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность

преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения

определенного результата.

• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности,

формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего

уровня двигательной активности.

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые

ребёнок решает посредством проведения опыта и, анализируя. Делает вывод,

умозаключение.

Самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе и

явлении.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка,

он настроен на познание окружающего мира. Он хочет познавать: рвёт

бумагу и смотрит, что получится; проводит опыт с разными предметами;

измеряет глубину снежного покрова на участке, объём воды и т.д. Всё это

объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника

– главный источник получения представлений о мире.

Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их

полезными.

Задачи исследовательской деятельности:

формирование предпосылок поисковой деятельности,

интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с

помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие

решению поставленной задачи, с использованием различных

вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской

деятельности.

Этапы развития у детей поисково-

экспериментальной деятельности:

1.

Младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой,

её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт

принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем –

измеряем).

2.

Средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить

ответ экспериментированным путём; действия становятся более

целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать

вопросы: «Как это сделать?».

3.

Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети

проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами:

«Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». На

занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не

только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт,

сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой,

сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Образовательные задачи (по возрастам):

1.

Младший дошкольный возраст:

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений

о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; что в ней

растворяется краска; о свойствах льда.

Развивать познавательную активность детей в процессе

экспериментирования;

Развивать речь ребёнка, активизировать словарь;

Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Средства реализации: «Как играть с водой», «Наливаем – выливаем»,

«Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке»,

«Превращение воды в лёд», «Поиграй со мной, водичка».

2.

Средний дошкольный возраст:

Способствовать углублению и расширению у детей конкретных

представлений о свойствах воды; познакомить со способом

получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной водой;

Развивать познавательный интерес детей в процессе

экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить

различные жидкости в окружающей среде; подвести к

пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха;

Развивать умение детей планировать свою деятельность, делать

выводы;

Активизировать словарь ребёнка;

Развивать эмпатию, желание помочь другим;

Воспитывать аккуратность в работе.

Средства реализации: «Освобождение бусинок из ледяного плена»,

«Тёплая капелька, или поможем Колобку умыться», «Прятки»,

«Капельки», «Чем пахнет вода», «Есть ли у воды вкус», «Встреча с

ручейком», «Вода жидкая, может течь» и т.д.

3.

Старший дошкольный возраст:

Систематизировать и расширять представления детей о

свойствах воды;

Способствовать формированию позитивного отношения к воде

(познавательного, бережного, созидательного);

Познакомить с понятием «жидкость – вязкость»;

Развивать умение формулировать проблему, анализировать

ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход

деятельности для получения желаемого результата, делать

выводы на основе практического опыта;

Активизировать словарь ребёнка;

Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при

проведении опыта.

Средства реализации: «Тонет – не тонет», «Опыт с солёной водой»,

«Растворить соль, сахар, марганцовку», «Сравнение вязкости воды и

масла», «Что стало, когда воду нагрели». Предложить найти воду в разных

предметах и состояниях.

Опытно – экспериментальная деятельность является

ведущей в развитии творческой личности

дошкольника.

-Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов);

-Природосообразность ( развитие в соответствии с природой ребёнка, его

здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными

особенностями, восприятием );

-Дифференцированный подход (решаются задачи эффективной

-психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности,

создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть

психофизические, личностные способности и возможности детей);

- Активная деятельность (включение ребёнка в игровую, познавательную,

поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной

позиции);

- Творчество ( максимальная ориентация на творческое начало в игровой и

продуктивной деятельности , приобретение дошкольником опыта творческой

деятельности).

В результате опытно – экспериментальной деятельности дети приобретают

определённый багаж знаний о мире природы. В этом и заключается связь в

развитии основ экологического сознания.

Требования к уголку экспериментирования

Материалы, находящиеся в Уголке экспериментирования, распределяются по

разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло»,

«Резина», которые расположены в доступном для свободного

экспериментирования месте и в достаточном количестве.

В уголке экспериментирования необходимо иметь:

Оборудование уголка экспериментирования:

- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты и другое;

- сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика и

другое);

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох,

листья и другое;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,

-пластмассы, пробки и другое;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и другое;

-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

-красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);

-медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без

игл), мерные ложки, резиновые груши;

-прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,

цветные и прозрачные стекла, сито и многое другое.

Дополнительное оборудование:

1. Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца,

2. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

3. Карточки-схемы проведения экспериментов

4. В индивидуальных дневниках экспериментов ставится дата их проведения,

название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем

проведен эксперимент.

5. В каждом разделе на видном месте вывешиваются правила работы с

материалом.

6. Материал, находящийся в Уголке экспериментирования, должен

соответствовать среднему уровню развития ребенка.

В результате организации детского экспериментирования, у детей развивается

познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской

деятельности. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой

природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы

(воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов

(резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей

деятельности. У детей появляются навыки планирования своей деятельности,

умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность,

креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы,

стимулирует их к получению новых знаний. Таким образом, я пришла к выводу,

что экспериментирование как специально организованная деятельность

способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ

культурного познания им окружающего мира. Разработанная и апробированная

на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование

доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.

О чем должен помнить педагог, организуя

экспериментальную деятельность детей?

Критика- враг творчества. Надо избегать

отрицательной оценки детских идей, использование директивных

приемов.

Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь

видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.

Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая

предвосхищающую успех оценку.

Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении

эксперимента до конца.

Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления

признаков потери интереса у детей.

Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие

вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему,

вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой,

сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.



В раздел образования