Автор: Слободскова Маргарита Абдурахмановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №61 "Лель"
Населённый пункт: Тюменская область,ХМАО –Югра,г Сургут
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Эксперимент, как эффективный способ обучения детей»
Раздел: дошкольное образование
«Эксперимент,
как эффективный способ обучения
детей»
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот
период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. С самого
рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер,
звёздное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни,
ракушки, играют с песком и водой, - предметы и явления неживой природы
входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это
обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное
ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей
познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную
деятельность. Познавательная деятельность понимается не только как процесс
усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний,
приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду
заключается в том, что это способ обучения детей,
В процессе эксперимента:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со
средой обитания.
• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его
мыслительные процессы.
• Развивается речь.
• Происходит накопление фонда умственных умений.
• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность
преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения
определенного результата.
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности,
формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего
уровня двигательной активности.
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые
ребёнок решает посредством проведения опыта и, анализируя. Делает вывод,
умозаключение.
Самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе и
явлении.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка,
он настроен на познание окружающего мира. Он хочет познавать: рвёт
бумагу и смотрит, что получится; проводит опыт с разными предметами;
измеряет глубину снежного покрова на участке, объём воды и т.д. Всё это
объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника
– главный источник получения представлений о мире.
Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их
полезными.
Задачи исследовательской деятельности:
•
формирование предпосылок поисковой деятельности,
интеллектуальной инициативы;
•
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
•
формирование умения применять данные методы, способствующие
решению поставленной задачи, с использованием различных
вариантов;
•
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской
деятельности.
Этапы развития у детей поисково-
экспериментальной деятельности:
1.
Младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой,
её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт
принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем –
измеряем).
2.
Средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить
ответ экспериментированным путём; действия становятся более
целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать
вопросы: «Как это сделать?».
3.
Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети
проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами:
«Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». На
занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не
только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт,
сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой,
сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Образовательные задачи (по возрастам):
1.
Младший дошкольный возраст:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений
о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; что в ней
растворяется краска; о свойствах льда.
Развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования;
Развивать речь ребёнка, активизировать словарь;
Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Средства реализации: «Как играть с водой», «Наливаем – выливаем»,
«Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке»,
«Превращение воды в лёд», «Поиграй со мной, водичка».
2.
Средний дошкольный возраст:
Способствовать углублению и расширению у детей конкретных
представлений о свойствах воды; познакомить со способом
получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной водой;
Развивать познавательный интерес детей в процессе
экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить
различные жидкости в окружающей среде; подвести к
пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха;
Развивать умение детей планировать свою деятельность, делать
выводы;
Активизировать словарь ребёнка;
Развивать эмпатию, желание помочь другим;
Воспитывать аккуратность в работе.
Средства реализации: «Освобождение бусинок из ледяного плена»,
«Тёплая капелька, или поможем Колобку умыться», «Прятки»,
«Капельки», «Чем пахнет вода», «Есть ли у воды вкус», «Встреча с
ручейком», «Вода жидкая, может течь» и т.д.
3.
Старший дошкольный возраст:
Систематизировать и расширять представления детей о
свойствах воды;
Способствовать формированию позитивного отношения к воде
(познавательного, бережного, созидательного);
Познакомить с понятием «жидкость – вязкость»;
Развивать умение формулировать проблему, анализировать
ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход
деятельности для получения желаемого результата, делать
выводы на основе практического опыта;
Активизировать словарь ребёнка;
Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при
проведении опыта.
Средства реализации: «Тонет – не тонет», «Опыт с солёной водой»,
«Растворить соль, сахар, марганцовку», «Сравнение вязкости воды и
масла», «Что стало, когда воду нагрели». Предложить найти воду в разных
предметах и состояниях.
Опытно – экспериментальная деятельность является
ведущей в развитии творческой личности
дошкольника.
-Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов);
-Природосообразность ( развитие в соответствии с природой ребёнка, его
здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными
особенностями, восприятием );
-Дифференцированный подход (решаются задачи эффективной
-психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности,
создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть
психофизические, личностные способности и возможности детей);
- Активная деятельность (включение ребёнка в игровую, познавательную,
поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной
позиции);
- Творчество ( максимальная ориентация на творческое начало в игровой и
продуктивной деятельности , приобретение дошкольником опыта творческой
деятельности).
В результате опытно – экспериментальной деятельности дети приобретают
определённый багаж знаний о мире природы. В этом и заключается связь в
развитии основ экологического сознания.
Требования к уголку экспериментирования
Материалы, находящиеся в Уголке экспериментирования, распределяются по
разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло»,
«Резина», которые расположены в доступном для свободного
экспериментирования месте и в достаточном количестве.
В уголке экспериментирования необходимо иметь:
Оборудование уголка экспериментирования:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты и другое;
- сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика и
другое);
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох,
листья и другое;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,
-пластмассы, пробки и другое;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и другое;
-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
-красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
-медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без
игл), мерные ложки, резиновые груши;
-прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,
цветные и прозрачные стекла, сито и многое другое.
Дополнительное оборудование:
1. Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца,
2. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
3. Карточки-схемы проведения экспериментов
4. В индивидуальных дневниках экспериментов ставится дата их проведения,
название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем
проведен эксперимент.
5. В каждом разделе на видном месте вывешиваются правила работы с
материалом.
6. Материал, находящийся в Уголке экспериментирования, должен
соответствовать среднему уровню развития ребенка.
В результате организации детского экспериментирования, у детей развивается
познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской
деятельности. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой
природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы
(воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов
(резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей
деятельности. У детей появляются навыки планирования своей деятельности,
умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность,
креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы,
стимулирует их к получению новых знаний. Таким образом, я пришла к выводу,
что экспериментирование как специально организованная деятельность
способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ
культурного познания им окружающего мира. Разработанная и апробированная
на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование
доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.
О чем должен помнить педагог, организуя
экспериментальную деятельность детей?
Критика- враг творчества. Надо избегать
отрицательной оценки детских идей, использование директивных
приемов.
Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь
видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая
предвосхищающую успех оценку.
Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении
эксперимента до конца.
Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления
признаков потери интереса у детей.
Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие
вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему,
вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой,
сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.