Напоминание

«Экологическое воспитание как направление дошкольного образования»


Автор: Шагина Анастасия Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Теремок
Населённый пункт: пгт Белый Яр Сургутского района Хмао
Наименование материала: Статья
Тема: «Экологическое воспитание как направление дошкольного образования»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок»

«Экологическое воспитание как направление

дошкольного образования»

статья

Составитель:

Шагина А.В. воспитатель

пгт Белый Яр ХМАО

2

«Любовь к Родине начинается с любви к природе»

Е. В. Павленко.

На

основном

этапе

развития

общества

вопрос

экологического

образования приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо больше

уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их

жизни,

так

как

именно

в

этот

период

у

ребенка

складывается

первое

мироощущение

-

он

получает

эмоциональные

впечатления

о

природе

и

социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется

основа экологического мышления, сознания и культура.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при

помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для

всех людей. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из

важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.

Общаясь

с

ней,

изучая

ее

объекты

и

явления,

дети

дошкольного

возраста

постепенно

постигают

мир,

в

котором

живут:

открывают

удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль

природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-

эстетические

чувства

и

переживания,

побуждающие

их

заботиться

о

сохранении и приумножении природных богатств.

Острота

современных

экологических

проблем

выдвинула

перед

педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения

в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать

вопросы

рационального

природопользования,

защиты

и

возобновления

природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения

каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать

чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Цель нашей работы является формирование представлений у детей

дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного

3

края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения

в природе и гуманного отношения к ней.

Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:

- углубить и расширить экологические знания;

-

привить

начальные

экологические

навыки

и

умения

поведенческие,

познавательные;

-

развивать

познавательную,

творческую,

общественную

активность

дошкольников в ходе экологической деятельности;

- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

Всю

работу

по

экологическому

образованию

осуществляли

в

двух

направлениях:

на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения

и

навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляли в повседневной жизни.

Начиная с 2-3 лет, обращали внимание детей на отдельные наиболее

яркие заметные явления и события характерные для разных времен года.

Давали детям информацию понемногу, используя при этом игры, забавы. И

возвращались по нескольку раз к одним и тем же объектам и явлениям.

Во второй младшей группе работу продолжили. Ребят привлекали к

активному

участию

по

уходу

за

комнатными

растениями:

поливали,

рыхлили,

протирали

листья,

мыли

поддоны

и

т.д.

Каждый

ребенок

постепенно знакомился с материалом по уходу за растениями, чтобы не

навредить им. С наступлением зимы подкармливали птиц на участке. Делали

кормушки вместе с родителями и размещали поближе к окну, чтобы дети

ежедневно могли наблюдать за птицами.

В

старшем

дошкольном

возрасте

вовлекали

в

предметно-

преобразующую

деятельность

среди

природы.

Приучали

к

разумному

природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению

практического опыта отношение к естественной среде. В результате у ребят

формировались практические знания, личный опыт воздействия на среду и

4

сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в

деятельности среды природы.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и

склонностей дошкольников использовали различные формы экологического

воспитания:

а) массовые;

б) групповые;

в) индивидуальные.

К

массовым

формам

отнесли

работу

детей

по

благоустройству

и

озеленению

помещений

и

территории

ДОУ,

природоохранные

праздники,

конференции, экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке.

К групповым формам отнесли кинолектории, экскурсии, туристические

походы по изучению природы, экологический практикум.

Индивидуальным формам наблюдения за животными и растениями,

изготовление поделок, рисование, лепку.

Для

каждого

наблюдения

отбирали

небольшой

объем

информации.

Представления

об

объектах

и

явлениях

природы

формировали

у

дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в

процессе использования циклов наблюдений за одним и тем же объектом). В

каждом

последующем

наблюдении

вспоминали,

уточняли,

закрепляли

и

конкретизировали, расширяли полученные представления. В организации

наблюдений

продумывали

систему,

их

взаимосвязь,

что

обеспечивало

осознание

детьми

процессов

и

явлений,

которые

они

наблюдали.

Наблюдение стимулировало интерес детей, их познавательную активность.

Наряду

с

наблюдениями

широко

использовали

наглядный

иллюстративный

материал,

который

помогал

закрепить

и

уточнить

представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С

их

помощью

формировали

у

дошкольников

представления

об

объектах,

явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно, дети

5

знакомились с протекающими явлениями в природе (сезонными изменения),

происходило обобщение и систематизация информации природоведческого

содержания и характера.

Большую роль при ознакомлении дошкольников с природой отводили

игре. Сюжетно – ролевые игры предполагали наличие природоведческого,

природоохранного

и

экологического

содержания

и

существование

определенных

знаний:

«Поездка

на

выставку»,

«Экспедиция

в

Африку»,

«Путешествие к морю».

Подобрали

разнообразные

дидактические

игры

экологического

содержания: «Дикие – домашние», «Ядовитое и безопасное растение», «Где,

чей домик?», «Что вредно и полезно для природы (воды)?», «Опасно - не

опасно», «Выбери съедобные грибы, ягоды», «Соберем рюкзак в дорогу» и т

др.

Использовали

предметные

игры

с

использованием

природного

материала

(шишек,

камешков,

раковин

и

т.д.)

способствовали

развитию

мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным

признакам (цвету, размеру, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в

сборе природного материала.

Играли интеллектуальные игры – «КВН», « Что? Где? Когда?», «Брейн -

ринг», у детей вызывал восторг не только игра, но и подготовка к самой игре.

Особое внимание

требует

создание условий для самостоятельной

игры

экологической

направленности,

исследовательской

деятельности

и

моделирования. В уголке природы создали коллекцию природных бросовых

материалов для изготовление поделок, на подоконниках высадили мини –

огород.

Важнейшая форма работы с детьми - это труд в природе. Этот

вид

деятельности,

как

никакой

другой

способствовал

формированию

у

дошкольников

осознания

правильного

отношения

к

природе.

В

процессе

трудовой

деятельности

ребятишки

имели

возможность

применить

на

6

практике

свои

знания,

приобрести

новые,

наглядно

убедиться

в

существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные и

окружающая среда). У них формировались необходимые навыки

ухода,

чувство ответственности за живым организмом.

Положительные

эмоции

вызывали

у

детей

на

занятиях

рисования,

аппликация,

лепка

и

конструирование,

разыгрывание

спектаклей

на

природоведческую тематику, чтение художественной литературы – все это

способствовало

формированию у дошкольников осознанно правильного

отношения к природе, привлекали их к природоохранной деятельности.

Экологическое

образование дошкольников можно рассматривать как

процесс

непрерывного

воспитания

родителей,

направленный

на

формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое

образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же

время

одно

из

наиболее

сложных

направлений

работы

дошкольного

учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов

семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к

совместной работе. Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из

них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень

важно

для

экологического

образования.

Семья

как

среда

формирования

личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ

экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, также

закладывается в семье и именно в период раннего детства.

Экологическую информацию взрослые получали:

- на родительских собраниях;

- в процессе посещения территории детского сада;

- из консультаций для родителей;

- в совместной деятельности с детьми.

Помимо

традиционных

форм

работы

и

ДОУ

и

семьи,

активно

используем инновационные формы и методы работы:

7

1. Круглый стол «Пути реализации системы экологического воспитания

в детском саду»;

2.Тематические

выставки:

фотовыставка

«Домашние

питомцы»,

выставка рисунков «Не опоздай, спаси планету!»;

3.Семейные встречи экологической направленности: «Вместе по нашей

экологической тропинке», «Посади дерево»;

4. Конкурс семейных талантов: «Чудо – овощи», «Сохраним елочку»,

«Птичья столовая».

Работа

с

родителями

должна

быть

постепенным

и

непрерывным

процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям,

лично

значимой

для

них.

Совместная

деятельность

взрослого

и

ребенка

способствовала

сотрудничеству,

эмоциональному,

психологическому

сближению ребенка и взрослого.

Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать вывод

о

том,

что

при

организации

работы

с

детьми

дошкольного

возраста

необходимо

ориентироваться

на

возрастные,

индивидуальные

и

дифференцированные

особенности

детей.

Так

же

необходимо

правильно

организовать

взаимодействие

с

семьей,

для

того,

чтобы

работа

по

экологическому образованию продолжалась и дома.

8



В раздел образования