Автор: Шагина Анастасия Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Теремок
Населённый пункт: пгт Белый Яр Сургутского района Хмао
Наименование материала: Статья
Тема: «Экологическое воспитание как направление дошкольного образования»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Теремок»
«Экологическое воспитание как направление
дошкольного образования»
статья
Составитель:
Шагина А.В. воспитатель
пгт Белый Яр ХМАО
2
«Любовь к Родине начинается с любви к природе»
Е. В. Павленко.
На
основном
этапе
развития
общества
вопрос
экологического
образования приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо больше
уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их
жизни,
так
как
именно
в
этот
период
у
ребенка
складывается
первое
мироощущение
-
он
получает
эмоциональные
впечатления
о
природе
и
социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется
основа экологического мышления, сознания и культура.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при
помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для
всех людей. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из
важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.
Общаясь
с
ней,
изучая
ее
объекты
и
явления,
дети
дошкольного
возраста
постепенно
постигают
мир,
в
котором
живут:
открывают
удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль
природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-
эстетические
чувства
и
переживания,
побуждающие
их
заботиться
о
сохранении и приумножении природных богатств.
Острота
современных
экологических
проблем
выдвинула
перед
педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения
в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать
вопросы
рационального
природопользования,
защиты
и
возобновления
природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения
каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать
чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Цель нашей работы является формирование представлений у детей
дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного
3
края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения
в природе и гуманного отношения к ней.
Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:
- углубить и расширить экологические знания;
-
привить
начальные
экологические
навыки
и
умения
–
поведенческие,
познавательные;
-
развивать
познавательную,
творческую,
общественную
активность
дошкольников в ходе экологической деятельности;
- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
Всю
работу
по
экологическому
образованию
осуществляли
в
двух
направлениях:
на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения
и
навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляли в повседневной жизни.
Начиная с 2-3 лет, обращали внимание детей на отдельные наиболее
яркие заметные явления и события характерные для разных времен года.
Давали детям информацию понемногу, используя при этом игры, забавы. И
возвращались по нескольку раз к одним и тем же объектам и явлениям.
Во второй младшей группе работу продолжили. Ребят привлекали к
активному
участию
по
уходу
за
комнатными
растениями:
поливали,
рыхлили,
протирали
листья,
мыли
поддоны
и
т.д.
Каждый
ребенок
постепенно знакомился с материалом по уходу за растениями, чтобы не
навредить им. С наступлением зимы подкармливали птиц на участке. Делали
кормушки вместе с родителями и размещали поближе к окну, чтобы дети
ежедневно могли наблюдать за птицами.
В
старшем
дошкольном
возрасте
вовлекали
в
предметно-
преобразующую
деятельность
среди
природы.
Приучали
к
разумному
природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению
практического опыта отношение к естественной среде. В результате у ребят
формировались практические знания, личный опыт воздействия на среду и
4
сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в
деятельности среды природы.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и
склонностей дошкольников использовали различные формы экологического
воспитания:
а) массовые;
б) групповые;
в) индивидуальные.
К
массовым
формам
отнесли
работу
детей
по
благоустройству
и
озеленению
помещений
и
территории
ДОУ,
природоохранные
праздники,
конференции, экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке.
К групповым формам отнесли кинолектории, экскурсии, туристические
походы по изучению природы, экологический практикум.
Индивидуальным формам наблюдения за животными и растениями,
изготовление поделок, рисование, лепку.
Для
каждого
наблюдения
отбирали
небольшой
объем
информации.
Представления
об
объектах
и
явлениях
природы
формировали
у
дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в
процессе использования циклов наблюдений за одним и тем же объектом). В
каждом
последующем
наблюдении
вспоминали,
уточняли,
закрепляли
и
конкретизировали, расширяли полученные представления. В организации
наблюдений
продумывали
систему,
их
взаимосвязь,
что
обеспечивало
осознание
детьми
процессов
и
явлений,
которые
они
наблюдали.
Наблюдение стимулировало интерес детей, их познавательную активность.
Наряду
с
наблюдениями
широко
использовали
наглядный
иллюстративный
материал,
который
помогал
закрепить
и
уточнить
представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С
их
помощью
формировали
у
дошкольников
представления
об
объектах,
явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно, дети
5
знакомились с протекающими явлениями в природе (сезонными изменения),
происходило обобщение и систематизация информации природоведческого
содержания и характера.
Большую роль при ознакомлении дошкольников с природой отводили
игре. Сюжетно – ролевые игры предполагали наличие природоведческого,
природоохранного
и
экологического
содержания
и
существование
определенных
знаний:
«Поездка
на
выставку»,
«Экспедиция
в
Африку»,
«Путешествие к морю».
Подобрали
разнообразные
дидактические
игры
экологического
содержания: «Дикие – домашние», «Ядовитое и безопасное растение», «Где,
чей домик?», «Что вредно и полезно для природы (воды)?», «Опасно - не
опасно», «Выбери съедобные грибы, ягоды», «Соберем рюкзак в дорогу» и т
др.
Использовали
предметные
игры
с
использованием
природного
материала
(шишек,
камешков,
раковин
и
т.д.)
способствовали
развитию
мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным
признакам (цвету, размеру, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в
сборе природного материала.
Играли интеллектуальные игры – «КВН», « Что? Где? Когда?», «Брейн -
ринг», у детей вызывал восторг не только игра, но и подготовка к самой игре.
Особое внимание
требует
создание условий для самостоятельной
игры
экологической
направленности,
исследовательской
деятельности
и
моделирования. В уголке природы создали коллекцию природных бросовых
материалов для изготовление поделок, на подоконниках высадили мини –
огород.
Важнейшая форма работы с детьми - это труд в природе. Этот
вид
деятельности,
как
никакой
другой
способствовал
формированию
у
дошкольников
осознания
правильного
отношения
к
природе.
В
процессе
трудовой
деятельности
ребятишки
имели
возможность
применить
на
6
практике
свои
знания,
приобрести
новые,
наглядно
убедиться
в
существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные и
окружающая среда). У них формировались необходимые навыки
ухода,
чувство ответственности за живым организмом.
Положительные
эмоции
вызывали
у
детей
на
занятиях
рисования,
аппликация,
лепка
и
конструирование,
разыгрывание
спектаклей
на
природоведческую тематику, чтение художественной литературы – все это
способствовало
формированию у дошкольников осознанно правильного
отношения к природе, привлекали их к природоохранной деятельности.
Экологическое
образование дошкольников можно рассматривать как
процесс
непрерывного
воспитания
родителей,
направленный
на
формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое
образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же
время
одно
из
наиболее
сложных
направлений
работы
дошкольного
учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов
семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к
совместной работе. Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из
них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень
важно
для
экологического
образования.
Семья
как
среда
формирования
личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ
экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, также
закладывается в семье и именно в период раннего детства.
Экологическую информацию взрослые получали:
- на родительских собраниях;
- в процессе посещения территории детского сада;
- из консультаций для родителей;
- в совместной деятельности с детьми.
Помимо
традиционных
форм
работы
и
ДОУ
и
семьи,
активно
используем инновационные формы и методы работы:
7
1. Круглый стол «Пути реализации системы экологического воспитания
в детском саду»;
2.Тематические
выставки:
фотовыставка
«Домашние
питомцы»,
выставка рисунков «Не опоздай, спаси планету!»;
3.Семейные встречи экологической направленности: «Вместе по нашей
экологической тропинке», «Посади дерево»;
4. Конкурс семейных талантов: «Чудо – овощи», «Сохраним елочку»,
«Птичья столовая».
Работа
с
родителями
должна
быть
постепенным
и
непрерывным
процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям,
лично
значимой
для
них.
Совместная
деятельность
взрослого
и
ребенка
способствовала
сотрудничеству,
эмоциональному,
психологическому
сближению ребенка и взрослого.
Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать вывод
о
том,
что
при
организации
работы
с
детьми
дошкольного
возраста
необходимо
ориентироваться
на
возрастные,
индивидуальные
и
дифференцированные
особенности
детей.
Так
же
необходимо
правильно
организовать
взаимодействие
с
семьей,
для
того,
чтобы
работа
по
экологическому образованию продолжалась и дома.
8