Автор: Кривчикова Екатерина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ – детский сад компенсирующего вида №49
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Садово-огородные работы весной"
Раздел: дошкольное образование
Тема НОД: Садовые и огородные работы весной.
Возрастная группа: подготовительная
Форма НОД: игровая
Форма организации: групповая
Учебно-методический комплект:
Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования
«От рождения до школы». /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -
М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н.
С., Шелковкина Н.А.
Современные
педагогические
технологии
образования
детей
дошкольного
возраста:
методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013.
Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников». – М.: 2005г.
Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей». – Ярославль, 1996г.
Средства:
Наглядные: демонстрационный материал, раздаточный материал (предметы - заместители
инструментов, перчатки), декорации (каркасные: на проволоке домик и автобус, ширма)
Мультимедийные: компьютерная презентация
Литературные: стихи, загадки
Музыкальные: звуковые эффекты (песня про солнышко)
Цель: создание ситуации для воспроизведения и усвоения общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с видами садовых и огородных работ весной; формировать основу для будущих
трудовых навыков;
-актуализировать знания признаков весны;
-закрепить знания детей об инструментах, частях инструментов, способы их использования;
Воспитательные:
-формировать основу для усвоения норм человеческого общежития;
-воспитывать уважение к старшим, желание помогать;
-формировать интерес к садово - огородным работам;
Развивающие:
-развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с педагогом;
-развивать внимание, память,
-развивать способность сопоставлять и находить аналогии.
Ход НОД:
Педагог:
- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (ответ – весна)
-Кто может назвать весенние месяцы (март, апрель, май)?
-Что происходит с приходом весны? (ярче греет солнце, становится теплее, тает снег, начинает
расти травка и распускаются первые цветы, набухают почки на деревьях, прилетают птицы,
высиживают птенцов, просыпаются животные, у многих из них появляются детеныши)
-Да, ребята, весной природа пробуждается, у животных, птиц, насекомых много хлопот, да и у
людей их немало.
П: Вот недавно нам пришло письмо от бабушки Матрены
(П. читает письмо детям)
П: Поедем в гости? А на чем?
-Молодцы, ребята! Занимайте свои места, а Ярослав будет водителем.
Вот автобус едет
По дороге гладкой.
Далеко в деревню
Едут в нем ребятки.
Би- би- би!Би- би- би!
Ты с дороги уходи!
Загорелись фары,
Загудел мотор,
Вот автобус въехал
На широкий двор.
Би- би- би!Би- би- би!
Ты с дороги уходи!
Б. Матр.:
-Здравствуйте, внучата, мальчишки и девчата, никак письмо мое получили, помогать мне
приехали? Да, работы в деревне много, особенно весной, когда снег сошел, земля открылась,
солнце весеннее яркое прогрело землю, теперь самое время садить в нее семена овощей, чтобы
за лето они успели вырасти;
(не зря в народе говорят, как весной поработаешь, такой урожай осенью и соберешь), надо
успеть все посадить – и в саду, и в огороде.
-А что можно посадить весной на огороде?
- Овощи
- А фрукты можно?
- Смотрите внимательно, если овощ, то называйте и кричите «Посадим», а если фрукты, то
называйте и кричите «не будем»
(педагог показывает карточки с овощами.
Игра: «Назови и скажи, будем садить?…»)
- Молодцы! А теперь надо из овощей выбрать, что мы сейчас посадим. Овощи садят семенами.
Семена я принесла, вот они (карточки - семена).
- Какой овощ посадим?
- Хотите посадить горох?
- Куда садить будем? Где растут овощи?
- Мы с вами в огороде, здесь грядки, на грядку, в землю мы и посадим. (карт. грядка)
-А чтобы семена посадить в землю, она должна быть мягкая и рыхлая, что для этого надо
сделать?
-Вскопать.
- Чем копать будем?
- Лопатой (Карт, как копают. Карт. с комковатой землей)
- Посмотрите, земля мягкая, рыхлая?
- Чтобы она стала рыхлой, надо разрыхлить ее граблями.
- А где взять инструменты, я запамятовала, как вы думаете?
- Правильно, инструменты хранятся в сарае, рядом с домом (ширма)
-Пойдем, внучата, возьмем инструменты из сарая, да за работу.
- Ой, что это у нас на сарае? Смотрите ребята, карточки-памятки, какие правила нужно
соблюдать при работе с инструментами:
- Давайте попробуем догадаться, что означают эти рисунки?
1. Держать за рукоятку.
2. Не махать.
3. Чтобы не натереть мозоли, нужно надеть перчатки.
- Запомнили, ну теперь, помощники мои, пойдем садить?
Дети с бабкой Матреной берут инструменты в сарае и проходят к грядкам. На слайдах (или
картинки на мольберте) изображения последовательности работ, дети, опираясь на картинки,
выполняют садовые работы с комментариями:
- Внучок, ты что сейчас делаешь?
- Копаю грядку.
- Вскопали?
- А теперь что надо сделать?
- Разрыхлить землю….
- Семена посадили, полили из лейки, теперь солнышко пригреет и наши овощи будут расти и
созревать, а осенью мы снимем урожай, наберем мешок гороха на зиму, приедете осенью ко мне
урожай собирать?
Физминутка.
Давайте поможем семенам, солнышко приведем…
Вот как солнышко встает-
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет—
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется.
А под солнышком нам всем
Весело поется!
- Спасибо, мои хорошие, остальные овощи я сама посажу, а теперь в сад пойдем, посмотрим,
готов ли сад к лету.
- Что это?
- Деревья. Да это яблони и груши в нашем саду, смотрите, за зиму кое-какие веточки
поломались, деревья еще голые, беззащитные, некрасивые. Давайте им поможем?
- Нужно некрасивые, обломанные веточки опилить.
- Чем опиливать будем? Пилой.
- Где взять?
- Пошли в сарай, возьмем пилы, отпилим сломанные веточки.
Дети имитируют пиление. Дефектолог меняет изображение деревца со сломанными веточками
на деревце красивое.
- И еще весной стволы деревьев белят известью, чтобы они не сгорели на ярком весеннем
солнце. Белить будем чем? Кистью.
- Вот каждому по деревцу, подойдите к столикам, там есть вода и кисти с белой краской,
побелите стволы, как я, до половины.
- Ну теперь мы и сад подготовили к лету, теперь он будет сильный и принесет большой урожай
фруктов, осенью будем снимать яблоки и груши, приезжайте помогать, хорошо?
-Такие же вы замечательные помощники, так вы мне помогли, теперь вы тоже садоводы и
огородники, а кто хорошо поработал, тот и поесть должен, я вас угощу своими баранками, в
садик вернетесь, можно будет чай попить.
- А теперь вам пора возвращаться, на чем поедете?
Прощайте, внучата, спасибо вам, помогли бабуле, приезжайте осенью урожай собирать.
-Молодцы, ребята! Занимайте свои места, а Ярослав будет водителем.
Вот автобус едет
По дороге гладкой.
Далеко в деревню
Едут в нем ребятки.
Би- би- би!Би- би- би!
Ты с дороги уходи!
Загорелись фары,
Загудел мотор,
Вот автобус въехал
На широкий двор.
Би- би- би!Би- би- би!
Ты с дороги уходи!
Педагог встречает детей, радуется, бабка уходит.
Педагог:
- Ребята, где вы были?
- Чем вы у бабушки Матрены занимались?
- Что вы использовали в работе?
- А без инструментов смогли бы вы подготовить грядки?
- Что вам было интересно? А что трудно? Поедете еще бабушке Матрене помогать?
- А как называются люди, работающие в саду? Садовники. А в огороде? Огородники.
- Вы большие молодцы, замечательные помощники!